Локус контроля и границы бытийного пространства личности.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ГРАНИЦЫ БЫТИЙНОГО
ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ.

НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», Москва

Статья содержит результаты исследования, направленного на изучение влияния локуса контроля на структуру и диапазон границ бытийного пространства личности, их сохранность при взаимодействии с окружающим миром.

Постановка проблемы
Локус контроля - критерий, характеризующий склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Исследование представлений личности о том, от кого зависят значимые для неё жизненные события, было предложено американским психологом Дж. Роттером. Отталкиваясь от работ Роттера, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд и др. исследовали различные аспекты личной парадигмы, связывая её с оценкой того, какой (внутренний или внешний) локус контроля имеет индивид. Личная парадигма, как сущностный метод принятия решений, ментальная модель конкретного человека, его точка зрения, определяет сущностное знание, необходимое для обеспечения деятельности личности в социальной действительности.
Измерение уровня субъективного контроля широко применяется в психологии мотивации, в исследованиях человеческого характера и его связи с поведением, при психологическом отборе сотрудников для различных видов профессиональной деятельности, в психологии управления и других сферах.
В исследованиях Н.А. Кондратовой, С.К. Нартовой-Бочавер, З.И. Рябикиной и др. отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что всё в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели. Дезадаптация личности и высокая тревожность характерны для лиц с экстернальным локусом контроля (особенно в подростковом возрасте). Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Выявлены различия между интерналами и экстерналами в их профессиональной деятельности. Экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Однако влияние локуса контроля на определение границ бытийного пространства личности и оценку их нарушения исследовано недостаточно.
Исходя из этого, нами была сформулирована рабочая гипотеза о том, что границы бытийного пространства личности и оценка личностью нарушения границ её бытийного пространства будут варьировать в зависимости от её локуса контроля.

Организация и методики исследования
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование на выборке студентов, обучающихся в университете по специальностям гуманитарного направления. В исследовании приняли участие 85 респондентов. Исследование границ бытийного пространства личности изучалось нами с помощью опросников «Что моё?» и «Структура бытийного пространства личности». Оценка нарушения границ бытийного пространства личности изучалась с помощью опросника «Оценка нарушения границ бытийного пространства личности», разработанного автором. Опросник содержал в себе два вопроса – «Какие ситуации вы оцениваете как нежелательное вторжение в вашу личную жизнь, как нарушение ваших прав на сохранение границ вашего бытийного пространства?»; «Что без вашего разрешения или согласия нельзя делать в вашем бытийном пространстве?». Данные вопросы распространялись на подпространства «семья», «образование», «друзья».
Личность реализует свой потенциал через выстраивание своего со-бытия с другими людьми в тех сферах бытийного мира, которые наиболее тесно связаны с её ценностями, интересами, симпатиями. Бытийное (жизненное) пространство конституируется активностью субъекта, связанной с реализацией им собственных жизненных устремлений. Бытийное пространство личности репрезентировано в её образе мира, и в первую очередь смысловым конструктом «свое – чужое». В структуре бытийного пространства личности принято выделять центр, периферию и границы. Центр (первичная среда) образован объектами, представляющими наибольшую ценность для субъекта, с которыми он идентифицируется, ощущая их как часть себя. Периферию (вторичную среду) бытийного пространства личности составляют объекты и явления, степень субъективной значимости которых для неё менее важна. Границы бытийного пространства личности указывают на то, что обращено к публичности личности, является открытым, доступным для большого количества людей, а что является закрытым для чужих глаз и не терпит вмешательства со стороны посторонних.
При проведении исследования нас, в первую очередь, интересовала приоритетность для субъекта подпространств семья, образование, друзья, степень их приближённости к личности.
Используемый нами опросник «Что моё?», был модифицирован на основе методики М.Куна «Кто Я?». Мы предложили респондентам ответить на вопрос «Что моё?», включив в опросник такие бытийные подпространства личности как семья, образование, друзья («Что моё?» в пространстве семьи, в образовательном пространстве, в пространстве общения с друзьями).
Далее респонденту предъявлялся следующий опросник «Структура бытийного пространства личности», на котором в верхней части листа располагалась таблица с условными обозначениями бытийных пространств (С – семья, О – образование, Д – друзья) и колонкой для их ранжирования по баллам (1балл – самое значимое для субъекта подпространство, 2 – менее значимое, 3 – что находится ближе к краю границ). В нижней части листа в форме круга было представлено бытийное пространство личности с точкой (Я) в центре круга. Респондентам предлагалось изобразить схематично на рисунке (круг) объём и приближённость данных подпространств к Я (точке в центре круга).
Локус контроля исследовался с помощью методики Е.Г. Ксенафонтовой «Локус контроля», где выявлялся интернальный или экстернальный тип локуса контроля личности.
В нашем исследовании использовались показатели по следующим шкалам теста: шкала общей интернальности (охватывает все пункты опросника); шкала интернальности в межличностном общении (характеризует активность личности, направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в какой её они устраивают); субшкала компетентности в межличностном общении (показывает, насколько человек считает себя компетентным в межличностном общении); субшкала ответственности в межличностном общении (показывает, склонен ли человек брать на себя ответственность за позитивные и негативные варианты сложившихся межличностных отношений). Полученные данные были обработаны с применением программы «Statistica-7.0» методом корреляционного анализа. Достоверность результатов рассчитывалась с помощью вычисления коофициента корреляции Пирсона.
Обсуждение результатов исследования
Данные, полученные после обработки результатов исследования, показали:
Структура бытийного пространства личности (студентов вуза) представлена реорганизуемыми в соответствии с её личностными смыслами подпространствами – семьи, образования, круга друзей. Структура и содержательное наполнение бытийных подпространств личности индивидуальны и своеобразны. Важнейшей характеристикой бытийного пространства личности выступает сохранность его границ. Бытийное пространство переживается личностью как сохранное или нарушенное, что находит отражение в оценках личности и поведении, направленном на защиту объектов, включённых в своё бытийное пространство и наделённых определёнными личностными смыслами.
Субъект обладает способностью контролировать доступ других в своё бытийное пространство в зависимости от своего актуального состояния и предшествующего жизненного опыта. Сохранность границ обеспечивает личности переживание своего бытия как аутентичного, в котором наблюдается достижение субъективной, соответствующей внутренним побуждениям, степени открытости/закрытости бытийного пространства в каждой отдельной ситуации.
Нарушение границ бытийного пространства личности приводит к переживанию бытия как неаутентичного, несоответствующего желаемому, что побуждает субъекта к действиям, направленным на сохранение границ своего бытийного пространства.
Объём отдельных подпространств бытия и их приближённость к личности имеют различную выраженность у лиц с интернальным и экстернальным локусом контроля.
Студенты с интернальным локусом контроля в своё бытийное пространство включили все предложенные нами подпространства (семью, образовательное учреждение, друзей), определяя их приоритетность для себя в следующей последовательности – семья, друзья, образовательное учреждение, либо - семья, образовательное учреждение, друзья. Включение в бытийное пространство личности семьи как основного, наиболее приоритетного перед другими подпростраствами, обеспечивает личности идентичность с ней, даёт чувство надёжности и защищённости в окружающем мире. Включение объективного пространства образовательного учреждения в своё бытийное пространство даёт возможность реализоваться конструктивным тенденциям в формировании широкой идентичности, чувства общности с образовательным пространством и профессиональным сообществом. Включение в своё бытийное пространство друзей, общение и взаимодействие с ними обеспечивает личности расширение границ и реализацию потребности в межличностных отношениях со сверстниками.
Установлено, что чем выше общая интернальность личности, тем шире диапазон границ её бытийного пространства и богаче его структура.
Студенты с экстернальным локусом контроля в своё бытийное пространство включили не все предложенные нами подпространства. Одни (28%) совсем исключают семью или изображают её узким сегментом круга, выводя на первый ранг друзей, на второй – образовательное подпространство; у других (54%) бытийное пространство представлено семьёй и друзьями, а исключённым у них является образовательное подпространство; у третьих (18%) исключаются друзья. Это указывает на сужение границ бытийного пространства личности и ограничение возможностей формирования идентичности в исключённых пространствах бытия.
Высокие показатели по шкале общей интернальности и остальным перечисленным субшкалам теста характеризуют личность с субъектной позицией, позволяющей ей самой структурировать своё бытийное пространство, определять его границы и регулировать их сохранность, осуществлять контроль за «пограничными» ситуациями. Это даёт личности определённую безопасность, необходимую предсказуемость в межличностных отношениях, поскольку эти отношения формируются собственными усилиями, выбором тех или иных поступков в соответствии со своими личностными смыслами. Следствием всего этого выступает созидание собственного бытия, аутентичного природе данной личности.
Экстернальность личности практически всегда связана с переживанием неструктурированного бытия, с неопределённостью границ бытийного пространства личности. Это создаёт ситуацию непредсказуемости внешних воздействий на личность и её зависимости от них, переживания неаутентичного бытия.

Литература:
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., 2003. С.413-417.
Кондратова Н.А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «Жизненное пространство личности» // Вестник Московского университета. Сер. 14. 2009. - №2. С. 18 - 30.
Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. - Спб.: Питер, 2008.- 400с.
Рябикина З.И. Субъект и личность в со-бытии со значимыми другими./ Психология субъекта и психология человеческого бытия. // Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. – Краснодар: Кубанский гос.ун-т., 2010. С 130-157.



Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • К вопросу о регуляции границ бытийного пространства личности.
  • Границы бытийного пространства личности и их становление в онтогенезе.
  • Границы психического пространства личности
  • Пространства личности
  • Акселерометр для границ личности.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Дом как показатель границ личности
  • Подходы к определению границ личности в логико-философских исследованиях
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Специфика границ Я на разных уровнях организации личности
  • Психоаналитические подходы к пониманию психологических границ личности
  • Виртуальное пространство личности.
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Что такое границы личности и зачем они нужны?
  • Структура личности для чайников.
  • Психологические границы личности. Что это и зачем нужны?
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Тёмная сторона Личности и Бытия
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь