Пространства личности

В настоящий момент психологическая наука так или иначе приходит к объемному и всеобъемлющему пониманию личности. Если период советской науки все еще был сконцентрирован на изучении плоскости, в которой существует человек и личность в частности, то современная наука стремится к интеграции знаний из различных плоскостей, создавая тем самым некое объемное пространство.

Примеров плоскостей множество – физиологическая, бихевиоральная, теории деятельности. А вот личность как объемное понятие в отечественной науке рассматривал Б.С. Братусь. Интегрировав различные теоретические взгляды, он представил личность как проекцию на три различные плоскости в трехмерной системе координат.

Если считать плоскостями этого пространства, во-первых, деятельность, или, более обобщенно, бытие человека, определяемое как система сменяющих друг друга деятельностей; во-вторых, значение, или, обобщенно, культуру как систему значений, программ, образцов, норм, правил и т. п. и, наконец, в-третьих, смыслы как «значения значений», как динамические системы сознания, несущие пристрастные отношения человека к действительности, преображающие в сознании саму эту действительность, то личность можно представить как некий предмет, идеальное «тело», существующее в этих плоскостях и особым образом связанное, отражающееся в каждой из них.

Более ранние исследования принадлежат К. Левину в рамках типологической психологии он поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек.

Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой автором был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения.

Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит «замещение».

По К. Левину жизненное пространство индивида – в психологической теории поля – мир психических представлений и переживаний личности; общее психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение.

Психологическое поле – совокупность переживаемых субъектом актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации.

Теория социального поля – теория, согласно которой поведение личности или социальной группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной социальной ситуации.

К. Левин предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности.

Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Жизненное пространство изображалось К.Левином в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознано человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

К. Уилбер считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски» – самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;
Б) уровень эго – граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;
В) организм в целом – граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;
Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К. Уилбера, любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;
б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;
в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

Л.П.Гримак выделяет две реальности:

1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством;
2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром.

По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

Ганзен В. А. считал, что «любая реальность наблюдаемого мира описывается пространственными, временными, энергетическими и информационными характеристиками». Эти четыре общенаучных понятия - пространство, время, энергия и информация - после многолетних поисков были приняты за единый общенаучный базис, необходимость и достаточность набора элементов в котором, имеет обширное эмпирическое обоснование.

По мнению Стрекалова С.А. окружающий мир проявляется из трех глобальных первичных пространств: информации, энергии и материи. Они взаимодействуют между собой в виде бесконечного перехода, или перетекания из одного в другое.

Информация через энергию перетекает в материю, а материя через энергию ищет информацию для описания и осознания самой себя. Существование мироздания это не что иное, как процесс постоянной трансформации разных пространств. Из одного пространства получается какое-то другое. Трансформация пространств – это один из законов жизни.

Стрекалов С.А. также считает, что структура внутреннего пространства человека повторяет структуру мироздания, в нем можно выделить так же три уровня. Голова человека – информационная система, грудь – энергетическая, его живот – материальная система

Каждая из перечисленных систем внутреннего пространства человека имеет свой «язык», при помощи которого она проявляет себя, заявляет человеку о своем существовании. «Язык» информационной системы человека - это мысли, образы, символы, понятия, представления, внутренний диалог, вспышки интуиции и инсайтов. «Язык» энергетической системы – эмоции, чувства и желания. «Язык» проявления материальной системы – ощущения, которые в отличие от мыслей и эмоций можно описать метрически, используя такие понятия, как длина, ширина, высота, объем, вес, плотность, температура, состояние поверхности и глубины ощущения. 

Интегрируя проанализированные концепции, можно подчеркнуть, что каждое пространство существует в каком-либо ином пространстве. Имеет внутреннюю и внешнюю области, которые наполнены определенным содержанием и находятся в определенных структурных связях. Эти комбинации содержания и структуры, а так же степени проницаемости гриниц пространства создают специфические и индивидуальные для каждого пространства свойства. Научно изучить внутреннюю структуру и содержания пространства личности пока еще невозможно напрямую. Это можно сделать, анализируя проекции этого пространства на трехмерную систему координат. Личность можно рассмотреть в продуктах ее деятельности, в системе ее ценностей и смыслов. Это позволяет создавать карту пространства личности от ее внешних слоев ко внутренним. Но исследователь всегда должен быть осторожен, что бы внешняя видимость полноты не скрыла от него внутренние и еще не изученные структуры.



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • К вопросу о регуляции границ бытийного пространства личности.
  • Границы психического пространства личности
  • Локус контроля и границы бытийного пространства личности.
  • Границы бытийного пространства личности и их становление в онтогенезе.
  • Трансформация идентичности в условиях виртуализации жизненного пространства (размышления консультанта)
  • Психологические техники в работе с сахарным диабетом. Часть 1. «Очищение внутреннего пространства».
  • Состояния через призму пространства
  • Границы личного пространства. Необщительность.
  • Очищение пространства собственной жизни
  • Структурирование пространства. Атр-терапевтическое упражнение в поисках своего Я.
  • Нарушение пространства
  • Пространства в расстановках
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства
  • Расхламление медийного пространства
  • Безопасность личного пространства
  • Проявления архетипа замкнутого пространства в сновидениях клиентов.
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Как справиться с боязнью закрытого пространства?
  • Этический аспект Интернет-пространства
  • Структурирование пространства или все гениальное просто
  • Страх замкнутого пространства или Клаустрофобия.
  • Практика создания пространства радости.
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Тотальный контроль и нарушение личного пространства.
  • Причины нарушения и формирования личностного пространства.
  • Уроки Прекрасного: арт-терапия творческого пространства
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ
  • Суверенитет и нарушение личного пространства в российских семьях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь