Границы бытийного пространства личности и их становление в онтогенезе.

ГРАНИЦЫ БЫТИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ
И ИХ СТАНОВЛЕНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», Москва

Статья содержит анализ исследований, связанных с изучением становления границ бытийного пространства личности в онтогенезе, сохранения их целостности при взаимодействии с социумом.

Границы бытийного пространства личности появляются уже в младенческом возрасте и носят сначала сугубо телесный характер. Нарушение границ для младенцев выражается в дискомфорте, яркости света, громкости звука, жесткости пеленок. На протяжении раннего и дошкольного возраста бытийное пространство включает в себя личную территорию и личные вещи. Взрослые очень часто нарушают границы бытийного пространства ребёнка, не придавая этому значения. Забирая у ребёнка его любимую игрушку или разрушая игровой городок, выстроенный с любовью для игры, без его согласия или разрешения, взрослые часто даже не задумываются о том, что грубо нарушают границы бытийного пространства ребёнка, и плач по поводу утраты своих ценностей воспринимают как непослушание или капризы. А это переживается ребёнком как удар по личности в целом.
Начиная с дошкольного возраста, дети способны завязывать первые личные дружеские отношения, и запрет играть с тем, кто вызывает у ребёнка симпатию, или, напротив, необходимость общаться с теми, кого привели взрослые, также оказывает на ребёнка разрушительное воздействие и оценивается им как грубое вмешательство в его личное пространство.
Чаще всего родители сталкиваются с противодействием детей при соблюдении режима дня. Если принуждать ребенка жить по режиму, удобному взрослым, но не совместимому с его физиологическими потребностями, внутренним чувством, это также может восприниматься ребёнком как насилие.
Уже до школы у детей формируются личные вкусы, предпочтения, ценности, все то, что нередко становится поводом для конфликтов со взрослыми.
Следует обсудить и обратную сторону грубого нарушения границ бытийного пространства ребёнка взрослыми. Не считаясь с мнением и позицией ребёнка в перечисленных выше и подобных ситуациях, взрослые лишают ребёнка ситуаций, в которых развивается эмпатия, деликатность и понимание других в общении ними. Если с малых лет ребёнка взрослые не входят в его комнату без стука, спрашивают разрешения сесть в машину, которую ребёнок смастерил из стула, подыгрывая ему и т.п., то это повседневно создаёт ситуации, в которых и воспитывается ценностное (уважительное и бережное) отношение к другим.
В случае полноценного развития ребёнок обладает всеми бытийными языками самовыражения, адекватными измерениям бытийного пространства личности, и пользуется ими согласно контексту той реальной ситуации, в которую он попадает. Более того, чем больше свободы переживает маленький ребенок, осваивая окружающую среду, тем проще ему совершать и следующие шаги в овладении жизненным пространством.
Педагогическая практика показывает, что дети, свободные в выборе завтрака, игр, дружбы предполагают, что с их предпочтениями будут считаться, и готовы их отстаивать. Предоставляя ребёнку выбор в очень частной, совсем не важной на первый взгляд ситуации, взрослый наделяет его не только игрушкой или правом выбора блюда для еды. Ребёнок приобретает опыт собственного влияния на мир.
С. К. Нартова-Бочавер вводит понятие психологической суверенности личности, которое включает в себя способность человека поддерживать границы своего бытийного пространства целостными, и не разрушаться под влиянием внешних провокаций [5].
Если у ребёнка в силу неблагоприятных условий нет возможности выбирать себе место для просмотра мультфильма, одежду, в которой он пойдёт в детский сад, любимую игрушку, предпочитаемую им пищу, то происходит неудовлетворение его потребностей, отчуждение очень важного и значимого для него. Депривация личных потребностей в разных сферах жизнедеятельности в дальнейшем приводит к психосоматическим расстройствам, к тому, что неудовлетворённые потребности будут удовлетворяться в искажённых формах (повышенная внушаемость, межличностные патологии, территориальная экспансия, подозрительность и т.п.). С другой стороны, возможность и способность сохранять границы своего бытийного пространства позволяют состояться психологической суверенности личности уже в дошкольном возрасте [1].
К. Левин обращает внимание на то, что жизненное пространство личности изменяется в ходе её жизненного пути. При этом оно обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых, возрастных и внутриличностных факторов [2].
К первой характеристике К. Левин относит широту жизненного пространства. Широта-узость жизненного пространства определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к своей жизни, которые нашли отражение в его картине мира.
Второй характеристикой является степень дифференцированности жизненного пространства, при этом автор разделяет внутриличностную дифференцированность и дифференцированность внешних областей жизненного пространства.
Третьей характеристикой выступает степень организованности и согласованности выделенных частей – предполагается анализ наличия или отсутствия внутриличностной структуры и субординационных и координационных связей.
Следующей характеристикой является проницаемость внешних границ жизненного пространства личности. Проницаемость может проявляться как в открытости энергетическому и информационному потокам со стороны реального физического и социального мира, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Наблюдаются разные варианты проницаемости жизненного пространства личности, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую. Аутизм личности автор рассматривает как проявление плохой проницаемости внешних границ. Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства, носит двусторонний характер. Она отражает баланс между сенсорным и поведенческим компонентами личности.
Степень реалистичности - ирреалистичности жизненного пространства как его характеристика определяется соответствием жизненного пространства личности его прототипу - реальному миру. Реалистичность должна возрастать по мере накопления человеком знаний о реальном мире жизненного опыта. Уход личности в ирреалистичность жизненного пространства свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Искаженная картина мира иногда может выступать источником оригинального художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.
Важной характеристикой жизненного пространства личности также является степень активности в управлении своим жизненным пространством. К.Левин, описывая данную характеристику, вводит понятие «поле власти», под которым рассматривает способность одного человека проявлять активность, действующую на другого человека. Автор считал, что можно выделить силу поля власти у каждого человека и границы этого поля. Поле власти «ведущего» всегда больше, чем поле власти «ведомого».
Такая характеристика жизненного пространства личности как его заселённость определяется числом лиц, включённых субъектом в его жизненное пространство. Прежде всего, это значимые для личности люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер бытия. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или другие герои.
Широта временной ретроспективы и перспективы, как характеристика жизненного пространства личности, связывается с жизненной историей субъекта. К. Левин отмечал, что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой.
Степень событийной насыщенности жизненного пространства определяется количеством событий, которые субъект считает важными на своём жизненном пути. Люди придают определенную ценность каждому событию в их жизни. Одно и тоже событие может восприниматься по-разному – у одних оно может оцениваться как непоправимое горе, у других как некая неудача. В зависимости от того, частота каких событий доминирует в жизни человека, он будет воспринимать свою жизнь как богатую радостными событиями или печальными [3].
Изучение личности через данные характеристики жизненного пространства личности позволяет психологу увидеть мир ее глазами и помочь оптимизировать мировосприятие и определить значимость каждой характеристики для личности в определении границ своего жизненного пространства.
Установление границ бытийного пространства личности необходимо для равноправного взаимодействия с другими людьми. Однако важно не только уметь сохранять целостность своих границ, но и быть внимательным, уметь распознавать месторасположение границ другого человека, чтобы случайно не оказаться на чужой территории, не вызвать напряжение во взаимодействии или общении, не спровоцировать возникновение конфликта.
Если кто-то, не относящийся к близкому кругу общения, начинает претендовать на близость, нарушая границы бытийного пространства личности, то такое общение утрачивает свое гуманное предназначение и выражается манипуляцией или агрессивностью.
Функциональное предназначение целостности границ бытийного пространства личности заключается в её защищённости от разрушительных воздействий внешней среды, избирательности внешнего влияния и отсеивания нежелательных контактов. Кроме того, границы защищают от соблазнов, разнообразных зависимостей, пороков, манипуляций доминирующей группой, а нарушение границ ведёт к склонности к тому, чтобы оказаться жертвой, провоцировать неуважительное или насильственное отношение к себе [4].
Другое предназначение границ бытийного пространства личности состоит в том, чтобы человек мог понять, за что конкретно он берёт на себя ответственность. Если человек не способен осознать пределы своей ответственности, то это приводит к нежелательным психологическим последствиям (личность может оказаться в ситуации психической перегрузки, в состоянии переживания невротического чувства тревоги или вины, с которыми не может справиться, не может обратиться за помощью в случае острой необходимости и т.п.).
Прежде свод приблизительных правил того, как нужно защищать свои границы и уважать чужие, преподавался в рамках этикета. Однако сегодня этот предмет изжит, и каждый устанавливает эти правила для себя сам произвольно в силу собственной чувствительности и приватности. С возрастом жизненный опыт учит учитывать особенности выстраивания границ другого человека, но путь этот во временном измерении может существенно различаться.
Очень сложным процессом является выстраивание границ между членами семьи. Общее семейное бытие имеет существенные различия в разных семьях, поскольку представления о желаемой близости с другим очень индивидуально. Кроме того семейная дистанция между членами одной семьи различна и очень сложна для изучения.
Когда у человека возникает новая потребность, границы могут открываться изнутри. Но они могут взламываться и снаружи, если потребность или зависимость насаждаются другими.
Каждый человек поддерживает границы своего психологического пространства разными способами и с разной успешностью. Кто-то страстно ищет внешней автономии через захват, внедрение, силу и власть. Кто-то предпочитает самоутверждаться, расширяя внутренний мир и внутреннее пространство. Всё определяется тем, насколько выбор человека естествен, и каким потребностям в действительности он служит. Важно понимать, что гордыня и смирение – это две стороны одной медали.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие людей представляет собой обмен бытийными посланиями, которые символизируют их силу, самоуважение и любовь.

Литература:
1. Валединская О. Р., Нартова-Бочавер С. К. Личное пространство человека и возможности его «измерении» // Психология зрелости и старения. М., 2002. Лето. С. 60 - 77.
2. Левин К. Динамическая психология. Изд.: Смысл. - 2001.
3. Левин К. Топология и теория поля. - Екатеринбург: Деловая книга. - 1999.
4. Кондратова Н.А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «Жизненное пространство личности» // Вестник Московского университета. Сер. 14. 2009. - №2. С. 18 - 30.
5. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. - Спб.: Питер, 2008.- 400с.

 



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • К вопросу о регуляции границ бытийного пространства личности.
  • Локус контроля и границы бытийного пространства личности.
  • Границы психического пространства личности
  • Пространства личности
  • Трансформация идентичности в условиях виртуализации жизненного пространства (размышления консультанта)
  • Границы личного пространства. Необщительность.
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Проблема выбора жизненного пути и самоутверждения личности (по Э.Фромму)
  • Нарушение пространства
  • Структурирование пространства. Атр-терапевтическое упражнение в поисках своего Я.
  • Очищение пространства собственной жизни
  • Суверенитет и нарушение личного пространства в российских семьях
  • Тотальный контроль и нарушение личного пространства.
  • Состояния через призму пространства
  • Пространства в расстановках
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Практика создания пространства радости.
  • Как справиться с боязнью закрытого пространства?
  • Причины нарушения и формирования личностного пространства.
  • Расхламление медийного пространства
  • Безопасность личного пространства
  • КАМЕНЬ С ДУШИ или Как поддерживать чистоту душевного пространства
  • Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ
  • Этический аспект Интернет-пространства
  • Страх замкнутого пространства или Клаустрофобия.
  • Структурирование пространства или все гениальное просто
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства
  • Уроки Прекрасного: арт-терапия творческого пространства
  • Игротерапия и сказкотерапия детей (основные задачи по организации арт-терапевтического пространства)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь