|
Пространства в расстановкахАвтор статьи: Чикина Оксана
Пространства в расстановках Слушая серию вебинаров по сновидениям от Станислава Раевского, вдруг пришло, как сильно расстановка похожа по способу обхождения с бессознательным материалом на осознанное сновидение ( в вебинарах об этом не говорится, если что))). И в том и в другом случае мы обходимся с символическим пространством бессознательного в несколько измененном состоянии сознания, чтобы изменить что-то в данном образе, привести к большей целостности и интеграции на уровне сознания. Только в случае сновидений мы идем в гости к бессознательному, а в случае расстановок приглашаем его в лучи сознания. Работа со снами и практика работы в группе с расстановками и генограммой натолкнула на небольшие зарисовки. Расставляя фигуры в расстановках, мы оказываемся в символическом пространстве опыта человека. У этого опыта может быть несколько уровней, и от того, какой из них проявляется сейчас в расстановке, может зависеть то, как мы обходимся с тем, что проявилось в поле. Это может быть уровень личного опыта или уровень коллективного: уровень памяти рода (нескольких ближайших опознаваемых поколений) или уровень архетипических фигур, энергий. Чем менее лично опознаваемые фигуры проявляются в расстановке, тем более структурной, не связанной с контекстом семьи, становится работа. Она, скорее, становится способом обхождения со сгустками неопознаваемого бессознательного опыта, несущими определенного рода послания, энергии. Обхождение с такого рода фигурами требует либо очень высокой осознанности, когда человек способен воспринять все проявленное как свое внутрипсихическое, способен встречаться с ним из точки личной ответственности и передоговариваться, интегрировать или разделять. Или же, оно может быть ритуальным, когда способности воспринять это как внутреннее недостаточно, на это в данный момент нет ресурсов, например. Тогда фигуры остаются внешними и есть посредник - расстановщик, который общается напрямую с проявленными фигурами. Это похоже на то, что бессознательное расстановщика договаривается с бессознательным клиента (тут спорное, пока звучит внутри так). И тот, и другой способ работает. И тот, и другой уместен в разных ситуациях, по-моему. Сама помню пару ритуалов, которые хорошо сработали для меня. Глядя на то, как формируется опыт человека, мы учитываем трансгенерационную передачу и архетипические основания для проявления тех или иных вероятностей событий. Это предпосылка того понимания, что следуя за феноменологией в расстановке, мы можем оказаться на любом из этих уровней. Или же иногда расстановка случается многослойной, и в одном заместителе вдруг проявляются ощущения двойственных контекстов, расслоенных во времени и в пространстве. Способность видеть сразу несколько контекстов, таким образом - одно из умений расстановщика, та самая всепристрастность. Интересно про уровень архетипических энергий, которые проявляются в расстановках. Особенность их для меня в том, что их энергия обозначается как что-то большое, ощущаемое, как превосходящее все стоящие в поле фигуры, как самостоятельно действующие и обладающие несоразмерной человеку силой. И здесь возникает вопрос - мы в архетипическом пространстве или в полях личной или коллективной травмы, в которых фигуры тоже могут транслировать непереносимое, большое напряжение. Разница для меня в том, что в случае личной травмы клиент отчетливо демонстрирует признаки диссоциации или травматического отреагирования. В то время как в случае архетипического пространства клиент остается в контакте с "здесь и сейчас" несмотря на проявляемое Большее. Можно ли работать сразу с "узлом" опыта, включая личный, родовой и архетипический уровни одновременно? В расстановках мы следуем за феноменологией, и поэтому работаем с тем, что проявляется. В групповой (полевой, т.к. она воспринимается именно как работа в групповом поле) работе с генограммой априори проявляется сразу же "узел" непрожитых чувств, и мы работаем одномоментно со слоями личного и родового опыта. Подозреваю, что есть способ работать сразу с "матрешкой" всех уровней, включая архетипический, но это пока лишь размышления. Работать не с уровня идей, а феноменологически. Или же с многомерной структурой, проявляемой сквозь слои памяти и сквозь временные конфигурации прошлого, настоящего и будущего. Может, это про способность расстановщика к восприятию такой многомерности...? Все написанное - лишь мои размышления, приходящие в ходе практики и изучения чего-либо, в данное время юнгианства и расстановок. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|