Пространства в расстановках

Автор статьи: Чикина Оксана

Пространства в расстановках

Слушая серию вебинаров по сновидениям от Станислава Раевского, вдруг пришло, как сильно расстановка похожа по способу обхождения с бессознательным материалом на осознанное сновидение ( в вебинарах об этом не говорится, если что))). И в том и в другом случае мы обходимся с символическим пространством бессознательного в несколько измененном состоянии сознания, чтобы изменить что-то в данном образе, привести к большей целостности и интеграции на уровне сознания. Только в случае сновидений мы идем в гости к бессознательному, а в случае расстановок приглашаем его в лучи сознания.

Работа со снами и практика работы в группе с расстановками и генограммой натолкнула на небольшие зарисовки.

Расставляя фигуры в расстановках, мы оказываемся в символическом пространстве опыта человека. У этого опыта может быть несколько уровней, и от того, какой из них проявляется сейчас в расстановке, может зависеть то, как мы обходимся с тем, что проявилось в поле. Это может быть уровень личного опыта или уровень коллективного: уровень памяти рода (нескольких ближайших опознаваемых поколений) или уровень архетипических фигур, энергий. Чем менее лично опознаваемые фигуры проявляются в расстановке, тем более структурной, не связанной с контекстом семьи, становится работа. Она, скорее, становится способом обхождения со сгустками неопознаваемого бессознательного опыта, несущими определенного рода послания, энергии.

Обхождение с такого рода фигурами требует либо очень высокой осознанности, когда человек способен воспринять все проявленное как свое внутрипсихическое, способен встречаться с ним из точки личной ответственности и передоговариваться, интегрировать или разделять. Или же, оно может быть ритуальным, когда способности воспринять это как внутреннее недостаточно, на это в данный момент нет ресурсов, например. Тогда фигуры остаются внешними и есть посредник - расстановщик, который общается напрямую с проявленными фигурами. Это похоже на то, что бессознательное расстановщика договаривается с бессознательным клиента (тут спорное, пока звучит внутри так).

И тот, и другой способ работает. И тот, и другой уместен в разных ситуациях, по-моему. Сама помню пару ритуалов, которые хорошо сработали для меня.

Глядя на то, как формируется опыт человека, мы учитываем трансгенерационную передачу и архетипические основания для проявления тех или иных вероятностей событий. Это предпосылка того понимания, что следуя за феноменологией в расстановке, мы можем оказаться на любом из этих уровней. Или же иногда расстановка случается многослойной, и в одном заместителе вдруг проявляются ощущения двойственных контекстов, расслоенных во времени и в пространстве. Способность видеть сразу несколько контекстов, таким образом - одно из умений расстановщика, та самая всепристрастность.

Интересно про уровень архетипических энергий, которые проявляются в расстановках. Особенность их для меня в том, что их энергия обозначается как что-то большое, ощущаемое, как превосходящее все стоящие в поле фигуры, как самостоятельно действующие и обладающие несоразмерной человеку силой. И здесь возникает вопрос - мы в архетипическом пространстве или в полях личной или коллективной травмы, в которых фигуры тоже могут транслировать непереносимое, большое напряжение. Разница для меня в том, что в случае личной травмы клиент отчетливо демонстрирует признаки диссоциации или травматического отреагирования. В то время как в случае архетипического пространства клиент остается в контакте с "здесь и сейчас" несмотря на проявляемое Большее.

Можно ли работать сразу с "узлом" опыта, включая личный, родовой и архетипический уровни одновременно? В расстановках мы следуем за феноменологией, и поэтому работаем с тем, что проявляется. В групповой (полевой, т.к. она воспринимается именно как работа в групповом поле) работе с генограммой априори проявляется сразу же "узел" непрожитых чувств, и мы работаем одномоментно со слоями личного и родового опыта. Подозреваю, что есть способ работать сразу с "матрешкой" всех уровней, включая архетипический, но это пока лишь размышления. Работать не с уровня идей, а феноменологически. Или же с многомерной структурой, проявляемой сквозь слои памяти и сквозь временные конфигурации прошлого, настоящего и будущего. Может, это про способность расстановщика к восприятию такой многомерности...?

Все написанное - лишь мои размышления, приходящие в ходе практики и изучения чего-либо, в данное время юнгианства и расстановок.



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ненависть и "призраки" рода (из опыта работы)
  • Цикл опыта ч.1 (из статьи Джозефа Мельника и Сони Невис "Диагностика в Здесь-и-Сейчас")
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Роль "физкультуры" в преодолении кризисов. Заметки из личного опыта
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • По следам травматического опыта: мой "внутренний трус"
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Вам к психологу - "ни в коем случае" или "да, конечно"?
  • Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать?
  • О выборе психолога (из личного опыта и опыта клиентов, коллег и друзей).
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Ещё раз об Упражнении "Колесо Жизни". Из опыта работы.
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "почему я" (из опыта работы с зависимыми)
  • Почему стоит отказаться от терапевтических гипотез и концепта "фигуры сессии"?
  • "Психологическое сопровождение программ коррекции фигуры"
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Заметка-размышления "Я боюсь вступать в отношения, вдруг меня бросят."
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Вулканический песок. "Несколько секунд без сознания".
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • «Слепые пятна» или вопросы, которые мы не замечаем". Осмысление опыта консультирования ЛГБТ
  • Упражнение "инвентаризация жизненного опыта"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь