|
"Психологическое сопровождение программ коррекции фигуры"Автор статьи: Ерошенко Наталья Николаевна
Психологическое сопровождение программ коррекции фигуры Psychological maintenance of the body shaping programs
Аннотация. В статье рассмотрено отношение к телу человека в разные периоды истории, от античности до современности, через призму взаимосвязи телесного и духовного компонента понимания внешней привлекательности. Поднимается вопрос, «Чем руководствуется человек, приходя в фитнес центр?» Приводятся результаты пилотажного исследования посетителей фитнес – центра, которые работают над коррекцией фигуры. Рассматриваются варианты психологического сопровождения с помощью методов биоэнергетического психоанализа Александра Лоуэна. Annotation. This article reviews the attitude to a human body in different periods of history, from the ancient times until nowadays through the prism of the interaction of the corporal and spiritual components of understanding the visual attraction. The article raises the following question: “What motivates a person coming to fitness center?” There are the results of the pilot research of the fitness center’s clients, who work on body shaping. The variants of the psychological maintenance using the methods of the bioenergetic psychoanalysis of Alexander Lowen are viewed. Ключевые слова. Человеческое тело, телесность, духовность, общество потребления, пилотажное исследование, психологическая диагностика, культ тела, телесно – ориентированная практика, биоэнергетический психоанализ Александра Лоуэна. Key words: human body, corporality, spirituality, consumer society, pilot research, psychological diagnostics, body cult, body – oriented practice, bioenergetic psychoanalysis of Alexander Lowen. Что бы понять причину формирования современного отношения к красоте человеческого тела, обратимся к истории и рассмотрим, как менялось это отношение с течением времени. В эпоху античности были заложены эталоны физической привлекательности. Большое значение отводилось пропорциям (Пифагор, Поликлет, Виртувий), при этом и духовной составляющей уделялась немаловажная роль ( Сократ и Платон).[3] Древняя Греция стала местом проведения первых спортивных соревнований. Развитие медицины того времени, вело к тому, что тело лишалось его духовного значения и представлялось, как объект изучения снаружи и внутри. Интересно, что учения Древнего Китая, Индии и Японии, не отделяли духовную составляющую от телесной. Средние века ознаменовались презрением к телу и телесным удовольствиям. Важную роль в этом процессе сыграло повсеместно принимающиеся христианство.[8] Церковное описание поступка Адамы и Евы привело к осуждению мужчины и женщины на труд и боль. Их нагота была осуждена, и подлежала сокрытию. Можно сказать, что прикрыв «фиговым листом» телесное, оправдался разрыв между «духовным, душевным» и телесным, т.к. душа бессмертна, а тело смертно, то с ним можно поступать по своей воле. Произошло разделение не только друг от друга, но и в самом себе. Тело рассматривалось и как вместилище грехов (чревоугодие, сладострастие), и как образ и подобие тела Иисуса, необходимое для искупления грехов. Тело становится символом общественной жизни, при помощи которого объясняется строение общества, его институты и функции. Спорт, в Средние века, не имел особой популярности. XIX – XX века ознаменовались эпохой индустриализации. Внешняя привлекательность человека почти утратила свою актуальность. Тело представлялось «машиной» для работы, которое должно быть выносливым и сильным.[2] Появляются идеи о том, что красоту можно купить за деньги. На спортивных соревнованиях, так же можно заработать, поэтому спорт опять становится популярным. Нарциссический культ тела приходит на смену «устаревшей» идеологии души, о чем пишет философ, социолог, неустанный исследователь современного человека и общества потребления Жан Бодрийяр.[1] Тело становится самым прекрасным объектом потребления. Появляется индустрия спорта – фитнес индустрия. Какую же цель преследует человек приходя в тренажерный зал? Что он хочет получить в итоге? Красивое физическое тело, без внутреннего смыслового наполнения, или же стремится к красоте внутренней, выраженной в уважении к своему подтянутому телу? Попробуем проанализировать мотивацию современного человека. Приходя в фитнес центр, каждый преследует определенные цели. Кто – то хочет активно и весело провести время, пообщаться, получить заряд позитивных эмоций, кто-то получить физическую нагрузку. Достаточно часто целью посещений таких центров является желание подкорректировать собственное тело путем наращивания мышечной массы или избавления от лишней жировой ткани. Но редко кто задумывается, что все эти попытки изменения тела изначально вызваны потребностью в изменениях какой-то сферы взаимодействия человека с миром. На поверхности лежит проблема: « Я не доволен своим телом, надо идти в фитнес зал». Это очень логичное высказывание, продиктованное веянием времени, но не трудно догадаться, что это работа нашего сознания. А подсознание в это время говорит к примеру вот что: « Окружающие мною не довольны, мир не принимает меня таким какой я есть». На этапе принятия решения, обе составляющие нашего внутреннего мира, не довольны сложившимися обстоятельствами и имеют намерения к изменениям. Только сознание готово менять тело на радость современным общепринятым стандартам, а подсознание желает наладить взаимодействие внутреннего мира с внешним. Вот уже и наметился раскол в отношениях сознательного и бессознательного. Человек принимает решение, – иду в фитнес центр! И начинается дорога фитнес индустрии…У кого-то это «спринт», неделька другая «безумного» фитнеса, сопровождаемая непомерными нагрузками, болью в мышцах, возможно в комбинации с диетой. В итоге имеем эмоциональный спад, подкрепленный не достижением видимого результата, разочарование в себе и в тренере, и вывод: « Ну вот, я же так и думал(а), у меня ничего не получается, у меня гены такие! А тренера просто хотят «подсадить» меня на фитнес». На этом «спринтерская» дорога, скорее всего, заканчивается, и происходит радостное возвращение в домашний халат… У кого – то эта дорога «стайерская» и длиться годами. В этом случае ожидаются стойкие и стабильные изменения в теле. Но желание понять психологическую причину:-« Почему я хочу менять свое тело?», к сожалению, возникает очень редко. Что мы имеем в итоге? Меняется только тело, а психологические мотивы желаемых изменений остаются в тени. Вот и получается, что сознание говорит: «Иди и тренируйся, так надо, и тогда все измениться в твоей жизни…», а у подсознания свое мнение: «Ты изменишься, а как эти изменения скажутся на твоей жизни? Изменения опасны!». Мы снова видим внутренний диссонанс. А если немного задуматься и понять: « Зачем мне менять свое тело? Что я хочу укрепить в жизни? Что изменить? Что понять? И для чего мне все это нужно?», т.е. вывести подлинные мотивы в сферу сознательного. Может тогда работа в зале будет намного эффективнее и принесет не только удовлетворенность свей фигурой, но и гармоничное сосуществование телесного и духовного. Для изучения психологическим проблем людей желающих изменить свое тело (снизить вес), было проведено пилотажное исследование [4], целью которого являлось – выявить взаимосвязь определенных эмоционально – волевых состояний с трудностями коррекции веса. Выборка формировалась по принципу рандомизации. В исследовании принимали участие женщины разного возраста. Были подобраны следующие методики: - Опросник Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности [7]; - Опросник - Уровень невротизации и психопатизации (УНП), разработаный в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическим институте имени В.М.Бехтерева. Опросник предназначен для психологической экспресс-диагностики особенностей личности, характерных для пограничных нервно-психических расстройств и определения степени их выраженности, выявления лиц с высоким риском развития невротических состояний и психосоциальной дезадаптации. [6] Проективные методики: - незаконченные предложения Сакса - Леви .[7] Эта методика дает представление в той или иной степени, о системе отношений испытуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. - проективный рисунок человека Карен Маховер, применяемый для анализа личности и помогающий увидеть проекцию явлений душевной сферы жизни человека через явления его телесной жизни (в диаде «душа – тело»).[5] По итогам диагностики, тревожность личностная и ситуативная находиться на высоком уровне (45 -55 баллов) у 60% опрошенных. При этом опросник УНП, показал высокий уровень невротизации у 40% опрошенных, не определенный уровень психопатизации у 70%. Незаконченные предложения Сакса - Леви показали, что участницы диагностики испытывают значительное чувство вины, имеют трудности в межличностных взаимоотношениях, плохо признают авторитет других людей, имеют амбивалентное отношение к лицам противоположного пола. Имеются сходные тенденции в рисуночном тесте Маховер, указывающие на неприятие своего тела. В беседе проводимой по окончанию методики отмечалось рассогласование между восприятием телесного образа и наполнения этого образа духовной составляющей. Высокий уровень тревожности, подтверждаемый опросником Спилбергера-Ханина, и невротизация по шкале опросника УНП – говорят о выраженной эмоциональной возбудимости, продуцирующей различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Неопределенный (низкий) уровень психопатизации на уровне 70% опрошенных так же свидетельствует о желании современного человека соответствовать неким стандартам, диктуемым урбанизацией, ускоренны темпом жизни, информационными перегрузкам. Такие люди проявляют равнодушие к принципам долга и морали, безразличие к мнению окружающих, повышенный нонкомформизм, стремление выделиться среди окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенное самолюбие и самоуверенность.[6] Такое описание личности, стремящейся снизить свой вес, подтверждают группы предложений методики «незаконченные предложения», говорящие о плохом взаимопонимании с социумом, плохом отношении к вышестоящим лицам, высоким уровнем страхов и опасений. Вернемся к актуальному пониманию телесного образа современным человеком. Как показало проведенное исследование, те требования которые предъявляет современное общество человеку, постоянно заставляя подтверждать свою реальность, и служат причиной повышенной тревожности. А что же тело? Тело превращается в товар, который уводит нас все дальше и дальше от самих себя. «Потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. Он как бы обязан быть счастливым, влюбленным, расхваливающим (расхваленным), соблазняющим (соблазненным), участвующим, эйфоричным и динамичным». « В наборе потребления есть объект более прекрасный, более драгоценный, более яркий, чем все другие, более нагруженный коннотациями, чем автомобиль, объект, который однако, все их подытоживает: это – Тело. Его «новое открытие» после тысячелетней эры пуританства, произошедшее под знаком физического и сексуального освобождения, его вездесущность в рекламе, моде, массовой культуре (и особенно женского тела, нужно бы понять почему), гигиенический, диетический, терапевтический культ, которым его окружают,… жертвенных занятий, которые с ним связаны, миф Удовольствия, который его окутывает, - все сегодня свидетельствует, что тело стало объектом спасения. Оно буквально заменило собой душу в этой моральной и идеологической функции».[1] Связующим звеном, дающим возможность вернуть духовность телу, видеться применение телесно - ориентированных практик, как сопроводительных мероприятий в фитнес - программах коррекции тела, позволяющих работать с телом на языке тела. Значительный интерес для работы в обозначенном направлении, имеет телесно – ориентированный биоэнергетический психоанализ Александра Лоуэна.[9] В рамках которого работа состоит из двух компонентов – анализа личной истории и работы с хроническим напряжением в теле. Прекрасная возможность человеку, пришедшему за коррекцией внешней составляющей тела, разобраться с хроническим напряжением в теле, вызванным не разрешенным внутри личностным конфликтом, который только усугубляется изматывающими тренировками. Причины этого конфликта, кроются в противоречиях между принципом удовольствия, лежащим в основе биологической природы человека, и реальностью, в которой могут встречаться ограничения или даже запреты, в основном социальной природы.[9] Этот конфликт имеет отражение не только в психике, но обязательно и в теле, т.к. идет противоборство двух разнонаправленных двигательных импульсов – импульса направленного на достижение удовольствия, и импульса, который запрещает или ограничивает это удовольствие. Не получив разрешения, конфликт теряет видимую значимость, но не исчезает, уходит внутрь. Эта не реализованная, подавленная энергия существует уже в виде мышечного блока, снижающего жизненный тонус человека, и ведущая к соматизации проблемы. Биоэнергетический подход ставит перед собой задачу разрешения этого внутреннего конфликта, путем восстановления целостности клиента. Когда задача выполняется, запертая энергия находит адекватные пути своего проявления – восстанавливая функционирование человека на новом уровне: улучшается самочувствие, настроение, приобретаются новые способы поведения, меняется отношение к себе и к миру. В заключении можно сделать вывод, что внешне привлекательное тело имеет подлинную красоту, когда внутри нет конфликта, и есть место для духовности, однако в поиске этой духовности не нужно забывать и о почтительном отношении к телу.
Литература. [1] Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. Перевод на русский язык: Е.А. Самарская. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. [2] Большаков В.П., Завершинский К.Ф. Своеобразие культуры Нового времени в ее разнообразии от Ренессанса до наших дней: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. [3] Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. [4] Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. [5] Маховер Карен. Проективный рисунок человека. Перевод на русский: Ю. Васильева. – М.: изд. «Смысл», 2012. [6] Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП). Методические рекомендации. Ленинградский Научно – Исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. /Под ред. Личко А.Е./ – Ленинград, 1980. [7] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. [8] Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени//Ин – т всеобщ. Истории РАН. /отв. Ред. П. Ю. Уваров. М.: Наука. Вып. 69 (2), 2008. [9] Тимошинко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. – М: Практическое руководство. – М: Психотерапия, 2006.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|