Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ

Риски Интернет-пространства для здоровья подростков активно исследуются мировым сообществом в целом, и отечественными психологами и педагогами в частности. Актуальность и значимость изучения данной темы обусловлена стремительным расширением Интернет-пространства, увеличением количества детей и подростков, активных пользователей различных его контентов, что представляет для них ряд опасностей, не осознаваемых ими в силу возраста. 

В связи с очевидной актуальностью проблемы, нами в рамках гранта РГНФ  было проведено эмпирическое исследование на выборке 235 респондентов, из них:

  • 140 подростков в возрасте от 13 до 14 лет,  где 80 девочек и 60 мальчиков,
  • 70 родителей в возрасте от 32 до 52 лет, где 34 человека – родители девочек-подростков, 29 – родители мальчиков-подростков, 7 имеют детей обоего пола подросткового возраста, при этом пап 17, мам 53.
  • 25 педагогов в возрасте от 28 до 49 лет, при этом 6 мужчин, 19 женщин.

Таким образом, в исследовании приняли участие 83 респондента мужского пола (в возрасте 13-14 лет – 60 человек, 28-39 лет – 5 человек, 40-52 лет - 18 человек) и 152 респондента женского пола (в возрасте 13-14 лет 80 человек, 28-39 лет – 33 человека, 39-52 лет – 39 человек). Среди национальностей респондентов представлены: русские, чуваши, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, болгары, украинцы, белорусы.  

По данным исследования 100% опрошенных педагогов, 98% родителей и 95% подростков считают проблему рисков Интернет-пространства для здоровья подростков действительно актуальной. Интересно, что 2% родителей, не обозначивших важность данной проблемы – родители мальчиков. Исследование позволило определить и систематизировать основные угрозы (риски) Интернет пространства для детей и подростков. Большинство респондентов (89% педагогов, 82% родителей, 54% подростков) небезобидным считают бесконтрольный доступ к азартным и жестоким играм, приводящий к психическим и эмоциональным отклонениям в развитии. Из них  данную опасность  отмечают 38% респондентов-мужчин и 62% респондентов-женщин, 46% мальчиков и 54% девочек. Наиболее опасным для жизни и здоровья подростков родители (93%) считают свободную доступность к содержанию, несущему суицидальные призывы, призывы к насилию, пропагандирующему наркотики и подобное. Так считают 100% мам и 70% пап. Подростки (92 %) наиболее опасным для жизни и здоровья сверстников считают длительное пользование компьютером и риск формирования компьютерной зависимости.  Этого мнения придерживается 96% девочек и 87% мальчиков.

Склонны считать современных подростков Интернет-зависимыми 52% подростков (где, 23% девочки и 29% мальчики), 48 % родителей (где 31% мам и 17% пап) и 68 % педагогов (60% женщин и 8% мужчин). Интересно, что об Интернет-зависимости современных подростков говорят чаще родители и педагоги более старшего возраста (69% ответивших так – респонденты старше 40 лет).

Среди важнейших причин, способных вызвать зависимость подростков от Интернета отмечена увлеченность компьютерными играми (более 85 % всех респондентов). Так считают 79% девочек и 64% мальчиков, 52% женщин и 67% мужчин из числа всех опрошенных.  Также, по мнению респондентов, вызвать зависимость подростков от Интернета способно предпочтение общения в Интернете (в чатах, на форумах, социальных сетях), вместо реального общения (около 75% опрошенных). Так считают 72% девочек и 54% мальчиков, 58% женщин и 61% мужчин из числа всех респондентов. 

В рамках исследования были сформулированы и ранжированы наиболее и наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом. Участникам исследования предлагалось проранжировать 10 возможных последствий  злоупотребления подростками пользования Интернетом:

  • раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера;
  • конфликты с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютера;
  • потеря интереса к другим видам досуга, «живому» общению со сверстниками;
  • снижение успеваемости в учебном заведении;
  • отказ от выполнения домашних обязанностей;
  • нарушение сна, ухудшение самочувствия;
  • злоупотребление кофе и энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютером;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • проблемы, связанные с приемом пищи (еда за компьютером, забывание о еде и т.д.);
  • излишняя эмоциональность, возбуждение при виде компьютера.

В результате оказалось, что представления о последствиях злоупотребления подростками пользования Интернетом в целом похожи как у родителей и педагогов, так и у самих подростков. Для примера, в таблице №1 из 10 возможных последствий  злоупотребления подростками пользования Интернетом, проранжированных опрошенными, отображены 2 наиболее опасных, по их мнению и 2 наименее опасных  (Таблица 1).

 

 

Подростки

 

Родители

 

Педагоги

 

Наиболее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом

 

Конфликты с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютера

 

Потеря интереса к другим видам досуга, «живому» общению со сверстниками

 

Отказ от выполнения домашних обязанностей

 

Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера

 

Конфликты с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютера

 

Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера

 

Наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом

 

Пренебрежение личной гигиеной

 

Злоупотребление кофе и энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютером

 

Пренебрежение личной гигиеной

 

Злоупотребление кофе и энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютером

 

Пренебрежение личной гигиеной

 

Проблемы, связанные с приемом пищи (еда за компьютером, забывание о еде и т.д.)

 

 

 

Таблица 1.  Наиболее  и наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом.

 

Так, родителей больше всего пугает потеря интереса подростков к другим видам досуга, «живому» общению со сверстниками. Педагоги самым опасным последствием злоупотребления подростками пользования Интернетом считают отказ от выполнения домашних обязанностей. Родители считают наименее опасным последствием злоупотребления подростками пользования Интернетом пренебрежение личной гигиеной,  а педагоги - проблемы, связанные с приемом пищи (еда за компьютером, забывание о еде и т.д.).

Подростки видят наибольшую опасность в возникновении конфликтов с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютера. Так считает и большинство мальчиков-подростков, и большинство девочек подростков. Меньше всего беспокоит подростков пренебрежение личной гигиеной и злоупотребление кофе и энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютером.

Полную картину видения последствий злоупотребления подростками пользования Интернетом с точки зрения девочек-подростков и мальчиков-подростков можно увидеть на диаграмме (Рисунок 1).

 

Рисунок 1.  Наиболее  и наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом с точки зрения мальчиков и девочек.

 

Предложенный перечень последствий злоупотребления подростками пользования Интернетом был дополнен респондентами. Были указанные такие последствия:

  • Формирование ценностей и образцов поведения на основе увиденной информации;
  • Риск быть вовлеченными в секту, религиозные организации, терроризм;
  • Влияние непосредственно на здоровье подростка (зрение, осанку и т.д.)

Дальнейшая работа в рамках данной темы ставит перед нами задачу  разработки и обоснования путей минимизации рисков Интернет пространства для здоровья подростков.

Предварительно можно предположить, что путями минимизации рисков Интернет пространства для здоровья подростков может стать осуществление психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей, а также ряд организационных задач.  Такая работа может заключаться они в следующем:

  • Информирование  подростков и их родителей о рисках Интернет-пространства для здоровья;
  • Обучение подростков приемам саморегуляции, самообладания;
  • Развитие и отработка у подростков навыков общения со сверстниками и родителями: эффективная коммуникация, самопрезентация, развитие лидерского потенциала, умение работать в команде и т.д.;
  • Помощь подросткам в адаптации в коллективе сверстников, преодолении проблем межличностного взаимодействия со сверстниками;
  • Формирование у подростков позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям);
  • Информирование родителей о способах расширения возможности досуга детей и подростков;
  • Обучение родителей эффективным способам общения с ребенком;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов и психологов, работающих с подростками и родителями, в частности, повышение их осведомленности в теме рисков интернет-пространства для здоровья подростков и путей их минимизации;
  • Обеспечение возможности педагогов сотрудничать с другими специалистами, в частности с психологами, психотерапевтами, врачами, способными своевременно  оказать необходимую помощь самому подростку, его родителям или семье в целом.
  • Формирование мотивации, готовности педагогов сотрудничать со специалистами смежных областей.

Как показало исследование, проблема рисков Интернет-пространства для здоровья подростков осознается педагогами, родителями и самими подростками и считается ими важной и требующей изучения.  Становится очевидной необходимость дальнейшего глубокого изучения  данной проблемы и разработки технологии минимизации рисков Интернет-пространства для здоровья подростков.

 

Литература:

 

  1. Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. – Издательство: Михайлова В.А.- 2006. – 480 с.
  2. Богачева Т.Ю., Синягина Н.Ю.  Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности.- Воспитание школьников.-№8.-2009.-С. 16-20.
  3. Соболева А.Н. Интернет-зависимости у подростков и их профилактика // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2014. Вып. 2. URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page299
  4. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., Соколова А.А. Риски интернет пространства для здоровья подростков и пути их минимизации. – Наука для образования: Коллективная монография. - М.: АНО "ЦНПРО", 2015-С. 151-162.
  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского, Москва: Можайск-Терра, 2000.
  6. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский М.: Акрополь, 2009.
  7. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. — М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
  8. Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6 – С.45-49.
  9. Чудова Н.В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Материалы секции «Медиапсихология». – М.:МГУ, 2001.

 

Публикация:

Соболева А.Н.Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ// Образование Личности. – М.: АНО «ЦНПРО», 2016. - №1. – С.60-66.



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.
  • Интернет-зависимость у детей и подростков
  • Интернет зависимость у подростков
  • Интернет-зависимость у подростков
  • Интернет зависимость у подростков
  • Игровая и интернет зависимость у подростков
  • Семинар-практикум для педагогов по профилактике суицидов у детей и подростков.
  • Интернет-зависимость и суицидальное поведение подростков
  • Гаджеты и интернет у подростков
  • Лайфхак №1 для родителей подростков
  • Подростковый Ад по Данте (для родителей подростков и психологов)
  • Фильмы для подростков до 16 лет
  • Депрессия у подростков (информация для родителей).
  • Рекомендации для молодых родителей и подростков 1
  • Рекомендации для молодых родителей и подростков 2
  • Половое воспитание подростков. Информация для родителей. Часть 1
  • Для родителей подростков (книги рекомендует психолог)
  • Кто влияет на профессиональное самоопределение подростков? Для родителей старшеклассников.
  • Через движение - к гармонии Проект для подростков 11-14 лет
  • Почему появилась мода у подростков демонстрировать жестокость публично в интернет-пространстве?
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Песочная терапия для детей:маленьких, среднего возраста и подростков.
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Нимфомания девочек-подростков: что делать?
  • Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей
  • Символдрама для детей и подростков
  • Игротерапия, сказкотерапия для детей и подростков.
  • Многодетная семья: от репродуктивного здоровья подростков к репродуктивному выбору женщины
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Аффективные расстройства и психологические защиты у девочек-подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь