|
Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализАвтор статьи: Соболева Александра Николаевна
Риски Интернет-пространства для здоровья подростков активно исследуются мировым сообществом в целом, и отечественными психологами и педагогами в частности. Актуальность и значимость изучения данной темы обусловлена стремительным расширением Интернет-пространства, увеличением количества детей и подростков, активных пользователей различных его контентов, что представляет для них ряд опасностей, не осознаваемых ими в силу возраста. В связи с очевидной актуальностью проблемы, нами в рамках гранта РГНФ было проведено эмпирическое исследование на выборке 235 респондентов, из них:
Таким образом, в исследовании приняли участие 83 респондента мужского пола (в возрасте 13-14 лет – 60 человек, 28-39 лет – 5 человек, 40-52 лет - 18 человек) и 152 респондента женского пола (в возрасте 13-14 лет 80 человек, 28-39 лет – 33 человека, 39-52 лет – 39 человек). Среди национальностей респондентов представлены: русские, чуваши, татары, армяне, азербайджанцы, евреи, болгары, украинцы, белорусы. По данным исследования 100% опрошенных педагогов, 98% родителей и 95% подростков считают проблему рисков Интернет-пространства для здоровья подростков действительно актуальной. Интересно, что 2% родителей, не обозначивших важность данной проблемы – родители мальчиков. Исследование позволило определить и систематизировать основные угрозы (риски) Интернет пространства для детей и подростков. Большинство респондентов (89% педагогов, 82% родителей, 54% подростков) небезобидным считают бесконтрольный доступ к азартным и жестоким играм, приводящий к психическим и эмоциональным отклонениям в развитии. Из них данную опасность отмечают 38% респондентов-мужчин и 62% респондентов-женщин, 46% мальчиков и 54% девочек. Наиболее опасным для жизни и здоровья подростков родители (93%) считают свободную доступность к содержанию, несущему суицидальные призывы, призывы к насилию, пропагандирующему наркотики и подобное. Так считают 100% мам и 70% пап. Подростки (92 %) наиболее опасным для жизни и здоровья сверстников считают длительное пользование компьютером и риск формирования компьютерной зависимости. Этого мнения придерживается 96% девочек и 87% мальчиков. Склонны считать современных подростков Интернет-зависимыми 52% подростков (где, 23% девочки и 29% мальчики), 48 % родителей (где 31% мам и 17% пап) и 68 % педагогов (60% женщин и 8% мужчин). Интересно, что об Интернет-зависимости современных подростков говорят чаще родители и педагоги более старшего возраста (69% ответивших так – респонденты старше 40 лет). Среди важнейших причин, способных вызвать зависимость подростков от Интернета отмечена увлеченность компьютерными играми (более 85 % всех респондентов). Так считают 79% девочек и 64% мальчиков, 52% женщин и 67% мужчин из числа всех опрошенных. Также, по мнению респондентов, вызвать зависимость подростков от Интернета способно предпочтение общения в Интернете (в чатах, на форумах, социальных сетях), вместо реального общения (около 75% опрошенных). Так считают 72% девочек и 54% мальчиков, 58% женщин и 61% мужчин из числа всех респондентов. В рамках исследования были сформулированы и ранжированы наиболее и наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом. Участникам исследования предлагалось проранжировать 10 возможных последствий злоупотребления подростками пользования Интернетом:
В результате оказалось, что представления о последствиях злоупотребления подростками пользования Интернетом в целом похожи как у родителей и педагогов, так и у самих подростков. Для примера, в таблице №1 из 10 возможных последствий злоупотребления подростками пользования Интернетом, проранжированных опрошенными, отображены 2 наиболее опасных, по их мнению и 2 наименее опасных (Таблица 1).
Таблица 1. Наиболее и наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом.
Так, родителей больше всего пугает потеря интереса подростков к другим видам досуга, «живому» общению со сверстниками. Педагоги самым опасным последствием злоупотребления подростками пользования Интернетом считают отказ от выполнения домашних обязанностей. Родители считают наименее опасным последствием злоупотребления подростками пользования Интернетом пренебрежение личной гигиеной, а педагоги - проблемы, связанные с приемом пищи (еда за компьютером, забывание о еде и т.д.). Подростки видят наибольшую опасность в возникновении конфликтов с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютера. Так считает и большинство мальчиков-подростков, и большинство девочек подростков. Меньше всего беспокоит подростков пренебрежение личной гигиеной и злоупотребление кофе и энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютером. Полную картину видения последствий злоупотребления подростками пользования Интернетом с точки зрения девочек-подростков и мальчиков-подростков можно увидеть на диаграмме (Рисунок 1).
Рисунок 1. Наиболее и наименее опасные последствия злоупотребления подростками пользования Интернетом с точки зрения мальчиков и девочек.
Предложенный перечень последствий злоупотребления подростками пользования Интернетом был дополнен респондентами. Были указанные такие последствия:
Дальнейшая работа в рамках данной темы ставит перед нами задачу разработки и обоснования путей минимизации рисков Интернет пространства для здоровья подростков. Предварительно можно предположить, что путями минимизации рисков Интернет пространства для здоровья подростков может стать осуществление психолого-педагогического сопровождения подростков и их родителей, а также ряд организационных задач. Такая работа может заключаться они в следующем:
Как показало исследование, проблема рисков Интернет-пространства для здоровья подростков осознается педагогами, родителями и самими подростками и считается ими важной и требующей изучения. Становится очевидной необходимость дальнейшего глубокого изучения данной проблемы и разработки технологии минимизации рисков Интернет-пространства для здоровья подростков.
Литература:
Публикация: Соболева А.Н.Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ// Образование Личности. – М.: АНО «ЦНПРО», 2016. - №1. – С.60-66. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|