Сравнительный анализ представлений о родительской эффективности у родителей и подростков

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируются под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Соответственно, исследования в области психологии семьи и, в частности, в сфере детско-родительских отношений являются очень  важными для современного общества. Многие ученые занимались проблемой родительской эффективности, но ее исследование по-прежнему актуально – мы считаем, что необходимо расширение методического аппарата и разработка рекомендаций для работы психолога-консультанта, способствующих оптимизации его деятельности.

Родительская эффективность – это понятие сложное и системное. Родительская эффективность – это то, что позволяет родителям выстраивать свою позицию, помогает организовать успешное и плодотворное общение ребенка с родителями. Исследованием «родительской эффективности» занимались многие ученые – как отечественные, так и зарубежные. Среди отечественных необходимо отметить А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Н. Дружинин, Л.С. Выготский, А. Б. Добрович, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, А.А. Либерман, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская, Н. Н. Толстых, А. Г. Шмелев, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Н. В. Клюева и др., среди зарубежных - А. Адлер, Г. Крайг, Р. Бернс, Э. Эриксон, Б. Хеллингер, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Ф. Райс, Г. Навайтис, Р. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.

Теоретический анализ работ этих авторов позволил нам выделить 4 компонента родительской эффективности и описать их содержательно.

1)    Ценностно-мотивационный уровень (мотивация, установки, ценности родителей)

  • Основной задачей роди­телей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Спиваковская, 1999);
  • Важной задачей для родителей является научение детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации (Сатир, 1992). Мотивом воспитания ребенка должна быть счастливая, полноценная, творческая, по­лезная людям жизнь этого ребенка (Спиваковская, 1999);
  • Для воспитания ребенка наиболее приспособлены так называемые самоактуализирующиеся, гармонично развитые личности: люди, которые вовлечены в какую-либо деятельность, цель которой вне их самих; люди, чьи ценности не сводятся к процессам потребления; люди, которые умеют делать выбор; люди, которые постоянно постигают и познают мир и при этом развиваются сами (Спиваковская, 1999);

2)    Эмоциональный уровень (чувства и эмоции родителей, проявляемые по отношению к ребенку)

  • Самое главное – это безусловное принятие ребенка – необходимо любить не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так (Гордон, 2000; Гиппенрейтер, 2003);
  • Родители должны быть естественными, т.е. они могут испытывать как принятие, так и непринятие по отношению к детям. Но при этом они могут выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом (Гордон, 2000; Гиппенрейтер, 2003);
  • Родители должны стараться не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка, т.е. им не следует чрезмерно волноваться за ребенка (Сатир, 1992);

3)    Когнитивный уровень (информированность родителей – их знания о ребенке и о себе)

  • Родителям необходимо понимать, что ребенок имеет свои специфические потребности и собственный опыт общения с другими людьми (Хоментаускас, 1989);
  • Родителям необходимо разбираться в личностных особенностях своего ребенка (Сатир, 1992);
  • Родители должны знать возрастные особенности своего ребенка, т.к. каждому периоду соответствуют свои проблемные моменты (Сатир, 1992);
  • Родители должны знать гендерные особенности своего ребенка (Сатир, 1992);

4)    Поведенческий уровень (действия родителей, их умения и навыки):

  • Эффективный стиль родительского воспитания: в речи и поведении родителей должны отсутствовать приказы и жесткий контроль, опека над ребенком со стороны родителей должна быть осторожной; исключены наказания и жестокое обращение с ребенком (Сатир, 1992);
  • Конфликтологическая компетентность: когда ребенок ведет себя неправильно, отец или мать должны пытаться понять причину такого поведения и проявить максимум внимания (Сатир, 1992); при разрешении конфликтов родители должны вовлекать ребенка в процесс решения проблемы (Гордон, 2000);
  • Адекватное выражение любви и принятия по отношению к ребенку: родители должны выслушивать своих детей, используя при этом язык принятия (Гиппенрейтер, 2003); родители и дети должны прикасаться друг к другу (Сатир, 1992);
  • Правильно сформулированные правила, требования, инструкции (Гиппенрейтер, 2003);
  • Родители должны адекватно выражать свои половые особенности (Сатир, 1992);

Нами было проведено эмпирическое исследования (2009 г.). Целью данного исследования являлся сравнительный анализ представлений о родительской эффективности у подростков и их родителей. Гипотеза нашего исследования состояла в следующем:

  1. Родители и подростки по-разному оценивают родительскую эффективность 
  2. Основные различия в оценке родителями и подростками родительской эффективности сосредоточены на поведенческом и эмоциональном уровне

В исследовании приняли участие 80 человек: 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и 50 взрослых в возрасте от 33 до 49 лет – 29 матерей и 21 отец. Им всем было предложено заполнить анкету, которая состояла из 6 частей, включающих в себя 33 вопроса:

  • Вопросы, диагностирующие ценностно-мотивационную сферу(4 вопроса)
  • Вопросы, диагностирующие эмоциональную сферу (4 вопроса)
  • Вопросы, диагностирующие когнитивную сферу(4 вопроса)
  • Вопросы, диагностирующие поведенческий уровень (11 вопросов)
  • Вопросы, диагностирующие уровень отношений между родителями подростка (4 вопроса)
  • Вопросы, диагностирующие удовлетворенность детско-родительскими отношениями (6 вопросов)

Результаты:Полученные нами данные были проверены на значимость различий между группами – отцы и матери, отцы и подростки, матери и подростки и родители и подростки в целом. Для проверки значимости различий мы использовали статистический критерий T-Вилкоксона. Значимость различий мы разделили на среднюю (p

Интерпретация полученных результатов. Вследствие того, что нами было получено и проинтерпретировано более 20 значимых различий между группами, в данную статью мы решили включить лишь наиболее  интересные и важные расхождения. Итак, расхождения на ценностно-мотивационном уровне:

* Различия в представлении родителей и подростков относительно важности научения ребенка «оставаться человеком» в любой ситуации, имеют уровень значимости p

** Различия в представлении родителей и подростков относительно важности признания независимости ребенка имеют уровень значимости p

Расхождения на эмоциональном уровне:

*** Различия в оценке матерями и отцами уровня собственных переживаний за ребенка имеют уровень значимости p

Расхождения на поведенческом уровне:

**** Различия в оценке матерями и отцами частоты использования авторитарных приказов имеют уровень значимости p

***** Различия в оценке родителями и подростками чрезмерности опеки родителей над детьми имеют уровень значимости p

Расхождения на когнитивном уровне:

****** Различия в оценке матерями и отцами уровня собственной осведомленности о подростковом возрасте, а также частоты чтения книг по возрастной психологии, имеют высокий уровень значимости. Это может объясняться тем, что матери вследствие своего более высокого уровня переживаний за детей стремятся как-то его снизить и компенсировать через получение как можно большего количества информации – чтение книжек, общение с докторами, психологами и другими мамами и т.д.  Отцы меньше переживают и стремятся все делать согласно собственной интуиции. Кроме того, мужчины в меньшей степени доверяют психологической науке

Выводы: 1) Нами были обнаружены расхождения на поведенческом, ценностно-мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Мы считаем, что наиболее проблемными аспектами в поведенческом компоненте является способность родителей  проявлять заботу и принятие, которые бы не воспринимались подростком как ограничение свободы и навязчивость; в ценностно-мотивационном компоненте - задача формирования морально-этических норм у подростка и признание его автономности таким образом, чтобы подросток вырос полноценной и гармонически развитой личностью; в когнитивном – формирование у родителей знания возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростка; в эмоциональном – терпеливость родителей к перепадам настроения у подростка и уровень переживаний родителей, которые бы не перерастали в холодность и безразличие

2) Для практики работы психолога с родителями необходимо учитывать следующее:

ü     особенности подросткового возраста, необходимость информационного консультирования (например, то, что подростки больше сконцентрированы на собственных переживаниях и событиях в своей собственной жизни и склонны гиперболизировать оценки любых явлений и объектов);

ü     различия в морально-этических нормах у подростков и их родителей (у подростков они еще не сформированы);

ü     родителям, особенно матерям, свойственна сильная тревога по поводу возможных опасностей жизни -  мать может преувеличивать негативные последствия некоторых действий подростка, а также неадекватно и неконструктивно оценивать некоторые феномены;

ü     определенные различия между матерями и отцами (например, матери более эмоциональны и контакт между матерями и подростками теснее, отцы – авторитарны и не доверяют психологической науке)

ü     несформированность чувствительности родителей к отличительным особенностям подростка, попытки ориентироваться на стандарт, усредненный образец, почерпнутый ими из СМИ.





Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • За ребенка должны решать родители.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Требования родителей должны быть логичными.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Должны ли дети бояться своих родителей.
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Должны ли мы прощать своих родителей?
  • Ответы на популярные вопросы родителей подростков
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Должны ли дети слушаться родителей?
  • Дети должны «дохаживать» родителей . или ?
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Уверенность в себе у ребенка: поддержка родителей.
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь