|
Сравнительный анализ представлений о родительской эффективности у родителей и подростковАвтор статьи: Темиргалиева Майя Михайловна
Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируются под влиянием самых различных факторов. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Соответственно, исследования в области психологии семьи и, в частности, в сфере детско-родительских отношений являются очень важными для современного общества. Многие ученые занимались проблемой родительской эффективности, но ее исследование по-прежнему актуально – мы считаем, что необходимо расширение методического аппарата и разработка рекомендаций для работы психолога-консультанта, способствующих оптимизации его деятельности. Родительская эффективность – это понятие сложное и системное. Родительская эффективность – это то, что позволяет родителям выстраивать свою позицию, помогает организовать успешное и плодотворное общение ребенка с родителями. Исследованием «родительской эффективности» занимались многие ученые – как отечественные, так и зарубежные. Среди отечественных необходимо отметить А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Н. Дружинин, Л.С. Выготский, А. Б. Добрович, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, А.А. Либерман, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская, Н. Н. Толстых, А. Г. Шмелев, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Н. В. Клюева и др., среди зарубежных - А. Адлер, Г. Крайг, Р. Бернс, Э. Эриксон, Б. Хеллингер, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Ф. Райс, Г. Навайтис, Р. Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др. Теоретический анализ работ этих авторов позволил нам выделить 4 компонента родительской эффективности и описать их содержательно. 1) Ценностно-мотивационный уровень (мотивация, установки, ценности родителей)
2) Эмоциональный уровень (чувства и эмоции родителей, проявляемые по отношению к ребенку)
3) Когнитивный уровень (информированность родителей – их знания о ребенке и о себе)
4) Поведенческий уровень (действия родителей, их умения и навыки):
Нами было проведено эмпирическое исследования (2009 г.). Целью данного исследования являлся сравнительный анализ представлений о родительской эффективности у подростков и их родителей. Гипотеза нашего исследования состояла в следующем:
В исследовании приняли участие 80 человек: 30 подростков в возрасте от 14 до 16 лет и 50 взрослых в возрасте от 33 до 49 лет – 29 матерей и 21 отец. Им всем было предложено заполнить анкету, которая состояла из 6 частей, включающих в себя 33 вопроса:
Результаты:Полученные нами данные были проверены на значимость различий между группами – отцы и матери, отцы и подростки, матери и подростки и родители и подростки в целом. Для проверки значимости различий мы использовали статистический критерий T-Вилкоксона. Значимость различий мы разделили на среднюю (p Интерпретация полученных результатов. Вследствие того, что нами было получено и проинтерпретировано более 20 значимых различий между группами, в данную статью мы решили включить лишь наиболее интересные и важные расхождения. Итак, расхождения на ценностно-мотивационном уровне: * Различия в представлении родителей и подростков относительно важности научения ребенка «оставаться человеком» в любой ситуации, имеют уровень значимости p ** Различия в представлении родителей и подростков относительно важности признания независимости ребенка имеют уровень значимости p Расхождения на эмоциональном уровне: *** Различия в оценке матерями и отцами уровня собственных переживаний за ребенка имеют уровень значимости p Расхождения на поведенческом уровне: **** Различия в оценке матерями и отцами частоты использования авторитарных приказов имеют уровень значимости p ***** Различия в оценке родителями и подростками чрезмерности опеки родителей над детьми имеют уровень значимости p Расхождения на когнитивном уровне: ****** Различия в оценке матерями и отцами уровня собственной осведомленности о подростковом возрасте, а также частоты чтения книг по возрастной психологии, имеют высокий уровень значимости. Это может объясняться тем, что матери вследствие своего более высокого уровня переживаний за детей стремятся как-то его снизить и компенсировать через получение как можно большего количества информации – чтение книжек, общение с докторами, психологами и другими мамами и т.д. Отцы меньше переживают и стремятся все делать согласно собственной интуиции. Кроме того, мужчины в меньшей степени доверяют психологической науке Выводы: 1) Нами были обнаружены расхождения на поведенческом, ценностно-мотивационном, когнитивном и эмоциональном уровнях. Мы считаем, что наиболее проблемными аспектами в поведенческом компоненте является способность родителей проявлять заботу и принятие, которые бы не воспринимались подростком как ограничение свободы и навязчивость; в ценностно-мотивационном компоненте - задача формирования морально-этических норм у подростка и признание его автономности таким образом, чтобы подросток вырос полноценной и гармонически развитой личностью; в когнитивном – формирование у родителей знания возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростка; в эмоциональном – терпеливость родителей к перепадам настроения у подростка и уровень переживаний родителей, которые бы не перерастали в холодность и безразличие 2) Для практики работы психолога с родителями необходимо учитывать следующее: ü особенности подросткового возраста, необходимость информационного консультирования (например, то, что подростки больше сконцентрированы на собственных переживаниях и событиях в своей собственной жизни и склонны гиперболизировать оценки любых явлений и объектов); ü различия в морально-этических нормах у подростков и их родителей (у подростков они еще не сформированы); ü родителям, особенно матерям, свойственна сильная тревога по поводу возможных опасностей жизни - мать может преувеличивать негативные последствия некоторых действий подростка, а также неадекватно и неконструктивно оценивать некоторые феномены; ü определенные различия между матерями и отцами (например, матери более эмоциональны и контакт между матерями и подростками теснее, отцы – авторитарны и не доверяют психологической науке) ü несформированность чувствительности родителей к отличительным особенностям подростка, попытки ориентироваться на стандарт, усредненный образец, почерпнутый ими из СМИ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|