|
Консультирование родителей ЛГБ-подростков.Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Часть 1. Самые растерянные клиенты. Самые растерянные клиенты в моей практике – это родители ЛГБ-подростков. Кто не знает, ЛГБ (англ. LGB) — аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначения лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) . Нередко они приходят без запроса, часто, уже посетив одного-двух психологов. Им страшно, они полны интроектов и проекций относительно своих детей и их дальнейшей жизни. Прояснение запроса однозначно приводит к пониманию того, что им нужна информация и поддержка. В виду сложности темы, ни того, ни другого они не могут получить вне стен кабинета. Совершенно невозможно оказывается говорить о сексуальности, которая в обществе стигматизируется и называется «нетрадиционно» с друзьями или знакомыми. Конечно, многие из них уже прочли ряд книг, но этого все равно оказывается недостаточно. Конечно, я проецирую, но мне кажется, что информация, которая исходит из уст живого человека, оказывается важнее. Что же им важно знать? Самые простые вещи. Что их ребенок не психически больной, не извращенец. Такие простые слова о том, что ни в МКБ-10, ни в DSM-4 такие заболевания не представлены уже оказываются мощной поддержкой. А еще они спрашивают, можно ли вылечиться от гомосексуальности. Я могу дать только единственный ответ. Честный. Я ни разу не слышала ни об одном случае «излечения», против желания клиента (в случае, если человек ощущается вебя гомосексуалом и принимает свою гомосексуальность). Ни религия, ни медикаментозное лечение не помогают. Возможно только исследование в рамках психотерапии. Они не знают, как им относиться к собственному повзрослевшему ребенку. И вот здесь уже точно начинается работа. Как важно родителю осознать собственные чувства по отношению к подростку и принять их. Нередко они амбивалентны: любовь и ненависть. Также, конечно же, много негативных эмоций и чувств: отвращение, возмущение, презрение. Осознание собственных чувств помогает родителю, который успел отдалиться от собственного ребенка, приблизиться к нему, перестать смотреть на него только через призму сексуальной ориентации. Очень важно побеседовать с родителем о подростке в целом, о его интересах, его проблемах. Это помогает родителю снова увидеть подростка как личность. Часть 2. Родительские инроекты. Прояснение запроса родителей обычно выявляет несколько интроектов. Конечно, каждый из нас является носителем ряда интроектов. Жизнь в обществе этому способствует. Родители ЛГБ-подростков говорят о своем беспокойстве, о тревоге. Проясняя, обычно мы приходим к тому, что родители беспокоятся о будущей семейной жизни ребенка, о том, что у гомосексуала не будет семьи и детей. Вот он интроект: «гомосексуалы не имеют семьи и детей». Чисто теоретически понятно, что не все люди хотят иметь детей и не все хотят иметь семьи. Но человеку свойственно судить по себе. Поэтому на этот интроект родители «навешивают» собственные ценности. Как минимум, у всех моих клиентов-родителей есть дети. Следовательно, имеет место ценность родительства. Кроме того, все они имели или имеют гетеросексуальные отношения и семьи (кстати, среди моих клиентов не было одиноких родителей, но даже если бы и были, то отсутствие на данный момент партнера не означает его отсутствия ранее или в дальнейшем). Итак, консультанту важно обсудить с клиентом этот интроект. Я обычно иду по двум направлениям. А именно, выясняю у клиента, откуда он(а) узнал(а) о том, что у гомосексуалов не может быть детей и уточняю, у всех ли гетеросексуалов есть дети. Я точно не придерживаюсь какого порядка вопросов. Я иду за энергией клиента и скорее доверяю своей интуиции. Каждый клиент в консультировании идет по своему пути и делает свои открытия. Но есть и типичные моменты. Так, родители начинают размышлять о том, что, действительно, есть люди, которые просто не хотят иметь детей и не имеют их. А дальше консультант уже нужен только для того, чтобы присутствовать. Потому что родители начинают размышлять о репродуктивном здоровье, о том, что, к сожалению, не все МОГУТ иметь детей. Мамы девушек тут же делают открытие, что масса женщин рожают все брака с мужчиной и при желании ее дочь тоже сможет родить ребенка или даже нескольких детей. Наконец, есть ЭКО. Этот вывод, сделанный самостоятельно, оказывается мощной поддержкой для родителей. Мамам мальчиков, конечно, не так легко. Все-таки мужчина при всем желании не может выносить ребенка. Но здесь им приходят в голову примеры известных мужчин, которые воспитывают ребенка самостоятельно. Интроект, связанный с семьей тоже поддается разрушению. Родители вспоминают десятки несчастливых семей вокруг, разводы и делают вывод, что гетеросексексуальность не является залогом семейного счастья. Есть разные семьи, разные люди. В общем, родитель за непродолжительное время делает вывод, что все не так критично, как он думал. Его ребенок МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВ! А это самое главное для родителей.
Часть 3. Селективное самораскрытие. На мой взгляд, селективное самораскрытие – важная часть работы психолога. Это отличный инструмент. Но при одном условии. Селективное самораскрытие должно быть искренним и его должно быть в меру. Я четко осознаю, что не по всем вопросам я готова раскрыться. Но это уже запрос на супервизию и тема для другой статьи. С родителями ЛГБ-подростков я готова к самораскрытию и готова быть искренней. Это те клиенты, для которых важно знать «а как у вас»? И если обычно такой вопрос может быть не только поводом для селективного самораскрытия психолога, но и для прояснения того, зачем клиенту знать, что и как происходит у других, то в данном случае я не проясняю этот вопрос. Почему не проясняю? Потому что одна из потребностей моих клиентов это открыться, просто поговорить о том, что их беспокоит в спокойной доверительной обстановке, узнать мнение других. В реальной жизни для них такое обсуждение может быть неприятно, ведь нередко можно натолкнуться на гомофбные высказывания. Многие родители говорят о том, что обсуждения вопросов гомосексуальности на работе или в кругу друзей нередко сводятся к открытой гомофобии. Так, люди могут делать такие высказывания: «Если я узнаю, что мой сын гей, я выгоню его из дома» и т.д. Почти все родители задавали мне вопрос о том, как я буду реагировать, если узнаю, что мой сын – гей. Как я отвечаю? Честно. Я говорю о том, что жизнь гомосексуала сложнее психологически и даже опаснее (случаи психологического и физического насилия нельзя забывать). Но есть вещи, которые не зависят от меня. Так, от меня не зависит, левшой или правшой будет мой ребенок. Я могу лишь помочь ему приспособиться к тому, что мир существует преимущественно для праворуких. Но я могу купить ему специальные ножницы, могу поддержать и сказать, что не важно, какой рукой пишет человек и т.д. Точно также и с гомосексуальностью. Единственное, что я могу сделать для собственного ребенка в этом случае – это принять его. И тогда у него будет как минимум один человек, который принимает его таким, какой он есть. А это уже не так мало. Удивительно, но такие простые слова оказываются мощной поддержкой для родителей. Они как будто получают опору, которой до этого у них не было. Видимо, за этой опорой они и пришли ко мне.
Часть 4. А нормальный ли мой ребенок? Следующее, что требует прояснения для родителей – это «нормальность» его ребенка. Некоторая распространенность информации о том, что геи – это психически нездоровые люди, что гомосексуальность – это психическое отклонение становятся причиной родительской тревоги. Да как тут не тревожиться, если после введения закона о пропаганде, в СМИ только ленивый не высказался о том, что «нормально», а что «не нормально». Правда, высказывались преимущественно публичные люди, а не специалисты. И здесь, на мой взгляд, важна правда для родителей. Ни гомосексуальность, ни бисексуальность не являются психическим заболеванием. И точно также как гетеросексуал, гомосексуал может иметь психическое расстройство. В данном случае как психолог я должна сообщить об этом родителям, сохраняя нейтральность. По моему мнению, самое главное – сохранять нейтральность, опираться на достижения науки и обращать внимание на то, что как специалист вы ориентируетесь на авторитетов. В этом случае личное мнение лучше оставлять «за кадром». Почему? Потому что важно, чтобы родитель осознал свое собственное отношение к гомосексуалам и, возможно, перестал смотреть через призму сексуальной ориентации на собственного ребенка. Следующий этап работы с нормальностью я осуществляю следующим образом. Я спрашиваю у родителя, есть ли среди его знакомых гомосексуалы. На данный момент я пока не встречала родителя, который в своей жизни не встречал бы хотя бы одного гомосексуала. И я тогда прошу немного рассказать об этом человеке, о том, как с ним общаться, как вместе работать (жить по-соседству, пользоваться его услугами). И здесь оказывается все достаточно просто. Родители рассказывают об обычном человеке, со своими человеческими достоинствами и недостатками и постепенно сами осознают, что этот человек точно не является ненормальным, что его гомосексуальность не является препятствием для работы и общения. Так, постепенно, мы медленными шагами идем к принятию. Часть 5. А что скажут другие или родительские проекции. Теперь немного о проекциях родителей. Прояснение запроса в данном случае неизбежно выявляет проекции: - у ребенка будет масса проблем в жизни; - его засмеют; - его будут отвергать; - он не найдет нормальную работу; - как он будет служить в армии (учиться в вузе, работать) и т.д. Перечень проекций велик и не имеет смысла их перечислять. В большинстве случаев проекции основываются на интроектах. В данном случае работа с проекциями достаточно проста и основывается строго на теории. Каковы признаки проекций? В первую очередь это отсутствие или редкое использование местоимения «Я». Проектор предпочитает говорить «они», «вы» и т.д. Проецирующий родитель мало говорит о себе, о своих чувствах, о своем отношении к ситуации. Он говорит о других. Следовательно, важно повернуть его к нему самому. Поэтому я начинаю говорить с клиентом об их опыте взаимодействия с гомосексуалами. Есть ли у них знакомые геи? Как они к ним относятся. И тут оказывается, что для родителей сексуальность (будь то гомо или гетеро) не является причиной для негативного отношения. И дальше остается выяснять, что родитель думает про других людей, почему решил, что они будут отвергать гомосексуала. Примерно по той же схеме я работаю и с другими проекциями: относительно работы, учебы и т.д. Следующая характеристика проектора – это акцент на негативных аспектах жизни. В данном случае негативной стороной становится именно сексуальная ориентация. Что важно в этом случае? На мой взгляд, важно увидеть мир не через призму сексуальности, а во всем его многообразии. И тогда я спрашиваю о подростке, о том, какой он, есть ли другие проблемы. И когда родители приходят к осознанию, что в целом у их ребенка проблем-то нет, то оказывается, что жизнь прекрасна! 18 + Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|