Многодетная семья: от репродуктивного здоровья подростков к репродуктивному выбору женщины

      Работая психологом в женской консультации я поставил перед собой амбициозную сверхзадачу: преодолеть устоявшуюся в обществе психологическую установку иметь только одного ребенка в семье. Все остальные задачи были подчинены главной и решались в процессе текущей работы психолога во время проведения консультаций по запросам клиенток. Наряду с чисто специфическими вопросами женской консультации психолог в течение очной консультации обязан был решать и другие проблемы клиентов, такие например как: трудности материального обеспечения семьи, проблемы взаимоотношений в семье. В частности, психолог определяя характер взаимоотношений жены и мужа в семье, информировал будущих матерей о роли отца и матери в воспитании детей и о возможных  последствиях, которые возникают  при воспитании детей в неполной семье, и другие.  В тоже время, психолог осуществлял основные свои профессиональные функции в рамках реализации программ лекториев «Школа материнства» и «Репродуктивное здоровье и ценности семьи». Так, занятия в рамках лектория «Школа материнства» призваны помочь женщинам преодолеть некоторые проблемы, связанные с их новым «интересным» положением. В частности, в рамках данного направления  работы для беременных женщин обычно проводится обучение, направленное на формирование навыков произвольного управления своим психоэмоциональным состоянием.       Занятия с подростками разного возраста проводились в школах по проблемам репродуктивного здоровья в рамках медико-социально-просветительного лектория «Репродуктивное здоровье и ценности семьи». На занятиях с подростками акцентировалось внимание не только на медицинской стороне проблемы, но и на вопросах, касающихся формирования установок на создание многодетной семьи.      

     Рассмотрим поближе некоторые актуальные проблемы содержания работы психолога в женской консультации районной больницы. Известно, что институт современной  семьи переживает кризис в своем развитии. Подтверждение этому тезису мы обнаружили в практике своей работы, анализируя  семейный статус  женщин, обращающихся в женскую консультацию по поводу прерывания беременности.  Более половины  женщин, обращавшихся в женскую консультацию указывали на то, что состоят в так называемом гражданском браке, даже тогда, когда семья уже ожидала  появление на свет второго или даже третьего ребенка.  То есть, в обыденном сознании большинства современных граждан принимается в качестве нормы возможность существования такого брачного союза, который объективно является лишь формой добровольного сожительства двух лиц противоположного пола. На практике, подобный социально-юридический статус семьи позволяет, по крайней мере,  одному из супругов  быть менее  ответственным за её судьбу,  что повышает у женщин уровень  тревожности в силу подсознательной неуверенности за своё благополучное будущее. В результате,  мы имеем такую закономерность: у женщин, состоящих в гражданском браке, беременность проходит тяжелее, а дети чаще рождаются недоношенными, с ослабленным здоровьем. На психологическом, субъективном  уровне причина тревожности обусловлена влиянием латентного стресса. Женщина, готовящаяся стать матерью, но неуверенная в стабильности семейных отношений с «мужем-сожителем» менее склонна реализовать свою природную репродуктивную функцию.  Лишенная уверенности  женщина, как правило, не планирует иметь много детей, так как ощущение уверенности  для женщины является более важным фактором благополучия, чем для мужчины.  У женщины стремление быть в браке идет от сердца и чувства, а у мужчины потребность обеспечивать семью - от развитой способности быть ответственным. Получается, что пока не узаконены брачные отношения, то у мужчины как бы нет и ответственности.

     Отсюда, вытекает  рекомендация психолога женщинам в женской консультации: официально зарегистрировать брачно-семейные отношения!

     Другой стрессогенный фактор, повышающий тревожность женщин, особенно первородящих - это элементарный страх получить сильные болевые ощущения во время родов. 

     Уже в первый год работы в  женской консультации психологом был найден в арсенале психологических инструментов такой эффективный метод, который позволяет  снять чрезмерное психоэмоциональное напряжения - дистресс во время родов, и таким образом понизить  уровень болевых ощущений. Суть метода заключается в обучении произвольной психической саморегуляции, целью которой становится нейтрализация негативного воздействия  стресса.  В ранних экспериментальных исследованиях  нами была выявлена следующая закономерность: чем выше интенсивность стресса, тем более выражено у женщины расстройство восприятия геометрии своего тела. Дистресс для женщин вреден, особенно во время беременности. Мужчины, в отличие от женщин в ситуации психоэмоционального напряжения лучше понимают своё тело. Во время стресса выделяется гормон адреналин, который вызывает в организме мобилизацию, напряжение мышц, способствует непроизвольному сужению сосудов, повышает болевой порог  и всё это на биологическом уровне должно повышать вероятность выживания в ситуации возможного ранения. У женщин в состоянии стресса адреналин препятствует выделению гормона окситоцина, который призван повышать порог болевой чувствительности во время родов. На первый взгляд,  кажется, что все необходимые физиологические процессы женского организма во время родов протекают как бы автоматически. На самом деле, родовая деятельность матки и других родовых органов осуществляется подкорковыми отделами мозга и сопровождается выделением гормона окситоцина. Именно этот  природный гормон на субъективном уровне дает женщине возможность переживать радость, счастье, реализует инстинкт материнства. Зная, что адреналин способствует напряжению мышц, можно предположить, что у высокотревожных женщин во время родов шейка матки, вместо того чтобы размягчаться и  максимально растягиваться под действием адреналина выделяемого при стрессе продолжает относительно продолжительное время оставаться напряженной. Если нарушается взаимосвязь мозга и матки, а именно это и происходит во время сильного психологического стресса, то эвакуаторная деятельность матки нарушается, и роды  принимают затяжной, осложненный характер.

     Психолог женской консультации обучает женщин навыкам произвольной саморегуляции через овладение механизмом мышечной релаксации, через обучение технике правильного дыхания, концентрации  внимания на позитивных моментах в процессе  родов. Итогом серий занятий должно стать формирование навыка, устойчивой связи между  словесными формулировками и телесными ощущениями, способностью произвольно управлять своим  психофизиологическим состоянием, переводить стресс в  позитивное эмоциональное состояние.  

     У женщины на занятиях школы материнства должна формироваться стойкая уверенность в успешности процесса  рождения ребенка (к тому же ей в этом помогает генетическая память, оставленная ей предками по женской линии, у которых всё получилось успешно), а в процессе родов женщина должна испытывать  гордость за себя, за своё женское  предназначение Быть Матерью. Психолог советует женщинам в любой ситуации осуществления репродуктивной функции мысленно повторять минимальное количество ключевых слов и фраз, которые в результате тренировок закрепляются в форме вербально-телесного рефлекторного взаимодействия. Эти слова и фразы должны вызывать определенные позитивные чувства и  эмоциональные  состояния, при которых блокируется чрезмерное негативное напряжение, и высвобождаются природные гормоны радости и счастья материнства - гормоны окситоцина. Женщина должна во время родов испытывать такие же чувства, какие она испытывает сразу же после окончания родов: чувство уверенности в своей значимости, спокойствия и удовлетворенности от возможности реализовать себя в материнстве, испытывать чувство  безграничного счастья, радости и гордости за себя.  Такие слова как: «Релакс» или знакомое всем русское слово расслабление должно быть  ключевым словом, предназначенным для  поддержания устойчивого внимания на позитивном состоянии релаксации; слово «Малыш» - обозначает то, ради кого женщина проходит это стрессогенное испытание;  и волшебная фраза: «Я Богиня» - фраза, которая должна присутствовать в сознании каждой женщины, как до, так и во время родов, так как эта фраза позволяет роженице почувствовать себя уполномоченной от имени Бога давать на Земле жизнь новому человеку. Даря жизнь своему ребенку,  женщина обеспечивает своё бессмертие.

     Рекомендации психолога женщинам в женской консультации:  научитесь управлять своим психоэмоциональным состоянием и применяйте полученные навыки во время родов;  повышайте уровень личностной самооценки за счет осознания социальной значимости своего женского предназначения.

     Намерение женщины  родить ребенка или прервать беременность коррелирует с содержанием и качеством беседы психолога с женщиной в ситуации репродуктивного выбора. Психолог помогает сделать правильный выбор, хотя аборты законодательно не запрещены, предполагается, что женщина имеет возможность самостоятельно принимать решение по планированию семьи. Психолог не может настойчивым способом склонять женщину сохранить жизнь ребенку. Он учитывает все жизненные обстоятельства и дает женщине шанс или возможность принять правильное решение. Учитываются меры материального стимулирования для рождения второго и последующего ребенка со сороны государства, а также очевидная биологическая польза родов для здоровья женщины, и другие аргументы в зависимости от конкретных обстоятельств.

     В деятельность психолога женской консультации также могут быть включены обязанности по реализации амбициозного плана по улучшению демографической ситуации в закрепленном районе. По крайней мере, в рамках одного района можно получить позитивный результат, если в течение ближайших нескольких лет осуществлять план работы медико-социально-просветительского лектория, ориентированного на профилактику заболеваний репродуктивной сферы среди подростков района и формирования у них установок на создание многодетной семьи. Результат работы может стать очевидным при сравнении демографических показателей обслуживаемого женской консультацией района за период с начала проведения лекториев среди подростков и периодом после 2020 года, когда эти подростка станут создавать свои семьи. Реализация плана включает в себя обеспечение условий для проведения серии занятий с обучающимися в средних школах  района, отдельно с мальчиками и девочками, достигшими  возраста 13-14 лет.  Этот возраст максимально благоприятен для проведения подобной работы, так как подростки находятся в сенситивной  фазе пубертатного развития, и полученная ими информация закладывает психологические  установки на определенное сексуальное и социальное поведение, нацеленное на создание семьи, в том числе многодетной. Всё зависит от целей, которые преследует подобное просвещение и от педагогической компетенции лектора. Занятия проводятся в соответствие с программой проведения информационных мероприятий в рамках медико-социальной службы районной больницы. Цель занятий - укрепление репродуктивного здоровья подрастающего поколения и формирование у подростков психологических установок на создание в будущем многодетной семьи. Известно, что подростки в этом возрасте имеют повышенную чувствительность  к информации, относящейся к репродуктивной сфере. На занятиях внимание акцентируется  не только на физиологическом и медицинском аспектах сексуального развития, но и на социальной и морально-нравственной стороне подготовки подростков к семейной жизни. Не столько важна информация о контрацепции, направленная больше на защиту от беременности для подростков уже живущих половой жизнью, которых к счастью, в этом возрасте еще единицы, сколько важна нравственно-этическая и культурная сторона вопроса, формирующая психологические установки на создание прочной семьи. Мы считает, что на занятиях в школе по репродуктивной тематике должны учитываться возрастные, половые и психологические особенности восприятия актуальнозначимой для подростков информации, на основе культурных и нравственных традиций, норм, сохранившихся в общественном сознании  народа и только с учетом этого в сознание детей и подростков будет заложена  установка на определенное сексуальное поведение, ориентированное на создание многодетной семьи.

     Данная программа апробирована в шести из двадцати девяти средних общеобразовательных школ Кетовского района Курганской области в конце 2014 учебного года. Психологом проводились беседы с подростками по тематике сохранения репродуктивного здоровья, формирования семейных ценностей и психологических установок на проявления ответственного поведения будущего мужчины, мужа, отца  в семье. Мальчики узнали для себя, что секс, оказывается - это не только средство удовлетворения физической  и эмоциональной потребности, но и большая ответственность за здоровье как своё, так  и второй половины брачного союза, а также будущее здоровых детей нажитых в браке. Мальчики также узнали, что мужчина в семье - это главное ответственное лицо, обеспечивающее материальное и психологическое благополучие всех членов семьи, который должен быть надежной  опорой для женщины-матери и их общих детей. Мальчикам доходчиво объяснялось  и они, возможно,  впервые глубоко осознали, что женщина в семье должна чувствовать уверенность в своем будущем, что ей нужно создать такие психологические условия, в которых она могла бы реализовать своё  основное природное предназначение  - рожать и воспитывать детей.  



Просмотров: 687
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Изменились отношения с мужем после родов..Основные ошибки женщин
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • О женской инициации: 4 роли, в которых должна побывать каждая женщина
  • Ошибки женщин на стадии выбора мужчины для создания семьи.
  • Как женщины разрушают свои семьи и лишают себя счастья…
  • Специфика работы психолога с женщинами в ситуации репродуктивного выбора.
  • Женщина, которая сделала всё, ради семьи и даже больше
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Современная молодая семья. Взгляды молодежи на создание своей семьи.
  • Муж – глава семьи?! Или иллюзии женской слабости
  • Чем может быть полезен врач-психотерапевт до родов и после?
  • Время для консультации
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • О доверии во время консультации
  • Чего никогда не должно быть после консультации с психологом
  • Время женщин
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Случайная беременность (или женщина в ситуации репродуктивного выбора)
  • Какая у вас модель семьи? (тест для женщин)
  • Боязнь родов. Препятствия к рождению детей. Создать правильный настрой
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Синдром хронической усталости женщин в контексте семьи
  • Всех женщин под одну гребенку или кому должна женщина
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Мужчины ,которые ненавидят женщин, и женщины,которые их любят.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь