|
РАССУЖДЕНИЯ О РЕЛИГИОЗНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИАвтор статьи: Абдулаева Анна Владимировна
- Боже, помоги мне сдать экзамен! - Ладно, помогу. (Надпись на столе в учебной аудитории двумя разными студентами)
Что такое для современной молодежи вера в Бога? Религия - явление, свойственное исключительно человеческому обществу, она - один из компонентов его духовной сферы. Религиозность же — явление, свойственное индивиду или какой угодно по объему группе людей, или обществу в целом (религиозность общества). Мы знаем, что само понятие «религия» может принимать разную широту — от весьма узкого «догматика плюс культовая практика» до тождественности всей духовной сфере общества. Особенность студентов с точки зрения рассматриваемого вопроса заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны - студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества. И в таком же противоречии явно оказываются вопросы религии, вероисповедания, атеизма. Получается что, с одной стороны, мы имеем необходимость изучения религиозной сферы общества, с другой стороны, существует необходимость исследовать перспективу данного явления, которую можно проследить исходя из нынешнего состояния студенческой молодежи. Ведь, если спросить сегодняшних молодых людей будут ли они воспитывать своих детей в религиозном духе, большинство ответит «да». Совершенно ясно, что от взглядов и действий современных студентов зависит политическое, культурно-нравственное и, соответственно, религиозное будущее нашего общества. Например, церковь, храм, мечеть воспринимается ими, прежде всего, как источник духовной поддержки и сообщество единоверцев. Не очень значимы для молодежи эти религиозные институты в качестве места помощи или самосовершенствования. В представлении молодежи суть религии сводится к выполнению неких ритуалов с использованием определенных предметов. И воспринимается просто как элемент общественной жизни. В настоящее время приветствуется обращение молодежи, можно сказать с исторической точки зрения возврат, к религиозным корням своих предков. Но, к сожалению, нередко оборотной стороной высокой степени религиозности является нетерпимость к людям, исповедующим другую веру. Декларируя свое отношение к иноверцам, большинство молодых людей, как правило, заявляют, что относятся к их вере безразлично. Хотелось бы надеяться на высокую степень толерантности по отношению к иноверцам в среде молодежи. От качества взаимоотношений человека с человеком в этой сфере зависит какую направленность примет развитие нашего общества. Необходимо уже сейчас обратить внимание, проявляется ли декларируемая толерантность в реальном поведении студентов. Отрадно, что в большинстве своем, молодые люди заявляют, что принадлежность человека к какой-либо конфессии не является преградой для принятия или оказания помощи. Любая мировая религия, будь то ислам, христианство, буддизм, постулирует базовые морально-нравственные ценности. Можно даже сказать жизненно важные ценности. Приведем их в достаточном сокращении. В христианстве это 10 заповедей: 1. Я Господь Бог твой… и не будет у тебя других богов. 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего. В исламе – императив гуманизма отражен в аяте, гласящем, что убийство одного человека приравнивается к убийству всего человечества. Ислам категорически осуждает не только лишение жизни человека, но и воровство, ложь, лжесвидетельство, клевету и другие аморальные поступки. Особенностью ислама является то, что в нем нет строго разделения этических, правовых, социальных, политических и других ценностей. Фактически нравственность пронизывает все аспекты жизни мусульманина. Поэтому можно сказать заповеди, зафиксированные в Коране, должны предопределять все поступки и стороны жизни каждого мусульманина. В буддизме- это “благородный восьмеричный путь”. Он состоит из следующих принципов: 1. Правильное понимание (свободное от суеверий и заблуждений). 2. Правильное мышление (высокое и подобающее разумному человеку). 3. Правильная речь (добрая, открытая, правдивая). 4. Правильные действия (мирные, честные, чистые). 5. Правильный образ жизни (не приносящий ущерба или опасности живым существам). 6. Правильное усилие (в самовоспитании и в самоконтроле). 7. Правильное внимание (активный, бдительный ум). 8. Правильное сосредоточение (глубокая медитация на подлинной сущности жизни). В рамках данной статьи хотелось бы отобразить один из результатов, которые были получены при исследовании адаптации студентов к условиям обучения в вузе. В методике «Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге есть вопрос, на который студенты должны были ответить произошли ли у них за последние 2 года какие-либо изменения привычек, связанных с вероисповеданием. Нас заинтересовало, что из 500 студентов 21 ответили утвердительно. Остальные студенты, а это составляет 95,8% от общего количества исследованных, по нашему мнению, либо не колеблются в отношении своего вероисповедания, либо являются атеистами, либо вообще не задумываются над вопросами религии. Над вопросами своего отношения к религиозности собственной и окружающих. И то, и другое может зависеть от воспитания в семье. А если все же религиозные семейные устои не сильны, соответственно стоит задаться следующими вопросами. Приверженцами мировых ли религий являются наши студенты? Или различных сект? Более того, может быть сект, направленных на разрушение религиозного сознания? И какой нам хотелось бы видеть нашу молодежь? Верующей? Насколько? Как совместить современным молодым людям жизнь в светском государстве, обучение в светском учебном заведении и веру в Бога? Какие базовые жизненные ценности молодежь связывает с именем Бога; с понимаем веры в Бога; вообще с понятиями вероисповедания и религии? Духовных жизненных ценностей немало. Основные – это Совесть, Любовь, в том числе и любовь к ближнему, Семья, Свобода. Такие понятия как Жизнь и Смерть тем более требуют высоконравственного подхода. Имеют ли для молодежи значение ценности, связанные с духовным миром личности и жизни в нем? Прежде всего, желательно выяснить, что для молодых людей значит вера в Бога. Для чего необходимо знать завтрашнюю картину общественного сознания нашей молодежи. А для этого уже сегодня нужно изучать все возможные аспекты жизни, мировоззрения студентов. Тех, кто завтра будет составлять основу этого мира. Лишь духовная сфера общества устроена по закону, где сами индивиды, сами члены общества определяют ее содержание. Содержанием данной сферы являются такие явления, как культура, религия, наука не производительно-прикладная, а теоретическая, духовно-нравственная социализация молодого поколения, в какой-то мере информационная жизнь общества. Итак, мы знаем, что проблема религиозности в целом достаточно хорошо освещена в отечественной и зарубежной социологии и культурологии. А вот специальной проблеме отношения к религии студенческой молодежи внимания уделяется гораздо меньше. Хотелось бы на современном этапе развития нашего общества более тщательной разработки и изучения проблемы религиозности современной студенческой молодежи. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|