|
Найти подход! (Что мы знаем о современной молодежи?)Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Вспоминая старый художественный фильм "Доживем до понедельника", многие из моих коллег-преподавателей, настроенных на демократизацию образовательной сферы, отметят, что в системе образования практически ничего и не меняется. Проходят годы, десятилетия, но остается проблема авторитаризма, давления, деспотизма со стороны педагогических кадров над подрастающим поколением. Можно сколько угодно разглагольствовать о никчемности современной молодежи, о ее ущербности, безалаберности и т.д. Но почему-то не видят себя со стороны ни вчерашние выпускники педагогических вузов, ни более опытные, умудренные жизненным опытом, маститые преподаватели. Увы, картина безрадостная: жесткость, доходящая до жестокости и абсурда, диктатура, полное игнорирование демократических личностных ценностей. Нет, я не против контроля взрослых за детьми и молодежью. Но не в таких уродливых, искажающих картину мира подрастающего поколения, методах воздействия. Очень часто педагогам-демократам часто приходится слышать от коллег подобные реплики, дескать, "дай этим шалопаям волю, они такое натворят!". Да, натворят... Точнее, уже натворили. И не "шалопаи", а мы, взрослые. Если педагог, приходя на занятия, сразу же заявляет о своих в общем-то далеко не гуманных методах работы, позволяя себе унижать, оскорблять, смеяться над учащимися или студентами, то, само собой разумеется, отклика не последует. Педагог-невротик, он же манипулятор, он же тиран и диктатор, не видит ни динамики развития современного общества, ни объективных исторических условий, наиболее подходящих для развития диалога между ним и учащимися, не замечает и не знает интересы и ценности молодежи. А вместе с этим, подход можно найти к любому подростку или молодому человеку. Да, есть сложности, противоречия, непонимание или нежелание понять другого, более слабого, более уязвимого человека. Есть и всеми нами пережитый юношеский максимализм, и нигилизм. Но есть слово "диалог". И мудрому преподавателю намного проще выстроить систему координат взаимоотношений с молодым поколением, нежели глупому тирану. А ведь всего-то нужно услышать голос молодежи. Большинство учащейся молодежи подавляется авторитетным педагогом.Но стоит преподавателю сменить тон, улыбнуться аудитории, спросить о наболевшем, как все изменится. Конечно, не без сопротивления, не без конфликтов. Но изменится! И в лучшую сторону! Без учета исторических реалий сделать это не получится. Но вот что, с одной стороны, странно, а с другой, отрадно, в нашей молодежи есть рефлексия. Современная молодежь, в отличие от, на мой взгляд, "непробиваемой" молодежи лихих 1990-х годов, наиболее чувствительна и сострадательна (в данном случае вспоминать все видеоролики о детской и подростковой преступности неуместно, так как это тема отдельного разговора о психоэмоциональных и психических нарушениях), наиболее отзывчива и ранима (также по сравнению с предшественниками). С 2013 по 2016 гг. мною были проведен ряд воспитательных, ценностнообразующих мероприятий со студенческой молодежью. Все они имели резонанс в коллективе студентов. Так, актуальные для студентов темы, поднятые в работе с молодежью, были связаны с глобальными проблемами человечества(экологическими, социальными, экономическими, духовными). Молодежь откликается на эти проблемы и стремится заполнить пробелы в тех или иных областях знания. Но вместе с этим, учащиеся (студенты) это не роботы, а живые существа, восприимчивые к интересной информации, а не к нудному изложению пусть даже уникального материала. А посему хочется напомнить стихотворение Г.Полонского, прозвучавшее в замечательном фильме, так, для размышления...
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|