|
Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")Автор статьи: Курышова Любовь Анатольевна
Жизнь современного человека, с каждым днем становится все сложнее и противоречивее. Социально-экономические и социально-политические системы изменяются, приобретают новые измерения культура, техника, наука. Решать жизненные задачи может понимающе познающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении ее цели. В рамках решения, стоящих перед образованием проблем, весьма актуальным становится формирование у большинства учащихся стройного целеполагания в выборе (по Фромму) «Иметь или быть», метапредметных связей и установок, творческого мышления, опирающегося на ценностные ориентиры и рефлексию. Реализация данных задач возможна через формирование модели разумного поведения, обеспечивающего сохранение здоровья (в комплексном смысле слова: физического, душевного и социального), адаптацию в обществе (толерантность, бесконфликтность и нравственные установки на деятельность) и самореализацию через формирование оптимальных потребностей и интересов. Для достижения данных стратегических целей необходима зрелая личность, что может быть достигнуто посредством формирования ключевых компетентностей, как характеристик личности посредством анализа, прогнозирования, рефлексии, ориентации в информационном потоке, коммуникативных навыков и через них построение собственной орбиты выборов, определяющих будущую жизнь человека. Особенно значимы ценностно-ориентированные интегрированные курсы для подростков в период личностного выбора – 9 класс: в период выбора будущей траектории образования, будущей жизненной траектории, самоидентификации и формирования позитивной «Я концепции» подростка. В процессе разработки своей теории личности Абрахам Гарольд Маслоу использовал результаты различных наук, фокусирующих свое внимание на антропологической реальности. Он не был склонен игнорировать те стороны человеческого существования, которые не попадали в поле зрения психологов, находившихся в узких теоретических рамках представлений о специфике человеческого бытия, то есть тех психологов, которые отдавали приоритет в исследованиях или поведению, или когнитивным и бессознательным процессам, или инстинктивной природе индивида. Теоретическая концепция Маслоу основывается фундаментальных положениях: – людям свойственно от природы стремиться к более высокому уровню здоровья, креативности, восприятия и самовыражения; – неврозы по своей сути являются преградой для врожденного стремления к самоактуализации; – жизненный успех и духовное развитие личности не противоречат друг другу. Важнейшей частью теории личности А. Маслоу выступает модель иерархии потребностей, которая отражает практически весь спектр мотиваций человека. Согласно этой модели, самой главной, высшей потребностью человека является потребность самоактуализации. Маслоу сознательно изучал только успешных в жизненном отношении людей, которые не были подвержены неврозам и у которых не отмечались эмоциональные нарушения. Маслоу выделяет следующие фундаментальные потребности: физиологические потребности; потребность в безопасности и стабильности; потребность в любви и принадлежности; потребность в признании, самоуважении; потребность в самоактуализации. По Маслоу, потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворяться прежде удовлетворения потребностей низших уровней. Первые, Маслоу называет потребностями роста, а вторые нуждами. Каждый индивид, подчеркивает А. Маслоу, имеет потребности роста, то есть, потребности развивать свои способности и задатки. Именно через эти способности и задатки формируется позитивная Я-концепция – базовое понятие гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие: 1. Образ Я-представление индивида о самом себе. 2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Именно поэтому сегодня, должна решаться одна из актуальных задач, задача «возвращения» наших учеников в культуру, безусловно, имеется в виду развитие у него способности к научному и моральному познанию мира. Выбор ученика – это выбор между хорошим и плохим в нашей жизни; выбор заключает в себе возможность стать, быть самим собой; решение задачи «быть, как все» или «не быть, как все»; выбор совершается здесь и сейчас в соответствии с моральными ориентирами, а не откладываться на потом. Происходят серьезные изменения в личности современного школьника, интересы и потребности не ограничиваются получением разносторонних знаний. Ученик, его родители, требуют, чтобы выпускник школы мог быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, создать собственную семью, воспитать своих детей и т.д. Подобные запросы не могут оставаться без внимания. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития. Все вышеизложенное и определило необходимость разработки специального курса «Мой выбор». Курс задуман таким образом, чтобы у школьников во время занятий была возможность ознакомиться с теми последствиями, которые наступают в результате сделанного ими выбора. В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которым учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не получает от него обязательного положительного выбора. Главное – дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, возможность сделать свой собственный выбор, а также принять на себя ответственность за его последствия. Основная задача курса «Мой выбор», помочь ребенку увидеть как положительные, так и отрицательные стороны различных вариантов поведения, осознание ребенком личной ответственности каждого человека за свой выбор. Цель теоретической части курса: – помочь научиться слышать другого человека, понимать суть его мнения или возражений, воспринимать иную точку зрения, анализируя ее сильные и слабые стороны, без требования от учащихся повторения изученного материала; – подчеркивать при общении во время занятий с учащимися, что любая точка зрения имеет право на существование, даже если она противоречит мнению большинства; – помочь понять, что каждый человек лично несет ответственность за свои поступки и поведение и, следовательно, за свою жизнь; – давать дополнительную информацию, которая поможет подростку сделать самостоятельный выбор, используя положительные примеры, но не агитируя; – объяснять возможные последствия поступков, не употребляя слово «запрещено», «не положено» и т.д. Цель практической части курса: – развитие творческих способностей; – овладение определенными действиями; – выработка контроля в повседневных ситуациях, игра используется как инструмент общения; – развитие навыков социального взаимодействия, разработка и усвоение правил, обеспечивающих соперничество и «честную игру», а также использование игры для преодоления неприятных ситуаций, решение эмоциональных проблем. Говоря, о методике преподавания, следует отметить, что без психологических знаний: метода анализа жизни (определение реалистичных целей без глубокой проработки проблем), метода свободных ассоциаций, метода групповой дискуссии (он позволяет увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, утрировать скрытые конфликты путем снятия эмоциональной предвзятости; выработать групповое решение) эффект курса «Мой выбор» снижается. Программа элективного курса рассчитана для учащихся 9-х классов. Занятия проводятся в кабинете, оформление которого располагает к позитивному настрою учащихся. Занятия проводятся в группах 10–25 человек набор в пять групп (в зависимости сколько классов в параллели) 1 раз в неделю на группу, пять часов в неделю. Тематическое планирование по элективному курсу «Мой выбор» разработано на основании программы «Мой выбор» И. Ахметовой, Т. Ивановой и А.Н. Иоффе [1]. Программа рассчитана на один учебный год. 34 учебных занятий в год. 7 тем: 1. Вводное занятие «Человек свободного общества»; 2. «Учимся строить отношения»; 3. «Мое здоровье»; 4. «Преступление и наказание, или цена скейтборда»; 5. «Я и политика»; 6. «Четвертая власть»; 7. «Свобода и ответственность – 21 века». Программа включает в себя как теоретические, так и практические занятия. 12 уроков практических: включают в себя игровые занятия, мозговой штурм, дебаты, экскурсии в профессиональные образовательные учреждения нашего города (информация для дальнейшего профильного определения в перспективном будущем и самостоятельного выбора). 22 теоретических: отработка основных понятий курса, таких как свобода, ответственность, выбор и т. п., помощь в обучении высказывать собственное понимание по данным темам курса, формирование умения работы в группе, ведения дискуссии, рассмотрение понятий, занятия способствуют творческому и аналитическому мышлению школьников, заинтересованное включение школьников способствует повышению их мотивации в изучении социальной жизни, оценка личности. Подведение итогов с учащимися на заключительном занятии, активизирует внимание на наиболее важных аспектах пройденного курса; дается возможность учащимся систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении курса. Эффективность данного курса отслеживается при помощи диагностической методики межличностных отношений («Социометрия») Дж. Морено [2]. Методика проводится в начале и в конце курса. Социометрические статусы у учащихся в начале и в конце пройденного курса в 2012–2013 учебном году в МБОУ СОШ № 51 указывают на то, что у учащихся был большой процент «пренебрегаемых» и «отвергаемых» – 65%. В завершении данного курса, показатели изменились в лучшую сторону, повысился процент «высокостатусных», снизился процент «пренебрегаемых», а «отвергаемые» и «изгои» дисквалифицировались – 0%. Социально-психологический климат стал благоприятным, коллектив из учащихся 9-х классов в МБОУ СОШ № 51 стал более сплоченным, таким образом, личность каждого формируется в нужном направлении. При помощи этой же методики в 2013–2014 учебном году отслеживаются изменения межличностных и межгрупповых отношений у учащихся 9-х классов в МБОУ СОШ № 51. В результате изучения данного курса у учащихся закрепляются умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, а также потребность принимать решения, связанные с важными личными проблемами, и готовность нести персональную ответственность за последствия принимаемых решений, умение слушать и понимать других людей, правильно оценивать различные ситуации и не терять самообладания. Данная программа курса очень перспективна. Она развивает и воспитывает личность нового поколения способного сделать правильный выбор.
Литература 1. Мой выбор И.Ф Ахметова, Т.Ю. Иванова, А. Н. Иоффе. – М. : ЗАО «Учительская газета». – 2000. – 104 с. 2. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Под редакцией Д. Я. Райгородского. Самара : Издательский Дом «Бахрах-М». – 2001. – 672 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|