|
Памятка "Педагогу о методах контроля над гневом"Автор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Профессия педагога является на сегодняшний день одной из самых стрессогенных. И как следствие этого, увеличение количества случаев конфликтных ситуаций между педагогами и учениками, между педагогами и родителями. Не смотря на объективные причины, приводящие к подобным конфликтам: возросший уровень агрессивности детей и подростков, низкий уровень культуры общения у родителей, повышенный уровень конфликтности в обществе в целом, педагог, как профессионал, должен владеть методами самоконтроля поведения, методами гашения конфликтов. В этой памятке мы расскажем вам о методах контроля гнева педагогом у самого себя, о методах экстренного реагирования для снятия психоэмоционального напряжения у педагога,.
Измерь свой гневОдной из основных причин, по которой человек срывается в конфликте на аффективные реакции это то, что он не может вовремя распознать у себя поднимающееся раздражение, перерастающее в гнев. И действительно, если вовремя понять, что вы «закипаете», то можно дать себе время, чтобы «остыть» или прервать негативное взаимодействие. Как мы можем научиться этому умению самостоятельно? Вот некоторые советы по этому поводу:
Этот простейший алгоритм, который нужно выполнить письменно, а затем натренировать навык отслеживания «точки невозврата», позволит вам успешно гасить свой гнев в зачатке. Но, еще раз напомню, навык, описываемый алгоритмом должен быть натренирован. Простое прочтение этого текста никакой пользы вам не принесет.
Диафрагмальное дыхание. Но просто прервать негативное общение не достаточно, педагог должен еще уметь привести себя в спокойное состояние. В этом может хорошо помочь техника диафрагмального дыхания. Дышать, по возможности, лучше носом. Выберите удобное положение и закройте глаза. Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Вначале попробуйте дышать, как обычно, сосредоточиваясь на том, как поднимаются и опускаются грудная клетка и живот. Хорошо ли согласована их работа? Чувствуете ли вы в них скованность или ригидность? Нет ли напряжения в горле, груди и животе? Выполняя это упражнение в первый раз, сфокусируйтесь на вдохе, чтобы рука, лежащая на животе, смогла первой ощутить его, после чего поднимутся ваши грудная клетка и плечи. В первый раз это упражнение может показаться несколько неестественным, но с практикой оно станет более привычным.
Продолжайте дышать очень глубоко и очень медленно, заполняя легкие снизу доверху, так как было описано выше. Позвольте плечам подняться и задержите вдох на несколько секунд, после чего медленно выдохните через рот. Дайте животу и грудной клетке расслабиться, избавьтесь от напряжения в плечах. Не пытайтесь выполнить это сразу в совершенстве. Попробуйте один раз, чтобы познакомиться с ощущениями, снова попытайтесь еще раз. В идеальном случае, если одна ваша рука лежит на животе, а другая – на верхней части грудной клетки, вы обнаружите, как на вдохе первой поднимается рука, лежащая на животе, а следом та, что покоится на груди. Проделайте это упражнение несколько раз, пока не научитесь с легкостью нагнетать воздух в нижние отделы легких на вдохе. Упражнение будет легче выполнять на счет: вдох на 3 счета, задержка дыхания на 1 счет, выдох на 7 счетов, задержка дыхания на 1 счет и опять вдох.
Заключение. Существуют и другие действенные способы совладания с собственным гневом, способы гашения конфликтов. Но их описание в объеме буклета вряд ли возможно. Любой человек, и педагог тоже, должен достаточно четко понимать, что без его активной работы над самим собой, самообучения, поменять свои привычки, совладать с собственными негативными характеристиками не удастся. Нужен труд. Нужна тренировка. Для педагогов разработан тренинг по контролю над гневом. Тренинг рассчитан на шесть двух часовых занятий, по одному занятию в неделю. Все желающие и заинтересованные педагоги могут обращаться к автору тренинга для участия в нем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|