Маленькие дети, до поры до времени, лет до двух, или трех-четырех (если сильно повезет), они играют, они счастливы, у них нет стыда за свои поступки, они не испытывают страх перед будущим. Ребенок в этом возрасте находится в естественном состоянии, в настоящем моменте, он играет и творит, он изучает этот мир. Эта беспричинная игра, когда дети что-то изобретают, экспериментируют, когда нет строгих правил, но есть простор для творческого самовыражения, она дает огромное ощущение счастья
Начинается все с того, что в какой-то момент, в это наше счастливое состояние грубо начинают вмешиваться другие люди, причем самые близкие люди, от которых мы зависим. Как они вмешиваются? Они вмешиваются в наше счастливое состояние своими ожиданиями. Сплошь и рядом родители так или иначе посылают сигналы ребенку: ты не такой, каким ты должен быть, ты не такой, каким бы я хотел тебя видеть, ты не такой, не такой, не такой... Ты должен быть другим!
И эта программа, самая вредная программа, которая только может быть, закладывается с самого детства в человека. ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДРУГИМ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ЛЮБИЛИ! Поймите, до какой степени эта программа глубоко врезается в сознание человека, потому что маленький ребенок ощущает свою полную зависимость. А взрослые начинают говорить ему: «ты не такой, ты должен быть другим!»
И ребенок принимает это послание без анализа, без оценки, он целиком проглатывает это, и в глубине его сознания начинает работать программа: «Я должен быть другим! Я не такой! Я не правильный!» И вот тут начинается раздвоение у человека: потеря себя, разлучение с самим собой...
До этого момента, пока ребенок естественным образом играет, и пока взрослый грубо не вмешивается в эту игру, не вмешивается в его мир, в его творчество, маленький человек абсолютно счастлив, у него нет никакой раздвоенности. У него нет лицемерия, у него нет лжи, у него нет притворства. Он абсолютно естественен. Но как только возникает некая раздвоенность: «На самом деле я такой, но я должен стать другим! Я должен стать кем-то другим, чтобы меня любили, чтобы выжить, чтобы в принципе существовать на свете, чтобы быть счастливым». То вот тут то начинается раздвоенность.
И это послание, которое дают взрослые ребенку, это к сожалению результат их собственных дефектов. Их собственного недостатка любви. Так как им не хватило любви, они не могут принять маленького человека таким какой он есть. Взять его очень нежно, и помочь ему раскрыть тот потенциал, который вложен в него. Они начинают навязывать ему, иногда тонко, иногда более грубо, свои представления о том, какой он должен быть. И с этого начинается разлучение с самим собой, или потеря самого себя...
Статья написана на основе лекции Бхакти Вигьяна Госвами, Нью-Йорк, 28.08.19 г.