|
Суеверия, приметы, обереги, талисманы и ритуалы в жизни студенческой молодежиАвтор статьи: Лебедев Матвей
Суеверия, приметы, обереги, талисманы и ритуалы в жизни студенческой молодежи на примере студентов МГАФК Лебедев Матвей Алексеевич – психолог Кузнецова Жанна Викторовна – к.псих.н.
Ключевые слова: суеверия, приметы, талисманы, ритуалы, обереги, приметы, магизм мышления, магическое мышления, поверья, спортсмены, народное сознание Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с различными формами суеверий в жизни студентов-спортсменов.
Несмотря на бурный научно-технический прогресс нередки проявления магического мышления у значительной части населения. Они проявляются в форме различных верований и представлений о мире, в которых неизменно фигурируют различные оккультные ("потусторонние" в просторечии) силы, способные, по мнению верящих в них людей, оказывать значительное влияние на их судьбу. Называя мифологическое мышление дологическим (допонятийным), Леви -Брюль, однако, не противопоставляет его логическому и считает, что эти типы мышления могут легко сосуществовать. [6] Магическое мышление в этом плане по нашему мнению выступает как часть дологического мышления и «коллективных представлений» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность», сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям. [2] Как отмечал Карл Юнг, "Есть... веская эмпирическая причина, оправдывающая культивирование мыслей, которые никогда не могут быть доказанными... Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают его жизни смысл и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл... Современный человек не понимает, насколько его "рационализм", расстроивший его способность отвечать божественным символам и идеям, отдал его на милость психической "преисподней"" [5] В нашем исследовании рассматривается вопрос отношения представителей молодежи (в частности студентов-спортсменов) к элементам магического мышления. Для изучения данной проблемы был проведен опрос, результаты которого отражены в данной статье. Цель исследования – выяснить, какую роль играют суеверия, приметы, обереги, талисманы и ритуалы в жизни студентов-спортсменов. Организация исследования – исследование было проведено на базе факультета дневной формы обучения ФГБОУ ВО МГАФК . Испытуемые – студенты факультета дневной формы обучения МГАФК. Было опрошено человек: 91, из них 58 мужского пола и 33 женского пола. Задачи исследования: Методы исследования: Основные понятия: Суеверия – разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. (Леви-Брюль) Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логических доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познавательную потребность. [3] Суеверие – это такое воззрение, которое противоречит реальности, и по этой причине следование такому воззрению приводит к страданию. [4] Примета – признак, предвещающий что-либо; явление, обстоятельство, указывающее, по народным верованиям на связь с каким-либо другим событием.[1] Талисман - предмет, который, по мнению суеверного человека, обладает способностью «притягивать» удачу своему владельцу. Анализ результатов исследования показал, что вера в обереги у респондентов женского пола распространена больше – 66% против 40% у респондентов мужского пола. Рис. 1 Отношение к оберегам (выбравшие ответ «Верю» выделены темным цветом) В то же время, количество опрошенных женского пола, признающих магическую силу талисманов, составляет 75% от числа опрошенных женского пола, в то время как число респондентов мужского пола, верящих в талисманы, составляет 29% от числа респондентов мужского пола. Рис. 2 Отношение к талисманам. Обоснование выбора В опросе мы также задали вопрос «Почему Вы верите/не верите в приметы, ритуалы, обереги, талисманы?» с открытыми вариантами ответов. Проведенный контент-анализ позволяет нам сделать следующие выводы: Основными объяснениями положительных ответов являются отсылка к личному опыту, чувству иррационального и внутренней психологической установке (12-12-8 упоминаний у Ж и 17-12-8 у М) Основными объяснениями отрицающих ответов являются отсылка к жизненному опыту, к логике и к механизму самовнушения (3-3-4 у Ж и 9-15-4 у М) В плане половых различий видно, что: Выводы: Литература: Юнг К.Г. "Архетип и символ"/ пер. Зеленский В.В./ изд. Renaissance, 1991 - 304 с.Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|