аудиовизуальная культура, как мотивирующий фактор профессиональго самоопределения молодежи

 

 

В современный период развития общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора, как социальная активность личности. Важную роль в формировании этой активности играют средства массовой информации, и, в первую очередь, телевидение. Новая коммуникативная парадигма - аудиовизуальная культура - во многом трансформируется под воздействием телевизионного информативного поля. Современная цифровая технология во многом повлияла на общую культуру, ускорила процессы глобализации и изменила представления о реальности.

Телевизионное искусство многогранно. В настоящее время телевизионный экран представляет собой эклектику различных направлений масс-медиа, где чаще всего в основе лежит не просто образная система, а скрытое управление сознанием и подсознанием людей, При этом теле- и кинофильмы в жанровой структуре телевидения занимают одно из ведущих направлений.

Кино – один наиболее эффективных инструментов модернизации человеческого сознания. Не будет большим преувеличением сказать, что тема труда была долгое время непременным атрибутом советского кино в его классических образцах. Опираясь на кинообразы советского трудового человека, молодежь примеряла на себя героизм таких профессий как геолог, полярник, сталевар. Наверняка, почти каждая советская девушка 50-60х, представляла себя отважной военной санитаркой на поле брани, которая в свободное от работы время выступает в местном кружке, как Любовь Орлова, в фильме «Веселые ребята».

Профессиональное самоопределение – неотъемлемый элемент самоопределения личности в целом. Несомненно, сильный суггестивный фактор киноискусства делал свое дело – выполнял социальный заказ, как идеологический, так и трудовой. Образы тружеников села: трактористов, доярок, агрономов, бередил души молодых людей, изображаясь в кино, как «настоящая активная трудовая жизни в коллективе», где все общее, и праздники, и редкие неприятности.

Один из критериев выбора профессии – престиж. Этот термин ранее не был особо в ходу. Однако, именно так можно назвать механизм «повышения престижа профессии», популяризацию образа трудового человека в советском кинематографе. Тогда особо выделяли, потерявшие сегодня свой престиж профессии учителя, врача. И мы Вспоминаем и еще раз просматриваем фильмы «Весна на заречной улице», «Доживем до понедельника», «Большая перемена», »Дети Дон Кихота», «Коллеги», где глубинный гуманизм и близость образов, пробуждают в душе самые тонкие и благородные струны стремлений помогать людям, быть нужным и полезным и счастливым своим местом в жизни. И в киноискусстве настоящего, именно в этой сфере явный пробел.

Героика фильмов «Целинники»,»Поднятая целина» «Иван Бровкин на целине», «Метростроевцы», «Девчата» - романтичный, с юмором, но запрос рабочей силы всесоюзных строек. Пропаганда кружила голову идеями о возможности быть поистине причастным к созданию совершенной страны. Множество городских студентов со стройотрядами забирались в весьма отдаленные уголки бывшего союза, а многие мечтали попасть на всесоюзные стройки, чтобы проявить героизм и проверить себя на прочность.

"…если хотят подчинить нацию, то, прежде всего, замахиваются на ее культуру".

Каримов И.А.

Несомненно, идеологизированный советский кинематограф задействовал еще один не очень позитивный механизм – романтизмом трудовых будней, оторвал молодежь от реальной оценки оплаты труда, перспектив профессий, отодвинул на невидимый план размышления о последствиях тяжелых условий работы.

Спустя время, сменившийся строй и уклад жизни, принесли новые задачи идеологического воспитания. Так, более не актуальны стали идеи глобального коллективизма, главенства мнения и интересов большинства, следование четко заданным взглядам. Конечно же, это отразилось и в кинематографе.

Современное киноискусство Узбекистана, имея давние традиции, применяет передовые приемы отечественной и мировой кинематографии. При этом, оно основывается на нравственных идеалах испокон веков присущих нашему народу, ориентировано на выполнение своей главной миссии - воспитание лучших качеств, таких как любовь к Родине, доброта, милосердие, толерантность, уважение к корням и стокам, наследию народа, умение сопереживать другим и радоваться их счастью. Позитивные примеры - классика: «О чем говорит вся махалля», «Ты не сирота!» и «Ташкент – город хлебный» Ш. Аббасова. Уже в 60-е годы мастера узбекского кинематографа обращались к вопросам становления личности представителей подрастающего поколения, как например К. Камалова, в работах «Чужое счастье», «Горькая ягода». Роль профессионального становления, в общем развитии человека, здесь не на первом плане, но является неотъемлемой частью каждого образа и можно четко проследить мысль о важности и необходимости реализации в труде, для достижения человеческого счастья.

Нравственное воспитание, как пусковой механизм процесса самоактуализации, -это одна из немаловажный задач, любого жанра искусства.

О том, что деятели кино справляются с этой задачей, сегодня, свидетельствует, то какой высокой популярностью пользуется киноискусство Узбекистана, на родине и за рубежом. В этом аспекте, нельзя не отметить такие работы, как «Единственная память», «Ватан», «Йул булсин»,

Очевидной особенностью современного кинопроцесса в нашей стране, является сформированная за последние годы зрительская аудитория, преимущественно молодежная, посещающая сеансы отечественных фильмов в кинозалах. Самый многочисленный пласт публики коммерческого кино – молодежь 15-22 лет, фильмы эти чаще сняты на частных киностудиях и привлекают участием звезд эстрады.

Выявить реально качественное, и социально полезное кино, повысить его идеологическую эффективность, на наш взгляд – актуальные цели и задачи узбекистанского пути развития культуры, и кинематографа в частности.

В узбекском кино современности, прослеживаются традиции классической драматической узбекской школы, но 90-е годы 20 века обозначили рубеж и провели четкое разграничение, между «старым» и «новым» кино Узбекистана. С середины 90х наше государство спонсирует развитие отечественного киноискусства, что повлияло позитивным образом на социально-общественную роль кинематографа.

Понимание национального контекста, происходит благодаря актуализации реальной специфики культуры человека, живущего в конкретном историческом моменте на своей земле ( «Долина моих отцов» Ш.Абасова, «Абдуллажон» З.Мусакова и др.).

Традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было

почитание старших, взаимовыручка, забота о детях. И устранив частное предпринимательство, подавляя преемственность профессиональных навыков в семьях и

родах, советский режим способствовал утрате семьями и родами их традиционных профессиональных и

экономических ниш. Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать

возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

Исключительная черта обучения на Востоке – традиция подмастерья, отношения «устоз-шогирд», подразумевающие уважение к мастеру, практическому обучению науке и мастерству у наставника.

Традиционное уважение к старшим отражается и в выборе профессии молодежью Узбекистана. Но семейственность ремесла, заветы старших являются яркими образами жизнеспособности традиций в современности. Эти идеи отражается и в киноискусстве.

Ориентирование молодежи на собственное развитие, воспитание идей независимости, в том числе экономической – четкая тенденция узбекских кинопроектов.

Главные герои коммерческих фильмов – успешные молодые люди, целеустремленные, амбициозные, с большими запросами в построении своей жизни и дела. Говоря о дальнейшем духовном обновления общества, Каримов И.А. отметил, что перед ним стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и вместе с тем, сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа.

Образы, созданные на экране, привлекают молодежь к подражанию благополучным укладом - престижной машиной, домом, интересным досугом, т.е. формируют понимание целого образа жизни, неотъемлемыми элементами которого становятся хорошее образование, активная жизненная позиция, трудолюбие, инициатива и устремление в профессии.

В условиях создаваемых государством для развития и поддержки малого бизнеса, эти образы служат толчком для роста собственной экономической молодежной линии.

Сегодня, механизмы воздействия СМИ, и особенно кино и телевидения, изучаются многими профессионалами психологии, социологии и даже медицины, которые в один голос признают несомненную силу воздействия на сознание и подсознание. Но, к сожаления, кроме позитивного, развивающего эффекта, можно внедрить в глубинные слои личности уродливые деформированные представления и образчики поведения. Это ярко проявляется в современных западных, особенно детских и подростковых анимационных и кинофильмах. Основным идеалом для подражания становятся воинственные, вечно сражающиеся друг с другом герои, погружающие детей и подростков в иллюзорные миры, где нет обычных человеческих отношений, дел и проблем. На выходе, это приводит к тому, что дети, и думать не хотят, кем быть в будущей настоящей жизни, даже в отрочестве, подменяя героями компьютерных игр, реальные примеры личностей. Становится ясно, что это - широкомасштабные рекламные действия индустриальных корпораций, обеспечивающие продажи игрушек, комиксов, одежды, продуктов питания и много, много другого, «приближающего» ребенка к привлекательному образу.

СМИ, телевидение, кинематограф решают важную проблему профориентирования – информированность. Но необходимо позаботиться о том, чтобы полученные сведения не оказались односторонними, неполными. и даже если профессия понравилась, потому что выглядит «классно» в кино, не факт, что так и есть в действительности. И если профессия все же очень манит и привлекает, необходимо исследовать настоящий фронт работ: попроситься учеником или ассистентом профессионала, и даже если придется быть на побегушках, зато трудовые будни мечты предстанут во всей красе.

Необходимо учитывать личные планы и представление о будущей работе, опираться на собственные способности и таланты,

Еще один момент - уровень требований на общественное признание, т.е. каждый стремиться к признанию, оно является исключительно важным для личности, но не каждому суждено стать актером мирового масштаба или лауреатом Нобелевской премии.

При выборе профессии важно совпадение ее с жизненными ценностями и планами, будет ли она способствовать духовному росту, если это важно для выбирающего и если, например, у человека с детства мечта объездить весь мир, то выбрав профессию учителя, он должен быть готов, во всяком случае, отложить исполнение заветной мечты.

Несомненно, современная молодежь и особенно подростки нуждаются в большей возможности получения информации о профессиональном выборе. Профориентационная работа в средне- специальных учебных заведениях, показывает что большинство молодых людей, в растерянности от неопределенности будущего, в том числе профессионального. Обучение, часто выбирается без учета основных важных условий: личных устремлений, планов, способностей, потенциала, опираясь на мнение родителей и простоту поступления. Аудиовизуальная культура, несомненно, может способствовать личностному и профессиональному самоопределению молодежи, задействуя мощные инструменты воздействия, но общественный социальный запрос и предложение теле- и киноиндустрии становится основным моментом, определяющим сущность личностных новообразований современного молодого и подрастающего поколений.

 

 

с благодарностью Цымбал Е.Н. – моему наставнику!

 

 

Литература:

Каримов И.А. Верю в силу и мощь своего мудрого народа. Т., 2000.

Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего. Т., 2000.

Бондарев В.П. Выбор профессии./ В.П.Бондарев.– М.: Педагогика, 2001.

Камалова Д.М. Узбекская художественная культура. Т., 1995.

Климов Е. А. Личность, профессия и научно-практическая консультация // Молодежь и труд /Под ред. В. А. Ядова.—М.: 2001

Аннотированный каталог художественного кино Узбекистана (1925-2008 гг.).

 



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кино - сон культура
  • Кино как зеркало нашей жизни.
  • Один пример соотношения фигуры и фона в кино
  • Кем быть: Интересы как важный фактор в выборе профессии
  • Из черно-белого кино — в цветное: об умении радоваться жизни
  • Женские образы в кино. Бриджит Джонс.
  • Кино про инопланетяйнинов. О гармонии в семейной жизни :)
  • Список фильмов с форума "Психологическое кино"
  • Люди и боги современного кино
  • СИНЕМАЛОГИЯ - посмотреть кино и порешать свои проблемы или развиться?
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Современный Театр и Кино - Арт-Терапия Режиссёра (Психология Искусства)
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Кино, я тебя съем! Современная пищевая зависимость или безобидное увлечение?
  • Созависимость от «Мы» до «Я». Социально одобряемый образ созависимого в кино: Катя из «Афони»
  • Депрессия в кино: «Это очень забавная история»
  • Кино, в котором вы живёте. Любовь : боль или счастье?
  • Сновидения и кино: «Я - Дина» (2002) — от детской травмы к способности любить
  • Судьба женщины в советском кино
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • «Как стать миллионером». Кино со счастливым концом
  • Любовь, "как в кино". Три пути к катастрофе
  • Про кино и исполнение желаний.
  • Я без него жить не могу!!!!! Вместе плохо - уйти невыносимо! Любовь как в Кино или к психологу?
  • Упражнение Кино про себя. Советы из книги "Бесплодие - приговор? или Как я стала мамой"
  • Механизмы прерывания контакта в кино
  • Работа с отношениями и кино
  • История про холодильник, кино и выбор.
  • Про деньги. Какой сценарий - такое и кино!
  • Родительские роли - смотрим дискуссионное кино вместе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь