Любовь, "как в кино". Три пути к катастрофе

Автор статьи: Евгения Куликова

Одна из книг основоположника современной аддиктологии в России, Цезаря Петровича Короленко,  называлась "Семь путей к катастрофе". 

В ней описывались разные формы деструктивного поведения человека, приводящие к разрушению его личности и жизни. В том числе там описывались зависимости: алкогольная, наркотическая и др. В более поздних своих работах Короленко описал, помимо прочих, ещё аддикции отношений, такие как созависимостьлюбовная аддикция и аддикция избегания . 

Короленко:

Человеку свойственно стремление преодолевать собственную ограниченность,

но аддикт тем и отличается от здорового человека, что он выбирает такие способы преодоления ограниченности, которые не способствуют развитию, усилению личности, а могут привести к разрушению, к полной катастрофе. 

Большинство моих клиентов - женщины, но я не стала брать реальные истории из жизни, а предлагаю посмотреть на героинь фильмов - женщин, страдающих от аддикции отношений в трёх ипостасях: жена, невеста и любовница.

Кроме того, для психики и созависимых, и любовных аддиктов, и аддиктов избегания, характерны ряд сходных особенностей и состояний, таких, как стремление к слиянию, страх интимности, идеализация (почти обожествление) избранного объекта и при этом обесценивание своей значимости, низкая самооценка и др.

Но я намеренно для наглядности выбрала три разных образа, в каждом из которых одна из особенностей изображена более выпукло и ярко. 

 ЖЕНА. "ДУШЕЧКА".  СЛИЯНИЕ.

Аддикт отношений  не просто жаждет близких,  интимных отношений с любимым человеком, он жаждет слияния с ним. 

Любовь как в кино Три пути к катастрофе

Такой "зависимой", стремящейся к слиянию, женщиной является героиня рассказа А.П. Чехова "Душечка" и одноимённой экранизации (режиссёр С. Колосов) с блистательной Людмилой Касаткиной в главной роли. 

Касаткина сделала свою "душечку" очень обаятельной, вызывающей симпатию и сочувствие, но Антон Павлович более суров к своему персонажу.

Смысл жизни этой милой женщины заключается в поиске любви и в слиянии с мужчиной (любовным объектом), без которого она чувствует себя неполноценной, несчастной, ненужной. 

Душечка 

 "постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого".  

Для зависимого важно ощущение единства с партнёром.

Как это проявляется в речи и в поведении? 

"Мы - две половинки одного целого", "мы растворяемся друг в друге", "я словно погружаюсь в него/неё" - это ощущения и слова зависимого человека.
Чаще, чем обычно, женщина в разговоре ссылается на авторитетное мнение её  мужчины: "А мой Ваня считает, что...", "Петя говорит, что...". При этом собственная точка зрения не озвучивается, либо вообще отсутствует.
Чаще, чем другие, они используют местоимение "мы", вместо "я" или "ты". 

Антон Павлович описал этот тип женщины очень точно. Из уст его Душечки постоянно сыплется: "мы с Ваничкой", "мы с Васичкой". Меняется только имя избранника.

Слияние проявляется и в том, что зависимой женщиной "поглощается" и усваивается всё содержание жизни и содержание психики мужа: его привычки, поведение, мнения, эмоциональное состояние, высказывания и т.д.  

Будучи замужем за антрепренёром увеселительного сада 

она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье... И она уже говорила своим знакомым, что самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре.

 

Выйдя замуж за лесоторговца, Душечка

сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар.               — Теперь лес с каждым годом дорожает на двадцать процентов, — говорила она покупателям и знакомым. ... - А какой тариф! — говорила она, в ужасе закрывая обе щеки руками. — Какой тариф!...  Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес, шелёвка, безымянка, решетник, лафет, горбыль...


Интересно, что она совсем перестала посещать театры, и потеряла к ним всякий интерес, тогда как при первом муже театрами восторгалась. 

"Какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже".

Душечка любит своих мужей любовью поглощающей, уДУШающей. 

Есть определённая закономерность в том, что оба первых мужа "душечки" умерли, а третий обратился в бегство. Собственно, происходило то, к чем стремится всякий аддикт - полное слияние, а точнее, поглощение одного другим. "Наполняя" свою жену, как пустой сосуд содержимым, мужья умирали. 

"Душечка" тяжело страдает, теряя возлюбленного, но беда и в том, что когда муж умирает (уходит), усвоенный образ жизни не закрепляется, не укореняется, а исчезает вместе с его "источником" - мужем. 

Что происходит с человеком, оказавшимся без этой "подпитки"? 

Чехов очень хорошо описывает состояние Душечки - безмужней, одинокой.  

Глядела она безучастно на свой пустой двор, ни о чем не думала, ничего не хотела, а потом, когда наступала ночь, шла спать и видела во сне свой пустой двор. Ела и пила она, точно поневоле.  ...А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить... теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко, и так горько, как будто объелась полыни.
... пустота, и неизвестно, зачем живешь". 

Нет объекта любви - нет смысла жизни.

При наличии зависимого поведения блокируется внутреннее развитие.

 НЕВЕСТА. "СБЕЖАВШАЯ НЕВЕСТА". ИЗБЕГАНИЕ

Человек должен сам осознать значение своей жизни и прожить её в соответствии со своими убеждениями, мыслями, чувствами. Попытка заставить себя следовать чужим убеждениям приводит к нереализованной концепции собственной жизни и нарушению личной автономии.             Ц.П. Короленко
 Эти слова можно в полной мере отнести к героине американского фильма "Сбежавшая невеста" Мегги,  (Джулия Робертс).

Мегги — очаровательная молодая девушка, которая, каждый раз, как дело до ходит до свадьбы, сбегает прямо от алтаря. 

Если мы сопоставим эту историю с рассказом Чехова, то мы увидим, что Мэгги в "добрачный период", один-в-один похожа на чеховскую "душечку": она так же усваивает привычки, пристрастия, интересы  каждого своего нового жениха, вплоть до выбора блюда на завтрак. 

Всё ведёт к счастливому браку, но в самый важный для любой девушки момент бракосочетания, Мэгги в панике сбегает со свадьбы.    

Любовный аддикт страстно стремится к любви, желает её, но, при этом им руководит подсознательный страх интимности. Когда он встречает партнера, способного к установлению близких, интимных отношений, аддикт распознаёт эту ситуацию, как опасную для него. 

Короленко:

Оценка ситуации проходит под девизом "Я не смогу с этим справиться, это слишком много для меня. А поскольку эти отношения превысят мои возможности, значит они заранее обречены". 
Поэтому, подсознательно выбирается партнер, не способный на глубокие контакты. 
Также страх интимности может проявиться в выборе "недоступного" партнера. Чаще всего это может быть женатый мужчина, или мужчина, не свободный по другим обстоятельствам, живущий в другом городе и т.д.

Другая особенность - в тот период, когда  отношения становятся более близкими, неожиданно для себя и своего партнера, женщина совершает какой-либо поступок, вследствие которого отношения разрываются. Может возникнуть надуманное обвинение или претензия к партнеру, обида на него, и как следствие ссора.

Иногда женщина внезапно чувствует охлаждение к партнеру, раздражение на него. Конечно, влюблённость, любовь-страсть может прекратиться в любых отношениях, и либо перетекает в иное - более спокойное и устойчивое русло, либо люди понимают, что их ничего не связывает, и отношения заканчиваются.

Но в случае именно любовной зависимости это происходит, как ни странно, именно в период "потепления", когда отношения могут стать чем-то большим, чем просто страстный  скоротечный роман.

Другой вариант аддикции отношений - это аддикция избегания. 
Аддикт избегания боится попасть в ловушку зависимости от выбранного им человека. Обычно он выстраивает дистантные отношения с человеком, с которым находится в связи.

Но по правилам кино, безусловно, конфликт обостряется до предела, и в фильме "Сбежавшая невеста" мы видим аффективный вариант, и потому очень наглядный. 

Мэгги в панике сбегает с собственной свадьбы.



Голливуд любит хэппи-энды, и авторы фильма "Сбежавшая невеста" дают рецепт избавления от любовной зависимости. 

Сначала герой Ричарда Гира - Айк пытается помочь Мэгги "обрести саму себя",  прислушаться к собственным желаниям. Потом и сама Мэгги находит путь личностного роста, развития: она изготавливает авторские предметы для дизайна интерьера, и продает их в собственной лавке. Так она обретает целостность, автономность. Теперь она сама, как эмансипированная девушка, делает предложение Айку. Хэппи-энд.

История Мэгги заканчивается благополучно.

Но в  реальной жизни у таких женщин, лежащее на поверхности стремление к браку нивелируется бессознательным страхом интимности, что проявляется в избегающем поведении.  

И мы знаем немало девушек и женщин, которые, мечтая о любви и замужестве, так и не выходят замуж.

 

ЛЮБОВНИЦА. "БЕСПРИДАННИЦА". ИДЕАЛИЗАЦИЯ/ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.

В сказке "Русалочка" Г.-Х. Андерсена мы видим пример жертвенной любви, героиня которой любит безмолвно, преданно, и в конце концов исчезает, растворившись в морской пене. 

На палубе речного парохода заканчивается жизнь героини фильма Эльдара  Рязанова "Жестокий романс" Ларисы Дмитриевны. В финале фильма вместе с пароходом и всеми его пассажирами, она, словно растворяется в тумане.

Ц.П. Короленко:

Аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности

От какой реальности уходит Лариса? 

Отец умер рано, разорившись и не позаботившись о трёх дочерях, не оставив им достойного содержания. Мать вынуждена "пристраивать" дочерей замуж, не считаясь с их интересами и желаниями. Нельзя не учитывать и то положение, в котором находились вообще все женщины в 19-м веке: положение зависимое, довольно сильно ограничивающее их права, их возможности и свободу. 

Лариса говорит: 

 "... Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть".

 Позже: 

"... На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно". 

 Для неё "спасительной" казалась мечта попасть в "волшебную страну любви".

Я словно бабочка к огню
Стремилась так неодолимо
В любовь - волшебную страну,
Где назовут меня любимой!
Где бесподобен день любой,
Где не страшилась я б ненастья,
Прекрасная страна - любовь,
Страна - любовь,
Ведь только в ней бывает счастье!

Марина Цветаева

Для любовного аддикта характерен уход в мир фантазий и иллюзий. 

 

Ему свойственна фиксация на "объекте любви", в процессе которой он испытывает, состояние эйфории, "затуманенности" сознания.  

Лариса о Паратове, в которого страстно влюблена:

  "Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне все вижу, что кругом меня происходит"
Когда зависимая женщина теряет объект любви, она испытывает состояние пустоты, бессмысленности существования.

Лариса упрекает Паратова, котороый уехал на год:

Я год страдала, год не могла забыть вас, жизнь стала для меня пуста...
Страх интимности оказывает влияние на  подсознательный выбор партнера, не способного на глубокие контакты.

Паратов, как мы знаем, с самого начала не собирался жениться на бесприданнице Ларисе, кроме того, позднее, он обручён с другой - богатой невестой. Его чувства ярки, но не глубоки  и поверхностны.

А отношения Ларисы и Карандышева изначально были обречены. Она не любила и никогда не смогла бы полюбить его, и не потому, что он непривлекателен внешне, не богат, и не имеет положения в обществе, а потому что Карандышев, в отличие от Паратова,  нормален. Он предлагает Ларисе нормальные близкие отношения.

Но любовному аддикту нормальные люди, как правило, кажутся скучными и малопривлекательными. 



Такая женщина ищет контакта с тем, кто соответствует её детским фантазиям о спасителе, который защитит и обеспечит комфортное существование. Она ищет человека, который станет для неё Высшей силой, по сути, богом. 

Она говорит: 

"...Сергей Сергеич... это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной"

Пророческие слова: когда  "умирает" представление о Паратове, как  об идеальном мужчине, когда наступает разочарование, - умирает и Лариса.

При этом любовный аддикт испытывает затруднения в самооценке, он затрудняется определить собственные потребности и желания, он не умеет хорошо относиться к себе. Значимость собственной личности и жизни обесценивается. 

Поэтому когда Карандышев передаёт Ларисе содержание спора за неё и говорит:

Кнуров с Вожеватовым мечут жребий, кому Вы достанетесь, играют в орлянку - это не оскорбительно?! Они смотрят на Вас, как на вещь! 

Лариса легко принимает это "наименование", эту роль, и готова стать "вещью" - "игрушкой" состоятельных мужчин,  поскольку  обесценивание себя, низведение собственной личности до положения "объекта", уже давно стало определяющим  жизнь, содержанием её сознания, её "я". 

Лариса (глубоко оскорбленная): Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его.

Гибель личности произошла ещё до того, как Ларису убивает Карандышев. 

 

Це́зарь Петро́вич Короле́нко (род. 3 октября 1933, Брест-над-Бугом) — советский и российский психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (2002), член-корреспондент СО РАН высшей школы, член секции транскультуральной психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации ВОЗ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, почётный профессор Новосибирского государственного медицинского университета, член редколлегии журнала «Антропология и медицина» (Лондон). Ц. П. Короленко является одним из основателей современной аддиктологии.
Аддиктоло́гия (англ. addiction — зависимость, лат. logos — учение) — наука об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии. Аддиктология как самостоятельное направление появилась в США в конце 80-х годов как раздел наркологии, связанный с алкоголем и психоактивными веществами. На сегодняшний день аддиктология находится на стыке психиатрии, клинической психологии и наркологии и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон. В России (тогда СССР) термин аддиктивные расстройства был впервые предложен одним из основоположников современной аддиктологии, профессором Короленко Ц.П. в начале 70-х годов. Им же в 2001 году была предложена первая в России классификация нехимических аддикций.
Аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. То есть человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности


Просмотров: 647
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь