|
Судьба женщины в советском киноАвтор статьи: Евгения Куликова
Кинематограф, как массовый и коммерческий вид искусства, быстро улавливает популярны тренды и запросы общества. Очень интересно посмотреть, как кинематограф отображал актуальные для того или иного времени женские образы. Какая женщина была востребована страной и обществом на разных этапах её развития? Безусловно, фильмы и их героини были разными - исторические, комедийные, героические, романтические. Но я свой обзор составляла, ориентируясь на самые яркие и заметные образы, на фильмы, пользовавшиеся всенародной любовью в "своё" время и поныне. Вероятно, эти женские образы более востребованы в нашей стране.
"Освобождённые" революцией 1917 года от бесправия, женщины уже с гражданской войны стали играть в жизни и в кино роль боевых подруг, а потом строительниц коммунизма - наравне с мужчинами. Фильм "Чапаев" 1934 г. Фильм "Трактористы" 1939 Молодая советская республика нуждалась в таких же молодых и отчаянных девчатах, которые взяв в руки винтовку, а потом мортировочный ключ и лопату, установят вместе с парнями новый советский порядок. Если посмотреть список фильмов самых популярных и маститых режиссёров предвоенной поры - Ивана Пырьева и Григория Александрова, и вспомнить героинь этих фильмов, воплощённых Мариной Ладыниной и Любовью Орловой, то можно увидеть, что героини эти - в большинстве именно молодые девушки - невесты и подруги, а не жёны и матери. *** Во время и после Великой Отечественной войны проявились, стали значимыми другие женские образы - образ Жены, ждущей мужа с фронта, и образ Матери, защищающей своих детей от врага. Валентина Серова в фильме "Жди меня" 1943 г. "Она защищает Родину" 1943 г. Вера Марецкая. *** В 50-е гг. этот образ еще сохраняет свою актуальность, и актрисы, которые его воплощают, это великие мощные материнские фигуры. Эти женщины (героини) отвоевали своё право не только встать рядом с мужчинами, но и занять ответственные командные посты. Отвоевали буквально, участвуя в войне, либо отдав ей своих мужей. Людмила Хитяева в фильме "Екатерина Воронина" 1957 г. Нонна Мордюкова в фильме "Простая история" 1960 г. Эта женщина не имеет детей (муж рано погиб на фронте), и она становится "матерью для всех" - например, председателем колхоза, с материнской заботой относящейся и к вверенному ей хозяйству, и к каждому члену его по отдельности. Она гордо несёт свою миссию - служение стране и народу. Конечно, картины и тогда выходили разные, но знаковыми, важными были именно эти фильмы, и роли. *** Приходят 60-е. Война давно окончена, мир восстановлен после военной разрухи натруженными материнскими руками. Советская страна занята мирным строительством, отправляет ракеты в космос, осваивает богатства Сибири, и вновь на "передовую" выходят девчата. Фильм "Девчата" 1961 г. Татьяна Конюхова в фильме "Карьера Димы Горина" 1961г. Не боясь ни мороза, ни дождя, девушки вместе с юношами осваивают целину, проводят линии электропередач, строят новые города и покоряют космос. *** Но к середине 60-х эпоха гигантского строительства завершена. Пришла пора студенческого веселья, радости и отдыха. На экране - студентки, спортсменки, комсомолки и просто красавицы. 60-е - это луч света в тёмном царстве. Девушки на экранах 60-х, как никогда восхитительны. Наталья Варлей в фильме "Кавказская пленница" 1966 г. "Три плюс два" 1963 г. Наталья Фатеева и Наталья Кустинская *** Но что случилось с женщинами на экране в 70 -е? То ли время такое - "застой"? Ни революций, ни войн, но и ни энтузиазма стройки, ни веселья и надежд "оттепели". Актуальным становится иной образ женщины. Героиней экрана становится женщина далеко не юная, но не жена, и не мать. Не девственница, но и не в браке. Женщина в "застое". Даже если она мила и романтична, как Надя из "Иронии судьбы", то её женская судьба не устроена. Барбара Брыльска. "Ирония судьбы или с лёгким паром" 1975 г. Алиса Фрейндлих "Служебный роман" 1977 г. "Я ликвидировала всех своих подруг!" - чекистская лексика. Она эмансипирована, хороший "управленец". Костюм, как полувоенный френч. Женщина на службе государства. *** В начале 80-х эта тенденция продолжилась. Женщина-руководитель - Екатерина Тихомирова из фильма "Москва слезам не верит" . Если героиня Нонны Мордюковой в "Простой истории" нашла своё счастье в труде на благо страны, то героиня Веры Алентовой тихо плачет в подушку, "даже" будучи директором завода. Директорский пост не сделал её счастливой женщиной. Вера Алентова. Фильм "Москва слезам не верит" 1979 г.
А вот Раиса Захаровна из фильма "Любовь и голуби". Незамужняя, бездетная. Можно сказать, "наследница" революции и да и всей постреволюционной эпохи, она пожинает плоды советского строя и того, что дал он женщине. Символично, что её папа - кавалерист, и на стене в квартире - кавалерийская сабля и потрет маршала Будённого. Да и сама она с таким характером, вполне маршальским. Запутавшаяся в гендерных ролях: с собачкой и Массне с "Грёзами любви", но при этом чётко и жёстко регламентирующая, чудом выловленного на курорте мужичка, - Васю: "Соль - это белая смерть, сахар - сладкая смерть!". "Шаг влево, шаг вправо - расстрел!"? Людмила Гурченко "Любовь и голуби" 1982 г. Не кажется ли это закономерным? *** Вторая половина 1980-х. В советском государстве, все предыдущие 70 лет, преимущественно был запрос на женщину - товарища по борьбе, женщину - героиню фронта и труда. Но к концу 80-ых все ценности советской эпохи девальвировались. Что называется, "мы строили, строили и наконец построили". Какая женщина появилась на экранах страны во второй половине 80-ых? А появился абсолютно новый, доселе не виданный в кино тип женщины. Не девственница, не невеста, не жена и не мать, а женщина, простите, .... (слово рифмующееся со словом мать, но абсолютно иного значения). Женщина, которая не имеет великой цели, не видит счастья в труде; ни спортивные достижения, ни общественная работа её не прельщают. Она либо хочет секса, либо хочет жить богато и красиво. Или и то, и это. Наталья Негода в фильме "Маленькая Вера" 1988 г.
В общем, она хочет того, чего героиням предыдущей эпохи было категорически "нельзя", в чём им, как женщинам было отказано. Потому что "в Советском Союзе секса нет", да и с любовью как-то не очень, потому что труд важнее. Про роскошь также не могло идти речи, потому что это - "мещанство", что очень порицалось. Елена Яковлева в фильме "Интердевочка" 1989 г.
Что случилось с женщинами конца 80-ых? Это поиск новой женственности? После пиджаков-френчей, рабочих комбинезонов и роб? Вот они - "богини" конца 80-ых, и 90-ых. "Интердевочка" 1989 г. Мой взгляд, быть может, поверхностен и утрирован, но если смотреть по этим картинам, то получается, что женщина в советском кино - это или "мужик в юбке" или вчерашняя школьница - комсомолка. Если же она хочет секса и материальных благ, то она - "девушка лёгкого поведения", проститутка. *** Легко ли быть женщиной в нашей стране? Какое наследство нам досталось? Не являются ли проблемы современных женщин наследием той эпохи? Что нам с ним делать? Если же говорить о фильмах "нулевых" и текущего десятилетия, мне кажется, что значимых образов женщин - наших современниц в кино так создано не было. Что это значит? Поиск идентичности продолжается? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|