Судьба женщины в советском кино

Автор статьи: Евгения Куликова

Кинематограф, как массовый и коммерческий вид искусства, быстро улавливает популярны тренды и запросы общества. 

Очень интересно посмотреть, как кинематограф отображал актуальные для того или иного времени женские образы. Какая женщина была востребована страной и обществом на разных этапах её развития? 

Безусловно, фильмы и их героини были разными - исторические, комедийные, героические, романтические. Но я свой обзор составляла, ориентируясь на самые яркие и заметные образы, на фильмы, пользовавшиеся всенародной любовью в "своё" время и поныне. Вероятно, эти женские образы более востребованы в нашей стране.  

 

"Освобождённые" революцией 1917 года от бесправия, женщины уже с гражданской войны стали играть в жизни и в кино роль боевых подруг,  а потом строительниц коммунизма - наравне с мужчинами. 

 Судьба женщины в советском киноФильм "Чапаев" 1934 г. 
 Фильм "Трактористы" 1939

Молодая советская республика нуждалась в таких же молодых и отчаянных девчатах, которые взяв  в руки винтовку, а потом  мортировочный ключ и лопату, установят вместе с парнями  новый советский порядок.

Если посмотреть список фильмов самых популярных и маститых режиссёров предвоенной поры  - Ивана Пырьева и Григория Александрова, и вспомнить  героинь этих фильмов, воплощённых Мариной Ладыниной и Любовью Орловой, то можно увидеть, что героини эти - в большинстве именно молодые девушки - невесты и подруги, а не жёны и матери.

***

Во время и после Великой Отечественной войны проявились, стали значимыми другие женские образы -  образ Жены, ждущей мужа с фронта,  и образ Матери, защищающей своих детей от врага. 


Валентина Серова в фильме "Жди меня" 1943 г.

"Она защищает Родину" 1943 г. Вера Марецкая.

***

В 50-е гг. этот образ еще сохраняет свою актуальность, и актрисы, которые его воплощают, это великие мощные материнские фигуры. 

Эти женщины (героини) отвоевали своё право не только встать рядом с мужчинами, но и занять ответственные командные посты. Отвоевали буквально,  участвуя в войне, либо отдав ей своих мужей. 

Людмила Хитяева в фильме "Екатерина Воронина" 1957 г. 

Нонна Мордюкова в фильме "Простая история" 1960 г. 

Эта женщина не имеет детей (муж рано погиб на фронте), и она становится "матерью для всех" - например, председателем колхоза, с материнской заботой относящейся и к вверенному ей хозяйству, и к каждому члену его по отдельности.  

Она гордо несёт свою миссию - служение стране и народу. 

Конечно, картины и тогда выходили разные, но знаковыми, важными были именно эти фильмы, и роли. 

***

Приходят 60-е. Война давно окончена, мир восстановлен после военной разрухи натруженными материнскими руками. 

Советская страна занята мирным строительством, отправляет ракеты в космос, осваивает богатства Сибири, и вновь на "передовую" выходят девчата.

Фильм "Девчата" 1961 г. 


Татьяна Конюхова в фильме "Карьера Димы Горина" 1961г. 


Не боясь ни мороза, ни дождя, девушки вместе с юношами осваивают целину, проводят линии электропередач, строят новые города и покоряют космос. 

***

Но к середине 60-х эпоха гигантского строительства завершена. 

Пришла пора студенческого веселья, радости и отдыха.

На экране - студентки, спортсменки, комсомолки и просто красавицы.  

60-е - это луч света в тёмном царстве. Девушки на экранах 60-х, как никогда восхитительны.

Наталья Варлей в фильме "Кавказская пленница" 1966 г. 

"Три плюс два" 1963 г. Наталья Фатеева и Наталья Кустинская 

***

Но что случилось с женщинами  на экране в 70 -е? 

То ли время такое - "застой"?

Ни революций, ни войн, но и ни энтузиазма стройки, ни веселья и надежд "оттепели". 

Актуальным становится иной образ женщины.

Героиней экрана становится женщина далеко не юная, но не жена, и  не мать. Не девственница, но и не в браке. Женщина в "застое". 

Даже если она мила и романтична, как Надя из "Иронии судьбы", то её женская судьба не устроена. 

Барбара Брыльска. "Ирония судьбы или с лёгким паром" 1975 г. 

Алиса Фрейндлих "Служебный роман" 1977 г. "Я ликвидировала всех своих подруг!" - чекистская лексика.

Она эмансипирована, хороший "управленец". Костюм, как полувоенный френч.

Женщина на службе государства. 

 ***

В начале 80-х эта тенденция продолжилась. 

Женщина-руководитель - Екатерина Тихомирова из фильма "Москва слезам не верит" .

Если героиня Нонны Мордюковой в "Простой истории" нашла своё счастье в труде на благо страны, то  героиня Веры Алентовой тихо плачет в подушку, "даже" будучи директором завода. Директорский пост не сделал её счастливой женщиной. 

 Вера Алентова. Фильм "Москва слезам не верит" 1979 г. 

 

А вот Раиса Захаровна из фильма "Любовь и голуби".

Незамужняя, бездетная. Можно сказать, "наследница" революции и да и всей постреволюционной эпохи, она пожинает плоды советского строя и того, что дал он женщине. 

Символично, что её папа  - кавалерист, и на стене в квартире -  кавалерийская сабля и потрет маршала Будённого. 

Да и сама она с таким характером, вполне маршальским. 

Запутавшаяся в  гендерных ролях: с собачкой и Массне с "Грёзами любви", но при этом чётко и жёстко регламентирующая, чудом выловленного на курорте мужичка, - Васю: "Соль - это белая смерть, сахар - сладкая смерть!".

"Шаг влево, шаг вправо - расстрел!"?

 Людмила Гурченко "Любовь и голуби" 1982 г. 

Не кажется ли это закономерным? 

*** 

Вторая половина 1980-х. 

В советском государстве, все предыдущие 70 лет, преимущественно был запрос на женщину - товарища по борьбе, женщину - героиню фронта и труда.

Но к концу 80-ых все ценности советской эпохи девальвировались. 

Что называется, "мы строили, строили и наконец построили".

Какая женщина появилась на экранах страны во второй половине 80-ых?

А появился абсолютно новый, доселе не виданный в кино тип женщины.

Не девственница, не невеста, не жена и не мать, а женщина, простите, .... (слово рифмующееся со словом мать, но абсолютно иного значения). 

Женщина, которая не имеет великой цели, не видит счастья в труде; ни спортивные достижения, ни общественная работа её не прельщают. 

Она либо хочет секса, либо хочет жить богато и красиво. Или и то, и это. 

Наталья Негода в фильме "Маленькая Вера" 1988 г. 

 

В общем, она хочет того, чего героиням предыдущей эпохи было категорически  "нельзя",  в чём им, как женщинам было отказано.

Потому что "в Советском Союзе секса нет", да и с любовью как-то не очень, потому что труд важнее. Про роскошь также не могло идти речи, потому что это - "мещанство", что очень порицалось. 

Елена Яковлева в фильме "Интердевочка" 1989 г. 

 

 Что случилось с женщинами конца 80-ых?

Это поиск новой женственности?

После пиджаков-френчей, рабочих комбинезонов и  роб? 

Вот они - "богини" конца 80-ых, и 90-ых. 

"Интердевочка" 1989 г.

Мой взгляд, быть может, поверхностен и утрирован, но если смотреть по этим картинам, то получается, что женщина в советском кино - это или "мужик в юбке" или вчерашняя школьница - комсомолка.

Если же она хочет секса и материальных благ, то она -  "девушка лёгкого поведения", проститутка.

***

Легко ли быть женщиной в нашей стране?

Какое наследство нам досталось? 

Не являются ли проблемы современных женщин наследием той эпохи? 

Что нам с ним делать? 

Если же говорить о фильмах "нулевых" и текущего десятилетия, мне кажется, что значимых образов женщин - наших современниц в кино так создано не было.

Что это значит?  Поиск идентичности продолжается? 



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • Психоанимационная терапия. Символ-образы "Поляна", "Цветок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь