Что б ты жил во времена перемен, или Гуманитарный кризис нашего общества

Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Анри Гидель.

 

С давних времен существует в странах Востока проклятие: «Жить тебе во времена перемен!»

Увы, именно нашему поколению посчастливилось жить в этом периоде, и потому актуальным как никогда является вопрос об адаптации, то есть об адекватном приспособлении к тому круговороту событий и неопределенности, который бурлит вокруг. Другими словами - о выживании во времена кризиса.

Что б ты жил во времена перемен или Гуманитарный кризис нашего общества

Китайская пиктограмма понятия «кризис» как нельзя более удачно передает его суть и основную идею: она состоит из двух частей, одна из которых изображает опасность, другая же – возможность.  Близкое значение это слово имеет и в Японии – там кризис означает одновременно «перелом» и «шанс». Да и античная культура трактовала это понятие похожим образом – само слово «кризис» переводится с греческого как «поворотный пункт».

Как видим, любой кризис является своеобразным мостом над пропастью, - и только в нашей власти решать, перейти ли его, уклонившись от опасности, упасть вниз, не выдержав головокружительного испытания, или же  остановиться в пути, а значит - остаться в прошлом, испугавшись неясности перспектив.

Однако под кризисом в последние годы понимается лишь экономический аспект событий,  происходящих в нашем обществе, и совершенно недооценивается значение кризиса гуманитарного. А ведь он гораздо более опасен, нежели экономические трудности, поскольку разрушает не обстоятельства жизни, а саму личность.

Как же он проявляется?

Люди стали меньше читать и в целом менее образованы, ориентированы лишь на потребление, не  всегда будучи согласны сами что-то давать этому миру, нацелены на победу и не умеют не только достойно проигрывать, но даже испытывать удовольствие от процесса своей деятельности.

Почему? Да потому что мало кто из наших современников  занимается именно любимым делом, находится в потоке занятий и событий, в кругу людей и обстоятельств, которые являются  его осознанным выбором,  к которым душа лежит. Большая часть общества не живет, а выживает, проходя по жизни, "не приходя в сознание".

Отчего же так происходит?

Во-первых, самый легкий выбор – идти по линии наименьшего сопротивления. Проще всего не напрягаться, брать лишь то, что само дается, - и именно поэтому многие еще с детства выбирают эту дорожку. Зачем читать, если можно посмотреть фильм или послушать аудиокнигу, которую умные люди придумали и даже озвучили  специально для тебя? Зачем увлекаться чем-то, делать что-то своими руками, если можно купить готовое? Зачем уметь что-то делать по дому, если можно нанять человека, который всю работу выполнит за тебя?

Вторая причина  кризиса – «курс на опрощение», массированная обработка умов и на уровне масс-медиа, и даже, что страшно, на уровне государства.

Обратите внимание на то, какими программами кормят население по телевизору, а также какой рекламой они перемежаются, какие ценности при этом озвучиваются и внедряются в наше сознание. Здесь и культ потребительства, и национализм в худшем его понимании, и пропаганда всех видов насилия - всё, что угодно, лишь бы отключить у населения  способность трезво и самостоятельно мыслить, критически воспринимать реальность, и переключить с насущных проблем на поиск внешнего врага или решение трьетьестепенных проблем, которые выдаются за главные жизненные ориентиры: хотеть и брать.  

Обратите внимание на содержание газет и журналов: вокруг сплошной "глянец" не сложнее комиксов, щедро сдобренный все той же рекламой - и очень мало познавательных изданий (а научные и научно-популярные умирают вообще - как невостребованные).

Обратите внимание на колоссальный обвал интереса молодежи (до 30 лет) к книгам. Чтение воспринимается в большинстве случаев как повинность, а если что и читается взахлеб - то это в основном "модные" книги, о которых все говорят (стыдно быть "не в тренде"). А между тем читающие, образованные люди обладают огромными преимуществами перед теми, кто выбрал для себя интеллектуально расслабленный образ жизни: у них выше уровень развития,  лучше память и богаче воображение, они способны мыслить глобально и логично, умеют выделять главное и второстепенное, не путают причины и следствия, их жизненный опыт богаче (учитывая багаж освоенных знаний, уже добытых другими людьми и изложенных в книгах), -  и даже говорят они не в пример понятнее.

Обратите внимание и на то, что за десяток-другой лет произошло в системе образования: в детях   убиты навыки самостоятельной работы и тяга к познанию - зато отчетливо прослеживается нацеливание  либо на успех любой ценой (для амбициозных), либо на довольствование крайним порогом допустимого минимума (для тех, кто без претензий и не желает напрягаться). Вместо того,  чтобы дать ребятам и девушкам возможность учиться анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения - их лишь натаскивают на сдачу тестов и проверочных работ, исключая и творческое начало, и настоящую работу мысли.

Еще одна тенденция времени - расцвет посредственностей. Как-то не по возрасту мне бурчать о том, что "раньше все было лучше: и трава зеленее, и солнце ярче", да и вообще я крайне далека от мысли, что в современном мире нет ничего хорошего, но отчего-то слишком много плевел среди злаков... Анализируя книги, фильмы, музыку, науку за последние пару десятилетий,  невольно видишь, как трудно отыскивать бриллианты (а ведь они есть, и их много!) в куче мишуры (их, увы, в десятки раз больше) и насколько эта мишура активнее, агрессивнее, прилипчивей и заметней...

Наше время - время непрофессионалов в любой сфере: позволившие себе кое-как учиться врачи кое-как лечат; не прошедшие больше никуда, кроме пединститута, девушки приходят в школу и пытаются учить детей (хотя порой и сами пишут с ошибками), юристы и экономисты, не знающие азов своего дела, пытаются вести дела фирм и предприятий.  Да, есть и классные специалисты. Но, во-первых,  они зачастую работают в большинстве случаев на благо себя, а не на благо общества (нет-нет, я не про коммунизм... я про то, что когда каждый гребет лишь к себе, то даже если гребет он гениально, всё вокруг разваливается: это закон жизни - и никакой политики)... А второй нюанс состоит в том, что общая масса скорее разваливает все, что можно развалить, чем "прогрессоры" - строят.

 

Впрочем...неужели все так беспросветно? Неужели нет средств справиться с гуманитарным кризисом нашего социума? Что вообще есть в жизни такого, что делает ее интересной, наполненной и прожитой не зря?

Ага, вы уже надеетесь, что в следующем абзаце прочтете заветный рецепт...но не тут-то было. Потому что, как сказано еще Владимиром Высоцким, - "выбирайтесь своей колеей".

Но главные направления выхода из кризиса мы, безусловно, наметим вместе.

Есть множество людей, которые ответят  на этот  вопрос  так: "Конечно, дети и семья" - и будут правы.

Есть и другие – те, кто скажет: "Творчество, работа - то, что оставляет конкретный след на земле". И тоже будут правы.

А кто-то считает, что это - служение и помощь людям - совсем как в старые добрые времена: волонтерство, благотворительность, помощь и ближним, и дальним, и  братьям нашим меньшим. И тоже, конечно, будут правы.

Но если присмотреться повнимательней ко всем предложенным вариантам, мы заметим в них кое-что общее: стремление отдавать. Делиться. Идти навстречу. Развивать и совершенствовать. Словом, творить вселенную, а не тянуть из нее, дарить себя жизни, а не пытаться урвать себе от нее лучшие кусочки.

Итак, вам выбирать, в какую сторону идти - и идти ли вообще. Главное - помнить: если вы не развиваетесь - вы регрессируете.

Но в том, что вам удастся многое актуализировать из состояния "спящей почки" или развить то, над чем вы уже плодотворно поработали в прошлом - я не сомневаюсь.

Дорогу осилит идущий - и удачи вам в пути!

 

С уважением, Царенко (Проценко) Наталья Владимировна, психолог, г. Черновцы, Украина.



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Что "цепляет" мужчин в женщине даже больше, чем красивая внешность
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • " Я не брал!", или Что делать, если вы столкнулись с детским воровством.
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Зачем учиться слушать или «Что случилось?" - "Ничего!"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь