Нравственное развитие молодежи

Нравственность – это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно – в средствах массовой информации.

Приобщение человека к сокровищам мировой культуры и искусства является значимым фактором формирования нравственного сознания. Во многих странах качество образования оценивается по уровню общекультурной осведомленности и социализации учащихся; и такие курсы как мировая и художественная культура, изобразительное искусство, театр, музыка являются  индикаторами, значимыми факторами общего уровня образования.

Нравственность невозможно обеспечить «красивыми словами». Проблема нравственности потому так остра, что ее усиленно формируют и много говорят о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Нравственность рождается в проживании образа, символа, чьего-то жизненного примера, в переживании красоты.  По мнению романтиков, красота является внутренней истиной, которая потенциально доступна ребенку и позволяет ему не сбиться с пути. Красотой можно руководствоваться в той мере, в какой можно руководствоваться разумом, дисциплиной и психологическими «ноу - хау».

К сожалению, в настоящее время усиленно пропагандируется новое искусство, свободное не только от цензуры авторской совести и здравого смысла, но и  от общественной цензуры. Причем это новое получает знаки официального признания, что не может не действовать на сознание, особенно молодежи. Подростки и молодежь привыкают к безобразному: уродство, неполноценность уже не воспринимаются ими как нечто чуждое и страшное. Регулярно сталкиваясь с этим и на экранах телевизоров и компьютеров, и в значительной части современных произведений «искусства», они воспринимают это как норму; и в этой «норме» живут. Опасно это потому, что формула «Красота спасет мир» имеет обратную сторону: уродство и грязь могут его погубить.

Воспитание подрастающего поколения всегда строится на основе каких-либо принципов. В разные периоды истории и в разных странах это были (и есть) весьма разнообразные основы, создаваемые, порождаемые самим обществом или его частью. Однако в любой период времени существуют и в той или иной степени воздействуют на формирующуюся личность нравственные, общечеловеческие ценности. Правда, последние могут преследоваться конкретной социальной средой, обществом как нежелательные. Таким образом, существуют моральные и нравственные ценности.

Человек в процессе жизни проявляет себя в двух формах:

-       конечной – как представитель данного общества, данной социальной группы,

-       и бесконечной – как представитель человеческого рода.

Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями (не говоря уже о конфликте эгоистических и нравственных). Осознание проблемы выбора между различными ценностями – также важный механизм формирования нравственного сознания.

Как отмечал Антоний Сурожский: если Вы не можете поступать как должно, если не хватает воли не совершать какой-то поступок, то для сохранения в себе Человека, очень значимо хотя бы оценить насколько плохо то, что ты сейчас делаешь, насколько этим поступком Вы теряете или предаете что-то в себе. Способность осознать и оценить свое поведение - очень ценное качество.

Человек, который осознает собственные переживания и может их выразить, получает контроль над собой, он в большей степени способен понимать другого человека и в большей степени способен к нравственному выбору в неоднозначной ситуации.

Однако в современном обществе проблема нравственного выбора подменяется проблемой решения. Молодежи внушается, что не нужно задумываться, хорошо или плохо, например, жить по принципу увеличения наслаждений, а следует только думать о том, как это сделать. Уходя от конфликта ценностей, человек всегда принимает ценности того, у кого в руках власть и деньги.

Значимость формирования нравственного сознания молодежи определяется тем, что размягчение морали и нравственности – важный этап разрушения общества. Антрополог К. Лоренц сформулировал закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры – даже если он полностью оправдан – может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы».



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Альтруизм и нравственность как сущностные ценности человека в работе практикующего психолога
  • Формирование нравственного сознания у детей
  • Ложные ценности и депрессивные состояния у подростков и молодежи
  • Личностные границы как предиктор формирования активной жизненной позиции молодежи.
  • В какой степени человек влияет на свою жизнь?
  • Кто в большей степени отвечает за отношения между мужчиной и женщиной?
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Образ жизни как фактор, влияющий на поведение и развитие молодежи
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Разработка программы неформального образования для молодежи
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Нравственность, безнравственность, мораль и нематериальные ценности
  • Человек, которому плохо может раздражать…
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Психологическое благополучие молодежи в условиях экстремальной ситуации
  • Доказана способность психотерапии менять личность человека
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Современная молодая семья. Взгляды молодежи на создание своей семьи.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Как наладить сон (особенно, если вы чувствительный человек).
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Можно ли поменять близкого человека через работу с собой?
  • Эмоции и ощущения достоверны в большей степени, чем мысли.
  • Информационная культура и личностное становление молодежи
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь