|
Нравственное развитие молодежиАвтор статьи: Есипова Надежда Дмитриевна
Нравственность – это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Трудно сказать, что эти устои в настоящее время прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно – в средствах массовой информации.
Приобщение человека к сокровищам мировой культуры и искусства является значимым фактором формирования нравственного сознания. Во многих странах качество образования оценивается по уровню общекультурной осведомленности и социализации учащихся; и такие курсы как мировая и художественная культура, изобразительное искусство, театр, музыка являются индикаторами, значимыми факторами общего уровня образования. Нравственность невозможно обеспечить «красивыми словами». Проблема нравственности потому так остра, что ее усиленно формируют и много говорят о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Нравственность рождается в проживании образа, символа, чьего-то жизненного примера, в переживании красоты. По мнению романтиков, красота является внутренней истиной, которая потенциально доступна ребенку и позволяет ему не сбиться с пути. Красотой можно руководствоваться в той мере, в какой можно руководствоваться разумом, дисциплиной и психологическими «ноу - хау». К сожалению, в настоящее время усиленно пропагандируется новое искусство, свободное не только от цензуры авторской совести и здравого смысла, но и от общественной цензуры. Причем это новое получает знаки официального признания, что не может не действовать на сознание, особенно молодежи. Подростки и молодежь привыкают к безобразному: уродство, неполноценность уже не воспринимаются ими как нечто чуждое и страшное. Регулярно сталкиваясь с этим и на экранах телевизоров и компьютеров, и в значительной части современных произведений «искусства», они воспринимают это как норму; и в этой «норме» живут. Опасно это потому, что формула «Красота спасет мир» имеет обратную сторону: уродство и грязь могут его погубить. Воспитание подрастающего поколения всегда строится на основе каких-либо принципов. В разные периоды истории и в разных странах это были (и есть) весьма разнообразные основы, создаваемые, порождаемые самим обществом или его частью. Однако в любой период времени существуют и в той или иной степени воздействуют на формирующуюся личность нравственные, общечеловеческие ценности. Правда, последние могут преследоваться конкретной социальной средой, обществом как нежелательные. Таким образом, существуют моральные и нравственные ценности. Человек в процессе жизни проявляет себя в двух формах: - конечной – как представитель данного общества, данной социальной группы, - и бесконечной – как представитель человеческого рода. Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями (не говоря уже о конфликте эгоистических и нравственных). Осознание проблемы выбора между различными ценностями – также важный механизм формирования нравственного сознания. Как отмечал Антоний Сурожский: если Вы не можете поступать как должно, если не хватает воли не совершать какой-то поступок, то для сохранения в себе Человека, очень значимо хотя бы оценить насколько плохо то, что ты сейчас делаешь, насколько этим поступком Вы теряете или предаете что-то в себе. Способность осознать и оценить свое поведение - очень ценное качество. Человек, который осознает собственные переживания и может их выразить, получает контроль над собой, он в большей степени способен понимать другого человека и в большей степени способен к нравственному выбору в неоднозначной ситуации. Однако в современном обществе проблема нравственного выбора подменяется проблемой решения. Молодежи внушается, что не нужно задумываться, хорошо или плохо, например, жить по принципу увеличения наслаждений, а следует только думать о том, как это сделать. Уходя от конфликта ценностей, человек всегда принимает ценности того, у кого в руках власть и деньги. Значимость формирования нравственного сознания молодежи определяется тем, что размягчение морали и нравственности – важный этап разрушения общества. Антрополог К. Лоренц сформулировал закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры – даже если он полностью оправдан – может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|