|
Особенности религиозного настроения среди некоторых социально активных подростков и молодежиАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Наше общество разнообразно, многокультурно, динамично. Скажу прозаично - все мы разные. Но есть ли критерии "разности"? Где проходит грань между живым интересом и увлечением и жестким, деспотичным ,фанатичным влечением к чему-либо? Давайте поговорим о сложном и достаточно интимном вопросе - религиозных убеждениях и их радикальных проявлениях. Я живу в старинном купеческом городе, славившемся своим колоритом, где на одной улице соседствуют и православный храм, и мечеть, и синагога, и кирха. И не было вспышек конфликтов на религиозной почве никогда в истории этого городка. Религиозная жизнь после "перестройки" протекала умеренно. Однако сейчас становится актуальным вопрос восприятия религии молодежью. СМИ, многочисленная литература, широкая информированность о религиозной культуре России, с одной стороны, необходимы. Ведь еще наши бабушки и мамы помнят, как уничтожали шедевры русского зодчества, как монастыри и храмы использовались под склады... Но с другой стороны, позиция некоторых социально активных православных молодых людей заставляет задуматься меня и как историка, и как психолога. Например, разговор с одной девушкой. Девушка: "А почему Вы говорите, что христианство делится на три основные направления (православие, католицизм, протестантизм)? Мне батюшка говорит, что истинно лишь православие, а остальное ересь и они в аду гореть должны, ибо они оскверняют Святую Церковь Христову! Только Православная церковь Вселенская!". Пытаюсь девушке объяснить мягко и корректно, что "Католическая" и "Кафолическая" - два варианта одного и того же слова, но одно с латыни, другое с греческого. И оба слова переводятся как "Всеобщий", "Вселенский". В первом варианте мы знаем это как название западной церкви, а второе в православной традиции именно как свойство Церкви (веобщность, всецелостность). Это элементарные исторические основы христианства, расколовшегося в 1054 году на католицизм и православие. Хотя фактически разделение церквей произошло намного раньше. Недаром православие и католицизм называли "сестры"... БЕСПОЛЕЗНО! Девушка продолжает речитатив о "единой Вселенской Православной Церкви" и уходит в дебри богословия. Другой пример. Один знакомый, узнав, что я слушаю "тяжелую" музыку, едва ли не побежал в храм, чтобы снять с меня "это пагубное воздействие". "Рок от Сатаны! Нельзя его слушать! На коровах доказано..." (Впрочем, что там доказано на коровах, несмотря на интригу, я не дослушала, отвлеклась на какие-то дела). Проблема подобных молодых людей кроется в ограниченности их кругозора и невозможности абстрактно мыслить. Процесс познавательной деятельности, необходимый для усвоения новой информации и последующего сравнения, анализа, формирования собственных выводов, встречает здесь "заблокированность", "зашоренность". В таких ребятах тяжело пробудить интерес к жизни. Конечно, в этом состоянии ребенок-подросток-молодой человек защищен от курения, спиртного, наркотиков, но вместе с этим, агрессивность к другим "чужим" культурам возрастает. Поэтому в данном случае необходимо "учиться, учиться и учиться". В таком религиозном ракурсе ребята стараются следовать догаматам, но при этом понятия не имеют о таких выдающихся мыслителях и светилах науки, как Василий Розанов, Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Алексей Лосев и других православных философах, посвятившим свою жизнь поиску ответов на сложные вопросы об общечеловеческих ценностях... Ведь приобретая знания, хочется верить, что раздвинутся границы восприятия мира и культур во всем их многообразии и восторжествует принцип непротиворечивости простиворечивого. А вместе с тем: Один из великих философов 20 века Н.Бердяев отмечал, что
Я занимаюсь еще с институтских лет вопросами религиозной психологии и религиозного сознания, я общаюсь по сей день с представителями многих этносов и конфессий. И вот парадокс, малочисленные протестансткие конфессии (баптисты, адвентисты, лютеране, кальвинисты и др.), более склонны к диалогу и открыты для контакта. Причина - безоценочное, уважительное принятие других конфессий! Здесь нет патриархальных, жестких запретов и странных обрядов, зато есть признание личности как самостоятельного субъекта, имеющего право выбора и свободу совести. Категоричность и оценочность, так свойственная подросткам и молодежи, необходимо несколько смягчать. Безусловно, проблема экстремизма и терроризма, которая также актуальна в контексте религиозного радикализма, остается важнейшей глобальной проблемой современности. Поэтому стоит более детально подходить к изложению материала по истории основ религиозных культур, особенно в многонациональном регионе. Необходимо реальное, а не формальное сотрудничество представителей всех официально зарегистрированных конфессий. В первую очередь для мирного взаимодействия конфессий. В официальных, учрежденных в соответствии с законодательством РФ, религиозных организациях население не должно видеть "врагов" или "происки Дьявола". Модернизация образования необходима. Молодежь, зависшая на гаджетах, достаточно легко поддается влиянию. Но вот курс "Основы религиозных культурных" должен уделять львиную долю своих часов на освещение именно опыта и возможностей межкультурного сотрудничества. Наше общество, несмотря на его разнородность, поликонфессиональность, многогранность, тем не менее, единый живой организм, нуждающийся в оздоровлении и в обретении состояния той самой "внутренней свободы", но не вседозволенности, а именно в здравом смысле. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|