Особенности религиозного настроения среди некоторых социально активных подростков и молодежи

Наше общество разнообразно, многокультурно, динамично. Скажу прозаично  - все мы разные. Но есть ли критерии "разности"? Где проходит грань между живым интересом и увлечением и жестким, деспотичным ,фанатичным влечением к чему-либо?

Давайте поговорим о сложном и достаточно интимном вопросе - религиозных убеждениях и их радикальных проявлениях.

Я живу в старинном купеческом городе, славившемся своим колоритом, где на одной улице соседствуют и православный храм, и мечеть, и синагога, и кирха. И не было вспышек конфликтов на религиозной почве никогда в истории этого городка. Религиозная жизнь после "перестройки" протекала умеренно.

Однако сейчас становится актуальным вопрос восприятия религии молодежью. СМИ, многочисленная литература, широкая информированность о религиозной культуре России, с одной стороны, необходимы. Ведь еще наши бабушки и мамы помнят, как уничтожали шедевры русского зодчества, как монастыри и храмы использовались под склады... 

Но с другой стороны, позиция некоторых социально активных православных молодых людей заставляет задуматься меня и как историка, и как психолога.

Например, разговор с одной девушкой. Девушка: "А почему Вы говорите,  что христианство делится на три основные направления (православие, католицизм, протестантизм)? Мне батюшка говорит, что истинно лишь православие, а остальное ересь и они в аду гореть должны, ибо они оскверняют Святую Церковь Христову! Только Православная церковь Вселенская!". Пытаюсь девушке объяснить мягко и корректно, что "Католическая" и "Кафолическая" - два варианта одного и того же слова, но одно с латыни, другое с греческого. И оба слова переводятся как "Всеобщий", "Вселенский". В первом варианте мы знаем это как название западной церкви, а второе в православной традиции именно как свойство Церкви (веобщность, всецелостность). Это элементарные исторические основы христианства, расколовшегося в 1054 году на католицизм и православие. Хотя фактически разделение церквей произошло намного раньше. Недаром православие и католицизм называли "сестры"... БЕСПОЛЕЗНО! Девушка продолжает речитатив о "единой Вселенской Православной Церкви" и уходит в дебри   богословия.

Другой пример. Один знакомый, узнав, что я слушаю "тяжелую" музыку, едва ли не побежал в храм, чтобы снять с меня "это пагубное воздействие". "Рок от Сатаны! Нельзя его слушать! На коровах доказано..." (Впрочем, что там доказано на коровах, несмотря на интригу, я не дослушала, отвлеклась на какие-то дела). 

Проблема подобных молодых людей кроется в ограниченности их кругозора и невозможности абстрактно мыслить. Процесс познавательной деятельности, необходимый для усвоения новой информации и последующего сравнения, анализа, формирования собственных выводов, встречает здесь "заблокированность", "зашоренность". В таких ребятах тяжело пробудить интерес к жизни. Конечно, в этом состоянии ребенок-подросток-молодой человек защищен от курения, спиртного, наркотиков, но вместе с этим, агрессивность к другим "чужим" культурам возрастает. Поэтому в данном случае необходимо "учиться, учиться и учиться". В таком религиозном ракурсе ребята стараются следовать догаматам, но при этом понятия не имеют о таких выдающихся мыслителях и светилах науки, как Василий Розанов, Павел Флоренский, Сергий  Булгаков, Алексей Лосев и других православных философах, посвятившим свою жизнь поиску ответов на сложные вопросы об общечеловеческих ценностях... Ведь приобретая знания, хочется верить, что раздвинутся границы восприятия мира и культур во всем их многообразии и восторжествует принцип непротиворечивости простиворечивого. 

А вместе с тем:

Особенности религиозного настроения среди некоторых социально активных подростков и молодежи

Один из великих философов 20 века Н.Бердяев отмечал, что

Нужно не ставить пределы свободе исследования, не внешне ограничивать его, а внутренно понять, при каких условиях исследование будет плодотворно и действительно овладеет своим предметом, проникнет в его тайники.


М.Нестеров "Философы" (П.Флоренский и С.Булгаков), 1917г.

Я занимаюсь еще с институтских лет вопросами религиозной психологии и религиозного сознания, я общаюсь по сей день с представителями многих этносов и конфессий. И вот парадокс, малочисленные протестансткие конфессии (баптисты, адвентисты, лютеране, кальвинисты и др.),  более склонны к диалогу и открыты для контакта. Причина - безоценочное,  уважительное принятие других конфессий! Здесь нет патриархальных, жестких запретов и странных обрядов, зато есть признание личности как самостоятельного субъекта, имеющего право выбора и свободу совести. 

Категоричность и оценочность, так свойственная подросткам и молодежи, необходимо несколько смягчать. Безусловно, проблема экстремизма и терроризма, которая также актуальна в контексте религиозного радикализма, остается важнейшей глобальной проблемой современности. Поэтому  стоит более детально подходить к изложению материала по истории основ религиозных культур, особенно в многонациональном регионе. Необходимо реальное, а не формальное сотрудничество представителей всех официально зарегистрированных конфессий. В первую очередь для мирного взаимодействия конфессий. В официальных, учрежденных в соответствии с законодательством РФ, религиозных организациях население не должно видеть "врагов" или "происки Дьявола".

Модернизация образования необходима. Молодежь, зависшая на гаджетах, достаточно легко поддается влиянию.  Но вот курс "Основы религиозных культурных" должен уделять львиную долю своих часов на освещение именно опыта и возможностей межкультурного сотрудничества. Наше общество, несмотря на его разнородность, поликонфессиональность, многогранность, тем не менее, единый живой организм, нуждающийся в оздоровлении и в обретении состояния той самой "внутренней свободы", но не вседозволенности, а именно  в здравом смысле.



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Сильный мужчина" - "Слабая женщина": звенья одной игры
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь