|
Краткие зарисовки из Бодинамической концепции развития личности.Автор статьи: Марина Федосимова
Краткие зарисовки из Бодинамической концепции развития личности.
В этом течении выделяется 7 стадий развития ребенка от утробы до юности: 1. право на существование (2 триместр - 3 мес от рождения) 2. право иметь потребности (1 мес - 1,5 года) 3. право быть автономным (8 мес - 2,5 года) 4. право иметь намерения и быть прямым и своенравным (структура воли - 2-4 года) 5. право переживать любовные и сексуальные чувства (3-6 лет) 6. право иметь собственное мнение (5-9лет) 7. право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать и конкурировать. (6-12 лет) На каждой стадии, естественно выделяется ряд потребностей, которые должны быть удовлетворены для гармоничного развития. Если что-то мешает удовлетворению этих потребностей, потому что родители или соц. группа не могут быть толерантными к чему-либо в ребенке, происходит "прерывание связи" в смысле "Я могу быть собой, и ты можешь быть собой, и мы можем быть вместе". Тогда формируется защита, как компромисс, на который мы идем: "Я буду делать это или откажусь от этого, для того чтобы остаться связанным с тобой". И собственно эти защиты в нашем теле отражаются как мышечный дисбаланс: Гиперотклик - когда при растягивании мышцы средним и указательным пальцем насколько возможно чувствуется сопротивление мышцы, она "выталкивает" наши пальцы и быстро возвращается обратно Гипоотклик - в тех же условиях возникает впечатление, что в мышце совсем нет никакого сопротивления, а скорость ее возвращения медленнее скорости растяжения. Ранняя позиция: стресс был достаточно сильным или/и произошел в начале формирования. Ресурс не был получен и присвоен. Поздняя позиция: стресс был не интенсивным или/и происходил на поздних сроках формирования. Ресурс получен и присвоен, развивается способность сопротивляться. ну и здоровая позиция есть здоровая позиция. 1 стадия. право на существование (2 триместр - 3 мес от рождения) Ранняя позиция: ментальная стр-ра характреизуется уходом, удалением от жизни Поздняя позиция: эмоциональная характеризуется бегством в жизнь Здоровая позиция хар-ся ощущением безопасности существования и принадлежности миру. Человек чувствует себя любимым и принимаемым просто потому, что он существует. Здесь еще то, что отметила важного для себя, что как и у Грофа здесь родам придается очень большое значение и успешное прохождение хотя бы части процесса ( т.е. хотя бы одной из стадий родов) будет сохранено как ресурс, даже если последующие стадии прошли травматично.
2 стадия. право иметь потребности (1 мес - 1,5 года) Ранняя: Отчаяние. Ребенок не может распознать потребностей и собственных способностей их удовлетворения Поздняя: Недоверие. Ребенок путает потребности. Он уверен, что другие не дадут ему то, что ему необходимо или дадут что-то не то. Здоровая: Само-удовлетворение. Ребенок способен определить свои потребности, действовать для их удовлетворения, и откладывать при необходимости это удовлетворение. Через взаимодействие с человеком, ухаживающим за ним, ребенок научается распознавать и дифференцировать собственные потребности, действовать для их удовлетворения, принимать и поглощать, чувствовать насыщение и справляться с откладыванием удовлетворения. Этот процесс происходит во взаимодействии, и ребенок этого возраста зависит от глубокой связи со взрослым и точного отзеркаливания, что необходимо для придания смысла его внутренним ощущениям. Способность распознавать свои потребности и действовать для их удовлетворения - один из базовых навыков эго
3 стадия. право быть автономным (8 мес - 2,5 года) Ранняя: Невербальное изменение деятельности. Собственные импульсы и чувства ребенка легко теряются или так и не распознаются. Ребенок меняет фокус деятельности и внимания, не оповещая об этом других людей Поздняя: Вербальное изменение деятельности. Ребенок активно меняет фокус внимания и разговора для избегания неприятных чувств, особенно чувства беспомощности. Здоровая: Эмоциональная автономия. Ребенок подмечает свои импульсы и чувства, признает их своими и может действовать исходя их них. Используя возможность двигаться в мир по собственному желанию, ребенок может достигать автономии и независимости. Исследую и практикуясь, ребенок учиться тестировать реальностью собственные ощущения и окружающий мир (т.е. на практике проверять соответствуют ли его представления о себе и том, что он может или не может делать на практике, ибо в начале этого процесса ребенок думает что он всемогущ и может все то же самое что и его значимые другие), устанавливать баланс между безопасностью (базовой потребностью) и приключением, а также между своими потребностями и ожиданиями других людей. На межличностном уровне: ребенку нужна помощь родителей, но она часто не хочет, чтобы ему помогали. При сверхопеке ребенок не прилагает усилия для овладения новыми навыками или чувствует себя "переполненным", подавляемым родителями. И наоборот, если родители ждут от ребенка бОльшей самостоятельности, чем он готов, он будет ускорять свой темп развития для того, чтобы быть принятым родителями, и могут привести его к мысли ,что он не может попросить о помощи, даже когда она ему нужна.
Во взрослой жизни люди с ранней позицией Автономии часто пассивно сопротивляются изменениям и выбору направления деятельности. Человек сам не знает чего хочет. поздней стадии люди сверхактивны, работают в нескольких местах, состоят в нескольких клубах, имеют множество друзей, но при этом испытывают недостаток центрированности и реально близких отношений. Собственно эта структура является основополагающей для понимания нарциссических и пограничных личностей. Потому как проблема несоответствия образа того, что мы можем делать, и того, что мы на самом деле можем, часто описывается как проблема нарциссизма. На этой стадии ребенок учиться распознавать свои эмоции и отделять их от ядра self и от событий, вызывающих эти эмоции. Для ребенка это значит, что другие люди не могут "отобрать" у него его чувства и импульсы ( например расхожей фразой "не обманывай, тебе не больно" ),что те и другие могут существенно меняться не угрожая ядру self. п.с. на этой стадии ребенку необходима свобода чтобы пробовать себя в разной деятельности , чтобы его нереалистичное видение себя не запечатлевалось в сознании (тестирование реальности) и поддержка тогда, когда он понимает, что на самом деле не может взять пылесос и пылесосить как мама, чтобы не запечатлелось ощущение, что " я не всемогущ и мир рухнул ".
4 стадия. право иметь намерения и быть прямым и своенравным/структура воли ( 2-4 года) Ранняя: Приносящий себя в жертву. Ребенок отказывается от ощущения собственной силы и возможности делать выборы, чтобы быть приятным и полезным другим людям. Поздняя: Осуждающий. Ребенок чувствует, что он управляет собой, сам себе хозяин только тогда, когда он сильнее других. Осуждает других. Здоровая: Самоуверенный. Ребенку комфортно действовать, используя собственную силу, и, в то же время, ему спокойно чувствовать силу других людей. Данная стадия – время обучения контролю и совершению выборов. Ребенок сфокусирован на своей способности делать выбор и кратковременном планировании, на исследовании силы, воли, неустойчивости, на формировании суждений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Он изучает может ли он чувствовать себя любимым и уважаемым, и продолжают ли его любить и уважать те, кому он противоречит. Противостояние обычно связано с тем, что принято называть "плохим поведением", с тем, например, хорошо или плохо драться и кусаться, что является типичным проявлением гнева в этом возрасте. Ребенок узнает, что возможно, и даже нормально, испытывать одновременно противоположные чувства к одному и тому же человеку и по поводу одного и того же явления. На данной стадии завершается формирование границ эго. Функции границ заключаются в сепарации и защите ребенка ( и того ,что ему принадлежит) от внешнего мира и других людей, а также в сохранении энергии в его организме и личности. Стадия силы и контейнирования. Ребенок может упрямо сохранять определенное чувство, например гнева, тогда как в более раннем возрасте он со временем исчезало и изменялось. Он также устнавливае право собственности на игрушки и контроль над запрещенной и разрешенной деятельностью. Двухлетка будет прикасаться к тому, что "нельзя", зная о запрете. Это вовсе не проявление непокорности. Это упражнения на понимание, тренировку силы воли, выбор самостоятельного направления деятельности, независимость, а также вызов границам матери и обеспечиваемому ее контейнеру безопасности. Эта внешняя граница "НЕТ" чрезвычайно важна для развития собственных границ ребенка. Позже ребенок, занимаясь чем- то запрещенным будет сам себе говорить нет ( роль корректора своего поведения), а потом и других взрослых. Главной задачей для ребенка этого периода яв-ся овладение силой и возможностью делать выбор (мотороно выражается в совершенствовании навыка поворачиваться, не останавливаясь на бегу) Опыт с правом выбора, приобретенный в этом возрасте в последующем влияет на выбор жизненного направления и следование намеченному пути взрослого человека.
5 стадия. право переживать любовные и сексуальные чувства (3-6 лет) Ранняя: Романтическая. Ребенок отрицает свою чувственность и сексуальность и идентифицирует себя с романтическими или сердечными чувствами. Поздняя: Соблазняющая. Ребенок отрицает романтические и сердечные чувства и идентифицирует себя с чувственностью и сексуальными чувствами и действиями. Здоровая: Баланс между любовью и сексуальностью. Ребенок может чувствовать то и/или другое и действовать, исходя из этих чувств, с соответствующим вниманием и заботой о другом человеке. Поло-ролевая идентификация, исследование и создание контейнера и границ, связанных с любовными чувствами и сексуальностью. Это происходит через ролевые игры и игры, связанные с исследованием тела. Обучение установлению баланса любовных и сексуальных чувств сначала и в основном с родителем противоположного пола, потом с другими взрослыми, и в конце концов, с ровесниками. Ребенок способен воспринимать триадные отношения и проявляет активность в любовных треугольниках. Он может запрыгнуть на родителя и повиснуть на нем держась за него руками и ногами. Может сидеть прижавшись к родителю, и сексуально/чувственно возбуждаться от этого физического контакта. Открытие иерархий и попытка найти свое место в отношениях с двумя родителями и другими детьми в семье приводит его к вопросу "Кого ты больше любишь, меня или...?" Идеальной расстановкой является следующая: ребенок очевидно ниже рангом, чем мама и папа; он не может настраивать одного из них против другого; у него уникальные отношения с каждым из них; он любим обоими и примерно одинаково с братьями и сестрами. Именно при таком положении вещей ребенок обретет физическое и межличностное равновесие и сможет установить баланс между любовными и сексуальными чувствами и их экспрессией. Если в семье любовные чувства позволены, а сексуальные нет, или наоборот, ребенок может начать подавлять в семье соответствующий полюс. Позже это приведет к проблемам во взрослом возрасте, т.к. подавленная часть обычно выражается бессознательно. Наслаждаясь приятными ощущениями в гениталиях и открытиями в поло-ролевых отношениях, ребенок хочет поделиться своими открытиями с родителями и др людьми. Ему необходим, что бы родители ответили ему с любовью, уважением и ясными границами. Каждый из родителей должен убедить ребенка, что тот никогда не сможет занять место одного из них, что его сексуальность и пол уважаемы, но он будет исследовать их НЕ С НИМИ. Сначала такой ответ родителей разозлит и обидит ребенка, но потом он, ощущая их заботу сможет перенаправить свои чувства на взрослых друзей семьи. Встретив такую же реакцию у них, он найдет уже любовь ребенка противоположного полка и друга своего пола. Самым важным на данной стадии является ПРИНЯТИЕ сексуальных фантазий и действий (что дает ощущение ребенку что делать и чувствовать это НЕ плохо, а хорошо, но воплощать в жизнь он это будет позже, когда подрастет и у него будет "свой муж/жена, и у него все будет только позже)
6 стадия. право иметь собственное мнение (5-9лет) Ранняя: Замкнутый, мрачный. Ребенок не может сформировать или сформулировать свои мнения и пассивно противопоставляет себя мнению других. Поздняя: Упрямый, чрезмерно самоуверенный. Ребенок идентифицирует себя с тем, чтобы быть "правым", он будет бороться за сохранение правильности своего мнения. Здоровая: Воплощающий мнения. Ребенок может выражать свои мнения и проверять из реальностью. Он может отстаивать свое мнение, может уступать или менять мнение при появлении новых фактов. Ребенок открывает для себя, что люди, с которыми он связан, могут иметь разные мнения и взгляды на мир. Поначалу он будет сравнивать эти мнения и выбирать те, которые дают ему границы и желаемый контакт. В некоторых играх он будет менять правила, чтобы оказаться победителем. Позже ребенок станет признавать и формировать мнения, которые согласуются с тем, что он считает правильным и справедливым. Все это со временем приведет его к конфликту, в первую очередь, с родителями, поскольку он, иногда абсолютно не соглашаясь с их мнениями и правилами, будет при этом усиливать связь с семьей. Желание ребенка отстаивать свое мнение укрепляет личные границы, поэтому ему нужно давать такую возможность. Если же по разным причинам нет возможности применить в жизнь его точку зрения, ему нужно дать понимание того ,что его мнение ценно, что он имеет право его выражать и отстаивать, согласны с ним родители или нет. Здоровым внутренним убеждением на данной стадии у ребенка будет такая фраза: "Я могу говорить ту правду, которую я вижу". Это предложение яв-ся хорошим примером устойчивых, но гибких границ. Оно отражает целостность и честность. На основе его могут формироваться, отстаиваться, и, при появлении новой информации, меняться мнения.
7 стадия. право, с одной стороны, быть полноправным членом группы, не будучи особенным, с другой стороны, быть способным действовать, блистать и конкурировать/структура солидарности и проявления (6-12 лет) Ранняя: Равный со всеми. Ребенок идентифицирует себя с группой и старается, чтобы все были на одном уровне и никто не выделялся. Поздняя: Конкурирующий. Ребенок соревнуется с другими за лучшее положение или результаты, и порой соревнуется сам с собой. Здоровая: Баланс Self и группы. Ребенок может проявлять себя, помогать проявляться другим детям, а может просто расслабиться и не делать ни того, ни другого. В этом возрасте ребенок учиться устанавливать глубокий близкий контакт и со взрослыми, и с ровесниками. Он учится обговаривать с другими людьми правила игры и приемлемое поведение, у него появляется несколько лучших друзей. Если на предыдущей стадии структуры Мнений быть членом группы означало знать правила и следовать им, в этом возрасте акцент делается на схожести с другими/превосходстве. На том, что важнее, общая деятельность группы или то, насколько сам ребенок хорошо в какой-либо деятельности. Сама деятельность группы становится средством конкурентной борьбы. Другими важными аспектами этого периода установления связей с группой яв-ся лояльность, верность и солидарность. Опыт успешного взросления группы становится в последствии основой для создания хорошей командной работы в любых сообществах, начиная от организационного менеджмента до охотничьих организаций. Процесс установления групповых отношений включает в себя близкий физический контакт - борьбу, езду на лошадях, игры на толкание и перетягивание, лежание вповалку и просто разговоры об устройстве мира. В наиболее популярных для этого возраста играх делается упор на поддержание равновесия. В межличностных отношениях ребенок решает такие же сложные задачи установления баланса между лояльностью к другим и сохранением себя. Если ребенок чувствует, что его наказывают и могут изгнать из группы, если он выделяется и делает что-то лучше других, и "наоборот" принимают и хвалят за успехи "ниже среднего" и поддержку других, он будет стараться быть "наравне" с остальными членами группы. На данной стадии ребенок начинает осознавать иерархию в группе и учиться действовать исходя из этого знания. Теперь он более осознанно оформляет личные границы: как ходить ,что одевать, на кого смотреть с почтением, на кого наоборот. Он более осознано принимает решение о собственной ценности. Теперь ребенок более способен контейнировать и фокусировать свою энергию, о чем свидетельствует его упорство в освоении некоторых умений (езда с препятствиями на скейте, велике и проч.) Подростковый возраст: от 13 до 19 лет Позиции пока не достаточно дифференцированы, т.к. в этом возрасте активизируются все ранние структуры характера. Пуберат - это тот возраст, когда прежние структуры характера могут либо еще более закрепиться, либо стать более мягкими и открытыми. Гормональные изменения в организме ребенка этого возраста пробуждают в нем интенсивные сексуальные чувства и порождают частые и сильные колебания настроения и уверенности в себе. В этот период подросток озабочен тем, насколько он желанен, и тем, как установить близкие отношения. Появление доверия и забота о новых, уважительных, любовных отношениях может дать ему возможность пересмотреть прошлые травматические опыты. При неудачном стечении обстоятельств, недостаточном контейнировании, несбалансированных желаниях, или просто при невезении, подросток будет часто страдать от новых травм, усиливающих предыдущий негативный опыт. В этом возрасте ребенок продолжает развивать свое наблюдающее эго и распознает непоследовательность родительских реакций прежде, чем отдает себе отчет в собственной непоследовательности. Это возраст закрытых дверей и знаков "Взрослым вход воспрещен", яростных споров о личных границах, ответственности и всем том, что касается домашнего хозяйства. Однако из-за внутрипсихических процессов, связанных с повторным проживанием и пересмотром содержания всех предыдущих стадий развития, устанавливать и поддерживать границы подростку достаточно трудно. Другая важная тема связана со становлением взрослой сексуальности подростка. Ему необходимо научиться соотносить отношения с другими людьми со своими и их сексуальными желаниями, понять ,как и когда показывать или не показывать свою сексуальность, и как себя вести. чтобы быть принятым. А иногда ему придется достаточно яростно защищать свои сексуальные границы.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы еще отметить ,что в идеальном варианте здорового развития ребенок/человек прошел бы все три позиции (ранняя, поздняя и здоровая) на каждой из семи стадий развития, и, таким образом, в его распоряжении были бы все возможные структуры характера. На практике такое случается чрезвычайно редко, и поэтому узнавая в том или ином описании структуры себя, мы можем понимать где, откуда и как появились наши проблемы, как они мешают нам наслаждаться жизнью и общением и хотя бы издали понимать каким образом можно их решить. П.С. О связи т.н. "интуиции" и телесного осознания в виде мышечных реакций: Человек воспринимает память тела как реальность сегодняшнего дня. Поскольку у всех нас так или иначе выражены различные структуры характеров, наше внутреннее восприятие реальности подвержено разной степени искажениям. Очень часто люди говорят "У меня такое инстинктивное чувство, что мне не следует делать этого или этого". Это высказывание может быть переведено следующим образом "У меня сейчас какое-то нехорошее чувство, потому что в подобных ситуациях в моем детстве происходили не очень приятные вещи. ЯЯ не хочу, чтобы это повторилось снова". Если мои мышцы, которые предназначены для отталкивания людей гипоактивны, то я буду убеждена, что когда мне нужно будет это сделать, я этого просто не смогу. Если же они гиперактивны, у меня будет внутреннее знание, что я должна отталкивать людей, чтобы защитить себя.
Марина Федосимова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|