В наше время в почете люди, которые не испытывают нужды в деньгах, занимают престижные должности, имеют достаточно свободного времени, тщательно следят за своим внешним видом – одним словом, социально успешные. Ими восхищаются и берут с них пример, и совершенно напрасно. Потому что гонка за социальным успехом в подавляющем большинстве случаев не только тормозит развитие человека, но и вызывает мучительные внутренние и внешние конфликты. Такое мнение в беседе с обозревателем портала interfax.by высказал психолог Сергей Ермаков (г. Владимир).
- Что такое социальный успех?
- Интересный вопрос... интересен он тем, что наполнение данного понятия - динамично во времени, изменчиво. Это цикл: что-то считается успехом, потом это становится нормой, затем стереотипом (потому что есть почти у всех) и в этом момент - появляется новый критерий успеха. Ведь успех по сути своей выделяет лучших, уникальных, а все лучшими быть не могут.
Простой пример - наличие высшего образования. По историческим меркам совсем недавно, ещё во времена СССР - наличие высшего образования - означало принадлежность человека к группе лучших, наиболее способных, талантливых. Поступить в ВУЗ было трудно, да и самих ВУЗ`ов было мало.
Тогда как сейчас - высшее образование обесценилось, по разным данным до 90% выпускников школ поступают в ВУЗ`ы.
Поэтому если образование считать одним из критериев на пути к социальному успеху, то сейчас успех - это несколько высших образований, причём лучший вариант - если ВУЗ зарубежный (США, Европа).
В общем плане, социальный успех - это совокупность представлений Общества как системы о том, каким должен быть человек и что у него должно быть в рамках принадлежности к группе лучших в данный исторический период.
Поскольку Общество так или иначе классовое, то для каждого класса сформированы внутренние представления о параметрах успеха, хотя, во многом - ориентир и образец - общий.
Основная трудность для человека в том, что Общество стремится унифицировать людей, задав параметры для удобства управления, а человек по природе своей стремится к развитию и проявлению разнообразия.
В результате несоответствия личных представлений и внешних требований, часто возникают внутренние конфликты в виде "борьбы с самим собой", либо же внешние в виде "борьбы с общественной системой". Именно такие конфликты и являются причиной психологических проблем.
- Неужели Вы хотите сказать, что человеком, который отучился в нескольких престижных вузах, легче управлять?!
- Как ни странно, но да. Пока человек занят погоней за каким-либо ориентиром, это может быть не только образование, а что угодно другое якобы важное, то у него сужено поле внимания и восприятия, и вокруг может происходить фактически что угодно, но он этого не заметит.
- Какие требования, помимо нескольких высших образований, выдвигает современное Общество к человеку?
- Очень объёмный вопрос. Дело в том, что для каждого условного "класса" в современном Обществе - есть свой набор таких вот "морковок на верёвочке".
В каком-то случае это будет квартира, купленная по ипотеке и пятилетняя японская машина в кредит, когда-то это будет 20 Га земли, свой дом в 1000 кв.м. и новый немецкий седан класса "люкс", а когда-то фактическая власть, владение собственностью и крупными активами.
Все находятся на разном уровне, но пока для человека актуальны и значимы подобные "маячки", им легко управлять, будь то продавец в магазине или же президент страны (владелец крупного бизнеса). Управление выстраивается по принципу: кто выше, тот спускает правила для тех, кто ниже.
Именно поэтому часто можно встретить в объявлениях о вакансиях в требованиях к самому обычному офисному секретарю пункты: экономическое, юридическое образование и свободное владение хотя бы одним иностранным языком. Так реализуется власть и контроль через создание образа "социальной успешности".
Суть такого подхода в том, чтобы не дать людям массово менять свои "классы", загрузив их внимание задачей достижения образа "успешности", иначе система потеряет устойчивость.
- И как Общество стимулирует человека к социальному успеху?
- Есть разные инструменты стимулирования, но если говорить о наиболее очевидных, то это инструменты "поп-культуры": реклама, кино, музыка, отдельные личности (спортсмены, актёры, музыканты), конечно социальные сети и блоги, ТВ и печатные СМИ.
Информационная наполненность стимулирования обычно осуществляется по принципам: "стремись к тому-то и будет светлое будущее" и "если не будешь стремиться к вот этому, то всё будет плохо", в общем кнут и пряник.
Есть кстати и "общеотвлекающие" маркеры "успешности", на погоню за которыми оттягивается внимание и ресурсы людей, одним из самых мощных таких маркеров является красивое тело и стремление молодо выглядеть любой ценой. Акцент именно на красоте и внешней молодости, а не на здоровье.
При этом стандарты красоты, к которым предлагается стремиться, во многом изначально искажённые, особенно с позиции здоровья и возможностей организма.
- Вы сказали, что человек по природе своей стремится к развитию и проявлению разнообразия. А разве социальный успех, который дает деньги, статус, свободное время, не предоставляет человеку более широкие возможности для развития?
- Однозначного ответа не найти. Кому-то социальный успех даст широкие возможности для развития, кому-то нет.
Чаще, всё-таки - нет. Потому что погоня на успехом становится самоцелью, результат во многом подменяется процессом, и при достижении результата - часто нет понимания, что с этим делать дальше, либо человек считает, что достигнутая цель и есть вершина.
Так происходит, потому что люди на внутреннем уровне никогда и не знали, зачем им нужен это успех, ведь он является внешним ориентиром.
Если спросить, каждый скажет, что ему нужен миллион долларов. Но едва ли десятая часть сможет сказать зачем, ну, кроме очевидного: еды, жилья, автомобиля и т.д.
Если говорить о развитии, то оно возможно тогда, когда при достижении социального успеха, человек переключается из фазы "брать себе", в фазу "отдавать другим".
И речь не всегда про деньги. Мастер своего дела может обучать, передавать свой опыт ученикам, делиться информацией с другими. Например, в традициях древней Индии, это было долгом успешных мастеров и практиков.
А если взглянуть на наше Общество и совсем упростить, то чуть ли ни центральными будут лозунги: "за всё надо платить" и "бесплатный сыр только в мышеловке". То есть идея социального успеха, как возможности затем помогать другим, сплачивая людей и развивая таким образом пространство вокруг себя, фактически под запретом.
Поэтому стремление к достижению социального успеха - всё-таки в большей степени "погоня за своим хвостом". Считаю, что лучше осознанно заниматься делом, будь то бизнес, преподавание, врачевание, писательство, да что угодно, потому что если придёт успех, то осознанность даст возможность понять, что и зачем делать дальше.
Материал на Interfax https://www.interfax.by/article/1227370