Стремление ребенка к развитию, познанию. Что с ним стало и как вернуть?

Автор статьи: Наталья Шошева

Начну с цитаты великолепной Ю.Б.Гиппенрейтер: «Детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной оценке, свободе и самоопределению».

И ведь на самом деле, маленьким детям все интересно, они могут долго-долго исследовать даже самые простые на наш взгляд предметы; раз за разом, терпя поражение, пробовать вновь и вновь, десятки раз (при наличии, что у них все хорошо с привязанностью, т.е. есть крепкие, доверительные, безопасные отношения с заботливым взрослым).

Почему такие отношения важны? Часто вспоминаю про одно исследование. Когда маленький ребенок ударяется или у него что-то рушится, не получается, он плачет и бежит к родителям, чтобы его утешили. Если его утешают, он «восстанавливается» и у него появляются новые силы попробовать это сделать еще раз. Что же происходит с детьми в дет.доме? Если там ребенок чем-то расстроен, что-то у него не получилось, он ни к кому не бежит за утешением (потому что нет у него Его значимого взрослого), и он больше не возвращается к тому делу, которое у него не получилось, больше не пробует.

Но как же быть, если ребенок ничего не хочет, ничем не интересуется?

Звучит противоестественно, правда? Чаще всего это проявляется в школе. И тут вопрос, а была ли у этого ребенка возможность просто играть, играть так, как он хочет до школы? Взрослым может казаться, что он бездельничает и не развивается, без развивашек и всяческих кружков никак. На самом деле, огромное число исследований все больше говорит о том, что дошкольники полноценно, комплексно развиваются именно в спонтанной игре ✔️, т.е. в игре, которую они сами придумывают и реализуют (а не так: «А давай в это поиграем", "Нет играть нужно так...", "И только ничего не разбрасывай!» - все это блокирует свободную игру). Ссылки на важность игры я оставлю в конце записи.

Если совсем коротко, именно спонтанная игра лучше всего у дошкольников развивает социальные навыки, интеллект, креативность и способность решать проблемы.✔️

Другие причины того, что познавательная активность ребенка снизилась – сверхзабота или стойкое убеждение, что ребенок будет учиться, только если его принуждать и заставлять.✔️

Проще говоря, возвращаясь к цитате Гиппенрейтер в начале статьи, если у ребенка пропало желание учиться новому, развиваться и т.д., значит что-то пошло не так в нашем подходе к ребенку, что «заблокировало» его врожденное и естественное стремление к развитию!

Но если не заставлять и не контролировать, как же тогда ребенок будет учиться?

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге приводит потрясающую историю, в которой, думаю, вы обязательно увидите ответ на вопрос:

«Известный английских педагог и психолог А. Нилл провел уникальный эксперимент, длившийся более 40 лет. В 20-е годы прошлого столетия он основал школу-интернат для «трудных детей». Строгой дисциплине и принуждению обычных школ он противопоставил принцип свободы. Пожалуй, самое смелое начинание состояло в том, что в его школе посещение уроков было необязательным!🤔 Ребенок сам выбирал, на какие уроки ходить и ходить ли на них вообще. И каков же был результат? Об этом А. Нилл рассказывает в своей книге: «Саммерхилл – Воспитание свободой».
Новые ученики, узнав о порядках в этой школе, радостно заявили, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок.
«Это продолжалось, - пишет Нилл, - порой несколько месяцев. Они играли, катались на велосипедах, мешали другим, но уроков избегали. Время выздоровления от этой болезни пропорционально ненависти, порожденной у них их прошлой школой. ✔️Рекорд поставила одна девочка, пришедшая из монастырской школы. Она пробездельничала 3 года. Вообще, средний срок выздоровления от отвращения к урокам – 3 месяца.✔️»

Во многих случаях дети Саммерхилла в старших классах быстро наверстывали то, что они пропустили в школьных занятиях."

/by Наталья Шошева/


-----
И обещанные ссылки:
✔️О том, что же такое истинная игра, так необходимая для развития дошкольников - http://alpha-parenting.ru/2016/01/25/ot-igryi-k-individualnosti/

✔️ О ценности истинной игры для развития - http://alpha-parenting.ru/2014/03/31/svobodnaya-igra-pochemu-mat-priroda-pobuzhdaet-detey-igrat-v-zahvatyivayushhie-igryi/

✔️ О том, что раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие - http://alpha-parenting.ru/2015/07/20/rannee-akademicheskoe-obuchenie-zamedlyaet-intellektualnoe-razvitie/




Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Если все хорошо, но «что-то не так»
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Трансформационные игры, что это такое и зачем в них играть?
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь