Начну с цитаты великолепной Ю.Б.Гиппенрейтер: «Детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной оценке, свободе и самоопределению».
И ведь на самом деле, маленьким детям все интересно, они могут долго-долго исследовать даже самые простые на наш взгляд предметы; раз за разом, терпя поражение, пробовать вновь и вновь, десятки раз (при наличии, что у них все хорошо с привязанностью, т.е. есть крепкие, доверительные, безопасные отношения с заботливым взрослым).
Почему такие отношения важны? Часто вспоминаю про одно исследование. Когда маленький ребенок ударяется или у него что-то рушится, не получается, он плачет и бежит к родителям, чтобы его утешили. Если его утешают, он «восстанавливается» и у него появляются новые силы попробовать это сделать еще раз. Что же происходит с детьми в дет.доме? Если там ребенок чем-то расстроен, что-то у него не получилось, он ни к кому не бежит за утешением (потому что нет у него Его значимого взрослого), и он больше не возвращается к тому делу, которое у него не получилось, больше не пробует.
Но как же быть, если ребенок ничего не хочет, ничем не интересуется?
Звучит противоестественно, правда? Чаще всего это проявляется в школе. И тут вопрос, а была ли у этого ребенка возможность просто играть, играть так, как он хочет до школы? Взрослым может казаться, что он бездельничает и не развивается, без развивашек и всяческих кружков никак. На самом деле, огромное число исследований все больше говорит о том, что дошкольники полноценно, комплексно развиваются именно в спонтанной игре ✔️, т.е. в игре, которую они сами придумывают и реализуют (а не так: «А давай в это поиграем", "Нет играть нужно так...", "И только ничего не разбрасывай!» - все это блокирует свободную игру). Ссылки на важность игры я оставлю в конце записи.
Если совсем коротко, именно спонтанная игра лучше всего у дошкольников развивает социальные навыки, интеллект, креативность и способность решать проблемы.✔️
Другие причины того, что познавательная активность ребенка снизилась – сверхзабота или стойкое убеждение, что ребенок будет учиться, только если его принуждать и заставлять.✔️
Проще говоря, возвращаясь к цитате Гиппенрейтер в начале статьи, если у ребенка пропало желание учиться новому, развиваться и т.д., значит что-то пошло не так в нашем подходе к ребенку, что «заблокировало» его врожденное и естественное стремление к развитию!
Но если не заставлять и не контролировать, как же тогда ребенок будет учиться?
Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге приводит потрясающую историю, в которой, думаю, вы обязательно увидите ответ на вопрос:
«Известный английских педагог и психолог А. Нилл провел уникальный эксперимент, длившийся более 40 лет. В 20-е годы прошлого столетия он основал школу-интернат для «трудных детей». Строгой дисциплине и принуждению обычных школ он противопоставил принцип свободы. Пожалуй, самое смелое начинание состояло в том, что в его школе посещение уроков было необязательным!🤔 Ребенок сам выбирал, на какие уроки ходить и ходить ли на них вообще. И каков же был результат? Об этом А. Нилл рассказывает в своей книге: «Саммерхилл – Воспитание свободой». Новые ученики, узнав о порядках в этой школе, радостно заявили, что они больше никогда в жизни не пойдут ни на один идиотский урок. «Это продолжалось, - пишет Нилл, - порой несколько месяцев. Они играли, катались на велосипедах, мешали другим, но уроков избегали. Время выздоровления от этой болезни пропорционально ненависти, порожденной у них их прошлой школой. ✔️Рекорд поставила одна девочка, пришедшая из монастырской школы. Она пробездельничала 3 года. Вообще, средний срок выздоровления от отвращения к урокам – 3 месяца.✔️»
Во многих случаях дети Саммерхилла в старших классах быстро наверстывали то, что они пропустили в школьных занятиях."
/by Наталья Шошева/
----- И обещанные ссылки: ✔️О том, что же такое истинная игра, так необходимая для развития дошкольников - http://alpha-parenting.ru/2016/01/25/ot-igryi-k-individualnosti/
✔️ О ценности истинной игры для развития - http://alpha-parenting.ru/2014/03/31/svobodnaya-igra-pochemu-mat-priroda-pobuzhdaet-detey-igrat-v-zahvatyivayushhie-igryi/
✔️ О том, что раннее академическое обучение замедляет интеллектуальное развитие - http://alpha-parenting.ru/2015/07/20/rannee-akademicheskoe-obuchenie-zamedlyaet-intellektualnoe-razvitie/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.