Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности.

Взять для обсуждения эту тему меня побудила частая обращаемость родителей в состоянии даже не тревоги, а ужаса, когда их ребенок входит в подростковый период взросления.

Я хорошо помню свою тревогу, когда сыну (второму ребенку нашей семьи) исполнилось 11, а все его хвалили, 12 (!) – по-прежнему хороший мальчик. И наконец-то в 13 гром грянул. Прихожу домой, а на двери в его комнату: «Не входить! Территория Саши Чубаркина!». В этот вечер мы с женой тихонечко отпраздновали за ужином событие – сын стал Его Величеством Подростком! Период послушания, халявы для родителей закончился.

Начался период проверки семейных отношений и нас как личностей на настоящность.

Перечислю известные характеристики подросткового периода взросления:

  • Подростковый негативизм, протестное мышление (даешь – отталкивают, забираешь – хватают)
  • Начало подростковости: начинает хитрить, обманывать (уже сопротивляется, но не отваживается заявиться открыто)
  • Освоение агрессивных форм поведения (от физической агрессии до манипулирования, принятого в обществе) и умение говорить «Нет!»
  • Освоение поступков за границей разрешенного (чем сильнее контроль и давление родителей, тем опаснее, асоциальнее поступки)
  • Подход: «Я – особенный, мне законы жизни не писаны» «Пусть этот мир прогнется под нас» (по Макаревичу)
  • Отказ от опоры на родителей и (это важно!) опора на свою стаю. Найти свою стаю! И следование нормам стаи!
  • Доверие своим, а не родителям
  • Упоение от собственной свободы, свободы человека, вырвавшегося из рамок «хорошо-плохо»!
  • Снижен инстинкт самосохранения (как вариант Я-особенный)
  • Максимализм оценок (свои-чужие, крутой-лузер, белое-черное)
  • Стремление победить свой страх лидера, «победить отца». Мое слово – последнее, а не родителей.

Весь этот этап называется подростковое самоутверждение.

Поэтому застрявший в этом этапе также как и послушный до11-тилетний, не проживает свою жизнь. Но если до 11ти лет ребенок освоил до 40 % инструментов к жизни, то подросток осваивает следующие 40 % инструментария. И всегда задвинет беззубого правильного, доброго и послушного.

Итог: я перечислил нормальные признаки нормального подросткового периода взросления.

По варианту: прожил и пошел дальше.

И норма возраста такого проживания 11-14 лет. В 14 лет в школу ходят не учиться, а тусоваться, конкурировать и влюбляться. Поэтому задача родителей: помочь прожить этот период, помочь не застрять в нем.

Но реальность такова, что 40 % населения России этот (подростковый) психологический возраст сами… не проживали. А научить можно тому, что умеешь сам

Родители часто не задумываются, не формулируют для себя, какого сына (дочь) они хотят получить на выходе из семьи.

А выход, отделение, психологическим языком – сепарация – это уже к 18ти годам!

Родители на приеме соглашаются, что хотят в итоге получить Личность.

Но Личность:

  • знает чего хочет и не хочет
  • умеет говорить «Нет!»
  • знает и умеет отстаивать свои границы
  • имеет свое мнение
  • не боится не понравиться другим
  • не зависит от мнения, оценки окружающих, в.т.ч. родителей
  • реалистичен, устойчив к манипулированию извне
  • идет своим путем
  • открывает, что люди не делятся на хороших и плохих
  • вырывается из оценочного подхода к себе и другим
  • стабилизирует свою самооценку
  • осваивает себя настоящего

Скажу такую сложную для принятия фразу: Хороший человек, добрый человек, альтруист… Личностью еще не стал!

В формировании личности как раз и велика роль подросткового периода взросления.

Смысл, суть, задача подросткового этапа:

  • вырваться из периода послушания
  • отстоять еще хорошо слышимые человеком свои индивидуальные потребности
  • избавиться от страха ослушаться
  • вырваться из системы родительского стимулирования: Кнута и Пряника
  • проживать не Правильную, а свою жизнь
  • жить не чужой, а своей головой, проверенными самим ценностями
  • наделать своих ошибок, получить свой опыт
  • вырваться из лап семейного мифа: «Мы лучшие, делай как мы».

Если это не происходит вовремя, т.е. в 11-14 лет, то в лучшем случае мы получим отсроченный взрыв, отсроченный подростковый этап: где-нибудь на 3ем курсе брошенный платный ВУЗ.

В худшем варианте: депрессию к 30ти годам с самооценкой «ниже плинтуса» и суицидальными мыслями. Либо вегето-сосудистую дистонию с паническими атаками и непониманием ее внутренних причин.

Либо депрессивный вариант накопления «болезней на нервной почве» в дальнейшем.

Период послушания – это как ехать на велосипеде с рулем, повернутым влево. Подростковость же – руль категорически поворачивается в противоположную сторону. И то и другое неадекватно.

Но далее наступит период психологического одиночества – период, когда человек учится БАЛАНСИРОВАТЬ: влево-вправо, влево-вправо. Повилял, выровнялся и доехал куда надо. Прожил свою жизнь!

И некоторые рекомендации родителям:

  • Принимать, а не воспитывать, контролировать.
  • Четко помнить, что хотим получить на выходе Личность, умеющую сказать «Нет!»
  • Содействовать отделению (сепарации) к 18ти годам из родительской семьи.
  • Различать ругательный эгоцентризм (я – центр и все для меня и вокруг меня) и эгоизм – как умение заботиться о себе в 1ую очередь (каждый для себя центр, и мне ничего не должен).
  • Быть самим Личностью!
  • Не подменять ребенка собой, дать набить шишку самому, благодарить себя за опыт, а не маму-папу, за поддержку.
  • Быть у себя главным (т.е. эгоистами), далее – партнер, далее – ребенок (Закон приоритета).
  • Помогать осваивать себя настоящего, а не хорошего-доброго-правильного-послушного.
  • Не бояться агрессивного поведения подростка.
  • Женщине – уже в 1,5 года ребенка вернуться к себе и мужчине, этим включая отца в эмоциональные, а не конкурентные или формальные отношения с ребенком.
  • Не бояться оставить последнее слово за подростком.
  • Понимать, что давление ведет к еще большему сопротивлению.
  • Не манипулировать деньгами и лозунгами-сравнениями.
  • Обнимать, не смотря на реакцию недовольства.
  • Изучить его язык, уметь прикалываться, победить свою тревогу.
  • Не бояться быть равными, а не сверху, настоящими, а не идеальными.
  • Взрослеть вприпрыжку за подростком!

 

Чубаркин Артур Владимирович, кандидат медицинских наук, Президент ГОО «Ассоциация психотерапевтов и психологов г. Тольятти», заведующий центром психотерапии «Мой Мир» ГБУЗ СО «ТГП № 2», врач-психотерапевт, сексолог.



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Как сохранить с ребенком доверие в сложный подростковый период.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Зачем нам нужны страхи? Как я прожила не простой для себя период...
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • Ребенок в период развода родителей
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Как перестать оглядываться на родителей и позволить себе проживать свою жизнь.
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Как выйти из чужой истории и вернуться в свою. Для заблудившихся в жизни.
  • Подростковый селфхарм. Рекомендации для родителей.
  • Подростковый Ад по Данте (для родителей подростков и психологов)
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Как я испортил свою жизнь мыслями о себе. Возможно ли это исправить?
  • «Уходя, забери с собой свою маму». Как помочь клиенту снять материнскую проекцию с себя.
  • Как помочь себе в период менопаузы
  • Как спасти брак в период кризиса семьи в России
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь