Системная психотерапия и реабилитация при психических расстройствах

 

Медведев С.Э., Бутома Б.Г.

Процесс деинституционализации, начатый в XIX веке Ф. Пиннелем, в настоящее время получает новый импульс в связи повышением эффективности биологической психиатрии.

Развитие службы психического здоровья (СПЗ) ставит новые вопросы.

  1. Под клиническим мышлением часто понимают нозоцентризм, то есть определение диагноза и симптомов-мишеней, в то время как в реабилитации и ресоциализации пациента для помогающего специалиста приоритетен валеоцентризм [9].
  2. Начало психотерапевтической работы с семьей пациента эффективно начинать одновременно с обращением в СПЗ [6], но она, как правило, начинается после обследования.
  3. У помогающих специалистов с немедицинской базовой подготовкой сохраняются психофобические установки [2], что затрудняет реабилитацию пациентов, страдающих расстройствами психотического спектра.
  4. Традиционно предполагается переход пациента под наблюдение районного психиатра по окончании стационарного этапа лечения, что означает смену психотерапевта, и зачастую – прекращение психотерапевтической работы, затрудняя процесс внебольничной реабилитации.

Современному принципу «открытых дверей», вполне соответствует
дневной стационар и стационарное отделение (с открытыми дверями), функционирующие на одной территории. Это требует создания единой программы реабилитации. В команде профессионалов ответственность специалиста определяется его функциональной ролью. Член бригады обладающий более широким спектром компетенций реализует свои знания в смежных областях только при обсуждении программы мероприятий [5; 6].

Концепции системной семейной психотерапии (ССП) сформулированы
в процессе работы с семьями больных шизофренией и на их материале. Появление и развитие ССП хронологически совпало с началом психофармакотерапевтической эры [1], что способствовало возникновению конкуренции между упомянутыми подходами.

Первопроходцы ССП [1; 7] прямо заявляли о большей эффективности ССП по сравнению с биологической психиатрией и применением лекарственных средств. Этот дискурс альтернативности при обосновании сетевых моделей в психиатрии сохранился­ до настоящего времени [10].

Система развивается, реагируя ­на изменение среды, как целое, одновременно стремясь к сохранению гомеостаза [3; 5; 6].  Переход  системы от одного этапа жизненного цикла к другому –  кризис, который часто сопровождается дисфункцией. Функциональная родительская подсистема – взрослых членов семьи стабилизируется общими целями и интересами, а дисфункциональная – детьми, болезнями и проблемами [3; 6].  

Дисфункциональность родительской подсистемы особенно сказывается в период сепарации, когда задачи гомеостаза и развития в наибольшей степени расходятся [3]. В работе помогающей службы периоду сепарации аналогично отделение от помогающей структуры – выписка, внебольничная адаптация.

Социальные системы на разных уровнях изоморфны и сопоставимы [4; 6]. При отсутствии сотрудничества между профессионалами, характер внутрибригадных взаимоотношений аналогичен психологическим «треугольникам» в семьях пациентов [6]. Это и заочная взаимная критика, и необоснованные сомнения в профессиональной компетентности коллег, высказываемые специалистами пациенту, и «реактивное направление» [1] к психотерапевту вследствие явного или скрытого конфликта с пациентом или членами его семьи, и попытки объединения всех функций (психиатра/психотерапевта) в одном лице.

Эффективность реабилитации во многом определяется улучшением состояния пациента, его возвращением в социум и уровнем его социальной компетентности (SQ).

Материал и методы исследования.

Определялся объем освоенных социальных навыков у 21 мужчины и 23 женщин в возрасте 18-28 лет, участвовавших в программе биопсихосоциальной реабилитации не менее одного года, в сопоставлении со средневозрастными показателями. Использовалась Шкала социальной компетентности E. Doll [8]. Оценка «социального возраста» (social age – SA) идентифицированных пациентов (И.П.) и последующее вычисление социального коэффициента (social quotient – SQ ). 

Результаты.

Анализ динамики социальной компетентности 44 пациентов, страдающих шизотипическим расстройством,  показал повышение SQ  более чем на 15% через один квартал и более чем на 32% через один год после начала реабилитационной программы, по сравнению с исходным уровнем.

Таким образом:

  • Системный подход способствует синергизму усилий нозо- и валео- центрированных специалистов помогающих профессий.
  • Работа психотерапевта с семьей пациента может начинаться фактически с момента обращения за помощью членов его семьи.
  • В формате новой организационной формы дневного стационара и стационарного отделения (с открытыми дверями), лечение и реабилитация проводится без смены специалиста, что способствует сохранению комплаенса.

 

 


Литература

 

  1. Бейкер К., Варга А.Я. (ред) Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. -М.: Изд-во: Когито-Центр; 2005. – 496 с.
  2. Варга А.Я. Типичные предрассудки российских семейных терапевтов // Материалы Международного конгресса «Психотерапия и консультирование личности, семьи, социума». — М., 20-22 мая 2004. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.supporter.ru/ru/21-biblioteka/91-tipichnye-predrassudki-rossijskikh-semejnykh-psikhoterapevtov (03.09.17)
  3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. Учебное пособие. - М.: Когито-Центр; 2009. – 182 с.
  4. Тогунов И.А. Закон универсальности социальных организаций // Эксклюзивный маркетинг, 2007. – № 2 (59). – С. 3-20.
  5. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики.– М.: Класс, 2010. – 208 с.
  6. Эйдемиллер Э.Г., Медведев С.Э. Аналитико-системная семейная психотерапия при шизофрении. – СПб.: Речь, 2012. – 207 с.
  7. Bateson, D.D. Jackson, J. Haley Towards a theory of schizophrenia // Behav. Science. – 1956. – No. 1. – P. 251-264.
  8. Doll E. A. Measurement of social competence: a manual for the Vineland social maturity scale. - Minneapolis: Educational Test Bureau, Educational Publishers. – 2011. - P. 698.
  9. Seikkula J., Olson E. The open dialogue approach to acute psychosis: its poetics and micropolitics // Family process. – 2003. – Vol 42. –  No.3. – P. 403 418.


Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказкотерапия как один из инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами
  • Танцевально-двигательный подход в реабилитации алкоголь-зависимых пациентов.
  • Возможности психотерапии в реабилитации пациентов с хроническими болями в спине.
  • Нейропсихология в реабилитации пациентов с ЧМТ. Принципы М.Фельденкрайза.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Применение музыкальной терапии в комплексной реабилитации пациентов
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Психологическая реабилитация и роль гипнотерапии в выздоровлении пациента после перенесенного инсульта.
  • Боль психотерапевта. О проблемах выбора хорошего специалиста и диагностики в психиатрии
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Краткосрочное психологическое консультирование. Инновационные методы в реабилитации
  • Методы активизации сознания у занимающихся АФК в рамках реабилитации больных остеохондрозом
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Психотерапия психосоматического пациента
  • Проектирование программы формирования девиантологической компетентности студентов педагогических вузов
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Центр реабилитации детей-инвалидов
  • Музыкальная терапия — ещё один метод реабилитации.
  • Психологическая реабилитация - авторский метод реабилитации
  • Почему психотерапия лишена логики (с точки зрения пациента)
  • Проекция: фундамент и каркас компетентности психотерапевта
  • Семейная системная психотерапия - что это?
  • Системная семейная психотерапия
  • Эффективность комплексного подхода по программе ТС «Вершина» в системе реабилитации
  • Интегративная психотерапия пограничных психических расстройств у женщин, страдающих бесплодием
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Холистическая психотерапия и реабилитации невротических нарушений и психосоматических расстройств.
  • Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь