|
Системная психотерапия и реабилитация при психических расстройствахАвтор статьи: Медведев Сергей Эрнстович
Медведев С.Э., Бутома Б.Г. Процесс деинституционализации, начатый в XIX веке Ф. Пиннелем, в настоящее время получает новый импульс в связи повышением эффективности биологической психиатрии. Развитие службы психического здоровья (СПЗ) ставит новые вопросы.
Современному принципу «открытых дверей», вполне соответствует Концепции системной семейной психотерапии (ССП) сформулированы Первопроходцы ССП [1; 7] прямо заявляли о большей эффективности ССП по сравнению с биологической психиатрией и применением лекарственных средств. Этот дискурс альтернативности при обосновании сетевых моделей в психиатрии сохранился до настоящего времени [10]. Система развивается, реагируя на изменение среды, как целое, одновременно стремясь к сохранению гомеостаза [3; 5; 6]. Переход системы от одного этапа жизненного цикла к другому – кризис, который часто сопровождается дисфункцией. Функциональная родительская подсистема – взрослых членов семьи стабилизируется общими целями и интересами, а дисфункциональная – детьми, болезнями и проблемами [3; 6]. Дисфункциональность родительской подсистемы особенно сказывается в период сепарации, когда задачи гомеостаза и развития в наибольшей степени расходятся [3]. В работе помогающей службы периоду сепарации аналогично отделение от помогающей структуры – выписка, внебольничная адаптация. Социальные системы на разных уровнях изоморфны и сопоставимы [4; 6]. При отсутствии сотрудничества между профессионалами, характер внутрибригадных взаимоотношений аналогичен психологическим «треугольникам» в семьях пациентов [6]. Это и заочная взаимная критика, и необоснованные сомнения в профессиональной компетентности коллег, высказываемые специалистами пациенту, и «реактивное направление» [1] к психотерапевту вследствие явного или скрытого конфликта с пациентом или членами его семьи, и попытки объединения всех функций (психиатра/психотерапевта) в одном лице. Эффективность реабилитации во многом определяется улучшением состояния пациента, его возвращением в социум и уровнем его социальной компетентности (SQ). Материал и методы исследования. Определялся объем освоенных социальных навыков у 21 мужчины и 23 женщин в возрасте 18-28 лет, участвовавших в программе биопсихосоциальной реабилитации не менее одного года, в сопоставлении со средневозрастными показателями. Использовалась Шкала социальной компетентности E. Doll [8]. Оценка «социального возраста» (social age – SA) идентифицированных пациентов (И.П.) и последующее вычисление социального коэффициента (social quotient – SQ ). Результаты. Анализ динамики социальной компетентности 44 пациентов, страдающих шизотипическим расстройством, показал повышение SQ более чем на 15% через один квартал и более чем на 32% через один год после начала реабилитационной программы, по сравнению с исходным уровнем. Таким образом:
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|