Профилактика трудностей детско-родительских отношений посредством работы с литературными сказками

    Если прислушаться к мнению классиков педагогики, утверждающих, что характер человека формируется до пяти лет, становится очевидным, что решающую роль в воспитании детей играет семья, что период детства является чрезвычайно значимым и во многом определяющим характер человека, так или иначе окрашивающем всю его последующую жизнь.

     В настоящее время происходит смена социальных норм и отношений, резко обостряются и глубоко осмысливаются проблемы семейного воспитания, основным содержанием которых признаётся развитие духовных основ личности, становление характера подрастающего человека. Для родителей становится очевидным: дети не изменяются в лучшую или худшую сторону сами по себе, всё определяет характер отношений к окружающему миру, культивируемый в семье: если взрослые становятся лучше, проявляют больше внимания к детям и заботы о них, то и дети становятся лучше [3].

      В воспитательной практике родителей непременно возникает вопрос о сущности процесса воспитания, о значении их роли в воспитании детей. В своей книге «Психология воспитательных отношений в семье» Г.Ю. Ксензова пишет, что при решении этой проблемы на основе анализа опыта прогрессивных школ и направлений внимание исследователей останавливается на психологической категории отношений, рассмотрение которой и позволяет проникнуть в глубинную сущность воспитания характера. Утверждается, что отношения играют определяющую роль в становлении характера человека, что сущностной характеристикой воспитанности является уровень проявляемых человеком отношений к людям, предметам, явлениям, фактам, событиям [3]. «Поставим перед собой конкретный вопрос: как в ребёнке появляются изакрепляются нравственные качества? Ясно, что в пустоте никакие нравственные качества не появятся. Они возникают только в процессе совместной деятельности и общения. При этом определяющим являются содержание деятельности, характер и уровень возникающих при этом отношений. Если деятельность задаёт нравственно-ценный характер отношений, лучшие нравственные качества обязательно будут закрепляться в характере ребёнка» [3, с. 6].

     Таким образом, воспитание характера происходит по мере стабилизации отношений в духовно-нравственном мире человека. Каждый из нас несёт в себе систему закреплённых отношений, как положительных, так и отрицательных, которые проявляются в типичных для человека способах поведения в повседневной жизни и определяют характер человека. Между тем очевидно, что только стабилизации нравственно-ценных отношений человека к миру для обеспечения продуктивного воспитания недостаточно, поскольку, с одной стороны, нет предела совершенствованию отношений, а с другой – процесс их развития подвержен изменениям по мере взросления детей. Следовательно, продуктивный процесс воспитания в семье должен предусматривать такую систему взаимовлияний, в которых будут последовательно обеспечиваться условия не только для стабилизации нравственно ценных отношений детей, но и для их развития и усложнения [3].

     Здесь, на наш взгляд, на помощь родителям может прийти сказка. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных) зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем охватывают эти знания все сферы жизни человека. И прежде всего:

□    О своем происхождении. Кто я, откуда я, какого рода-племени?

□    О тех, кто окружает меня. Кто они — свои и чужие, по каким критериям их можно различать? Каким образом познавать своих и как изучать других? В каких случа­ях вступать в бой, а когда следует договариваться? Чему можно научиться у другого и как это мне пригодится сейчас и в будущем?

□    О своем пути. Каков мой путь и как его отыскать среди тысячи других? Как ставить цель и непременно ее достигать?

□    О помощниках и покровителях. Как их обрести и не потерять?

□    О своих гендерных особенностях, возможностях и спо­собностях. Что в этом мире мне подвластно, а что я не в силах изменить? Возможно ли стать созидателем и дарителем?

□    О вере и неверии. Какова моя вера в собственные силы, силы природы, человеческих взаимоотношений, Бога?

□    О миссии. Зачем я пришел в этот мир? Каким образом смогу сделать его чище, светлее, добрее? [1, с. 10].

Однако язык сказки не назидателен, не дидактичен и легко принимается сознанием и подсознанием, как ребенка, так и взрослого.

     В психолого-педагогической литературе описываются многочисленные  приёмы работы с художественными произведениями и сказкотерапевтическим материалом. Так, книга Т.М. Грабенко специально предназначена для семейного чтения, ведь сказке, как известно, не важен возраст. Сказка несёт в себе определенную информацию, но только на каждом конкретном этапе своего развития ребенок, подросток или взрослый усваивает, анализирует разные ее пласты [1, с. 11]. 

     Автор, в первую очередь, указывает на то, что детям уже в раннем возрасте нужно учиться управлять широким спектром сво­их эмоций и чувств для того, чтобы общение в семье было продуктивным, приносило радость и удовольствие. Такие чувства, как радость, любовь и гор­дость доставляют удовольствие; другие же – гнев, страх, тревога, ревность, разочарование и боль – приятными никак не назовешь. Кроме того, дети пытаются нахо­дить собственные способы разреше­ния противоречий, возникающие как в процессе собственного разви­тия, так и во взаимодействии с дру­гими людьми. С одной стороны, ре­бенку необходимо научиться дей­ствовать, осознавая свою зависи­мость от других, а с другой – устанавливать контакты, учиться продуктивному взаимодействию со своими и чужими людьми. Им необ­ходимо научиться поступать, сле­дуя чувству независимости и авто­номии – сильному побуждению действовать самостоятельно, зани­мать господствующее положение в своем материальном и социальном мире, быть компетентным и доби­ваться успеха.

     Этот процесс развития автоном­ности и самосознания осложняется тем, что человеку свойственно вос­принимать другого как себя самого. Приписывать другому человеку соб­ственные ощущения, чувства, мыс­ли и мотивы поступков. Для того чтобы этот процесс прошел безболез­ненно, необходимо учиться растождествлению себя и другого. Иными словами, очень важно понять, что: «Я такой, а он другой!» [1]

     Генри Дюпон, исследуя развитие детской эмоциональности, подчер­кивает, что в развитии эмоциональ­но-аффективной стороны духовной жизни удается обнаружить не толь­ко индивидуально-неповторимый рисунок чувственности каждого че­ловека, но и некоторые возрастные закономерности, характерные для детского и раннего подросткового образа. В это время начинает актив­но формироваться «стадия личных отношений».

     Эта стадия уже начинает прояв­ляться тогда, когда по мере ослабления эгоцентризма, ребенок только-только начинает отличать себя и причины своих настроений от внеш­него мира. Но на этой стадии своего эмоционального развития ребенок еще не способен осознать субъектив­ный характер собственных чувств, ему трудно поверить, что другие люди в сходных ситуациях могут испытывать совсем иные чувства,отличные от его собственных.

     Удивительно, но многие и многие из нас на протяжении длительного времени так и остаются на стадии личных отношений. Нам часто бы­вает свойственно воспринимать дру­гого человека как себе подобного. Со схожими ощущениями, чувствами, поступками и идентичной системой ценностей. Подобное восприятие является наивным заблуждением, которое и рождает целый ряд про­тиворечий и проблем. Проблема ожиданий проявляется в том, что от близких и родных, а тем более от собственного ребенка, мы ожидаем полного понимания и принятия не­обходимых нам действий, поступ­ков, характерных для нашей систе­мы ценностей. При этом мы зачастую не проговариваем своих притя­заний  и  потребностей  и  бываем обескуражены тем, когда замечаем, что кто-то поступает совсем не так, как поступили бы мы, думает, меч­тает совсем не о том, о чем мечтаем мы сейчас или мечтали в их годы [1].

     Как научиться растождествлять себя от другого? Как перейти от стадии личностных отношений к новой, более конструк­тивной стадии – стадии межлично­стных отношений, для которой ха­рактерно принятие себя и другого как различных личностей? Это про­является в умении слышать и слу­шать, учитывать потребности друго­го и собственные, находить общее, объединяющее начало, и изучать индивидуальные особенности каж­дого. С этой целью каждую сказку: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и некоторые другие, Татьяна Грабенко снабдила целым комплексом игровых упражнений, направленных на формирование культуры вербализации желаний, обучение наблюдению, формирование исследовательских умений и навыков и многое другое. Примером такого упражнения может стать игра «Покупки под наблюдением»:

     «Представьте себе, что поход в су­пермаркет, универсам или простой поселковый магазинчик – это увле­кательная и захватывающая игра.

     В этой игре два героя: Наблюда­тель и Покупатель. Причем о том, что игра началась, знает лишь один игрок – Наблюдатель.

     Задача Наблюдателя — молча и незаметно проследить за Покупате­лем, за его раздумьями у прилавка, переживаниями и действиями. Как это осуществить? Да очень просто. Понаблюдайте за тем, у каких вит­рин дольше задерживается Покупа­тель, к каким продуктам и вещам тянется его рука, и что же все-таки он кладет в корзинку или на что про­бивает чек, а что со вздохом возвра­щает на полку...

     Фиксируйте, пожалуйста, все свои наблюдения в блокнотике или, как настоящие разведчики, в памя­ти. После того как все приобретения завершены и вы оказались дома, объявите Покупателю, что за ним велось пристальное наблюдение. Санкцию на это наблюдение выдали ваша ЛЮБОВЬ и ЖГУЧИЙ ИНТЕ­РЕС. Спокойно переживите эмоцио­нальную реакцию Покупателя и пригласите его на беседу.

     В ходе беседы проясните для себя некоторые моменты, например:

□   С какой целью отправился осу­ществлять покупки Покупатель?

□   Какими финансовыми возмож­ностями он располагал?

□   Что он приобрел лично для собственного пользования?

□   Что он испытывает после этого приобретения?

□   Какая покупка его бы порадо­вала?

□   По каким причинам он себе в ней отказал?

□   Что он приобрел, чтобы пора­довать других?

□   Почему он считает, что его вы­бор принесет удовольствие род­ным и близким?

     Очень вам рекомендуем, уважа­емый Наблюдатель, вести записи этого разговора (протокол беседы) или все крепко-накрепко запоми­нать.

     В процессе беседы Наблюдатель может рассказывать о том, что он непосредственно наблюдал, и де­литься своими ощущениями и предположениями. Игра заканчивается крепким рукопожатием, нежным поцелуем, благодарностью друг дру­гу (если для этого есть повод).

     Теперь, посвященных в правила игры, уже двое, и они могут догово­риться о том, что данная игра может начаться в любой момент. Причем в роли Покупателя может оказаться каждый из них. Помимо того, совер­шать покупки под наблюдением может и кто-то третий, а посвященные будут Наблюдателями» [1, с. 56-59].

     Нам кажется, что такие разработки представляли бы определенный интерес для психологов, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей и учителей начальных классов, но, к сожалению, подобных технологий работы с литературными сказками в настоящее время не так много.

     В качестве примера литературных сказок, которые могут оказывать благоприятное воздействие на развитие детско-родительских отношений, мы предлагаем два произведения: «Шёпот на ветру» Алана Маршалла и «Чарли и шоколадная фабрика» Роалда Дала. Вот отрывок из первой сказочной повести [4, с. 11-12]:

— Что за странная долина! — воскликнул Питер, глядя вперед, где перед ними лежало широкое поле сухой травы. Трава колыхалась от ветра, по ней скользили какие-то тени. До холма, где стояли Питер и Серая Шкурка, доносилось ее холодное, режущее слух шуршание, похожее на шипение змей или на чей-то неустанный шепот.

            Серая Шкурка поежилась.

            — Не нравится мне это место, — сказала она. — Я здесь уже была. Это Долина Цепляющейся Травы, которая непрестанно что-то шепчет. Дети всего мира, перед тем как стать взрослыми, обязательно должны пройти через эту долину. Те, у кого родители умные, проходят ее легко. Но большинству здесь приходится туго.

            — Давай как-нибудь увильнем, — предложил Питер. — Давай обойдем ее.

            — Не получится, — ответила Серая Шкурка. — Прекрасная Принцесса живет как раз по ту сторону Долины, так что нам, хочешь, не хочешь, придется ее пересечь. Трава будет цепляться за ноги, пытаться повалить на землю, а если ты схватишь ее рукой, поранит тебе пальцы. Знаешь, есть такая трава, о которую можно порезаться, если попытаться ее сорвать. Так вот, эта — такая же. Она ужасная. К тому же вечно что-то шепчет.

            — Что же она шепчет?

            — Это зависит от того, с кем она говорит. Особенно она жестока к детям несчастным, обиженным, одиноким и к тем, кто не верит в себя. Она тянет их вниз, режет им коленки, да так, что шрамы остаются на всю жизнь. Если прислушаться, можно различить ее шепот: “Ты — слишком толстый, ты — слишком худой, ты — дылда, ты — коротышка. Расправь плечи. Почему ты такой глупый? Подожди, дома я тебе задам. Вот дойдет до отца, тогда узнаешь. Ты лентяй. Ты эгоист. И врун. Почему ты так плохо учишься? Почему ты хуже соседских детей? Сделай то, сделай это, иди сюда, пойди туда, чтоб тебя было видно, но не слышно, слушай старших, подчиняйся, соглашайся...”

            — Трава начинает шептать, стоит ребенку лишь подойти к ней, — продолжала Серая Шкурка. — Она сводит детей с ума, режет им ноги, и следы от этих порезов не затягиваются и не исчезают.

            Пока они разговаривали, из-за кустов у подножья холма вышла группка детей. Все они были в школьной форме, и у каждого за спиной висел ранец с учебниками. Маленьким было лет по семь, старшим — лет по четырнадцать. Они остановились у края Долины и прислушивались к шепоту травы. Идти по полю они боялись, оно казалось им просто бескрайним.

            — Знать бы, как им помочь, — сказал Питер, Его внезапно охватила ненависть к траве, и он живо представил себе, как скосил бы газонокосилкой все это поле, чтобы трава никогда больше не цеплялась за ноги ребят.

            Серая Шкурка догадалась, о чем он думает,

            — Ее не скосить, — сказала она. — Я однажды пыталась, но трава вырастает быстрее, чем ты ее срезаешь, а уж я-то умею обращаться с косой.

            — Стоя тут, мы вряд ли им поможем, — сказал Питер.

            Он подбежал к лошади, вскочил на нее и галопом погнал вниз по склону. Серая Шкурка — за ним. Они мчались меж деревьев и скал, перепрыгнули через мелкий ручей и устремились к детям, стоявшим на краю поля под красным эвкалиптом. Многие дети плакали. Самый маленький мальчик порезал об острую траву руку и обмотал ее носовым платком: на платке виднелись пятна крови. Другой мальчик сильно порезал себе коленки, а у одной девочки на лбу был синяк — она ударилась, споткнувшись о невидимый в траве камень. Дети были напуганы и стояли, сбившись в кучку. Питер осадил лошадь возле них; они смотрели на кенгуру, как на врага.

            Вдалеке, посреди долины виднелась еще одна группа детей. Те решились проложить себе путь через Цепляющуюся Траву, но, чем дальше они углублялись в сплетенную гущу стеблей и листьев, тем труднее становилось им идти. Трава неистово колыхалась вокруг них, из ее сплошной переплетенной массы вытягивались маленькие серые пальцы и раздирали детям руки и ноги. Постоянный шепот все нарастал, пока не перешел в громкое шипение, как у тысячи змей, когда они то бросаются вперед, то отступают.

            По траве, поднимаясь и опускаясь серыми волнами, проносились темные тени, напоминающие тени от облаков. Становилось дурно от одного взгляда на эти сухопутные волны, которые, в отличие от волн морских, не освежали душу.

            “Почему ты не можешь сдать экзамены? — шептала детям потревоженная трава. — Надо больше заниматься и меньше играть. Надо трудиться упорней. Кто не сдаст экзамены — останется без работы. Ты уже слишком большая, чтобы играть в куклы и прочие детские игры. Подумай о будущем”.

            Трава становилась все злее и злее, и дети стали падать и барахтаться в объятиях листьев и стеблей. Питер не мог больше ждать.    

Или, например, отрывок из сказочной повести Роалда Дала «Чарли и шоколадная фабрика» [2, с. 1]: В ЭТОЙ КНИГЕ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ С ПЯТЬЮ ДЕТЬМИ.

ЭТО:

     АВГУСТ ГЛУП – жадный мальчик,     ВЕРУКА СОЛТ – девочка, избалованная родителями,     ВИОЛЕТТА БЬЮРГАРД – девочка, которая постоянно жует резинку,     МАЙК ТИВИ – мальчик, который с утра до ночи смотрит телевизор,     ЧАРЛИ БАКЕТ – главный герой этой повести.

        Дальнейшей своей задачей мы видим разработку научно-обоснованных критериев отбора литературных сказок, а также практическую апробацию технологии взаимодействия психолога с семьей дошкольника через них.

Список литературы:

1). Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки. О курочке Рябе и Рождестве Зверей. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.: илл. – (мастерская Татьяны Грабенко).

2). Дал Р. Чарли и шоколадная фабрика: Сказочная повесть – М.: Радуга, 1991. – 104 с. Перевод с английского – М. Барон и Е. Барон. Стихи в переводе Н. Злотниковой.

3). Маршалл А. Шепот на ветру: Сказочная повесть. Перевод А. Слобожана. OCR Dauphin, IX/2002.

4). Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вох­мянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.

5). Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2004. – 136 с.

 



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у других трава зеленее и солнце ярче, а у меня то ли лыжи не едут, то ли я так себе?
  • Зачем менять сценарий отношений, просто встречу своего человека и все будет хорошо.
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • От того, как мы относимся к себе, зависит качество наших отношений с другими.
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Женщина. Путь отношений, часть вторая. Развитие отношений.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • О влиянии моделей отношений в родительской семье на конструирование семейных отношений в паре
  • Вопросы к себе при осмыслении своих отношений
  • Гармонизация детско-родительских отношений через работу с внутренней семьей
  • Аноргазмия. Фригидность. Хочу, чтобы удовольствие было. Сильный мужчина и сложности отношений
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь