|
Профилактика трудностей детско-родительских отношений посредством работы с литературными сказкамиАвтор статьи: Светлана Михайловна Белова
Если прислушаться к мнению классиков педагогики, утверждающих, что характер человека формируется до пяти лет, становится очевидным, что решающую роль в воспитании детей играет семья, что период детства является чрезвычайно значимым и во многом определяющим характер человека, так или иначе окрашивающем всю его последующую жизнь. В настоящее время происходит смена социальных норм и отношений, резко обостряются и глубоко осмысливаются проблемы семейного воспитания, основным содержанием которых признаётся развитие духовных основ личности, становление характера подрастающего человека. Для родителей становится очевидным: дети не изменяются в лучшую или худшую сторону сами по себе, всё определяет характер отношений к окружающему миру, культивируемый в семье: если взрослые становятся лучше, проявляют больше внимания к детям и заботы о них, то и дети становятся лучше [3]. В воспитательной практике родителей непременно возникает вопрос о сущности процесса воспитания, о значении их роли в воспитании детей. В своей книге «Психология воспитательных отношений в семье» Г.Ю. Ксензова пишет, что при решении этой проблемы на основе анализа опыта прогрессивных школ и направлений внимание исследователей останавливается на психологической категории отношений, рассмотрение которой и позволяет проникнуть в глубинную сущность воспитания характера. Утверждается, что отношения играют определяющую роль в становлении характера человека, что сущностной характеристикой воспитанности является уровень проявляемых человеком отношений к людям, предметам, явлениям, фактам, событиям [3]. «Поставим перед собой конкретный вопрос: как в ребёнке появляются изакрепляются нравственные качества? Ясно, что в пустоте никакие нравственные качества не появятся. Они возникают только в процессе совместной деятельности и общения. При этом определяющим являются содержание деятельности, характер и уровень возникающих при этом отношений. Если деятельность задаёт нравственно-ценный характер отношений, лучшие нравственные качества обязательно будут закрепляться в характере ребёнка» [3, с. 6]. Таким образом, воспитание характера происходит по мере стабилизации отношений в духовно-нравственном мире человека. Каждый из нас несёт в себе систему закреплённых отношений, как положительных, так и отрицательных, которые проявляются в типичных для человека способах поведения в повседневной жизни и определяют характер человека. Между тем очевидно, что только стабилизации нравственно-ценных отношений человека к миру для обеспечения продуктивного воспитания недостаточно, поскольку, с одной стороны, нет предела совершенствованию отношений, а с другой – процесс их развития подвержен изменениям по мере взросления детей. Следовательно, продуктивный процесс воспитания в семье должен предусматривать такую систему взаимовлияний, в которых будут последовательно обеспечиваться условия не только для стабилизации нравственно ценных отношений детей, но и для их развития и усложнения [3]. Здесь, на наш взгляд, на помощь родителям может прийти сказка. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок (старых и новых, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных) зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем охватывают эти знания все сферы жизни человека. И прежде всего: □ О своем происхождении. Кто я, откуда я, какого рода-племени? □ О тех, кто окружает меня. Кто они — свои и чужие, по каким критериям их можно различать? Каким образом познавать своих и как изучать других? В каких случаях вступать в бой, а когда следует договариваться? Чему можно научиться у другого и как это мне пригодится сейчас и в будущем? □ О своем пути. Каков мой путь и как его отыскать среди тысячи других? Как ставить цель и непременно ее достигать? □ О помощниках и покровителях. Как их обрести и не потерять? □ О своих гендерных особенностях, возможностях и способностях. Что в этом мире мне подвластно, а что я не в силах изменить? Возможно ли стать созидателем и дарителем? □ О вере и неверии. Какова моя вера в собственные силы, силы природы, человеческих взаимоотношений, Бога? □ О миссии. Зачем я пришел в этот мир? Каким образом смогу сделать его чище, светлее, добрее? [1, с. 10]. Однако язык сказки не назидателен, не дидактичен и легко принимается сознанием и подсознанием, как ребенка, так и взрослого. В психолого-педагогической литературе описываются многочисленные приёмы работы с художественными произведениями и сказкотерапевтическим материалом. Так, книга Т.М. Грабенко специально предназначена для семейного чтения, ведь сказке, как известно, не важен возраст. Сказка несёт в себе определенную информацию, но только на каждом конкретном этапе своего развития ребенок, подросток или взрослый усваивает, анализирует разные ее пласты [1, с. 11]. Автор, в первую очередь, указывает на то, что детям уже в раннем возрасте нужно учиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств для того, чтобы общение в семье было продуктивным, приносило радость и удовольствие. Такие чувства, как радость, любовь и гордость доставляют удовольствие; другие же – гнев, страх, тревога, ревность, разочарование и боль – приятными никак не назовешь. Кроме того, дети пытаются находить собственные способы разрешения противоречий, возникающие как в процессе собственного развития, так и во взаимодействии с другими людьми. С одной стороны, ребенку необходимо научиться действовать, осознавая свою зависимость от других, а с другой – устанавливать контакты, учиться продуктивному взаимодействию со своими и чужими людьми. Им необходимо научиться поступать, следуя чувству независимости и автономии – сильному побуждению действовать самостоятельно, занимать господствующее положение в своем материальном и социальном мире, быть компетентным и добиваться успеха. Этот процесс развития автономности и самосознания осложняется тем, что человеку свойственно воспринимать другого как себя самого. Приписывать другому человеку собственные ощущения, чувства, мысли и мотивы поступков. Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, необходимо учиться растождествлению себя и другого. Иными словами, очень важно понять, что: «Я такой, а он другой!» [1] Генри Дюпон, исследуя развитие детской эмоциональности, подчеркивает, что в развитии эмоционально-аффективной стороны духовной жизни удается обнаружить не только индивидуально-неповторимый рисунок чувственности каждого человека, но и некоторые возрастные закономерности, характерные для детского и раннего подросткового образа. В это время начинает активно формироваться «стадия личных отношений». Эта стадия уже начинает проявляться тогда, когда по мере ослабления эгоцентризма, ребенок только-только начинает отличать себя и причины своих настроений от внешнего мира. Но на этой стадии своего эмоционального развития ребенок еще не способен осознать субъективный характер собственных чувств, ему трудно поверить, что другие люди в сходных ситуациях могут испытывать совсем иные чувства,отличные от его собственных. Удивительно, но многие и многие из нас на протяжении длительного времени так и остаются на стадии личных отношений. Нам часто бывает свойственно воспринимать другого человека как себе подобного. Со схожими ощущениями, чувствами, поступками и идентичной системой ценностей. Подобное восприятие является наивным заблуждением, которое и рождает целый ряд противоречий и проблем. Проблема ожиданий проявляется в том, что от близких и родных, а тем более от собственного ребенка, мы ожидаем полного понимания и принятия необходимых нам действий, поступков, характерных для нашей системы ценностей. При этом мы зачастую не проговариваем своих притязаний и потребностей и бываем обескуражены тем, когда замечаем, что кто-то поступает совсем не так, как поступили бы мы, думает, мечтает совсем не о том, о чем мечтаем мы сейчас или мечтали в их годы [1]. Как научиться растождествлять себя от другого? Как перейти от стадии личностных отношений к новой, более конструктивной стадии – стадии межличностных отношений, для которой характерно принятие себя и другого как различных личностей? Это проявляется в умении слышать и слушать, учитывать потребности другого и собственные, находить общее, объединяющее начало, и изучать индивидуальные особенности каждого. С этой целью каждую сказку: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и некоторые другие, Татьяна Грабенко снабдила целым комплексом игровых упражнений, направленных на формирование культуры вербализации желаний, обучение наблюдению, формирование исследовательских умений и навыков и многое другое. Примером такого упражнения может стать игра «Покупки под наблюдением»: «Представьте себе, что поход в супермаркет, универсам или простой поселковый магазинчик – это увлекательная и захватывающая игра. В этой игре два героя: Наблюдатель и Покупатель. Причем о том, что игра началась, знает лишь один игрок – Наблюдатель. Задача Наблюдателя — молча и незаметно проследить за Покупателем, за его раздумьями у прилавка, переживаниями и действиями. Как это осуществить? Да очень просто. Понаблюдайте за тем, у каких витрин дольше задерживается Покупатель, к каким продуктам и вещам тянется его рука, и что же все-таки он кладет в корзинку или на что пробивает чек, а что со вздохом возвращает на полку... Фиксируйте, пожалуйста, все свои наблюдения в блокнотике или, как настоящие разведчики, в памяти. После того как все приобретения завершены и вы оказались дома, объявите Покупателю, что за ним велось пристальное наблюдение. Санкцию на это наблюдение выдали ваша ЛЮБОВЬ и ЖГУЧИЙ ИНТЕРЕС. Спокойно переживите эмоциональную реакцию Покупателя и пригласите его на беседу. В ходе беседы проясните для себя некоторые моменты, например: □ С какой целью отправился осуществлять покупки Покупатель? □ Какими финансовыми возможностями он располагал? □ Что он приобрел лично для собственного пользования? □ Что он испытывает после этого приобретения? □ Какая покупка его бы порадовала? □ По каким причинам он себе в ней отказал? □ Что он приобрел, чтобы порадовать других? □ Почему он считает, что его выбор принесет удовольствие родным и близким? Очень вам рекомендуем, уважаемый Наблюдатель, вести записи этого разговора (протокол беседы) или все крепко-накрепко запоминать. В процессе беседы Наблюдатель может рассказывать о том, что он непосредственно наблюдал, и делиться своими ощущениями и предположениями. Игра заканчивается крепким рукопожатием, нежным поцелуем, благодарностью друг другу (если для этого есть повод). Теперь, посвященных в правила игры, уже двое, и они могут договориться о том, что данная игра может начаться в любой момент. Причем в роли Покупателя может оказаться каждый из них. Помимо того, совершать покупки под наблюдением может и кто-то третий, а посвященные будут Наблюдателями» [1, с. 56-59]. Нам кажется, что такие разработки представляли бы определенный интерес для психологов, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а так же родителей и учителей начальных классов, но, к сожалению, подобных технологий работы с литературными сказками в настоящее время не так много. В качестве примера литературных сказок, которые могут оказывать благоприятное воздействие на развитие детско-родительских отношений, мы предлагаем два произведения: «Шёпот на ветру» Алана Маршалла и «Чарли и шоколадная фабрика» Роалда Дала. Вот отрывок из первой сказочной повести [4, с. 11-12]: — Что за странная долина! — воскликнул Питер, глядя вперед, где перед ними лежало широкое поле сухой травы. Трава колыхалась от ветра, по ней скользили какие-то тени. До холма, где стояли Питер и Серая Шкурка, доносилось ее холодное, режущее слух шуршание, похожее на шипение змей или на чей-то неустанный шепот. Серая Шкурка поежилась. — Не нравится мне это место, — сказала она. — Я здесь уже была. Это Долина Цепляющейся Травы, которая непрестанно что-то шепчет. Дети всего мира, перед тем как стать взрослыми, обязательно должны пройти через эту долину. Те, у кого родители умные, проходят ее легко. Но большинству здесь приходится туго. — Давай как-нибудь увильнем, — предложил Питер. — Давай обойдем ее. — Не получится, — ответила Серая Шкурка. — Прекрасная Принцесса живет как раз по ту сторону Долины, так что нам, хочешь, не хочешь, придется ее пересечь. Трава будет цепляться за ноги, пытаться повалить на землю, а если ты схватишь ее рукой, поранит тебе пальцы. Знаешь, есть такая трава, о которую можно порезаться, если попытаться ее сорвать. Так вот, эта — такая же. Она ужасная. К тому же вечно что-то шепчет. — Что же она шепчет? — Это зависит от того, с кем она говорит. Особенно она жестока к детям несчастным, обиженным, одиноким и к тем, кто не верит в себя. Она тянет их вниз, режет им коленки, да так, что шрамы остаются на всю жизнь. Если прислушаться, можно различить ее шепот: “Ты — слишком толстый, ты — слишком худой, ты — дылда, ты — коротышка. Расправь плечи. Почему ты такой глупый? Подожди, дома я тебе задам. Вот дойдет до отца, тогда узнаешь. Ты лентяй. Ты эгоист. И врун. Почему ты так плохо учишься? Почему ты хуже соседских детей? Сделай то, сделай это, иди сюда, пойди туда, чтоб тебя было видно, но не слышно, слушай старших, подчиняйся, соглашайся...” — Трава начинает шептать, стоит ребенку лишь подойти к ней, — продолжала Серая Шкурка. — Она сводит детей с ума, режет им ноги, и следы от этих порезов не затягиваются и не исчезают. Пока они разговаривали, из-за кустов у подножья холма вышла группка детей. Все они были в школьной форме, и у каждого за спиной висел ранец с учебниками. Маленьким было лет по семь, старшим — лет по четырнадцать. Они остановились у края Долины и прислушивались к шепоту травы. Идти по полю они боялись, оно казалось им просто бескрайним. — Знать бы, как им помочь, — сказал Питер, Его внезапно охватила ненависть к траве, и он живо представил себе, как скосил бы газонокосилкой все это поле, чтобы трава никогда больше не цеплялась за ноги ребят. Серая Шкурка догадалась, о чем он думает, — Ее не скосить, — сказала она. — Я однажды пыталась, но трава вырастает быстрее, чем ты ее срезаешь, а уж я-то умею обращаться с косой. — Стоя тут, мы вряд ли им поможем, — сказал Питер. Он подбежал к лошади, вскочил на нее и галопом погнал вниз по склону. Серая Шкурка — за ним. Они мчались меж деревьев и скал, перепрыгнули через мелкий ручей и устремились к детям, стоявшим на краю поля под красным эвкалиптом. Многие дети плакали. Самый маленький мальчик порезал об острую траву руку и обмотал ее носовым платком: на платке виднелись пятна крови. Другой мальчик сильно порезал себе коленки, а у одной девочки на лбу был синяк — она ударилась, споткнувшись о невидимый в траве камень. Дети были напуганы и стояли, сбившись в кучку. Питер осадил лошадь возле них; они смотрели на кенгуру, как на врага. Вдалеке, посреди долины виднелась еще одна группа детей. Те решились проложить себе путь через Цепляющуюся Траву, но, чем дальше они углублялись в сплетенную гущу стеблей и листьев, тем труднее становилось им идти. Трава неистово колыхалась вокруг них, из ее сплошной переплетенной массы вытягивались маленькие серые пальцы и раздирали детям руки и ноги. Постоянный шепот все нарастал, пока не перешел в громкое шипение, как у тысячи змей, когда они то бросаются вперед, то отступают. По траве, поднимаясь и опускаясь серыми волнами, проносились темные тени, напоминающие тени от облаков. Становилось дурно от одного взгляда на эти сухопутные волны, которые, в отличие от волн морских, не освежали душу. “Почему ты не можешь сдать экзамены? — шептала детям потревоженная трава. — Надо больше заниматься и меньше играть. Надо трудиться упорней. Кто не сдаст экзамены — останется без работы. Ты уже слишком большая, чтобы играть в куклы и прочие детские игры. Подумай о будущем”. Трава становилась все злее и злее, и дети стали падать и барахтаться в объятиях листьев и стеблей. Питер не мог больше ждать. Или, например, отрывок из сказочной повести Роалда Дала «Чарли и шоколадная фабрика» [2, с. 1]: В ЭТОЙ КНИГЕ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ С ПЯТЬЮ ДЕТЬМИ. ЭТО: АВГУСТ ГЛУП – жадный мальчик, ВЕРУКА СОЛТ – девочка, избалованная родителями, ВИОЛЕТТА БЬЮРГАРД – девочка, которая постоянно жует резинку, МАЙК ТИВИ – мальчик, который с утра до ночи смотрит телевизор, ЧАРЛИ БАКЕТ – главный герой этой повести. Дальнейшей своей задачей мы видим разработку научно-обоснованных критериев отбора литературных сказок, а также практическую апробацию технологии взаимодействия психолога с семьей дошкольника через них.Список литературы:1). Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки. О курочке Рябе и Рождестве Зверей. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.: илл. – (мастерская Татьяны Грабенко). 2). Дал Р. Чарли и шоколадная фабрика: Сказочная повесть – М.: Радуга, 1991. – 104 с. Перевод с английского – М. Барон и Е. Барон. Стихи в переводе Н. Злотниковой. 3). Маршалл А. Шепот на ветру: Сказочная повесть. Перевод А. Слобожана. OCR Dauphin, IX/2002. 4). Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с. 5). Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2004. – 136 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|