Есть такое понятие как «сензитивные периоды». Это значит оптимальные периоды, в течение которых происходит наилучшее и наиболее эффективное научение определенным навыкам, развитие определенных черт и т.п. То есть, проще говоря, можно научиться чему-то с минимумом усилий и максимальным полезным «выхлопом».
Но это совершенно не означает, что данное научение возможно только и исключительно в этот период.
Например, сензитивный период для начала изучения иностранного языка – от 3 до 5 лет. В этом случае шансов сделаться «почти носителями» у нас куда больше, чем если мы начинаем учить его позже. Маленький ребенок с бОльшей легкостью усваивает многие аспекты языка. Именно поэтому то, что в наших школах иностранный язык начинали учить в пятом классе – в корне неверно.
Но, тем не менее, научиться «тарабарщине» можно в любом возрасте. Если, конечно, приложить достаточные усилия и уделить достаточное количество времени.
Однако «раньше» – не всегда равно «лучше».
Существует еще и понятие готовности. Необходимо достигнуть определенного уровня развития, позволяющего приобрести определенные модели поведения. Прежде, чем этот уровень зрелости будет достигнут, навык приобрести просто невозможно.
И вот здесь случается ой-ой-ой.
Потому что с физической готовностью чаще всего более-менее понятно (если, конечно, родители и прочие взрослые хотя бы в минимальном адеквате). Вряд ли кто-то будет заставлять ходить трехмесячного ребенка, правда? Понятно же, что он просто не обладает необходимым уровнем равновесия и еще не развита необходимая мускулатура.
Но вот со зрелостью другого рода – которая не видна невооруженным глазом – все обстоит достаточно печально.
Причем ладно простые обыватели.
Когда я работала на своей предпредыдущей работе, на собеседование приходили педагоги и психологи, свято уверенные в том (и эту уверенность поколебать просто невозможно, потому что они ЗНАЮТ!), что ребенок едва ли не с рождения (ну, ладно, в крайнем случае, с 1 года) полностью управляет своими эмоциями. И если он плачет или капризничает – это потому, что он вредный! Он может прекратить по своему желанию в любой момент. А если не прекращает, то делает это специально и назло. Чтобы… дальше обычно идет страшное слово «манипулировать», которое все заучили так, что огого.
И соответственно этому ЗНАНИЮ формируются к ребенку требования. Которым тот, естественно, соответствовать не может. Потому что это – ровно то же самое, что требовать от новорожденного умения ходить и членораздельно говорить.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.