Создание Готовности в Консультировании

Автор статьи: Макс Ильин

Достаточно уже давно - писал на этом ресурсе о готовности, используя материалы Ковалева С.В. Который, как известно, скомпоновал эту свою модель на основе мотивационного интервью и техник ОРКТ (SFBT). В честь небольшого "юбилея" (2 года на сайте, вах!) - хотел бы добавить несколько заметок по теме подготовки и готовности.

* * *

Когда и к чему клиента стоит готовить? Хороший вопрос, и даже на него есть более вразумительный ответ, чем "всегда и ко всему". В подходе РЭПТ (согласно У. Драйдену) - основными "критическими точками", где человека необходимо подготовить, являются:

1) Готовность клиента к психологическим проработкам вообще;

2) Готовность использовать для этого модель и технологии РЭПТ;

3) Готовность к отдельным техникам и упражнениям;

4) Готовность к исполнению самостоятельных заданий;

5) Готовность к долгосрочной и систематической работе.

Как видно - довольно-таки много вариантов, что может несколько обескуражить. Но это не смертельно - если разобраться, любая готовность создаётся по простому, почти "примитивному" алгоритму, который рассмотрим ниже.

А. Презентация.

Или "представление", "информирование", как удобнее. Презентовать, как ясно, можно и нужно всё из списка выше - свой подход вообще, его отдельные техники, необходимые "домашки" и, конечно же, интенсивную и систематическую практику.

Состоит грамотная презентация - также из простых и незатейливых шагов; это просто предъявление информации в доступной форме по следующим вопросам:

  1. "Что". Что твоё предложение из себя представляет;
  2. "Зачем". Назначение, цель этого, функция и т.п. Грубо говоря - "что за это будет".
  3. "Как". Что именно надо сделать и каким образом.

Следующие пункты - если релевантны, уместны и по выбору, т.е. не всегда обязательны в презентации:

  • "Почему. Механизм действия, устройство этого. 
  • "Сколько". В общем смысле - сколько потребуется повторений или вообще времени, сколько "стоит" (в плане ресурсов и усилий), и иначе.

Б. Обратная Связь.

Извлечение обратной связи - подразумевает получение положительного отклика относительно следующих моментов:

  1. Понимание: клиент понял, о чём ты ему рассказал и что от него требуется, в достаточной степени.
  2. Способность: клиент уверен, что сможет и сумеет это сделать, это несложно или пусть даже сложно, но в пределах возможного.
  3. Мотивация: ясное дело - не только может, но и хочет, и даже м.б. считает необходимым.
  4. "Страховка". Компонент экологии - безопасности относительно нежелательных последствий и побочных эффектов.

На базе этой самой ОС - делается следующий компонент готовности (если, опять же, релевантно):

В. Отладка.

Здесь - исследуются и по возможности улаживаются проблемные вопросы, выявленные в обратной связи, а именно:

  1. Трудности с Пониманием: всевозможные проявления недопонимания, неясностей, сомнений, возражений, оговорок, предрассудков и т.п.
  2. Трудности со Способностью: недостаток ресурсов, умений, инструментов; или же какие-то иные помехи и преграды в исполнении.
  3. Трудности с Мотивацией: недостаточное желание и стремление этим заниматься, слабые намерения и отсутствие значимых для этого причин (+присутствие причин против).
  4. Трудности со "Страховкой": опасения, страхи, неуверенность и всё прочее.

Соответственно - здесь всё довольно прямолинейно:

- Всё непонятное - прояснить;

- Всё "неспособное" - обучить или предоставить;

- Всё нежеланное - связать с желанным (позитивными целями и мотивами).

- Всё страшное - "застраховать", да :)

Г. Подтверждение.

Само собой - согласие уже неплохо так информированное; если все вопросы выше были успешно "отлажены" - то стоит ещё раз спросить об обратной связи, оценить текущую готовность вообще (от 0 до 10 стандартно, например). Если этот субъективный рейтинг будет в "верхнем терциле" (т.е. свыше 66%), то можно считать, что клиент вполне готов к дальнейшей работе.

Примечание такое - что далеко не всегда (перед каждым шагом, упражнением и т.п.) стоит разворачивать всю эту "батарею"; прежде всего, это имеет смысл перед сложными и специфичными техниками (аргументированное оспаривание верований, например) - и почти всегда обязательно для задач самостоятельной работы.



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Готовность к школе. "За" и "против"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Презентация курса: "За" и "против" детского сада
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь