|
О готовности клиента к психотерапииАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
№0 | u59915 | fancy писал(а): спасибо за вопросы, Фэнси! в качестве ответа - цитата: «Опираясь на Дж. Бьюдженталя, можно сказать, что человек, искренне обеспокоенный какими-то обстоятельствами своей жизни, старается что-то сделать, чтобы эту обеспокоенность понизить. Но очень часто мы сами блокируем ресурсы, необходимые нам, чтобы изменить ситуацию: мы не видим всех аспектов ситуации, подавляем осознание нашего вклада в ситуацию, перекладываем ответственность на других, действуем в соответствии со старыми паттернами, которые могли работать в прошлом (в детстве), но которые в данной ситуации потеряли свою адекватность. Мы избегаем конфронтации со своим беспокойством, не желая соприкасаться с болью, и лишаем себя возможности осознавать происходящее. Для того чтобы в человеке произошли изменения, позволяющие найти выход из создавшихся трудностей, ему приходится согласиться с двумя основными положениями: - ресурсы, которые необходимы для решения жизненных проблем, находятся внутри самого человека; - человек сам блокирует доступ к этим ресурсам.
Таким образом, этап работы с проблемой направлен на решение следующих задач: - поиск выхода из сложной жизненной ситуации; определение средств и методов этого выхода; - выявление внутренних трудностей, мешающих человеку видеть возможные способы разрешения проблемы, лишающих его выбора и возможности двигаться к поставленным целям и блокирующих доступ к внутренним ресурсам.
Каждую сессию можно разделить на следующие этапы: вводная часть, основная часть и завершение. Вводная часть направлена на поддержание контакта и формирование «рабочего пространства» для основной части. Говоря о «рабочем пространстве», имеется в виду ситуация совместного присутствия клиента и консультанта и их готовность двигаться в направлении, определенном контрактом. Под присутствием понимается позиция человека, в которой он в максимальной степени открыт и способен отражать то, что происходит в пространстве взаимодействия и в пространстве его внутреннего опыта. Присутствие — это формирующий фактор, который помогает связать в настоящем моменте мысли, переживания и поведение. Дж. Бьюдженталь обозначал присутствие, как «состояние, в котором клиент способен концентрироваться на своём опыте, осознавать то, что происходит, выражать беспокойство, а не говорить о нём... Присутствие — это способ бытия в ситуации, который предполагает для человека такую степень осознавания и участия, на какую он только способен в данное время и в данных обстоятельствах. Присутствие достигается за счет мобилизации чувствительности как внутрь (по отношению к внутреннему опыту), так и во вне (по отношению к ситуации и другим людям)».
Например, для того, чтобы клиент оказался в кабинете консультанта, недостаточно его физического пребывания там. Представьте себе такую ситуацию: психолог разговаривает с клиентом и чувствует, что клиенту трудно сосредоточиться, он часто извиняется за то, что отвлекается и «выпадает из разговора»… Оказывается, у него на работе очень важная проверка, от которой зависит его карьера, и он постоянно размышляет об этой рабочей ситуации. Можно сказать, что в этот момент клиент находится на работе, а стало быть, не присутствует в пространстве взаимодействия с консультантом. Важно помочь человеку «отделиться» от своего опыта, связанного с тем, что происходит «там», для того, чтобы оказаться «здесь», в настоящем моменте, где есть консультант и клиент, и есть четко очерченные контрактом цель взаимодействия и место каждого в нем.
Навык присутствия является определяющим и в профессии консультанта. Можно выделить несколько факторов, мешающих присутствию консультанта: 1) приверженность определенной теории и/или конкретным методам и техникам; 2) привязанность к собственным представлениям о клиенте, возникшим до настоящей сессии; 3) невозможность отрешиться от своих проблем (аналогично тому, как это происходило в примере с клиентом, который во время сессии думал о своей карьере); 4) идентификация (слияние) с клиентом; 5) проявление неосознанных мотивов. Консультант должен постоянно осознавать, зачем он делает то, что делает, для чего задает тот или иной вопрос, зачем обращает внимание клиента на невербальные проявления, для чего говорит клиенту то, что говорит и т.д. Эрих Фромм писал о том, что терапевту необходимо отказаться от роли стороннего наблюдателя и вступить в союз с клиентом, стать соучастником. Он считает, что даже в позиции соучастника можно оставаться объективным. При этом объективность заключается в том, чтобы видеть пациента таким, как он есть, а не таким, каким хочется его видеть консультанту. Достичь такой объективности консультант может лишь в том случае, если он ничего не хочет для самого себя — ни восхищения пациента, ни покорности, ни даже его исцеления. При настоящем стремлении помочь, честолюбие консультанта не страдает, если состояние пациента не улучшается, и он не гордится «своим» успехом, когда пациенту становится лучше; 6) сосредоточенность на содержании того, что говорит клиент, при отсутствии внимания к тому, как он говорит. Дж. Бьюдженталь приводит следующий анекдот: «Клиент пришел к терапевту с магнитофоном в руках. «...Доктор, прошлой ночью мне приснил¬ся такой удивительный сон, что, проснувшись, я первым делом записал его и все ассоциации, пришедшие мне в голову. Это очень важно, и я бы хотел, чтобы прежде, чем мы начнем работать, вы все прослушали. Я сейчас поставлю для вас запись, а сам пойду позавтракаю — со всеми делами не успел утром поесть». Он включил магнитофон и ушел. Через несколько минут терапевт появился в кафе и опустился на стул рядом с клиентом. На удивленный взгляд клиента он ответил: «Я тоже сегодня не завтракал, поэтому я включил свой магнитофон, чтобы записать Ваши сны и ассоциации, и прослушаю их позже». Как будто содержание может существовать отдельно от клиента, терапевта или их обоих, от конкретной ситуации их встречи»» Из книги «Мастерство консультирования» глава Процесс психологического консультирования (попытка описания процесса изнутри) - Марк Михайлович Певзнер. - С благодарностью к учителю.
№0 | u59915 | fancy писал(а): я полагаю - в такой ситуации важно найти оптимальное решение – перенести встречу или всё же сфокусироваться на предмете терапевтической встречи, или же уделить внимание высокому беспокойству клиента, связанному с актуальной текущей ситуацией и его состоянием - этим самым "не чувстовованием готовности затрагивать болевые точки" №0 | u59915 | fancy писал(а): бывает и так, Фэнси, настрой скачет, и это может свидетельствовать так же и об отношении к тому, что возникает в процессе консультирования, к тому, что поднимается в этом специфическом пространстве. И когда это так, важно не дожидаться подходящего настроя, можно и вовсе не дождаться, а проговаривать свой настрой с консультантом и вместе с ним исследовать это, как феномен консультативной, психотерапевтической работы... Это и как в фитнесе - вроде и нет особого желания, а стоит начать, так и остановиться трудно :) Но вообще говоря, без настроя, действительно "каши не сваришь", или невкусная выйдет. Потому прежде работы над проблемой, настрой на работу создавать нужно непременно. Только не стоит эту задачу брать исключительно на себя - это дело обоих. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|