Говорить на языке клиента или трудности начинающего консультанта

О том, что консультирующий психолог должен говорить на языке клиента прописные истины. Об этом нам говорили в студенчестве неоднократно, но тогда это казалось таким очевидным, что мы не придавали особого значения. Больше внимания уделялось способам активного слушания, техникам, методам ведения консультации и многому другому. Казалось, что в знании и умении именно этого и кроется источник успеха консультирующего психолога.

 Сложности начались в самом начале самостоятельной работы. Клиент рассказывает о своей проблеме. Мне есть, что ему сказать, прояснить некоторые вещи и, обсудив с ним, найти пути решения. Увлеченно начинаю что-то объяснять ивдруг замечаю, что клиент... «завис»! Я вижу его растерянный, удивленный взгляд и ощущаю себя говорящим шкафом.

- Вам понятно, о чем я говорю?

- Не очень...

Я в замешательстве. В голове мгновенно проносится череда мыслей, обрывки фраз: «говорите на языке клиента ...», «особенности речи аудиального, визуального, кинестетического восприятия...» - все не то... не о том... Всплывает разговор с мужем об уместности в повседневной речи употребления слова «деформировался», когда можно сказать проще - «погнулся». Вот оно. Моя речь, слишком научные и редко употребляемые слова используемые мной, которых нет в словаре клиента.

 В университете, обучаясь консультированию, мы практиковались в своей группе, учились задавать вопросы, и вообще вести весь процесс. У каждого из нас студентов-психологов было за плечами какминимум по одному высшему образованию, и специально подбирать слова, для того, чтобы собеседник понял, о чем идет речь, было не актуально. Все и так понимали сложные слова, термины, говорили на одном языке.

 И вот я один на один с клиентом. Мой профессиональный инструмент — слово. Словом можно помочь и прояснить, а можно и запутать. Надо подобрать такие, которые будут понятны инеобходимы именно данному клиенту. Ведь он не обязан понимать мои сложные предложения, ему совершенно не надо знать термины, он может не иметь вообще никакого образования, он имеет право не подбирать слова, говоря о своих проблемах. Он может, а я - нет. Я подстраиваюсь к его речи, ищу синонимы, чтобы мои слова не подвисли «ярлыками» в воздухе, а были услышаны и поняты. Я работаю словом.

 Порой речь клиента бывает нагружена и запутана модными психологическими терминами, пополнившими словарный запас из интернета и научно-популярных статей.

- У меня диссоциативное расстройство, - говорит клиентка.

- Кто Вам поставил такой диагноз?

- Я...

- В таком случае я могу с Вами говорить как с коллегой?

- Ой, не...!!

В таких ситуациях приходится уточнять что клиент имеет ввиду, разбирать термины и понятия, разматывать клубок спутанных мыслей и надуманных диагнозов.

 Часто клиент затрудняется назвать чувства и эмоции, может быть просто «малоговорящий», но замечающий то, что происходит с телом. В консультировании это тоже вариант диалога.

- Вот Вы сейчас об этом сказали и у меня здесь в плечах как-то полегчало и как - будто мурашки и волны внутри пошли, - говорит клиент.

И все. Только так он может говорить о том, что с ним происходит, это язык его чувств.

Я слушаю его и помогаю найти подходящую фразу. Уважаю его искренность, мне ценна его смелость разобраться в своих сложностях, вижу его старание осмыслить ситуацию и то, как он подбирает слова, чтобы озвучить то, что чувствует.

Говорить на языке клиента или трудности начинающего консультанта



Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Говорить на языке клиента
  • Жить и любить от слова «хочу», а не от слова «надо»
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Слова, которые не нужно говорить
  • Важно говорить на одном языке с клиентом
  • Волшебные слова, которые нужно говорить своим детям!
  • Как важно говорить на одном языке. Особенно с клиентом.
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Секрет 12. О чем вы можете сказать, не говоря ни слова?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Слова, которые должен сказать папа своему ребенку.
  • Признаки клиента "на поныть". Слова - маркеры.
  • «Должен» и «надо» - слова, которые не любят психологи.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Привычки успешной женщины (Слова, слова)
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Целое не равно сумме своих частей: как конкретизировать речь клиента
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Зачем говорить слова "Я люблю тебя"
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Когда клиент не хочет говорить
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • После ссоры. Как найти слова, когда все сказано.
  • Волшебные слова для счастья. Как можно привлечь счастье в свою жизнь
  • Чем может помочь психолог? Что говорить у психолога?
  • Если ребенок не говорит волшебные слова
  • Как научиться говорить так, чтобы и вам полегчало и другой понял?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь