В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!

В копилку психологу Направляем клиента выясняем факты меняем восприятие ситуации

Клиенты приходят на консультацию со своей картой мира. С ней же они формируют запрос и общаются с психологом. Т.к. проблема возникла именно в этой системе видения, интерпретации, понимания ситуации, то продолжать там быть – значит оставлять все так, как есть. Задача психолога – помочь человеку увидеть, услышать, почувствовать, понять, что имеется и другое видение, объяснение происходящего.

Итак, начинаем сначала прояснять, потом изменять картину:

Что такое хорошо и что такое плохо?

Клиент теряется и не может точно сказать почему ему, например, плохо. В таком случае можно поинтересоваться об обратном: а что тогда есть хорошо? Клиент: «А, ну хорошо, это когда тебя хотя бы целуют, уходя на работу!». Психолог: «Значит, Вас не целует муж и от этого Вам плохо?», Клиент: «Да, именно так, и не обнимает последнее время совсем – это ужасно!».

Чего не хватает и что в избытке?

Клиент: «Я чувствую себя несчастным и подавленным, сам не знаю почему». Психолог: «Что бы Вы добавили в свою жизнь, какое обстоятельство, событие, факт, чтобы не быть таким несчастным и подавленным?». Клиент: «Свой угол, мне не удается побыть одному нигде: ни дома, ни на работе!»

Или: «Если бы у Вас была возможность избавиться от чего-то, чтобы Вы выбросили, выкинули, вычеркнули, чтобы не быть таким подавленным?». Клиент: «Весь этот шум повсюду: дома, на работе нет покоя!». (Скорее всего, дальше последует работа с личными границами).

Переводим оценки, объяснения, интерпретации в факты, затем даем альтернативное видение!

То, как клиент описывает ситуацию, формирует его отношение к ней. Клиент: «Я несчастная, он совсем меня не любит, зачем только замуж выходила….». Выясняем конкретные действия, события, слова, приводящие к несчастью, получаем: «Не разговаривает со мной вечерами, смотрит телевизор!» - это факты, события. Дальше картина мира может поменяться, если клиентка расширит с помощью психолога восприятие этого мира: «Муж устает после работы. Ему нужно личное пространство, чтобы отдохнуть, он садится на диван, отгораживается от всего и смотрит футбол. Это его способ релаксации». (Здесь мы не уходим от проблемы невнимания к супруге, продолжаем с ней работать, но уже с другим восприятием ситуации).

Вскрываем ярлыки, развенчиваем клички.

Фиксация клиента на терминах, созданных им самим для описания ситуации, держит его в рамках проблемы. Например, когда мама считает и называет ребенка «бездарем», суть, причина семейной проблемы остается закрыта этим ярлыком. Задача психолога, терапевта вскрыть его, чтобы терапия двинулась дальше. Психолог: «Что конкретно делает, не делает Ваш ребенок, как ведет себя, чтобы называться таким словом?». Выясняется, что у него проблемы с математикой, зато физкультура, труд, пение и рисование на самом достойном уровне! Это совсем не про «бездаря». Теперь скрывать истинную причину конфликта в семье за бездарностью ребенка невозможно и есть перспектива пойти глубже к самой сути проблемы, которая, скорее всего, не в ребенке.

Как конкретно можно развенчать ярлык? Нужно выяснить: как часто это происходит, в каких ситуациях, с какой регулярностью и систематичностью, кто как на это реагирует, что происходит до и после этого? Например: «Муж - слюнтяй, в этом вся проблема!». Выясняем: его «слюнтяйность» случается только по пятницам, вечером, когда он пьет пиво, т.е. явление не постоянное, в другие дни он пиво не пьет. Реагирует на «слюнтяйность», замечает ее только жена: детям, свекрови, соседям, сотрудникам по работе это безразлично, «слюнтяйность» - только ее трогает, соответственно, это не признанный обществом факт, а только ее ощущение. Далее, событие до выпивки - это ссора на тему: «Опять ты сегодня будешь хлебать!», после этого: «Вот, я же говорила, так и есть – ты слюнтяй пьющий!».

Только тогда, когда психологу удается расшатать устоявшийся взгляд клиента на его ситуацию, - появляется возможность работать с ней и трансформировать.

В следующей статье продолжим разбирать варианты расширения восприятия мира клиента и его дальнейшей трансформации.

tamhelp.com



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Депрессия: что это такое и как с ней работать
  • Чем заняться одному… или почему одиночество это не только плохо, но еще и хорошо.
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Тренинг по продажам? Скорее всего, вам нужно совсем не это…
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь