В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!

В копилку психологу Направляем клиента выясняем факты меняем восприятие ситуации

Клиенты приходят на консультацию со своей картой мира. С ней же они формируют запрос и общаются с психологом. Т.к. проблема возникла именно в этой системе видения, интерпретации, понимания ситуации, то продолжать там быть – значит оставлять все так, как есть. Задача психолога – помочь человеку увидеть, услышать, почувствовать, понять, что имеется и другое видение, объяснение происходящего.

Итак, начинаем сначала прояснять, потом изменять картину:

Что такое хорошо и что такое плохо?

Клиент теряется и не может точно сказать почему ему, например, плохо. В таком случае можно поинтересоваться об обратном: а что тогда есть хорошо? Клиент: «А, ну хорошо, это когда тебя хотя бы целуют, уходя на работу!». Психолог: «Значит, Вас не целует муж и от этого Вам плохо?», Клиент: «Да, именно так, и не обнимает последнее время совсем – это ужасно!».

Чего не хватает и что в избытке?

Клиент: «Я чувствую себя несчастным и подавленным, сам не знаю почему». Психолог: «Что бы Вы добавили в свою жизнь, какое обстоятельство, событие, факт, чтобы не быть таким несчастным и подавленным?». Клиент: «Свой угол, мне не удается побыть одному нигде: ни дома, ни на работе!»

Или: «Если бы у Вас была возможность избавиться от чего-то, чтобы Вы выбросили, выкинули, вычеркнули, чтобы не быть таким подавленным?». Клиент: «Весь этот шум повсюду: дома, на работе нет покоя!». (Скорее всего, дальше последует работа с личными границами).

Переводим оценки, объяснения, интерпретации в факты, затем даем альтернативное видение!

То, как клиент описывает ситуацию, формирует его отношение к ней. Клиент: «Я несчастная, он совсем меня не любит, зачем только замуж выходила….». Выясняем конкретные действия, события, слова, приводящие к несчастью, получаем: «Не разговаривает со мной вечерами, смотрит телевизор!» - это факты, события. Дальше картина мира может поменяться, если клиентка расширит с помощью психолога восприятие этого мира: «Муж устает после работы. Ему нужно личное пространство, чтобы отдохнуть, он садится на диван, отгораживается от всего и смотрит футбол. Это его способ релаксации». (Здесь мы не уходим от проблемы невнимания к супруге, продолжаем с ней работать, но уже с другим восприятием ситуации).

Вскрываем ярлыки, развенчиваем клички.

Фиксация клиента на терминах, созданных им самим для описания ситуации, держит его в рамках проблемы. Например, когда мама считает и называет ребенка «бездарем», суть, причина семейной проблемы остается закрыта этим ярлыком. Задача психолога, терапевта вскрыть его, чтобы терапия двинулась дальше. Психолог: «Что конкретно делает, не делает Ваш ребенок, как ведет себя, чтобы называться таким словом?». Выясняется, что у него проблемы с математикой, зато физкультура, труд, пение и рисование на самом достойном уровне! Это совсем не про «бездаря». Теперь скрывать истинную причину конфликта в семье за бездарностью ребенка невозможно и есть перспектива пойти глубже к самой сути проблемы, которая, скорее всего, не в ребенке.

Как конкретно можно развенчать ярлык? Нужно выяснить: как часто это происходит, в каких ситуациях, с какой регулярностью и систематичностью, кто как на это реагирует, что происходит до и после этого? Например: «Муж - слюнтяй, в этом вся проблема!». Выясняем: его «слюнтяйность» случается только по пятницам, вечером, когда он пьет пиво, т.е. явление не постоянное, в другие дни он пиво не пьет. Реагирует на «слюнтяйность», замечает ее только жена: детям, свекрови, соседям, сотрудникам по работе это безразлично, «слюнтяйность» - только ее трогает, соответственно, это не признанный обществом факт, а только ее ощущение. Далее, событие до выпивки - это ссора на тему: «Опять ты сегодня будешь хлебать!», после этого: «Вот, я же говорила, так и есть – ты слюнтяй пьющий!».

Только тогда, когда психологу удается расшатать устоявшийся взгляд клиента на его ситуацию, - появляется возможность работать с ней и трансформировать.

В следующей статье продолжим разбирать варианты расширения восприятия мира клиента и его дальнейшей трансформации.

tamhelp.com



Просмотров: 556
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • «Последняя капля» или после чего клиент решает идти к психологу
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Чем заняться одному… или почему одиночество это не только плохо, но еще и хорошо.
  • Чтобы клиент не ушел
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Когда клиент подсел на психолога
  • Когда клиент - не клиент
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Если клиент долгое время не делает успехов
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Немотивированный клиент: от проблемы к задаче (2)
  • Немотивированный клиент: от проблемы к задаче (1)
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Хотите быть счастливым? Тогда вам придется отказаться от всего, что делает вас несчастным.
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь