Немотивированный клиент: от проблемы к задаче (1)

В своём городе некоторое время я веду обучающие группы «Введение в консультирование», участниками которых являются молодые коллеги. Ряд рассматриваемых тем определяются по их желанию. Тема «работа с немотивированными клиентами» была выделена коллегами как сложная: вызывающая много чувств, вопросов. Предлагаю вашему вниманию некоторые её аспекты. Быть может, эти размышления привлекут ваше внимание к вашему собственному порядку при работе с клиентами, которых условно можно назвать немотивированными. Возможно, и вы захотите поделиться чем-то своим…

Дуэт - начинающий терапевт и немотивированный клиент.

Немотивированный клиент чаще находится в паре с начинающим терапевтом.

И это потому, что до опытных терапевтов немотивированному клиенту труднее добраться: надо записываться и, быть может, ждать своей очереди; терапия дорого стоит, а денег немотивированному клиенту жалко – непонятно ему, ради чего так серьёзно раскошеливаться.

Кроме того,  терапевты с опытом, имеющие уже свою  сложившуюся практику, имеют и возможность выбирать, с кем работать. Они «на нюх» чувствуют трудных немотивированных клиентов и не спешат отзываться на их сомнительное желание получить терапию. Опытные коллеги предлагают таким клиентам обратиться в государственный бесплатный центр или к коллегам, у кого стоимость часа меньше.

«Вы недостаточно настрадались, чтобы я вам помогал», - так иногда на своих семинарах говорил А.Е.Алексейчик участнику группы, который не был готов в тот момент к серьёзной работе. Не готов – дозревай, поболей ещё, чтобы захотеть выздоравливать. Без сомнения, в этом есть смысл.

Но у начинающего терапевта ситуация совсем другая. Клиентов немного. Каждый порой на вес золота, ибо в обучающих программах есть определённые требования. Начинающий коллега по условиям программы должен пройти определённое количество супервизий, описать завершённые случаи. Коллеги без опыта заинтересованы в любой практике.

В начале практики все находятся в подобной ситуации, поэтому я с пониманием, но без сочувствия, отношусь к коллегам, которые чаще имеют дело с немотивированными клиентами в отличие от своих опытных коллег.

Скажу более того, я считаю, что есть определённая справедливость и большая польза в том, что у начинающих коллег такие хорошие и строгие учителя – немотивированные клиенты. Именно они помогают по-настоящему освоить суть терапии на первых же её этапах.

На мой взгляд, работа с немотивированным клиентом должна быть такой же плавной, тщательной, осознанной и красивой, как выполнение, например, упражнений цигун.

 

Неосведомлённость и «немотивированность» клиента – взаимосвязь.

Действительно, трудно иметь свою волю, своё желание на территории  тебе незнакомой. Клиент, который обращается на терапию впервые, может чувствовать растерянность.

Поэтому важно сориентировать клиента, помочь ему понять, что может произойти на терапии, какие возможности содержит терапевтическое пространство.

Для начинающего психолога тоже может быть опорным представление клиенту того, что может быть на терапии.

В начале терапевтической практики у меня был некоторый текст, который, конечно, менялся в зависимости от того, кто передо мной. Тогда я работала в Центре психолого-педагогической помощи семье и детям. И передо мной могли быть и девушка, и пожилой человек, и подросток с родителями или без них и т.д. Для всех моих клиентов приход на консультацию был без финансовых условий, т.к. вышеназванный Центр был государственным учреждением, находящимся в подчинении Департамента социальной защиты. Многим пришедшим рекомендовали обратиться к психологу учителя, врачи, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов  или просто знакомые. Когда мне посетители-клиенты сообщали, что представления не имеют или имеют смутное представление о том, что происходит в кабинете у психолога,  я говорила приблизительно так: «К психологу приходят, когда есть некое «застревание»  в чём-то. Можно застрять в чувствах, в ситуации, в трудных отношениях, в конфликте с кем-то».

Говоря это, я смотрела на своего собеседника, улавливая отклик, на мои  слова.

Если передо мной был ребёнок, я продолжала приблизительно так: «Ты представляешь, как можно застрять в дырке забора. Так же можно застрять в каком-то чувстве. Например, можно согласиться, что страшно ночью. И мне тоже страшно ночью идти по улице, когда темно и пустынно. Но когда ситуация обычная, например, привычная комната, день, а кому-то часто страшно, то согласись - есть в этом какая-то странность –  некое «застревание»  в чувстве страха. Или, когда нападают,  естественно, что человек защищается, может,  убегает – это соответствует ситуации. А когда задевают нечаянно, и тот, кого задели, хватается за палку,  то это уже как-то не вяжется с ситуацией. Похоже, что нападающий постоянно готов быть агрессивным».

Если передо мной была девушка или женщина, я могла проиллюстрировать «застревание» в чувстве таким образом: «Представьте, что девушке  говорят, что она не очень хорошо выглядит. И она обижается. Её обиду понять можно. А когда говорят, что она хорошо выглядит, но она обижается и тогда, считая, например, что над ней издеваются. Ситуации разные, а чувство одно -  обида».

«Можно застрять в каких-то трудных отношениях: с родителями, одноклассниками, на работе с начальником», - говорила я и  по реакциям клиента на те или иные слова  уже имела представление о характере его трудностей. Замечая, что клиенту трудна позиция пришедшего за помощью, говорила: «К психологу могут приходить люди умнее, богаче, мудрее   терапевта, но, тем не менее, любой человек может иметь ситуацию, контекст, аспект, где ему одному справиться трудно».

Начинающему терапевту важно иметь свои слова, ориентирующие клиента в пространстве терапии. У опытного коллеги, по-моему, тоже должно быть наготове краткое и ясное словесное представление о его деятельности, о его направлении в терапии, суть его профессионального кредо. Но спрашивают об этом опытного коллегу клиенты очень редко и чаще отрицательно реагируют на предложения терапевта рассказать о чём-то подобном .

Начало темы предлагаю посмотреть по ссылке:

http://www.psyoffice.ru/article/nemotivirovannii_klient_-eto_kto/

Продолжение здесь:

http://www.psyoffice.ru/article/nemotivirovannii_klient_ot_problemi/

 



Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Почему может быть трудно обратиться за психологической помощью?
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Это не со мной! Не может быть! Отрицание - слепота.
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Когда мама - психолог или неидеальной быть можно
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Повод может быть любой!
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!
  • В отношениях все может быть просто и легко
  • Когда теряется смысл того, чем занят с утра до вечера... Как быть?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Может ли быть правым, человек ходящий «на лево», с правой!
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Может ли быть правым, человек ходящий «налево», с правой!
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь