|
Немотивированный клиент: от проблемы к задаче (2)Автор статьи: Иванова Татьяна Николаевна
В своём городе некоторое время я веду обучающие группы «Введение в консультирование», участниками которых являются молодые коллеги. Ряд рассматриваемых тем определяются по их желанию. Тема «работа с немотивированными клиентами» была выделена коллегами как сложная: вызывающая много чувств, вопросов. Предлагаю вашему вниманию некоторые её аспекты. Быть может, эти размышления привлекут ваше внимание к вашему собственному порядку при работе с клиентами, которых условно можно назвать немотивированными. Возможно, и вы захотите поделиться чем-то своим… Диагностика мотивации клиента на первой встрече. На первой встрече, проясняя контекст прихода клиента к специалисту, терапевт продолжает держать в фокусе вопрос о мотивации клиента. Важно в начале общения с клиентом иметь ясное представление, что же «сподвигло» его прийти на консультацию. Понять импульс, мотив прихода помогут вопросы: «Что Вас привело? В связи, с чем Вы пришли?» Ответы могут быть приблизительно в таких направлениях:
Важными и уточняющими могут быть дополнительные вопросы: «Почему именно сейчас пришли? Проблема возникла … лет назад, но пришли сейчас, сегодня. Почему?» Мотивацию клиента проявляет характер ожиданий клиента от встреч со специалистом, от самого терапевта: насколько ожидания осознанны, реалистичны. Помогает обращение к опыту терапии, который прежде уже был у клиента. Так, клиентка на первой встрече сказала, что прошла 10 консультаций у моей коллеги по Центру. Тогда я работала в государственном учреждении «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям». На вопрос, почему не обратилась к тому психологу вновь, ответила: «Вроде, когда на консультации была, всё нравилось, ходила с надеждой, а ничего и не произошло». На мой взгляд, эта клиентка хотела перемен в жизни, но ожидала, что они придут каким-то отдельным от неё способом. Можно походить, пообщаться со специалистом, а потом отсутствие перемен объяснить недостаточной его компетентностью. Затем, через какое-то время, прийти к следующему, «наверное, тоже некомпетентному: ведь трудности непреодолимы, и я всё делаю, чтобы справиться с ними», - пожалуй, подобными словами можно было озвучить мотивацию той клиентки. Для меня это означало, что уже на «первых шагах» с ней требуется особая тщательность: при прояснении её ожиданий, желаний, при работе над формированием терапевтических целей. «Не спешить с помощью», которая может и не нужна вовсе, а в данном контексте только навредит: поможет «заблудшему» клиенту заблуждаться и заблудиться ещё больше. Если в результате наших усилий на этом первом этапе клиент всего лишь осознает истинную ситуацию со своим желанием, то это большое дело – для него, для терапевта, для его возможной терапии в будущем. Важно не поддержать порой неосознаваемую игру клиента, помочь ему перестать заблуждаться относительно его желаний. При этом сохранять уважительное отношение к тому, кто к нам пришёл. Помогает осознание общечеловеческой амбивалентности: все мы, порой, находимся в обстоятельствах, когда очень рядом и желание перемен, и желание стабильности, поддерживаемое страхом этих самых перемен. Итак, ряд вопросов помогают лучше понять мотивацию клиента. На первой встрече это вопросы об ожиданиях клиента, о контексте его прихода к терапевту. Среди таких вопросов могут быть и эти:
Чувства терапевта, провоцирующие порой непродуктивное поведение, рядом с немотивированным клиентом. Терапевт, ориентированный на помощь, может оказаться неготовым к встрече с клиентом, который пришёл в кабинет, но не проявляет однозначного желания прояснять свою ситуацию, меняться. Рядом с немотивированным клиентом терапевт, недооценивший реальную ситуацию, может переживать чувства:
Следствием этих чувств терапевта может быть его непродуктивное поведение:
Увы, такое бывает. Конечно, необходим опыт супервизий, чтобы изменить описанные здесь ситуации. Терапевту важно заметить свои чувства, идентифицировать их, остановить непродуктивное реагирование. Воспринимать эти трудные чувства как помощников, сообщающих нам что-то о клиенте, что-то о нас самих. Воспользоваться их сообщениями. По возможности, использовать потенциал осознанных чувств в терапии. Как быть адекватным тому, кто придёт? Быть адекватным тому, кто придёт, это значит - видеть клиента реальным, а не «правильным» и удобным для работы. Восприимчивость, внимательность, наблюдательность в диалоге помогают нам «не бежать вперёд паровоза» непонятно куда, а присутствовать с тем, кто к нам пришёл, продвигаться в направлении, нужном клиенту, в темпе им выбранном, ему органичном и естественном. Клиент такой, какой есть. Имеет право быть трудным и немотивированным. Уважительная неторопливость поможет нам не растратить свои силы впустую, не принести своей активностью вред клиенту. Излишняя активность терапевта из «желания причинить добро» может развезти терапевта и клиента в разные стороны: разность в терапевтических целях – одна из нередких причин, по которым клиенты прерывают терапевтический процесс. Осознавать свою собственную мотивацию на работу, конечно всегда важно, но, наверное, особенно, важно, когда клиент немотивирован или недостаточно мотивирован. На мой взгляд, и у терапевта есть право, которое является и обязанностью, честно признаться в своей собственной позиции. Быть может, кому-то покажется странным, но мне порой с немотивированными клиентами помогают мои ответы на следующие вопросы: - хочу помогать? в чём? - могу помогать? в чём? В каком-то случае, на первый вопрос я могу ответить «не хочу»? Например, такой отклик был во мне, когда мама девушки попросила приехать к ним домой ради встречи с её дочерью, которая не выходила из дома, страдая паническими атаками. А когда всё-таки ей приходилось куда-то съездить, то они вызывали такси, а девушке обязательно надо было выпить бутылку пива. «Поэтому, или Вы к нам, или она к Вам, но с пивом», - говорит мама. Всё-таки, когда я переживаю «не хочу», тогда у меня есть осознание, что этому клиенту именно я и «не смогу» помочь. В таких ситуациях часто не происходит и нашей встречи. Вспоминается, что возникло «хочу помочь», когда передо мной сидела женщина, полгода назад потерявшая своего старшего сына. «Не знаю, - говорила она, - зачем меня к Вам записали, ведь Вы мне ничем не поможете. Чем же тут можно помочь?» Она согласилась прийти на пять встреч только ради того, чтобы её второй сын «не ругался». Я могла и хотела быть с ней в её горе столько, сколько она решила, пусть даже и потому, чтобы «сын не ругался». При встрече с немотивированными клиентами наши шаги при работе обычные, но делаем мы их под призмой основного вопроса, насколько клиент мотивирован: мы проясняем ожидания клиента, контекст его прихода к нам; создаём общее пространство, работаем с помехами «здесь-и-теперь»; неторопливо, по существенным элементам, вместе с клиентом собираем контракт т.д. И очень важно, чтобы у нас в этом процессе появилось что-то общее с клиентом. Так, когда я работала в государственном центре, руководство обязало меня провести 10 встреч с условно осуждённым подростком, которому эти 10 встреч предписал Ювенальный суд. Он был недоволен и проявлял своё недовольство с первой минуты. Я тоже была не в восторге от этой ситуации, чем и воспользовалась, начав так: "Я вижу, что Тебе очень не хочется быть здесь. Тебе неприятно, что из кабинета Ты сможешь выйти только через час. А потом ещё девять раз в это же время Тебе придётся приходить сюда, и других вариантов у Тебя нет. Но посмотри на меня: Ты веришь, что я в той же самой ситуации. Меня также обязали, как и Тебя, у меня тоже нет выбора, быть здесь, или быть в каком-то другом месте в это время. " Его недоброжелательность ко мне сменилась интересом и вниманием. То, что я проговорила, не приходила ему в голову. После этих слов он увидел во мне скорее товарища по несчастью, а не неприятное неудобство. И только после этого я предложила, раз уж так случилось, попробовать вместе это время провести с пользой и не мучить друг друга. В результате наши встречи оказались полезными и ему, и мне тоже. Он проговорил много о своих интересах, о своих отношениях с мамой, сестрой, девушкой. Получил поддержку в совершенно новом для него контакте. Появился шанс, что он обратится к психологу в будущем, но уже сам, т.к. опыт работы в тот раз для него оказался положительным. Я узнала от него многое о жизни, о которой представления не имела, была благодарна за науку. Итак, быть адекватным тому, кто к нам придёт, значит:
Обычно мы ставим вопросы о степени мотивации клиента на терапию именно в начале этого процесса. Позже, когда, например, клиент опаздывает, пропускает встречи, мы подразумеваем проявление феномена, который условно называем сопротивлением. Амбивалентность клиента и к нам, и к терапевтическому процессу, проявляющаяся в его чувствах и поведении можно объяснить через более глубокое понимание его характера, мировоззрения. Понятия «мотивация», «сопротивление», «характер» - это условные слова, ориентиры. Они же и направления, через которые мы можем исполнить свою задачу - встретиться с клиентом. На мой взгляд, важно сфокусироваться на теме «немотивированный клиент», обратить внимание на мотивацию пришедшего к нам, чтобы уже при первых, начальных контактах избежать невнимания к «малому», что впоследствии может быть помехой, грузом или преградой в терапевтических отношениях. Ясность понимания помогает смирению, в случае ухода клиента, и терпению, в случае, когда он остаётся в терапии. Встречи с немотивированными клиентами проверяют на крепость, основательность нашу веру в терапию, в себя как терапевта; мотивируют нас на профессиональный рост и развитие. За это мы можем быть благодарными нашим трудным немотивированным клиентам. Начало темы предлагаю посмотреть по ссылкам: http://www.psyoffice.ru/article/nemotivirovannii_klient_-eto_kto/ http://www.psyoffice.ru/article/nemotivirovannii_klient_ot_problemi_k/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|