|
Тренинг профилактики эмоционального выгорания.Автор статьи: Нецветайлова Екатерина Николаевна
Профилактика эмоционального выгорания людей помогающих профессий сегодня актуальна, как никогда. Если проанализировать публикации по этой проблеме, то заметен некий прогресс и даже эволюция подхода к профилактике. Специалистами, работающими в этой области, совершен большой шаг от тренингов релаксации и саморегуляции, которые в свое время считались главным средством профилактики, к работе с установками, убеждениями и мотивами личности. На основе анализа исследований и собственной опытной работы мы определили следующий алгоритм составления программы акмеологического тренинга для психологов, который может быть представлен в основных базовых характеристиках личностно-профессиональной компетентности психолога: ЗНАЮ – ХОЧУ – МОГУ – ДЕЛАЮ (знания и убеждения, мотивы, умения и навыки). Проведение тренинга включало в себя следующие этапы: - организация обучения (готовность к работе); - информирование специалистов о причинах, симптомах и последствиях эмоционального выгорания (знания); - диагностика (в т.ч. самодиагностика); - ознакомление с критериями эмоционального благополучия и психологического здоровья, основными акмеологическими целями (осмысление конечной цели обучения); - обучение методам активизации личностных ресурсных состояний и снятия стресса (обучение для достижения цели), в т.ч. формирование навыков:
Работа проходила в несколько этапов.
1 этап - информационно-стимулирующий. Основная цель информационно-стимулирующегоэтапазаключалась в ознакомлении с симптомами, фазами и последствиями эмоционального выгорания. Проводились мини-лекции, использовался метод мозгового штурма, собирались кейсы, проводились обсуждения статей и фильмов о деятельности психолога. Проводилась диагностика, участники выявляли собственный уровень выгорания
2 этап – акмеологический. Основная цель – профессиональная рефлексия, выявление целей и ценностей профессионального саморазвития, и профессионально-творческой самореализации, формирование собственной модели акмеологического развития психолога. Большая часть тренинговой работы была нацелена на активизацию личностных ресурсов, прояснение смыслов и, в конечном смысле, самоусиление человека.
3 этап – обучающий. Обучение методам саморазвития и выработка конкретных навыков профилактики симптомов и проявлений выгорания. Занятия проводились в тренинговой группе по 4 направлениям: 1.Развитие навыков целеполагания и рефлексии. 2.Развитие коммуникативной компетентности. 3. Развитие креативности. 4.Развитие навыков саморегуляции Целеполагание и рефлексия. Этот блок ориентирован на осознание личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Он содержит упражнения на актуализацию профессиональных и личностных целей, мыслей, представлений о себе, как профессионале. Участники осваивают навыки постановки и реализации жизненных целей и управления временем. Коммуникативная компетентность. Часто причиной выгорания является слабое владение учителями коммуникативными навыками. В программе профилактики эмоционального выгорания нами используются элементы тренингов «Эффективные коммуникации» (участники развивают навыки противостояния манипуляциям, мотивации клиента, активного слушания, навыки социально-психологического консультирования), «Развитие эмоционального интеллекта» (участники учатся понимать собственные мысли и чувства, а также мысли и чувства партнеров по взаимодействию), «Эффективное взаимодействие в конфликте» (навыки влияния, противостояния влиянию и манипуляциям, выбор оптимальной стратегии для разрешения). Развитие креативности. Задачами этого направления является обучение навыкам использования креативного подхода в решении профессиональных задач, преодоления стереотипизации в восприятии себя, других, своей деятельности. При этом развивается не только творческое мышление, но и воображение, внимание, эмоциональная сфера, что служит снятию барьеров креативности. На этом этапе активно используются методы арттерапии, психодрамы, танцевально-двигательной терапии. Главной задачей является высвобождение творческого потенциала участников тренинга. Саморегуляция (физическая и психологическая). Под саморегуляцией мы понимали обучение различным методам снятия эмоционального напряжения. На занятиях проводилось обучение аутогенной тренировке с той целью, чтобы впоследствии каждый мог составить индивидуальную программу АТ и работать с собственными утверждениями и формулами. Обучение дыхательным техникам представляет собой набор методов брюшного дыхания, способствующих глубокому расслаблению. Этой же цели помогает достичь техника прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона. Использовались методы телесно-ориентированной терапии, медитации-визуализации. Важным представляется использование методов рациональной психотерапии и способов диссоциации от причины стресса. В результате участники имеют возможность самостоятельно достигать эффекта успокоения (устранение эмоциональной напряженности), восстановления (отсутствия утомления) или активизации (повышение жизненного тонуса). Методы и техники, применяемые в рамках тренинга: мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм, Тест САН (модифицированный), Тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт), методика К. Маслак, модифицированная Н.Е. Водопьяновой, упражнения из тренингов: «Личностного роста», «Уверенного профессионального поведения», «Эффективного целеполагания», «Антистресс», «Тренинг развития креативности». Таким образом, применение акмеологического подхода в профилактике эмоционального выгорания способствует не только снятию симптомов выгорания, но и продуктивности профессиональной деятельности, осознанному выявлению факторов, препятствующих достижению вершин профессионального мастерства и целенаправленной работе по их устранению, а также достижению психологического здоровья личности психолога. Список литературы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|