|
Профессиональное развитие как метод профилактики выгорания.Автор статьи: Агафонова Яна Валерьевна
По определению Всемирной Организации Здравоохранения синдром выгорания – это физическое, эмоциональное и мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям. Данный синдром развивается из-за длительного влияния психотравмирующих факторов, стрессоров. В работе данными факторами могут быть высокие требования к качеству выполнимой работы, к личности, высокие эмоциональные и нравственные нагрузки, что приводят к формированию синдрома выгорания. В МКБ – 10 данный синдром относится к категории Z 73 – проблемы, связанные с трудностью управления своей жизнью. По мере развития синдрома выгорания снижается интерес к работе и одними из возможных психосоматическими реакциями могут стать зависимость от никотина, кофеина, алкоголя и наркотиков. В настоящее время в профилактике эмоционального выгорания также выделяют два подхода – снижение уровня стресса и осознание смысла своей профессиональной деятельности в жизни и целом (Чулкова В.А. с соавт., 2012). Большинство авторов занимающихся исследованием эмоционального выгорания сходятся во мнении, что увлеченность работой и заинтересованность к ней позволяют снизить риск развития синдрома выгорания. Методы профилактики эмоционального выгорания рассматривают как на уровне организации, так и на уровне личности сотрудника. Как на организационном, так и на личностном уровне мероприятия, способствующие непрерывному профессиональному и личностному развитию в процессе работы помогут в профилактике синдрома эмоционального выгорания. Работа в этом направлении может включать: помощь в определении мотивации, важных ценностей в работе, навыков и сильных сторон; развитие осознанности, рефлексии: «что для вас важно в работе?», «что получается?», «что нравится?», «что нового хотите освоить?», «какие ваши дальнейшие профессиональные планы?», «какие обстоятельства в работе являются травмирующими?»; планирование индивидуального обучения необходимым знаниям и навыкам для успешного выполнения текущих задач и дальнейшего профессионального развития; развитие личностных качеств необходимых для эффективной работы на занимаемой должности; использование различных форм обучения и развития – семинары, мастер-классы, тренинги, конференции, круглые столы. Дя специалистов некоторых профессий возможно развитие и получение профессиональной поддержки посредством участия в балинтовских, супервизорских и интервизорских группах. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|