Профессиональный стресс в практике врача-стоматолога

Последнее время резко возросли темп и интенсивность рабочей активности профессионала и повысились требования к качеству его труда. Все это обуславливает усиление психологического стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности специалистов различного профиля. Медицинские работники, как показывает статистика, и в частности врачи-стоматологи, в силу специфики своей работы более всего предрасположены к воздействию профессиональных стрессовых факторов.

Одна из форм проявления хронического профессионального стресса получила наименование «синдром эмоционального выгорания», или «психического выгорания». Механизмы, которые провоцируют формирование этого синдрома, еще до конца не изучены. Данные зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют о том, что психологические свойства личности, тип эмоционального реагирования и акцентуация характера могут быть не только фактором риска, но и выступать патогенным фактором соматической патологии. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что профессиональный стресс способствует возникновению депрессии, чувству беспомощности и бессмысленности самого существования, что может привести и часто приводит к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Проблема воздействия условий труда на здоровье специалиста тема не новая. В современных социально-экономических условиях врач, кроме выполнения собственно клинических действий, должен учитывать экономическую целесообразность назначений каждого из исследований, согласовывая их с материальными возможностями пациента и его семьи. Кроме того, поскольку успешность лечебно-диагностического процесса обуславливается положительной  модальностью эмоциональных реакций пациента, врачу при планировании и организации лечения необходимо владеть развитыми коммуникативными навыками, элементы которых являются органичными компонентами большинства операций. Это означает, что в лечебную структуру действий врача входят психологические компоненты.

1. Умение объяснять цель и необходимость обследований на языке, доступном пациенту.

2. Умение убедить пациента принять тактику предлагаемого лечения.

3. Сформировать соответствующие требования лечебно-диагностического процесса во взаимодействии с пациентом

4. Обеспечить эмпатическое восприятие пациентом врача и коллектива, сопровождающего лечение.

Из этих психологических компонентов следует, что профессиональный труд врача-стоматолога отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Особое значение надо придать тому факту, что врач-стоматолог работает целый день с пациентом, сопереживая ему в его страданиях, и в страхе перед предстоящем лечении. Практически каждый пациент, а это 97% населения в мире, воспринимает зубоврачебные процедуры с тревогой, а иногда и с явным отвращением, перед которыми врач оказывается беззащитным, хотя и стремится провести все этапы лечения безболезненно.

Далее хотелось бы остановиться на психологических качествах врача-стоматолога в сочетании с его субъективными свойствами. Особую важность здесь могут представлять способности, умения и формы профессионального поведения. Значимыми в стоматологической деятельности любой специализации являются сенсорные свойства: «глазомерное определение расстояний, углов, размеров», «способность к быстрому распознаванию небольших отклонений от заданной формы», такое свойство моторики, как «согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях».

Важное место в практике занимают такие свойства, как:

1. Внимание: способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий.

2. Мышление: умение критически анализировать информацию, оперировать ею, делать выводы из противоречивых сведений, видеть дальше непосредственно данного и очевидного, принять правильное решение при недостатке необходимой информации и обладать чутьем к наличию проблем там, где кажется, что все уже решено.

3. Воображение: способность наглядно представить себе новое, ранее не встречавшееся, или старое, но в новых условиях, умение находить новые и необычные решения, прогнозировать исход событий с учетом их вероятности, видеть несколько возможных путей и выбирать более эффективный.

4. Воля: способность к волевой мобилизации, сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение, высокий самоконтроль эмоций и поведения. Умение брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

5. Память: врач должен иметь развитые способности, запоминать словестно-логический материал, точно воспроизводить его в нужный момент, узнавать факт, явление по малому количеству признаков, способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество материала.

6. Эмоциональные свойства: эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений, уравновешенность, самообладание в кризисных ситуациях, способность передавать людям положительный эмоциональный заряд.

7. Наблюдательность: умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы, обладать тонкой наблюдательностью по отношению к духовной жизни пациента, способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимания.

8. Речевые свойства: умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли. Способность связанно и логично излагать свои мысли в развернутой форме.

9. Коммуникативные качества: умение располагать к себе людей, подбирать нужный тон и форму общения с пациентом, вызывать доверие у пациентов, способность быстро устанавливать контакт с новыми людьми, и более того, согласовывать свои действия с действиями других лиц.

Все эти качества и свойства, наличие которых является нормативным условием профессионализации врача-стоматолога и дает право отнести труд врача к классу вредного, имеющего максимальную степень напряженности. Исходя из этого, можно сказать, что врачи, имеющие слабую нервно-психическую устойчивость, не обладающие навыками уверенного поведения, этико-деонтологическими и моральными основами, не готовые к коллективным формам профессионального взаимодействия, быстрее столкнуться с проблемой профессионально-личностной дезадаптации. Следствием этого, как правило, являются глубокие изменения субъективных и личностных структур, что приводит к синдрому психоэмоционального выгорания и стрессу. Помимо перегрузки от профессиональной деятельности к стрессовой ситуации относятся финансовые неудачи, особенности взаимоотношений врача с пациентом, неудовлетворительные отношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложнения условий жизни, а также отсутствие должного общественного имиджа. 

Исследования последних лет только подтвердили широкое распространение синдрома психического выгорания, включив в зону его действия профессии,  обусловленные не только социальной средой. Психическое выгорание теперь можно понимать и рассматривать как профессиональный и личностный кризис, связанный с большими рабочими нагрузками в целом, а не только как межличностные взаимоотношения индивидуумов.

Надо отметить, что некоторые ученые рассматривают психическое выгорание как результат длительного рабочего стресса, вызванного воздействием стрессорных факторов. Однако есть мнение, что стресс и выгорание – хотя и родственные, но все же относительно самостоятельные феномены. Отличительными особенностями стресса от выгорания являются условия, их вызывающие. Стресс возникает в бесчисленном множестве ситуаций, выгорание обычно проявляется при работе с людьми. Выгорание представляет собой длительный, растянутый во временных рамках рабочий процесс. И все же, чем чаще врач испытывает стрессорную ситуацию в своей практике и не может с ней справится, тем быстрее может произойти психическое выгорание. Феномен возникает, когда ставятся под сомнение профессиональные и мотивационные установки, когда образуется своеобразный дисбаланс между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Пока результат, по мнению специалиста, соответствует затраченным усилиям, выгорание может длительное время оставаться незамеченным. Большинство исследований условий труда дают аналогичную картину



Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Счастливый брак: умение видеть, способность слышать, возможность говорить
  • Умение отвергать как способность заботиться о себе
  • Психоэмоциональные риски в профессиональной деятельности врача-стоматолога.
  • Способность, которую забыли развить. Умение отдыхать.
  • Эмоциональное выгорание врача
  • Эмоциональное выгорание. Профилактика профессионального выгорания.
  • Способность восстанавливаться после стресса. Признак психического здоровья.
  • Эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания. Как бороться?
  • Профессиональное выгорание. Часть 1. Выгорание и стресс.
  • Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска
  • Способность прогнозировать и несколько слов об ОКР
  • Способность видеть (притча)
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания
  • Нужный навык - умение отпускать
  • Сомнологические расстройства в практике врача-психотерапевта
  • Чтение комментариев, оставленных «троллями», может повлиять на вашу способность рассуждать
  • Когда надо бежать от ВРАЧА.
  • Как развить способность выбирать?
  • Синдром профессионального эмоционального выгорания. Пути выхода.
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Способность выдерживать собственные чувства как один из факторов стрессоустойчивости.
  • Создание имиджа – это умение говорить на языке одежды
  • Профессиональное выгорание или профессиональный рост.
  • Умение видеть в плохом - хорошее
  • Умение замечать и видеть другого
  • Умение видеть необычное в обычном
  • ТЯНУТЬСЯ. Как это движение любви влияет на способность хотеть и выбирать.
  • Умение общаться с людьми
  • Когда эмоции и мысли являются/не являются проблемой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь