Отношение человека к собственной безопасности

 

Вопрос отношения человека к собственной безопасности часто рассматривается в контексте проблемы достижения им подконтрольности некоторых параметров ситуации, влияющих на её исход. При этом сам процесс обеспечения собственной безопасности основывается на способности человека держать под контролем ситуацию, а так же на том, в какой степени он заинтересован в осуществлении такого рода контроля. Особый интерес представляют особенности самообеспечения безопасности среди молодежи.

Результаты исследования, проведенного в рамках изучения особенностей отношения к собственной безопасности у студентов разных специальностей Технологического института в г. Таганроге, позволили сделать вывод не только об актуальности данной проблемы в студенческой среде, но и о реальной востребованности учащихся Вуза в психологических знаниях данного направления.

Было установлено, что большинство студентов (более 55%) пытаются прогнозировать различные жизненные ситуации (штатные, опасные, экстремальные) путем «просчитывания» возможных результатов намеченных действий на начальном этапе развертывания ситуации. Так, например, 80% учащихся из числа испытуемых пристегиваются ремнями безопасности до непосредственно начала движения в автомобиле, а не в момент появления инспектора ГАИ; запирают двери в жилом помещении, проверяют газооборудование перед сном и т.п.…

Интересно отметить, что, несмотря на высокий уровень вероятности совершения такого рода действий, мотивы, побуждающие к их выполнению, разные и часто не связаны с категорией безопасности. У более 30% испытуемых цель обеспечения собственной безопасности завуалирована разного рода формулировками (например: «родители этого требуют», «иначе дверь может ночью распахнуться», «противно пахнет газом» и т.п.) или не осознается ими вообще.

В рамках проведенного нами пилотажного исследования были получены данные, подтверждающие факт выполняемости учащимися действий по обеспечению собственной безопасности на уровне автоматизма, без включенности процессов осознания и самоконтроля за выполняемыми действиями. Для инициации интереса к проблеме самообеспечения безопасности, испытуемым предлагалось оценить степень подконтрольности им основных, по их мнению, параметров ситуаций штатных (пристегнуть ремень безопасности; выключить газ; запереть дверь, …) и экстремальных (дорожно-транспортная авария; встреча с грабителем; нападение собаки; пожар и т.п.). Каждым учащимся анализировались реальные жизненные события, активными участниками которых они являлись. Уровни подконтрольности испытуемым различных параметров ситуаций, с которыми они работали в процессе анализа, исследовались по плану, приведенному Краснянской Т.М. в своем учебном пособии «Безопасность человека: психологический аспект» (2005 г.):

1. Ориентировка в экстремальной ситуации, что означает способность преодоления человеком эффекта неожиданности попадания в нестандартные, сложные условия взаимодействия с ситуацией и фиксацию в его сознании факта нахождения в данном взаимодействии. В зависимости от быстроты ориентировки можно характеризовать людей как отлично ориентирующихся (синхронно с разворачиванием ситуации), хорошо (в пределах оперативного реагирования), удовлетворительно (есть эффект явно выраженного запаздывания, но возможность своевременной рефлексии и контроля за ситуацией сохраняется) и неудовлетворительно ориентирующихся в экстремальной ситуации (возможность контроля отсутствует).

2. Снижение силы отрицательных эмоций. Быстрота снижения силы отрицательных эмоций определяется: типом нервной системы человека; жизненным опытом; подготовкой (умениями и навыками) к взаимодействию с опасностью; навыками общей саморегуляции эмоций. Субъективный уровень силы отрицательных эмоций может быть соотнесен с возможностью их контроля и может колебаться от состояния полного контроля эмоций (минимальная сила отрицательных эмоций) до состояния полной неспособности их контролировать (максимальная сила).

3. Поиск способов взаимодействия с ситуацией. Данный этап связан с обращением человека к резервам памяти и мысленным выбором наиболее подходящих к условиям ситуации способов и приемов взаимодействия с ней. Чем богаче опыт человека по взаимодействию с классом подобных ситуаций, тем выше вероятность того, что он найдет апробированный им способ поведения. В том случае, если в собственном опыте подходящих вариантов нет, человек обращается к опыту других лиц, в случае отсутствия возможности такого обращения - конструирует модель взаимодействия с опасной ситуацией из имеющихся у него фрагментов поведения в иных ситуациях.

4. Мобилизация субъективных ресурсов на взаимодействие с ситуацией. Человек, с одной стороны, концентрирует в себе наличные силы, убеждения уверенность, с тем, чтобы на начальных этапах взаимодействия с опасностью занять в ней «усиленную» позицию, с другой стороны, подкрепляет в себе психологическую готовность к активному взаимодействию с ситуацией.

В исследовании приняли участие 250 человек. Из них на этапе ориентировки в опасной жизненной ситуации: 50% - проявили себя как отлично ориентирующиеся; 20% - хорошо ориентирующиеся; 20% - удовлетворительно и 10% - неудовлетворительно ориентирующиеся.

Быстрого снижения негативных эмоций добиваются – 30% из опрошенных; 70% - со снижением отрицательных эмоций справляются слабо (по словам студентов это связано с отсутствием эмоциональной подготовки к опасным ситуациям и эффектом неожиданности).

60% испытуемых в процессе поиска способов взаимодействия с ситуацией обращаются к резервам своей памяти и своему предыдущему опыту; 30% - к опыту окружающих и 10% - впадают в ступор, что, соответственно, мешает адекватному реагированию на происходящее событие.

Процесс мобилизации субъективных ресурсов более-менее успешно проходит у 60% опрошенных. Оставшиеся 40% - испытывают сильные затруднения, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями.

Далее студентам предлагалось на основе проделанной работы сделать вывод о том, каким образом особенности взаимодействия с рассматриваемыми ситуациями связаны с их отношением к собственной безопасности и прослеживается ли эта связь.

На основе информации, полученной в ходе исследования, все студенты нами были условно соотнесены с одним из ниже перечисленных типов.

1 тип. Студенты, серьезно относящиеся к собственной безопасности, что проявилось в стремлении «просчитывать» на пять шагов вперед свои действия даже на этапе, предшествующем возможному разворачиванию опасной ситуации («пристегнул ремни безопасности и не превышал допустимую скорость» и т.п.). Представители данного типа или избегают возникновения опасной ситуации или реагируют на нее адекватно и достаточно быстро (50% студентов).

2 тип. Студенты, относящиеся к собственной безопасности по типу «это не должно случиться со мной», во взаимодействие с ситуацией вступают с запозданием и слабо контролируют свою эмоциональную сферу («сбила машина, так как не смотрела по сторонам», «выпал из автобуса, так как не держался крепко за поручни» и т.п.) – (30% студентов).

3 тип. Студенты, отвергающие информацию о том, что существует возможность недопущения возникновения опасных ситуаций или смягчения их последствий. У представителей данного типа выработалась жизненная установка: «все, что предрешено судьбой – сбудется, не смотря на то, буду ли я бдителен или нет» или «мне безразлично, что будет со мной» - (20% студентов).

Результаты собеседования с представителями всех трех типов позволили сделать следующий вывод: для третьего типа студентов чаще характерна утрата контроля над опасной ситуацией, что провоцируется неуправляемостью эмоций, сниженной мотивацией на успех, непродуманностью вариантов выхода из возникшей ситуации.

В силу специфики жизненных установок, для представителей третьего типа характерны: отказ от прогнозирования любой штатной («упал во сне с кровати и вывихнул ногу») и опасной («сел выпивший за руль») ситуации; выбор стиля поведения, создающего угрозу для окружающих; слабая мотивация на достижение поставленной цели и как результат – ненадежность во взаимоотношениях с окружающими.

Обращает на себя внимание тот факт, что 90% учащихся указали на СМИ как один из основных источников идеологического на них воздействия, несущего угрозу повышения эмоциональной неустойчивости и эффекта «зомбирования». «Если я чувствую себя неуверенно, то лучше выкурю сигарету или выпью спиртного,… а просчитывание вариантов развития неприятной ситуации – занятие хлопотное и требует осознанного восприятия, чего при просмотре нашего телевидения достичь практически нереально» (со слов испытуемых).

В ходе исследования были выявлены личностные качества студентов - любителей бесконтрольного просмотра телепередач и реклам, затрудняющих процесс ориентации в вопросах обеспечения собственной безопасности посредством ее предупреждения. Основные их них следующие: восприимчивость, впечатлительность, узость мышления, невежественность, чувство «стадности», склонность к истерикам и агрессии. Прослеживалась явно выраженная тенденция нежелания участвовать в обеспечении собственной безопасности (преимущественно у представителей второго и третьего типов). Объяснения такого настроя в целом сводились к следующему: «в детстве о нашей безопасности думали родители; в настоящее время заботятся государство, специальные агентства, да и представители различных религиозных сообществ утверждают, что спасут нас…».

Переходя от общей картины к частным случаям, можно отметить, что развитие потребности в самообеспечении безопасности у большинства студентов происходит достаточно неравномерно в связи со значительной дифференциацией воспринимаемого ими социального опыта. Реалии сводятся к тому, что даже у студентов, адекватно относящихся к вопросу обеспечения собственной безопасности, данный процесс тормозится возникновением не отрефлексированных состояний (безысходности, ступора, расторможенности и др.).

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выше указанные состояния мешают студентам, как участникам штатных и опасных ситуаций, эффективно запоминать способы выхода из нестандартных ситуаций окружающих людей, то есть уровень закрепления жизненного опыта сводится к очень низким показателям. Соответственно, неоднократное применение студентами поведенческих схем, включающих неэффективные элементы, блокируют возможность отбора из опыта окружающих удачные способы взаимодействия с опасными ситуациями, а следовательно, затрудняют их оттачивание и усовершенствование.

Проведенное исследование подчеркивает, на наш взгляд, необходимость осмысления и переосмысления отношения к собственной безопасности, а также повышения психологической компетентности студентов в вопросе самообеспечения безопасности на любых этапах обучения в Вузе.

 



Просмотров: 570
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как провести беседу с детьми о безопасности в отношении терактов и других опасных ситуаций.  
  • Техника безопасности взаимодействия со специалистами в форуме
  • В поисках секса и безопасности – или для чего люди создают отношения
  • Под защитой. Как формируется чувство безопасности.
  • Как поддержать себя при переезде? Про базовую потребность в безопасности и пустые квартиры в Донецке.
  • зона комфорта или безопасности?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Семейная «техника безопасности» поведения в Сети
  • Чувство безопасности в браке - сбежать или остаться? (клиентский случай)
  • Правила безопасности для детей – алгоритм действия в социуме.
  • Техника безопасности для ребенка
  • Можно ли жить легко, комфортно и в безопасности?
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • «Островки безопасности» нашей психики или Какими бывают внутренние опоры и ресурсы
  • Как вернуть мужа: обеспечь ему чувство безопасности
  • Про потребность в безопасности и отношения
  • Памятка психологической безопасности при снижении веса
  • Беспокойство, как стратегия безопасности.
  • Как говорить с ребёнком о безопасности?
  • Правила безопасности для самых маленьких.
  • Где держать свою «подушку безопасности»?
  • Мужчина-соблазнитель или техника безопасности общения в сети
  • Запугиваем ребёнка? Или зачем ему культура безопасности...
  • Игнорирование себя - фундамент безопасности?
  • Чувствует ли себя мужчина в безопасности?
  • Атмосфера эмоциональной безопасности в отношениях психотерапевт-пациент
  • О безопасности детей - как разговаривать с незнакомцами
  • Как не отравиться эмоциями. Меры безопасности
  • Из Стратегии безопасности детей. ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
  • Чувство безопасности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь