|
Отношение человека к собственной безопасностиАвтор статьи: Борисова Наталия Павловна
Вопрос отношения человека к собственной безопасности часто рассматривается в контексте проблемы достижения им подконтрольности некоторых параметров ситуации, влияющих на её исход. При этом сам процесс обеспечения собственной безопасности основывается на способности человека держать под контролем ситуацию, а так же на том, в какой степени он заинтересован в осуществлении такого рода контроля. Особый интерес представляют особенности самообеспечения безопасности среди молодежи. Результаты исследования, проведенного в рамках изучения особенностей отношения к собственной безопасности у студентов разных специальностей Технологического института в г. Таганроге, позволили сделать вывод не только об актуальности данной проблемы в студенческой среде, но и о реальной востребованности учащихся Вуза в психологических знаниях данного направления. Было установлено, что большинство студентов (более 55%) пытаются прогнозировать различные жизненные ситуации (штатные, опасные, экстремальные) путем «просчитывания» возможных результатов намеченных действий на начальном этапе развертывания ситуации. Так, например, 80% учащихся из числа испытуемых пристегиваются ремнями безопасности до непосредственно начала движения в автомобиле, а не в момент появления инспектора ГАИ; запирают двери в жилом помещении, проверяют газооборудование перед сном и т.п.… Интересно отметить, что, несмотря на высокий уровень вероятности совершения такого рода действий, мотивы, побуждающие к их выполнению, разные и часто не связаны с категорией безопасности. У более 30% испытуемых цель обеспечения собственной безопасности завуалирована разного рода формулировками (например: «родители этого требуют», «иначе дверь может ночью распахнуться», «противно пахнет газом» и т.п.) или не осознается ими вообще. В рамках проведенного нами пилотажного исследования были получены данные, подтверждающие факт выполняемости учащимися действий по обеспечению собственной безопасности на уровне автоматизма, без включенности процессов осознания и самоконтроля за выполняемыми действиями. Для инициации интереса к проблеме самообеспечения безопасности, испытуемым предлагалось оценить степень подконтрольности им основных, по их мнению, параметров ситуаций штатных (пристегнуть ремень безопасности; выключить газ; запереть дверь, …) и экстремальных (дорожно-транспортная авария; встреча с грабителем; нападение собаки; пожар и т.п.). Каждым учащимся анализировались реальные жизненные события, активными участниками которых они являлись. Уровни подконтрольности испытуемым различных параметров ситуаций, с которыми они работали в процессе анализа, исследовались по плану, приведенному Краснянской Т.М. в своем учебном пособии «Безопасность человека: психологический аспект» (2005 г.): 1. Ориентировка в экстремальной ситуации, что означает способность преодоления человеком эффекта неожиданности попадания в нестандартные, сложные условия взаимодействия с ситуацией и фиксацию в его сознании факта нахождения в данном взаимодействии. В зависимости от быстроты ориентировки можно характеризовать людей как отлично ориентирующихся (синхронно с разворачиванием ситуации), хорошо (в пределах оперативного реагирования), удовлетворительно (есть эффект явно выраженного запаздывания, но возможность своевременной рефлексии и контроля за ситуацией сохраняется) и неудовлетворительно ориентирующихся в экстремальной ситуации (возможность контроля отсутствует). 2. Снижение силы отрицательных эмоций. Быстрота снижения силы отрицательных эмоций определяется: типом нервной системы человека; жизненным опытом; подготовкой (умениями и навыками) к взаимодействию с опасностью; навыками общей саморегуляции эмоций. Субъективный уровень силы отрицательных эмоций может быть соотнесен с возможностью их контроля и может колебаться от состояния полного контроля эмоций (минимальная сила отрицательных эмоций) до состояния полной неспособности их контролировать (максимальная сила). 3. Поиск способов взаимодействия с ситуацией. Данный этап связан с обращением человека к резервам памяти и мысленным выбором наиболее подходящих к условиям ситуации способов и приемов взаимодействия с ней. Чем богаче опыт человека по взаимодействию с классом подобных ситуаций, тем выше вероятность того, что он найдет апробированный им способ поведения. В том случае, если в собственном опыте подходящих вариантов нет, человек обращается к опыту других лиц, в случае отсутствия возможности такого обращения - конструирует модель взаимодействия с опасной ситуацией из имеющихся у него фрагментов поведения в иных ситуациях. 4. Мобилизация субъективных ресурсов на взаимодействие с ситуацией. Человек, с одной стороны, концентрирует в себе наличные силы, убеждения уверенность, с тем, чтобы на начальных этапах взаимодействия с опасностью занять в ней «усиленную» позицию, с другой стороны, подкрепляет в себе психологическую готовность к активному взаимодействию с ситуацией. В исследовании приняли участие 250 человек. Из них на этапе ориентировки в опасной жизненной ситуации: 50% - проявили себя как отлично ориентирующиеся; 20% - хорошо ориентирующиеся; 20% - удовлетворительно и 10% - неудовлетворительно ориентирующиеся. Быстрого снижения негативных эмоций добиваются – 30% из опрошенных; 70% - со снижением отрицательных эмоций справляются слабо (по словам студентов это связано с отсутствием эмоциональной подготовки к опасным ситуациям и эффектом неожиданности). 60% испытуемых в процессе поиска способов взаимодействия с ситуацией обращаются к резервам своей памяти и своему предыдущему опыту; 30% - к опыту окружающих и 10% - впадают в ступор, что, соответственно, мешает адекватному реагированию на происходящее событие. Процесс мобилизации субъективных ресурсов более-менее успешно проходит у 60% опрошенных. Оставшиеся 40% - испытывают сильные затруднения, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Далее студентам предлагалось на основе проделанной работы сделать вывод о том, каким образом особенности взаимодействия с рассматриваемыми ситуациями связаны с их отношением к собственной безопасности и прослеживается ли эта связь. На основе информации, полученной в ходе исследования, все студенты нами были условно соотнесены с одним из ниже перечисленных типов. 1 тип. Студенты, серьезно относящиеся к собственной безопасности, что проявилось в стремлении «просчитывать» на пять шагов вперед свои действия даже на этапе, предшествующем возможному разворачиванию опасной ситуации («пристегнул ремни безопасности и не превышал допустимую скорость» и т.п.). Представители данного типа или избегают возникновения опасной ситуации или реагируют на нее адекватно и достаточно быстро (50% студентов). 2 тип. Студенты, относящиеся к собственной безопасности по типу «это не должно случиться со мной», во взаимодействие с ситуацией вступают с запозданием и слабо контролируют свою эмоциональную сферу («сбила машина, так как не смотрела по сторонам», «выпал из автобуса, так как не держался крепко за поручни» и т.п.) – (30% студентов). 3 тип. Студенты, отвергающие информацию о том, что существует возможность недопущения возникновения опасных ситуаций или смягчения их последствий. У представителей данного типа выработалась жизненная установка: «все, что предрешено судьбой – сбудется, не смотря на то, буду ли я бдителен или нет» или «мне безразлично, что будет со мной» - (20% студентов). Результаты собеседования с представителями всех трех типов позволили сделать следующий вывод: для третьего типа студентов чаще характерна утрата контроля над опасной ситуацией, что провоцируется неуправляемостью эмоций, сниженной мотивацией на успех, непродуманностью вариантов выхода из возникшей ситуации. В силу специфики жизненных установок, для представителей третьего типа характерны: отказ от прогнозирования любой штатной («упал во сне с кровати и вывихнул ногу») и опасной («сел выпивший за руль») ситуации; выбор стиля поведения, создающего угрозу для окружающих; слабая мотивация на достижение поставленной цели и как результат – ненадежность во взаимоотношениях с окружающими. Обращает на себя внимание тот факт, что 90% учащихся указали на СМИ как один из основных источников идеологического на них воздействия, несущего угрозу повышения эмоциональной неустойчивости и эффекта «зомбирования». «Если я чувствую себя неуверенно, то лучше выкурю сигарету или выпью спиртного,… а просчитывание вариантов развития неприятной ситуации – занятие хлопотное и требует осознанного восприятия, чего при просмотре нашего телевидения достичь практически нереально» (со слов испытуемых). В ходе исследования были выявлены личностные качества студентов - любителей бесконтрольного просмотра телепередач и реклам, затрудняющих процесс ориентации в вопросах обеспечения собственной безопасности посредством ее предупреждения. Основные их них следующие: восприимчивость, впечатлительность, узость мышления, невежественность, чувство «стадности», склонность к истерикам и агрессии. Прослеживалась явно выраженная тенденция нежелания участвовать в обеспечении собственной безопасности (преимущественно у представителей второго и третьего типов). Объяснения такого настроя в целом сводились к следующему: «в детстве о нашей безопасности думали родители; в настоящее время заботятся государство, специальные агентства, да и представители различных религиозных сообществ утверждают, что спасут нас…». Переходя от общей картины к частным случаям, можно отметить, что развитие потребности в самообеспечении безопасности у большинства студентов происходит достаточно неравномерно в связи со значительной дифференциацией воспринимаемого ими социального опыта. Реалии сводятся к тому, что даже у студентов, адекватно относящихся к вопросу обеспечения собственной безопасности, данный процесс тормозится возникновением не отрефлексированных состояний (безысходности, ступора, расторможенности и др.). По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выше указанные состояния мешают студентам, как участникам штатных и опасных ситуаций, эффективно запоминать способы выхода из нестандартных ситуаций окружающих людей, то есть уровень закрепления жизненного опыта сводится к очень низким показателям. Соответственно, неоднократное применение студентами поведенческих схем, включающих неэффективные элементы, блокируют возможность отбора из опыта окружающих удачные способы взаимодействия с опасными ситуациями, а следовательно, затрудняют их оттачивание и усовершенствование. Проведенное исследование подчеркивает, на наш взгляд, необходимость осмысления и переосмысления отношения к собственной безопасности, а также повышения психологической компетентности студентов в вопросе самообеспечения безопасности на любых этапах обучения в Вузе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|