|
Графология безопасностиАвтор статьи: Шарлот Всеволод Валерьевич
Графологическая экспертиза почерка и ее использование в службе безопасности компании. Сотрудник компании – один из основных источников ее успеха и он же – один из основных причин ее неудач. Предотвратить прием на работу в компанию неподходящих сотрудников – одна из важнейших задач кадрового подбора. Кадровые службы обычно отсекают некомпетентных, неопытных, неэффективных, несоответствующих должности или корпоративной культуре соискателей. Со своей стороны, выявить недобросовестных и ненадежных кандидатов помогает Служба безопасности (СБ) компании. Для решения этой задачи СБ использует различные методы, такие как проверка по базам данных (БД), по учетам, по предыдущим местам работы, по открытым источниками, собеседование, установка по месту жительства, проверка на полиграфе. В силу сложности исследуемого объекта и внутренней ограниченности ни один из методов не может быть назван совершенным. У каждого есть свои достоинства и недостатки (см. Таб.№2). Например, установка по месту жительства хотя и достаточно информативна, но требует особой квалификации и имеет шаткую юридическую базу, поэтому почти не применяется. Чаще всего СБ применяет проверку на полиграфе. При грамотном использовании это один из наиболее информативных методов. Но при единичных проверках это этот метод один из наиболее затратных. Самые уязвимые места метода - квалификация специалиста и доверие руководства результатам проверки. В условиях тотальной экономии отечественных коммерсантов на безопасности широкое распространение получили наиболее простые, но наименее затратные методы проверки – проверка по БД, проверка по учетам МВД, поверка по предыдущим местам работы и собеседование. БД и учеты дают информацию о прошлых «прегрешениях», зафиксированных государственными или частными организациями. Проверка по предыдущим местам работы дает кусочно-отрывистую информацию, не всегда достоверную и часто субъективную. Кроме того, ее вообще могут отказаться предоставлять. Успех собеседования во многом зависит от квалификации, подготовки и опыта интервьюера. Отечественные СБ практически никогда не используют психологическое тестирование, поэтому в случае отсутствия или слабости кадровой службы, психологический портрет кандидата или вообще не составляется, или составляется на основании мнений представителей других организаций и субъективных представлений интервьюера. В этом случае серьезный пласт информации о психологических особенностях кандидата, связанных со степенью благонадежности, таких как склонность к обману, наживе, халатности, высокий уровень конфликтности, соблазняемость и т.п. будет скрыт и в результате, несмотря на нейтральные отзывы с прошлой работы, может быть принято неверное решение. Поэтому СБ, как и служба по подбору персонала, нуждается в инструменте по выявлению психологических особенностей кандидатов - доступном, но эффективном методе, позволяющем создать комплексный психологический портрет личности. Который позволял бы сделать вывод о потенциальной благонадежности кандидата. Таким методом может стать графологический анализ почерка кандидата. На сегодняшний день во многих странах анализ почерка является одним из средств в психодиагностике личности. Графологическое тестирование давно применяется в странах Европы (Франция, Испания, Венгрия и др.). По мнению экспертов, во Франции данный метод оценки на регулярной основе практикуют 85% компаний, а в Израиле это вообще наиболее часто употребляемая процедура по оценке личности при приеме на работу. Меньше графология распространена в США и Канаде. Краткая история графологии. Первоначально, изучение почерка основывалось на простом наблюдении: как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев рук, так и почерк не может быть идентичным у двоих людей. Даже, если на первый взгляд нам может показаться, что почерки разных людей одинаковы – это не так. Мы обязательно обнаружим отдельные элементы в написании букв, штрихи, нажим и т.д., которые являются сугубо индивидуальными проявлениями личности. В начале XXв. Вильгельм Прейер (профессор физиологии) обнаружил, что пациенты, по тем или иным причинам потерявшие руки, продолжали писать (с помощью пальцев ног, рта) так же, как писали и до потери рук. Т.е. все индивидуальные характеристики почерка были сохранены. Было установлено, что психика через определенные центры головного мозга оказывает влияние на двигательную сферу человека. Большая советская энциклопедия определяет графологию как учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Взгляд на почерк как определенное выражение человека восходит к античности. А первые систематическое изучение почерка относятся к эпохе Возрождения. В 1622 г. итальянский ученый К. Бальди написал трактат «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В качестве специальной дисциплины Графология возникает во 2-й половине 19 в. Французский аббат Жан Мишон собрал и систематизировал все доступные на тот момент знания по графологии. Ввел сам термин "Графология" (1872). Почерк им рассматривался как система устойчивых графических признаков, каждому из которых соответствует определенное свойство характера. С конца 19 в. складывается немецкая школа Графологии (Мейер, В. Прейер и Л. Клагес). В противовес изолированному толкованию отдельных признаков развивается представление о двузначности и даже многозначности каждого отдельного графического знака, конкретное значение которого определяется лишь на уровне анализа почерка как "целостной формы". Современная Графология основана на научных исследованиях и экспериментах. Например, Рудольф Поффаль (профессор, Германия) проводил эксперименты на специальной аппаратуре, связанные с установлением закономерностей между деятельностью различных мозговых центров и степенью жесткости штриха в почерке. Им было выделено 5 степеней жесткости штриха и доказана зависимость между особенностями проявления жизнедеятельности индивида, стилем адаптации и этой жесткостью. До революции Россия шла по общему пути развития графологии. В 1903г. в России была издана книга И.Ф. Моргенштерна ««Психо-графология» или наука об определении внутреннего мира человека по его почерку», содержащая характеристики известных революционеров, писателей, царей, государственных деятелей и прочих исторических личностей. Она была одной из первых изъятых после октябрьской революции из всех библиотек. После этого серьезное возвращение к графологии произошло только в середине 90-х годов, когда в нашей стране начали появляться переводные книги по графологии. Однако, следуя общей тенденции, первыми начали появляться книги популяризирующие графологию, основанные на упрощенных представлениях еще 19 века. По сути, эти публикации представляют не научный подход к графологии, а признакологию, т.е. когда одному признаку в почерке соответствует определенная психологическая характеристика.[1] Появились уже и отечественные авторы, которые следуют в тем же самым путем, лишь развивая и углубляя это тупиковое направление.[2] До сих пор некоторые популярные сайты по кадровой работе находятся в плену мифов о графологии.[3] Например, некоторые всерьез считают, что эффективность оценки образцов почерка зависит от содержания написанного, а не от характеристик почерка. Другим «серьезные» исследователи считают, что созданный профессиональным писателем «авторский» текст заметно отличается от докладной записки бухгалтера (стилем, выражением эмоций, мастерством слова, грамматическими особенностями и т. д.), и поэтому не может нести никакой информации о личности его автора. [4] Все это вводит читателей в заблуждение относительно принципов и возможностей современной графологии. Современная научная графология руководствуется следующими принципами при анализе почерка:
Современная графология использует понятийный аппарат психологической науки и адаптирует существующие типологии личности. Например, достаточно эффективно в графологии используются типологии К.-Г. Юнга и Леонгарда, учение Фрейда о бессознательном. Известным графологом Исраелем Одемом разработана универсальная типология, позволяющая классифицировать людей с позиций направленности личности, исходной мотивации, особенностей мышления и отношения к внешним событиям. При этом важно отметить, что графология (как психология и медицина) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, графологические таблицы и т.д., качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста[5], чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность складывать из многочисленных признаков целостную картину личности. Таким образом, графологию можно определить как психодиагностическую методику, основанную на научном подходе, предполагающую исследование психомоторной подоплеки графических явлений с целью изучения психологических характеристик пишущего. Основные направления применения графологии. Графологическая экспертиза применяется не только в кадровом отборе, но и в образовании, медицине, судебной практике и других областях. Графологию и ее применения подразделяются на несколько основных направлений:
В коммерческих предприятиях нашли свое применение разработки различных направлений. Из судебной графологии бизнес использует приемы для идентификации или сравнения документов почерков, автографов), для судебного рассмотрения споров по поводу подписи в договорах, доверенностях и т.п. Графология в сфере занятости и бизнесе, устанавливая корреляцию между различными профилями должностей и профессий в бизнесе, промышленности или искусстве и графологическими характеристиками почерка, помогает обеспечить работодателя инструментами для подбора кандидатов на различные вакансии, определить психологические особенности партнеров по бизнесу. Криминологическая графология, исследуя характеристики почерка преступников, обвиняемых в различных преступлениях, занимается проблемой диагностики различных аспектов надежности человека, таких как верность и преданность, достоверность предоставления информации, хранение секретов, честность при работе с деньгами, склонность рисковать, поддаваться соблазнам и т.д. В организациях графологическая экспертиза может быть использована в следующих направлениях:
Например, в компании "Чупа Чупс Рус", которая занимается в России торговлей одноименными леденцами, решение о том, соответствует ли человек занимаемой должности, или о том, достоин ли он выдвижения на более значимую позицию, принимают, основываясь на выводах графолога. Эта методика применяется уже больше 10 лет – таково требование материнской компании из Испании. Процедура изучения почерка сотрудника проводится на заключительном этапе аттестации и позволяет вынести окончательное решение – достоин человек повышения или нет.[6] Вот только небольшой перечень характеристик. которые можно выявлять с помощью графологического анализа: Умственный потенциал; Гибкость мышления; Обучаемость; Коммуникабельность; Клиент-ориентированность; Стрессоустойчивость; Ответственность; Амбициозность; Ориентация на результат; Самоконтроль; Производительность; Работоспособность; Взвешенность; Самостоятельность; Стратегическое мышление; Системный подход в работе; Планирование; Лидерство. И специальные компетенции: Благонадежность - степень ориентации человека на существующие моральные нормы поведения в повседневной жизни, готовность следовать общепринятым нормам поведения; Психологическое благополучие - уровень тревожности, уровень стресса, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Графологическое заключение может быть предоставлено в виде структурированной справки, содержащей информацию об основных психологических чертах кандидата, его потенциале, сильных и слабых сторонах. В ней может быть дана оценка его благонадежности и психологического благополучия, оптимальных условий работы. Графология и традиционные методы отбора персонала. Обычно при подборе персонала некрупные организации ограничиваются собеседованием кандидата со специалистом по вопросам профессиональной компетентности. В более крупных добавляется собеседование с представителем кадровой службы, который может сделать вывод о некоторых психологических качествах кандидата. Солидные фирмы добавляют к этому психологическое тестирование. Реже у нас используются такие методы как тесты профессиональных знаний и метод рабочих заданий. Последний иногда применяется при приеме руководителей СБ в некрупные банки или их филиалы. По сравнению с наиболее часто используемыми методами оценки кандидатов (психологическим тестированием и собеседованием) графологический анализ имеет свои преимущества (См. таблицу). Таб.№1. сравнение графологии и традиционных методов подбора персонала.
*-необходимо использовать специальные тесты на благонадежность (например, Integritest - экспресс оценка благонадежности кандидата на работу компании Midot)
Графологическая экспертиза почерка при проверке персонала и контрагентов. Использование графологической экспертизы при отборе кандидатов на вакантные должности позволяет путем создания целостного психологического портрета кандидата выявить опасные категории сотрудников: Недобросовестных (склонных к обману, мошенничеству и манипулированию другими людьми, индивиды с ослабленным моральным ограничителем); Ненадежных (халатные, пускающие «пыль в глаза», склонные к саботажу, слабо предсказуемые, зависимые, патологически жадные индивиды); Неэффективных (ленивых, с низким уровнем развития, которого не хватает для выполнения рабочего функционала, как их противоположность – чрезмерно амбициозных, излишне независимых). Деструктивных (конфликтных, т.е. создающих конфликтные ситуации с коллегами и/или руководством, интриганов, карьеристов в плохом смысле, не вписывающихся в корпоративную культуру, эгоистов, авантюристов) Таким образом, графологическая экспертиза почерка кандидата позволяет:
Перед СБ компании также стоит задача не допустить заключение договора с мошеннической, ненадежной и неэффективной компанией. Проверка потенциального контрагента на предмет рисков в случае начала сотрудничества – одна из серьезнейших задач СБ. Для решения этой задачи используются те же методы, что и для проверки персонала, т.к. учредители компании (физ. лица) и ее руководитель – первоисточники опасности. Дополнительно используются проверка финансового состояния, добросовестность исполнения обязательств перед контрагентами, отзывы потребителей и бывших сотрудников компании и т.п. Ген. директор и учредители потенциального контрагента проверяются примерно по той же технологии, что и соискатели. Даже собеседования у них могут быть похожими. Не используется разве что психологическое тестирование и проверка на полиграфе. Общий недостаток большинства методов проверки контрагентов в том, что все они являются ретроспективными. Т.е. основываются на том, что мошенниками не становятся за одну ночь, а существует целый процесс, в результате которого остаются какие-то материальные следы. Такие, например, как невозврат долгов, неоплата налогов, задержание или судимости за кражи, грабежи или разбои, мошенничества, присвоения, растраты и т.п. Если же ничего подобно выявить не удается, компания обычно проходит проверку. Однако всегда есть опасность, что мошенник ранее был настолько хитер или удачлив, что просто никогда не попадался, или в силу ограниченности информационных ресурсов СБ не удалось получить необходимую информацию, или он решился на серьезный поступок впервые. Иногда замысел преступления зреет годами, а потенциальный преступник практически никак себя не проявляет. В этом случае его проверка, даже углубленная, ничего не даст. Кроме того, участились случаи назначений номинальных директоров в мошеннические компании. При этом номинальный директор не какой-то опустившийся забулдыга, давший на «прокат» свой паспорт, а вполне приличный с виду человек. Который даже понимает кое-что в вопросах управления и деятельности «его» фирмы. Также возможен вариант, когда авантюрный склад характера подтолкнул человека к принятию на себя риска ведения коммерческой деятельности, но опыта, знаний, интеллектуальных и коммуникативных ресурсов у него недостаточно. И его фирма в итоге терпит закономерный крах. В этом случае необходим комплексный анализ всей доступной информации, и важнейшей составляющей для анализа будет являться психологический портрет ген. директора потенциального контрагента. В коротком собеседовании сложно создать целостное представление о личности человека, особенно с учетом необходимости выявить его надежность. Существует относительно много возможностей непосредственного получения информации о психологических качествах и истинных мотивах деятельности руководителя потенциального контрагента. Сред них следующие: мимика, жесты, изменение тембра и громкости голоса, температура кожных покровов, потоотделение, одежда, поведение в момент собеседования, особенности ответов на поставленные вопросы и т.п. Однако, не смотря на кажущуюся простоту, подобную информацию сложно «считать», еще сложнее ее использовать для анализа. Поэтому такой дополнительный источник информации как его почерк может быть очень ценным для СБ. В участие графолога в проверке потенциального контрагента позволяет дополнить картину, созданную объективными данными проверки и субъективным впечатлением от собеседования. По-новому, а иногда даже по-другому взглянуть на ситуацию. Графологическая экспертиза почерка может быть использована не только в подборе персонала и проверке контрагентов, но и при назначении сотрудников на руководящие должности, с целью изучения потенциальной лояльности сотрудников, в служебных расследованиях и при и изучении конкурентов. В служебных расследования графологическая экспертиза может быть использована как совместно с проверкой на полиграфе, так и самостоятельно. Основная задача в данном случае - выявление психологических качеств, способствующих совершению служебного проступка, конструирование психологической модели произошедшего. Выявление причин, по которым тот или иной человек мог совершить неблаговидный поступок, позволяет воссоздать целостную картину события. Позитивный эффект дает совмещение графологической экспертизы с проверкой на полиграфе. Полиграфолог с полученным при помощи графоанализа результатом мироощущения человека может задавать конкретные вопросы и ему не надо тратить большую часть опроса наводящими вопросами, чтобы приблизится к конкретным, он уже знает опрашиваемого. Таб.№2. Методы применяемые для проверки персонала и контрагентов, их достоинства и недостатки.
* - адресно-справочные, телефонные, регистрационные, базы банков и государственных организаций (сбор, распространение и использование таких данных коммерческими структурами неправомерен) ** - использование данного метода службами безопасности коммерческих структур находится вне правового поля *** - метод, редко использующийся СБ, но его использование коммерческими структурами нельзя назвать провомерным **** - СБ редко применяют этот метод при проверке персонала других подразделений
Результат графологической экспертизы почерка может иметь как самостоятельное значение, так и совместно с информацией, полученной другими методами, быть основой для аналитической работы. Графологическая экспертиза почерка кандидата или руководителя контрагента позволяет: - построить возможную модель потенциальной ненадежности кандидата или работающего сотрудника, определить в каких условиях и при каких обстоятельствах кандидат будет ненадежным (например, эгоцентричный «человека-маска» может быть ненадежным в случае, когда будет поставлен под вопрос создаваемый им образ компетентного сотрудника); - построить модель потенциальной лояльности кандидата, условия и воздействия повысят лояльность кандидата, а какие снизят его лояльность (например, для человека, склонный к самостоятельным решениям, независимости во взглядах, будут невыносимы жесткие рамки строгой регламентации и дисциплины); - построить психологический портрет сотрудника, деятельность (или действия) которого попали под служебное расследование (иногда необходимо понять как те или иные условия и обстоятельства могли повлиять на поведение человека, проанализировать глубинные мотивы личности); - построить психологический портрета руководителя потенциального контрагента с целью создания целостной модели потенциальной ненадежности/надежности контрагента, определить, в чем она будет выражаться (например, признаки зависимости и несамостоятельности человека, отраженные в его почерке, могут хорошо коррелировать с событиями его жизни и деятельности его компаний, во многом объяснять наличие альтернативных центров принятия решений); - определить наиболее оптимальные условия взаимодействия с данным руководителем контрагента (например, для человека с рациональным, логическим подходом необходимо четко проработать процедуру взаимодействия, предоставить информацию в виде графиков, таблиц, показателей в процентах, а для человека эмоционального плана важен индивидуальный подход, неформальные отношения); - построить психологический портрет руководителя конкурента (спрогнозировать его методы работы - предпочтение консервативной стратегии и традиционных методов конкуренции, либо внедрение чего-то нового, нестандартного, недобросовестного). Таким образом, графологическая экспертиза может нести ценнейшую информацию о человеке, позволяющую понять его глубинные мотивы и важнейшие психологические и деловые качества. Однако при решении вопроса определения благонадежности кандидата или надежности контрагента необходимо понимать, что в силу сложности человеческой натуры и влияния целого ряда непредвиденных обстоятельств на него, ни одна психодиагностическая или проверочная методика не дает 100% уверенности. В каждой конкретной жизненной ситуации довольно много зависит от совпадения внешних условий и актуальных внутренних процессов и состояний. Поэтому для повышения точности прогноза необходимо использовать в комплексе несколько проверочных и психодиагностических методик.
Автор выражает глубокую благодарность эксперту-графологу, кандидату психологических наук, руководителю представительства в Москве Института Графоанализа Инессы Гольдберг Ларисе Евгеньевне Дрыгваль за неоценимую помощь в подготовке данной статьи.
Источники информации для статьи: В статье использовались материалы сайта Института Графоанализа Инессы Гольдберг http://inessa-goldberg.ru/ и сайта Графология МСК ру http://grafologia-msk.ru а также книга Гольдберг И.И. Графология шаг за шагом (в 8-и томах). – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ Москва, 2008. [1] Например – книга Дороти Сары «Тайны почерка» - пер. с английского. – Москва: Вече. Персей. АСТ. 1996 г. [2] В качестве примера можно привести достаточно самобытную книгу Владимира Тараненко (В. Тараненко «Почерк, Портрет, Характер: скрытая психодиагностика в практическом изложении». – Киев: Нка-Центр, 2001 г.). [3] В качестве примера можно привести очень известный сайт HRM.RU http://hrm.ru – «Ведущий портал о кадровом менеджменте». Размещенная здесь статья «Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология» (Светлана Костромина, 05.07.2007) популяризирует типичную признакологию, от которой в научном мире отказались еще в конце 19 в. [4] Например, на сайте HRM.RU была опубликована статья «Эффективность использования различных методов при отборе персонала». http://hrm.ru/ehffektivnost-ispolzovanija-razlichnykh-metodov-pri-otbore-personala (Автор: Тамара Михаляк, 29.09.2011). Статья основанная на фундаментальном обзоре «научных» исследований эффективности различных методов изучения кандидатов, проведенном в 1998 году двумя специалистами в сфере психодиагностики — профессором Франком Шмидтом (Frank L. Schmidt, университет Айовы) и Джоном Хантером (John E. Hunter, Мичиганский университет). [5] Тем не менее, постоянно осуществляются попытки создать компьютерные программы по анализу почерка. [6] Оксана Гончарова. Предел разумного./Ведомости, 04.04.2006 г. http://hrm.ru/db/hrm/74C316EC52CEA4CFC325714600232CF4/category.html
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|