Графология - почерк и личность.

Графология  почерк и личность  "Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же печать индивидуальности, как и всё, с чем нам приходится соприкасаться"

Гёте, письмо от 3 апреля 1820г.


Существует множество областей применения графологии. Больше всего она востребована в области трудоустройства и криминалистики. При устройстве на работу человек обычно пишет автобиографию, которая впоследствии и становится объектом исследования. Не последнюю роль графология играет и для определения совместимости людей в семейной и деловой жизни.

Помните уроки письма в первом классе, когда учительница говорила изменить наклон или подтянуть хвостик у буквы?  Вроде бы всех учили писать одинаково, но несмотря ни на что, у каждого человека почерк всё- равно особенный.

История создаётся в результате неустанной борьбы человека с природной стихией, и письменность появилась как одно из орудий этой борьбы. Однако переход от первых высеченных на камне рисунков к современному письму - скорописи потребовал много лет наблюдений и опытов. Человек, пользуясь письменностью, запечатлевал понятия о многих вещах.  В письме рефлекторно отражались и свойства его психики, поэтому письменность нельзя рассматривать как совершенно самостоятельное явление,  возникшее по воле его изобретателя.

Письмо является одним из организационных средств человеческого коллектива и, следовательно, ПОЧЕРК как форма индивидуального орудия письма содержит в себе всё, что заключается в психическом развитии человечества и отдельной личности в частности.

Артист, изображающий то или иное переживание своего героя, всегда стремится, чтобы его жесты отражали внутреннюю сущность героя; акт же писания представляет не что иное, как в миниатюре сконцентрированный жест при воспроизведении условных знаков – букв. ПОЧЕРК – движение, употребляемоеприписьме – очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в нашем мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.  Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозгу и передаются для исполнения  мышцам.

Замечено, что имеется определённая связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени ровности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков…  Если человек  не склонен  к  позёрству,  не имеет особого тяготения к внешним формам,  украшением  (в  виде особых значков…), не отличается кокетством, нарочитостью, аффектацией в своём поведении, оборотах  речи, то он не будет прибегать  к  украшенности  своего письма  (завитками, дугами…)


Современными характерологами установлено, что каждая профессия характеризуется определённым комплексом признаков.

Так, например, военная профессия требует присутствия в характере выносливости, самообладания, решительности и находчивости.  Следовательно, молодые люди, в почерке которых имеются признаки, указывающие на подобные свойства характера, безусловно, будут более пригодны для этой профессии, чем те, почерк которых указывает на нерешительность, неуравновешенность, нетерпеливость и т.п.  Никто не станет отрицать, что профессия учёного значительно больше требует способности к систематическому, последовательному, логическому мышлению, нежили профессия композитора или дирижёра оркестра; точно так же авиатор должен обладать большей смелостью и самообладанием, чем художник. Образность представлений, творческая фантазия, присущая людям художественного склада, выражается, например, в стилизации, фигурности рисунков. Математики настолько привыкают к писанию формул и цифр, что в их почерке некоторые буквы напоминают алгебраические знаки.

Очевидно, графологические данные могут оказать существенную помощь при определении склонности к той или иной профессии или выборе лиц на ответственные должности.

Почерк обладает  удобоподвижностью своих частей и поэтому реагирует на движение руки  (письменный жест)  зарождающийся в нашем мозгу.  Реагируя одинаково на внешние воздействия, человеческая психика в письме даёт одинаковые выражения, имеющие свои определённые зоны.

 Каждый почерк характеризуется определённым комплексом признаков, отличающих его от всех остальных.  Бывают схожие, но одинаковых не бывает – каждый человек уже с первых шагов обучения письму имеет собственный почерк, если даже и старается не отступать от прописей-образцов.  При этом необходимо отметить, что всякий отдельный почерк, как бы типичен и ярок он ни был, вовсе не представляет собой что-то застывшее, раз и навсегда определившееся, а напротив, может претерпевать изменения, и иногда довольно существенные.

 С одной стороны, человек постепенно развивается психологически (этот процесс  «психологического роста» письма отличается наибольшей стремительностью в первые годы обучения, а также в отроческом возрасте), с другой – всякое сколько-нибудь существенное изменение окружающих условий и влияний неизбежно отражается на общем складе личности и в силу этого – НА ПОЧЕРКЕ.

Если изменения среды являются общими для отдельной группы лиц или даже целого народа (голод, война, революция), то изменяется и общепринятый стиль письма. Например, были эпохи, письмо которых отличалось особой вычурностью, архитектурностью и фигурностью. Росчерки казались такими затейливыми, как были затейливы язык, манеры и внешняя форма отношений. Современное письмо характерно своей упрощённостью, отсутствием украшенности, лишних штрихов, темпом, экономностью в движениях (за счёт упрощённости в связях между буквами) – всё это свидетельствует о характерных свойствах переживаемой нами эпохи: деловитости, практичности, расчётливости.  

Стремление женщины к эмансипации, желание освободиться от чувственной жизни и приобрести мужские характерные свойства, безусловно, отразились также и в женском почерке. Подобные почерки зачастую только после тщательного изучения можно отличить от мужских.


Целый ряд наблюдений показывает, что человек никогда не может повторить в точности своего письма, как никогда не повторяется тот или иной комплекс чувствований и настроений.

 У некоторых людей есть способность писать несколькими почерками, каждый из которых используются для конкретной ситуации. Один может быть свободный, непринуждённый; другой – тщательный, официально строгий; и чем больше разняться первый от второго, тем более поведение человека разниться в личной и общественной жизни.

 Миросозерцание людей, пишущих почти каллиграфическим почерком и при этом не варьирующим, постоянным, лишь редко заключает в себе какие-либо самостоятельные черты. Они приспосабливаются к уже готовым, имеющимся формам окружающей жизни и часто не в состоянии примириться с новыми условиями и приспособиться к ним, оставаясь неизменными до конца жизни, хотя внешние условия, вся среда, окружающая человека радикально изменяется.

Таким образом, своеобразность почерка пропорциональна своеобразности личности. Существуют некоторые общие положения, на которых построены многие графологические признаки: 

  1. Степень геометрической выдержанности письма – ровность линий, строк и полей, равномерность интервалов между строками и словами – определяет степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, трудоспособности.
  2. Всяческое преувеличение в отдельных элементах письма указывают на стремление к выявлению своей личности, желание выделиться, обращать на себя внимание. Чрезмерная украшенность (дуги, петли, завитки) встречается у людей с нарочитым поведением, хвастливых и порой ограниченных.
  3. Волнистость в начертаниях  характерна для людей, обладающих изворотливостью в области мысли, хитростью.
  4. Стиль школьных прописей - необходимость понравиться. Большая вероятность личных психологических проблем. Иногда эти вещи вынуждают человека кое-что утаивать или промолчать...
  5. Злоупотребление угловыми линиями указывают на твёрдость и настойчивость в проведении своих взглядов и осуществлении своих намерений, на склонность к заострению конфликтов, тогда как округлость очертаний свидетельствует о склонности смягчать противоречия, сглаживать контрасты.
  6. Направления почерка – угловое положение букв против линий строки. Для большинства характерен косой почерк с наклоном в 45 – 50 гр. по направлению движения.
  7. Связность, беглость почерка. «Буква сама по себе не имеет  никакого смысла: она представляет собою выражение обозначения известного звука. Слово имеет смысл. Оно образуется из знаков, не имеющих сами по себе смысла. Связывая их в целый ряд, пишущий совершенно логически и притом после некоторого упражнения весьма быстро из букв образует слово, или он ставит буквы, одну за другой без этой связи, причём необходимый логический процесс происходит в нём совершенно бессознательно» - проф. Прейер.
  8. Организация текста на листе. Активный, деятельный человек – действует продуктивно даже подсознательно: старается оптимально использовать возможности – т.е. пространство листа; текст примерно по центру, не слишком широкие и не слишком узкие поля со всех четырех сторон.  Человек же нерешительный, опасливый или бездеятельный – будет «зажиматься»: либо сконцентрирует текст непродуктивно в какой-то одной части листа, либо оставит очень широкие поля или словно «прижимаясь к стенкам», не оставляет полей и вовсе.
  9. Штрихообразования в почерке. Высота и ширина почерка. Буквы. Конфигурация слов. Знаки препинания. Подпись и росчерк…… 



Галина  Юзеева / психолог 


http://www.psyoffice.ru/photo.php?album=142



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исправить почерк это просто! Или почерк – «Как курица – лапой»
  • Как быстро забыть бывшего. Пошлю его на небо за звёздочкой или Письма в космос.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • "Доброго времени суток" или как не надо писать сопроводительные письма.
  • В сотый раз в первый класс, или Человек для жизни.
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Начать с чистого листа нетрудно, трудно изменить почерк.
  • Что такое МОД? Или человек как метасистема очищения души!
  • Надутый человек или как я объяснял маленькой дочке, что такое нарциссизм
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Человек-разрушитель, или кое-что о деструктивных личностях
  • Почерк как инструмент отбора персонала
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Эмоции – как письма… или как избавиться от «бумеранговых» эмоций?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Человек жив, но в твоей жизни его больше нет.
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь