|
Три правила психологической безопасности в общенииАвтор статьи: Мария Ляхова-Трагель
Профессионализм обязывает следовать правилам безопасности, и сфера психологии – не исключение. Но если психологи изучают правила гигиены общения, то поведение людей, далеких от этой области, иной раз ужасает. К сожалению, перечисленным рекомендациям не всегда следуют и специалисты. Поэтому эта статья будет полезна тем, кто: 1) хочет создать вокруг себя психологически комфортную и безопасную среду, 2) хочет или уже обратился к психологу; тогда проверьте его или ее на соблюдение профессиональной этики, 3) работает психологом, психотерапевтом, коучем или другим помогающим практиком, тогда проверьте себя на соблюдение гигиены общения с клиентами.
Правила психологической гигиены
Чтобы соблюдать это правило, говорим за себя. Не обобщаем про всех людей и не додумываем про собеседника. Примерьте на себя: вам нравится, когда решают за вас? Нет Ты не прав Да Я с тобой не согласен Нет Все мужики козлы/Все бабы дуры Да Мне приходилось общаться с неприятными представителями противоположного пола Нет Никто так не делает Да Я бы так не поступил 2. БезоценочностьВ этом правиле говорим о фактах и избегаем ярлыков и оценок. Важно сохранять объективность и не вводить собеседника в заблуждение, навязывая свое мнение и выдавая его за истину. Нет Ты поступаешь плохо Да Твой поступок приведет к таким последствиям (приводим конкретные и наиболее вероятные последствия) Нет Ты не можешь…/У тебя не получится… Да Я вижу, что есть риск… (здесь конкретно обозначаем, в чем он заключается) Нет Как можно было это сделать?! Да Меня рассердило твое поведение. Вопросы «Почему?» и «Зачем?» тоже оценочные, т.к. предполагают, что человек не должен так поступать. Поэтому заменяем на «Из-за чего?» и «Какая причина?». 3. Эмпатия и бережное отношение к чувствамПсихологическую безопасность создает в том числе уважение к мотивам и эмоциям. Для этого важно проявлять эмпатию - изучать их, учитывать и относиться бережно. Помним правило №1: чтобы не выдумывать, лучше спросить. Также важно правило №2: не оцениваем чувства как хорошие или плохие, а отмечаем их появление по факту. Нет Как можно было это сделать?! Да Из-за чего ты так поступил(а)? Нет Мальчики не плачут/девочки не кричат Да Ты имеешь право проявлять свои эмоции Нет Хватит ныть! Да Я вижу, что тебе плохо. Сейчас я не готов(а) тебя выслушать. В последнем примере важно заметить и признать чувства человека. Не готовы к эмоциональным излияниям - сообщаем об этом при помощи я-высказываний. Откуда появились эти правила?Они возникли под влиянием работ психолога Карла Роджерса. Роджерс ввел понятие конгруэнтости. Конгруэнтность означает, что человек поступает в соответствии со своими убеждениями и эмоциями. По Роджерсу, в совершенстве это качество проявлено у младенцев, а для взрослого это недостижимый идеал. Тем не менее, к нему стоит стремиться, ведь разлад между чувствами, мыслями и поведением указывает на психологические проблемы вплоть до расстройств психики. Среди признаков конгруэнтности Роджерс как раз выделял я-высказывания, безоценочность и эмпатию. В своих исследованиях он показал, что результаты работы терапевтов не зависят от направления психотерапии, зато зависят от качества общения между клиентом и специалистом. С другой стороны, если даже неспециалист старается быть конгруэнтным, общение с ним целительно с психологической точки зрения. Хотя не стоит думать, что отношения с таким человеком заменяют профессиональную помощь. В качестве источника использован сборник статей Роджерса «О становлении личности». Как ввести правила в свою жизнь?Помните, как поступаете вы, такую среду вокруг себя и создаете. Личный пример особенно актуален для публичных персон и тех, кто работает с людьми: учителей, руководителей, врачей, юристов… Начните с себя, понаблюдайте, насколько вы следуете этим правилам, попробуйте применить их в общении. Не торопитесь, вводите постепенно. Помните про правило №3 и будьте внимательны к своим чувствам – слишком резкие перемены создают сильный стресс. Вы наверняка заметите ситуации, в которых окружающие нарушают гигиену общения. Постарайтесь отнестись с пониманием – большинство людей про нее пока ничего не знают. Расскажите об этих правилах тем, с кем вам важно сохранить отношения. Не забывайте про я-высказывания, например: «Меня обижает, когда ты…» и «Мне бы хотелось, чтобы ты общался со мной так…». Если человек не соблюдает гигиену общения, по возможности прекратите взаимодействие или сведите к минимуму. Если вы работаете с помогающим практиком, например, с психологом, а он или она не следует этим правилам, попробуйте обсудить этот момент. Ситуация не улучшается? Лучше специалиста поменять, т.к. это нарушение базовых норм психологической помощи.
Как уже было сказано, рекомендации из статьи часто не знают или нарушают и обычные люди, и психологи. Остается надеяться, что со временем психологическая гигиена получит широкое распространение. Ее правила сравнимы с правилами безопасности в быту. К примеру, раньше люди не знали, зачем мыть руки. Врача, который первым это предложил, даже объявили сумасшедшим. Но в наши дни применяют санитарные нормы на рабочих местах, а детям с раннего возраста повторяют, как важно соблюдать гигиену. Возможно, правила гигиены общения со временем станут общеупотребительными, как не совать пальцы в розетку и мыть руки перед едой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|