Современная концепция воспитания предполагает уважительное отношение к чувствам детей, свободу их самовыражения, всесторонние развитие талантов. Именно родители, являясь значимым и авторитетным лицом, способствуют гармоничному личностному развитию детей, олицетворяя собой идеал человека. Те навыки, которые закладываются семьей как первичным агентом социализации, оказывают непосредственное влияние на формирование модели поведения ребенка в обществе, в процессе последующего взросления. Дети ожидают от семьи поддержки, внимания и признания, защиты, помощи в решении сложных задач, связанных с обучением, межличностным общением. Несмотря на хронические профессиональные стрессы, межличностные конфликты, собственные страхи и тревоги родителей, крайне необходимо выстроить общение с детьми в той мере, которая способствовала бы установлению положительной атмосферы в семье. Правила, которые могут способствовать гармонизации внутрисемейного общения, просты и понятны каждому из нас, так же как и понятна необходимость их внедрения в домашний обиход. - Ежедневные ритуалы приветствия и отхода ко сну, создающие атмосферу эмоциональной близости.
- «Волшебные слова» - пожалуйста и спасибо, олицетворяющие благодарность и отменяющие принцип «мой ребенок должен мне».
- Всем известные обязательные вопросы: «что произошло нового за день», «что обрадовало или огорчило», «необходима ли помощь родителей в каком-либо вопросе». Использование данных конструкций позволяет ребенку развивать собственный эмоциональный интеллект, формирует базовое доверие к миру на основании того, что ребенка окружает внимание и забота со стороны ближайшего окружения.
- «Нет, потому что». В силу различных причин родители вынуждены отказывать детям в реализации каких-либо их запросов. В данном случае особую важность представляет объяснение и предложение альтернатив. «Сегодня мы не пойдем в зоопарк, потому что к нам приезжают гости. Давай сходим в зоопарк на выходных?» - как вариант выхода из потенциально конфликтной ситуации.
- Активное слушание и не менее активное терпение по отношению к ребенку в процессе развития любознательного отношения к окружающему миру.
- «Наказание без унижения». Один из важных вопросов в системе воспитания – это поощрение и наказание. Важно, чтобы наказание не лишало ребенка реализации его базовых потребностей (в безопасности, еде, сне и отдыхе). С точки зрения психологии, важно разделять желание самоутвердиться и стремление привить ребенку необходимые социальные навыки. Ребенок, играющий за столом во время ужина, не может быть лишен пищи, тем более, потому что его болтовня мешает главе семейства смотреть телевизор, но может быть наказан посредством сокращения времени просмотра мультфильмов после ужина, так как нарушает общепринятые правила поведения за столом.
- Общая деятельность – общие интересы – общие эмоции и впечатления. У родителей и детей должно быть общее поле, которое преобразует индивидуальную познавательную деятельность в совместную.
Данные правила могут найти свое применение во всех семьях, но в случае возникновения частых внутрисемейных конфликтов, невозможности установления контакта с членами семьи, Вы всегда можете обратиться за профессиональной консультацией.
|