|
Как помочь клиенту сформулировать запросАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Рано или поздно в предварительной беседе с клиентом нужно ставить цель на данную сессию. И здесь есть один немаловажный нюанс. *** Считается, что если запрос на расстановку расплывчатый, цель на расстановочную сессию невнятна, необходимо запланировать специальное время для конкретизации. Кроме того, в ряде случаев нужно провести несколько предварительных индивидуальных консультаций, чтобы просто обеспечить клиента ресурсом для проведения работы на группе. Важно уже на этапе интервью получить от клиента как можно более чёткое представление о том, что он хочет изменить в жизни. Если цели клиента, направления изменений выражены конкретно, это очень серьезный ресурс для последующей работы. Это значит, что клиент берёт на себя ответственность за изменения в своей жизни. *** Цель может быть сформулирована клиентом только осознано, в более или менее конкретных терминах, конкретными словами. А системные препятствия к цели (к новому образу жизни – здоровью богатству, уверенности, эффективности, спокойствию и т.д.) находятся в глубинах бессознательного, в подводной части айсберга. И процесс расстановки можно представить так:
В конечном счете, подводя итоги сессии мы с клиентом сравниваем, продвинулся ли клиент к той цели, к которой хотел продвинуться или нет. В итоге всегда получается некая дистанция, разрыв в степени осознанности и даже в формулировках между тем, где и что мы копаем, и тем, что клиент хочет получить в итоге. Одно вербализуемо, другое – почти нет. Почти каждый раз приходится затрачивать определённые усилия для перевода с русского на русский. *** Поэтому, как это ни парадоксально, иногда не имеет смысла требовать от клиента четкой формулировки цели.
*** Сравните две формулировки цели на данную расстановку:
Сначала по первой формулировке. Уже сегодня, уже сейчас клиент сможет стать богатым? Конечно нет. Денег сегодня в карманах не прибавиться. «Дорогой клиент, я тебе сейчас денег в карман не насыплю. Давай другую цель ставить». Вторая формулировка на фоне первой выглядит беспроигрышной. В ней нет никакой конкретики. Мы ставим себе абстрактную цель, совершенно гарантированно достижимую на этой сегодняшней сессии. Но повседневная практика работы с лиентом находится всегда где-то посередине, между этих полюсов. *** Цель часто привязана ко времени. Мы обязаны сориентировать клиента по нагрузке. «У нас с вами час. И мы за это время сделаем для вас ровно столько, чтобы не слишком утомиться и получить максимально полезный для вас результат.
И если клиент-новичок формулирует запрос так: «Мне нужно всего, сразу и побольше», это может создать серьезные трудности. Почему? Допустим, согласился расстановщик с такой формулировкой клиента, а через час-два работы все заместитиели от пота взмокли, расстановщик тоже в мыле, энергия из поля ушла, продолжать смысла нет, а клиент недоволен: "Мы ведь только начали... Мы-то всего-ничего продвинулись". Таким образом, завышенные ожидания клиента могут привести клиента к разочарованию в методе. А если мы поставили перед собой небольшую, конкретную, достижимую задачу, успешно её достигли и при этом не устали, это намного лучше. Все молодцы! И клиент, и расстановщик, и группа помощников-заместителей. И впечатления и о методе, и о группе у клиента хорошие. Поэтому в интересах клиента, группы, метода и расстановщика – лучше формулировать запрос на расстановку как небольшой шаг, так чтобы очевидные и осязаемые изменения были достигнуты за одну сессию. *** Конкретизация, сужение запроса клиента – дело не всегда простое. Пример. Один из участников учебной группы сделал такой запрос на расстановку. «Я чувствую, что жизнь идет вокруг меня. Я не в потоке жизни, а как будто со стороны смотрю, как жизнь проносится мимо». И терапевт согласился поработать с соответствующим запросом: «Хочу войти в поток жизни, вместо того, чтобы стоять рядом».
Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно детализировать запрос клиента насколько это возможно. «Жизнь крутится вокруг тебя. А у тебя в связи с этим какие чувства и ощущения?» Терапевт может продолжить: «А теперь представь, что мы с тобой поработали очень хорошо, какие будут у тебя ощущения?» В этом случае после любого самого небольшого количества интервенций, мы можем клиента спросить: «Как себя чувствуешь, как себя ощущаешь?» *** С уважением тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected] расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|