Как помочь клиенту сформулировать запрос

 

Как помочь клиенту сформулировать запрос

Рано или поздно в предварительной беседе с клиентом нужно ставить цель на данную сессию. И здесь есть один немаловажный нюанс.

***

Считается, что если запрос на расстановку расплывчатый, цель на расстановочную сессию невнятна, необходимо запланировать специальное время для конкретизации. Кроме того, в ряде случаев нужно провести несколько предварительных индивидуальных консультаций, чтобы просто обеспечить клиента ресурсом для проведения работы на группе.

Важно уже на этапе интервью получить от клиента как можно более чёткое представление о том, что он хочет изменить в жизни. Если цели клиента, направления изменений выражены конкретно, это очень серьезный ресурс для последующей работы. Это значит, что клиент берёт на себя ответственность за изменения в своей жизни.

***

Цель может быть сформулирована клиентом только осознано, в более или менее конкретных терминах, конкретными словами.

А системные препятствия к цели (к новому образу жизни – здоровью богатству, уверенности, эффективности, спокойствию и т.д.) находятся в глубинах бессознательного, в подводной части айсберга.

И процесс расстановки можно представить так:
  • мы вместе с клиентом формулируем осознанный запрос и цель нашей сессии,
  • с помощью нашего инструмента - метода системной расстановки - ныряем в индивидуальное и коллективное бессознательное клиента, получаем там необходимую информацию о причинах проблем и подсказки насчет оптимальных решений,
  • возвращаемся в область осознанного, изменяем позиции и вырабатываем новые решения, сравниваем реальность жизни с тем, как было до этой работы. 
Возможно этом цикл повтортся в ходе сессии несколько раз.
В конечном счете, подводя итоги сессии мы с клиентом сравниваем, продвинулся ли клиент к той цели, к которой хотел продвинуться или нет.

В итоге всегда получается некая дистанция, разрыв в степени осознанности и даже в формулировках между тем, где и что мы копаем, и тем, что клиент хочет получить в итоге. Одно вербализуемо, другое – почти нет. Почти каждый раз приходится затрачивать определённые усилия для перевода с русского на русский.

***

Поэтому, как это ни парадоксально, иногда не имеет смысла требовать от клиента четкой формулировки цели. 

  • «Представь, что мы поработали хорошо, что могло бы быть результатом нашей сессии, поставь желаемое состояние, результат, который был бы возможен по итогам сегодняшней сессии?»
  • «Куда мы можем продвинуться за одну нашу сессию?»

***

Сравните две формулировки цели на данную расстановку:

  • Формулировка 1: "Хочу быть богатым".
  • Формулировка 2: "Хочу достичь такого состояния, которое можно достичь, если сегодня очень хорошо поработаем".

Сначала по первой формулировке. Уже сегодня, уже сейчас клиент сможет стать богатым? Конечно нет. Денег сегодня в карманах не прибавиться. «Дорогой клиент, я тебе сейчас денег в карман не насыплю. Давай другую цель ставить».
Например, "Сегодня разрешить себе привлекать и использовать для своих потребностей большее количество денег, чем раньше".   

Вторая формулировка на фоне первой выглядит беспроигрышной. В ней нет никакой конкретики. Мы ставим себе абстрактную цель, совершенно гарантированно достижимую на этой сегодняшней сессии.

Но повседневная практика работы с лиентом находится всегда где-то посередине, между этих полюсов.

***

Цель часто привязана ко времени. Мы обязаны сориентировать клиента по нагрузке. 
«У нас с вами час. И мы за это время сделаем для вас ровно столько, чтобы не слишком утомиться и получить максимально полезный для вас результат.
  • Иногда, когда проблема (травма) небольшая мы делаем один-единственный шаг (одну интервенцию) и получает прекрасный результат.
  • Иногда проблема (травма) настолько массивная и сложная, что для её проработки требуется регулярные встречи на протяжении пары месяцев (лет?). В любом случае частоту встреч регулируете вы сами».

 

И если клиент-новичок формулирует запрос так: «Мне нужно всего, сразу и побольше», это может создать серьезные трудности. Почему?

Допустим, согласился расстановщик с такой формулировкой клиента, а через час-два работы все заместитиели от пота взмокли, расстановщик тоже в мыле, энергия из поля ушла, продолжать смысла нет, а клиент недоволен: "Мы ведь только начали... Мы-то всего-ничего продвинулись". Таким образом, завышенные ожидания клиента могут привести клиента к разочарованию в методе.

А если мы поставили перед собой небольшую, конкретную, достижимую задачу, успешно её достигли и при этом не устали, это намного лучше.
Все молодцы! И клиент, и расстановщик, и группа помощников-заместителей.
И впечатления и о методе, и о группе у клиента хорошие.

Поэтому в интересах клиента, группы, метода и расстановщика – лучше формулировать запрос на расстановку как небольшой шаг, так чтобы очевидные и осязаемые изменения были достигнуты за одну сессию.

***

Конкретизация, сужение запроса клиента – дело не всегда простое.

Пример. Один из участников учебной группы сделал такой запрос на расстановку. 

«Я чувствую, что жизнь идет вокруг меня. Я не в потоке жизни, а как будто со стороны смотрю, как жизнь проносится мимо». И терапевт согласился поработать с соответствующим запросом: «Хочу войти в поток жизни, вместо того, чтобы стоять рядом».

Расстановка шла час. Сделано несколько очень эффектных интервенций. И, наконец, терапевт спрашивает клиента: «Как себя чувствуешь? Что изменилось?» Клиент отвечает: «Раньше жизнь по кругу бегала. А теперь восьмеркой вокруг меня бегает». 

И как, с вашего позволения, это интерпретировать?! Расстановщик с группой сработали для клиента в плюс или в минус?

 

Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно детализировать запрос клиента насколько это возможно. «Жизнь крутится вокруг тебя. А у тебя в связи с этим какие чувства и ощущения?» 
Клиент может ответить: «Ощущения пустоты, безысходности, отсутствия вариантов, нет сил…»

Терапевт может продолжить: «А теперь представь, что мы с тобой поработали очень хорошо, какие будут у тебя ощущения?» 
Клиент: «Легкость, наполненность, яркость, уверенность, спокойствие и т.п.».

В этом случае после любого самого небольшого количества интервенций, мы можем клиента спросить: «Как себя чувствуешь, как себя ощущаешь?» 
Клиент ответит: «Чуть легче, чуть увереннее, чуть спокойнее…».
А терапевт его поддержит: «Прекрасно. Ты продвинулся. Прекрасная работа».

И пусть это будет очень небольшое продвижение. Например, по шкале от 20% до 40%, но это клиент заметил и подтвердил в терминах ощущений. А это очень конкретная вещь».

***

С уважением

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected]
расписание моих тренингов смотрите на сайте www.karpenkov777.ru  

расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru





Просмотров: 605
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Запрос клиента "Помогите понять..."
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций?
  • Как Метафорические Ассоциативные Карты выводят клиента на РЕАЛЬНЫЙ запрос?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • "Клиент, сделай это за меня! Пожалуйста!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь