|
Правила и этика поведения клиента во взаимодействии с психологом - Культурно-просветительный аспектАвтор статьи: Орлова Инна Витальевна
У всех время от времени случается неважный день, и приходит он не один, а в сопровождении плохого настроения. Обоснованно плохого настроения. Это тот момент, когда добродушие и доброжелательность берут у вас выходной и вы остаетесь наедине с мрачным своим «Я». Про минусы такого состояния говорить не будем, о них знают не понаслышке все. А хорошее в нем то, что наконец-то появляется злая решимость сказать о наболевшем. Когда хочется донести суть, не особо обращая внимание на ее удобоваримое оформление. Это момент, когда появляется смелость назвать вещи своими именами. Вопреки привычке быть дипломатичными, понимающими и толерантными. Момент, когда очень хочется не слушать, а быть услышанными. Вот в один из таких моментов и была написана эта статья. Момент прошел, однако желание поделиться информацией осталось. Поэтому представляю вашему вниманию, дорогие читатели,
Правила и этика поведения в процессе взаимодействия с психологом Культурно-просветительный аспект
Примечание: У меня нет цели кого-то специально обидеть или «выпустить пар». Я хочу каждую свою мысль изложить доходчиво и пройтись по всем ключевым моментам, которые влияют на ухудшение качества отношений в связке клиент — психолог. Всем тем, кто бесконечно уверен в своей непогрешимости и в том, что «клиент всегда прав» читать дальше не стоит! Не понравится! Зато всем адекватным, но плохо информированным относительно специфики работы с психологом посвящается!
1. Психологи тоже люди. И как всем людям на свете нам присущи свои особенности, эксклюзивности, уязвимости и пределы толерантности. Моментами мы можем быть обидчивыми, ранимыми, принципиальными и даже просто вредными, когда общение с клиентами становится токсичным.
2. Этика поведения во взаимодействии с психологами та же самая что со всем остальным человечеством. Относись к другому так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе.
3. Записались - придите! Передумали - отмените визит! Это нормально. Но не за 5 минут до начала сеанса. И тем более не по факту.
4. Решили в процессе психологической проработки, что с Вас достаточно? Бывает. Не ставьте специалиста перед фактом, что он больше с Вами не работает. Незавершенные ситуации гнетут всех. Психологов тоже. Со временем все забывают какие-то причины и обстоятельства, но всегда помнят, какие эмоции пережили в связи с Вами. Предупредите заранее, что Вы планируете завершить рабочие встречи и психолог посвятит последнюю консультацию подведению итогов и Вашим же планам на перспективу.
5. Опаздываете на встречу из-за пробок, или потому что проспали, забыли, прособирались - звоните, шлите смс! Предупреждайте об опоздании! Дело не в раздутом ЭГО психолога. Но теперь ему нужно оперативно скорректировать график и предупредить клиентов, записавшихся на прием после Вас, о вероятном смещении времени приема. Он не хочет из-за Вас выглядеть необязательным человеком в глазах других людей. И даже если у психолога есть «окно» после Вас, он ведь вправе распорядиться своим временем самостоятельно! Разве не так?
6. Будьте готовы оплатить сеанс, если вы его пропустили по вышеперечисленным и любым иным причинам, не предупредив заранее своего психолога. Потому что Вы распорядились не только своим временем и деньгами, но и его тоже. Закон бумеранга гласит: то, что сегодня Вы сделали в отношении другого человека, то же самое кто-то проделает с Вами. Это значит, что если сегодня подвели Вы, то завтра подведут Вас. Кто бы что ни говорил, но Вы не за пять минут до сеанса поняли, что пропустите его. Просто предупредите об этом заблаговременно!
7. Проверяя психолога «на профпригодность и проф.устойчивость», делайте это красиво. Откровенно хамить, провоцировать, нарушать личные границы специалиста и при этом пристально следить за его реакцией - моветон. Вы пришли к нему, ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ. ОБСУДИТЬ НЕКУЮ СИТУАЦИЮ. ОПРЕДЕЛИТЬСЯ СО СПОСОБАМИ ВЫХОДА ИЗ НЕЕ! Ну так и займитесь этим! А не проверкой на прочность нервной системы выбранного ВАМИ специалиста!
8. Хорошо бы помнить, что психолог - не сливное ведро для нечистот. Сквернословие, истерики, агрессивные выпады и колкости - не входят в стоимость сеанса! Вы не можете делать в кабинете психолога все, что хотите на том лишь простом основании, что это ЕГО территория, а не Ваша! На сеансе вы оба работаете, а не выплескиваете на специалиста дурное настроение . Когда такое случается в рабочем процессе эпизодически, спонтанно - это одно дело, но если Вы целенаправленно позволяете себе дурно себя вести, психолог вправе отказаться от работы с Вами. У него есть право работать с моральным комфортом не только для Вас, но и для себя.
9. Приходите на встречу вовремя! Если пришли намного раньше - это Ваша проблема и Вам решать как и где провести время до начала сеанса. Не психолог должен переживать куда Вас деть и чем занять до начала рабочей встречи. Это целиком и полностью Ваша задача.
10. Приходите на встречи с блокнотиком, выполняйте домашние задания, в полном объеме и в срок. Специалиста это тоже мотивирует на стопроцентную самоотдачу в работе с Вами. Психолог сопровождает Вас на пути к Вашим переменам и Вашим целям, но он не делает всю работу за Вас! Ваши слова о том, что Вы были заняты и не нашли времени для самостоятельной работы между встречами - всего лишь свидетельство равнодушия к себе.
11. Приглашать на личные мероприятия психолога можно. Он понимает, что приглашение - это форма выражения Вашей признательности и симпатии к нему, а Вы приглашая, знаете, что психолог под любым благовидным предлогом должен Вам отказать. Примите отказ спокойно и не настаивайте на присутствии психолога на Вашем мероприятии! Он полезен Вам именно своей невовлеченностью в Вашу частную жизнь и это помогает ему сохранять объективность при анализе Ваших жизненных трудностей.
12. Помните! Никто не обязан 24 часа в сутки быть только специалистом. У психологов есть своя личная жизнь, свое личное пространство. Не нарушайте его только потому что у Вас возникло желание обсудить что-то. Запишите мысль, идею, важный вывод в свой рабочий блокнотик и обсудите подробно при личной встрече. Психолог - не круглосуточный телефон доверия! Если он «светится» в сети после 22:00, то это не повод писать ему! Это допустимо только при условии, когда он сам сказал Вам, что он в зоне доступа для Вас в любое время, пока у Вас кризисная ситуация или Вы переживаете какой-то очень непростой и сложный момент в жизни! В противном случае вы способствуете эмоциональному выгоранию психолога, а также создаете ему проблемы в его частной жизни!
13. Психолог работает в сфере услуг, а не в сфере обслуживания! Поэтому широко известный лозунг «Клиент всегда прав!» здесь не работает. Психологические услуги - дорогостоящий вид услуг, потому что пользоваться полученной информацией в ходе работы с психологом вы будете бессрочно! Это обеспечит более высокое качество Вашей жизни, поэтому за переход от перспективы к реальному ее воплощению Вы нам и платите. Вы приходите на сеанс к сложившейся личности. К тому, кто понимает что и зачем он делает. Поэтому заключение и соблюдение терапевтического контракта обязательно!
14. Если Вам «далеко ехать», «время неудобное», «бытовой комфорт недостаточен», а цена — предмет для торга - значит, на самом деле Вас всё устраивает в Вашей жизни и выходить из зоны комфорта не актуально. Не нравится этот психолог? Не устраивают его условия сотрудничества? Просто выберите другого со всеми удобствами! И не выговаривайте тому, кто Вам не подошел, что Вас смущает его непрофессионализм, он не вызвал у Вас доверия, он «дорого берет». Нас много и Вам, Слава Богу, есть из кого выбирать!
Да, и для совсем уж непосвященных информация к размышлению. Конечно, вы можете обойтись без нас. Без психологов, психотерапевтов, психиатров и коучей. Мы не гуру и дорога в счастливое будущее каждого нам неведома. Но мы значительно сокращаем дистанцию между вами и вашими мечтами. Вы можете совершенно безопасно высказаться, выплакаться, проявить свою растерянность и показать слабость, залечить душевные травмы. И это сделает вас сильнее, потому что мы не оцениваем, не судим. Мы видим перед собой человека, понимаем куда он хочет попасть и что ему для этого необходимо, мы помогаем ему наработать в себе этот ресурс и дальше он пойдет сам, радуясь своей состоятельности.
Если у меня недостаточно хорошее зрение, разве хорошим решением будет отказаться от использования оптики, которая позволит мне делать все, что я хочу, могу и должна и просто радоваться возможности видеть мир четко и ясно? Точно также разве хорошим решением является отказ от профессиональной поддержки специалиста, когда вы запутались, дезориентированы, когда все ваши усилия изменить ситуацию или собственное состояние не увенчались успехом? В мире существует множество самых разных профессий. И психолог в этом мире по нужности и полезности далеко не на последнем месте. Потому что это «помогающая» профессия. А помощь время от времени нужна всем и каждому.
В психологию приходят не за большим мешком денег и не за самым сладким куском пирога. А потому что есть огромное желание помочь людям быть счастливее. Это профессия, в которой мы сначала очень много отдаем, а потом (уж как каждому повезёт) получаем.
Давайте транслировать друг другу взаимное уважение и получать удовольствие от сотрудничества! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|