Что такое психологическая проблема и предмет работы психолога

Автор статьи: 404

Казалось бы, понятие «психологическая проблема» знает каждый человек, не являющийся специалистом в вопросах психологии.

И уж тем более каждый человек ощущал или время от времени ощущает такое состояние психики, которое можно назвать «проблемным», и наверное нет особой необходимости давать ему определение.

Психологическая проблема — это как бы само собой разумеющееся явление.

Однако, правильно ли люди понимает данный феномен?

Как правило, человек обращается с просьбой к психологу помочь ему разрешить конкретную жизненную ситуацию, которую он характеризует как проблему и не может справиться с ней самостоятельно. Особенно, если человек проявляет неспособность справиться самостоятельно в аналогичной или сходной ситуации неоднократно.

Не вдаваясь в содержание тем участников форума, хочу отметить одну общую направленность — очень многие из них основаны на конкретных (иногда обобщённых) жизненных ситуациях, которые люди называют «проблемами», несмотря на то, что участники говорят о своих внутренних переживаниях, то есть о проявлениях психики.

Нередко просьбы участников форума сводятся к тому, чтобы им порекомендовали способы решить конкретную жизненную ситуацию.

Аналогичная специфика наблюдается и в практической деятельности психолога — зачастую встреча специалиста и клиента начинается с описания той жизненной ситуации (или ситуаций), с которой клиент не может справится самостоятельно. И уже в процессе поиска решения, специалист переключает внимание клиента с самой ситуации на внутренние переживания, связанные или не связанные с ней.

Для успешной консультационной или терапевтической работы, специалист и клиент должны одинаково понимать предмет этой работы.

Цель данной статьи — дать определение понятию «психологическая проблема», чтобы любой человек понимал, с чем же ему предстоит работать, обратившись к психологу.

Так что же является психологической проблемой — жизненная ситуация, реакция человека на неё, или поведение человека в данной ситуации?

Посмотрим, что на этот счет говорит наука.

Для начала определим понятие «психика».

Итак, психика — это свойство высокоорганизованного живого организма, которое заключается в активном отражении объективного мира, в создании неотъемлемой от этого организма картины мира и регуляция на этой основе поведения и деятельности.

Думаю, не у кого не возникает сомнения, что к высокоорганизованному живому организму мы относим себя, то есть человечество в целом и отдельно взятого человека в частности (ну и животных, разумеется).

Из приведенного определения следует, что психика присуща только живой материи.

Во-вторых, она активна. Активность психики определяется сознанием. Психика отражает картину мира, неотъемлемую от носителя (субъекта) этой психики, то есть неотъемлемую от человека.

Отражение картины мира неотъемлемо от носителя психики и это означает, что такое отражение носит не «зеркальный» характер, а строится на основе имеющегося жизненного опыта и конституционных характеристик личности.

Одно из ключевых свойств психики — регуляция собственного поведения и деятельности на основе отражения объективного (внешнего по отношению к человеку) мира.

При этом наука утверждает, что поведение — это сложнейший механизм реакций на воздействие окружающей среды.

Одной из главных функций психики является адаптация человека к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, которая выражается в регуляции поведения и деятельности.

Адаптация, согласно научному определению — это возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Адаптация обеспечивает оптимальное функционирование всех систем организма и баланс в отношениях «человек-окружающий мир».

Когда равновесие сохраняется, человек живёт и действует. Так и хочется добавить — живёт и радуется.

Когда равновесие нарушено — человек тоже живёт и действует, но как то не так, как хотелось бы, что в свою очередь ещё больше нарушает равновесие.

Указанное равновесие живого организма получило в науке понятие гомеостаза.

Гомеостаз — это состояние равновесия системы, которое сохраняется вследствие её противодействия внутренним и внешним факторам, направленным на нарушение этого равновесия. Следует понимать, что внутренние и внешние факторы, направленные на нарушение имеющегося равновесия, не всегда направлены на такое нарушение умышленно.

Наиболее понятным примером, характеризующим гомеостаз, является физиологическое равновесие организма: поддержание постоянной температуры тела, дыхания, сердцебиения, течения крови, давления и прочее.

Нарушение любого из этих параметров приводит к потере равновесного состояния и организм начинает стремиться к восстановлению равновесия. В состоянии покоя все системы здорового человека работают нормально. Если человек предпринял несвойственную для обычной жизни физическую активность, например, занялся спортом — бегом, то равновесие нарушается: учащается дыхание, сердцебиение, изменяются параметры давления. Организм выведен из привычного ему равновесия.

Для восстановления равновесия организм через некоторое время посылает сигнал, что больше с нагрузкой он справляться не способен, возникает усталость, человек заканчивает тренировку, равновесие организма постепенно восстанавливается, нарушенные параметры (дыхание, сердцебиение, давление и прочие) нормализуются, возникает состояние равновесия.

Аналогичная ситуация происходит с психикой. При этом очень важно помнить, что физическое тело и психика неразделимы, человек в этом смысле представляет собой единое целое.

Психическое состояние равновесия характеризуется ощущением спокойствия (помните Карлсона? «Спокойствие, только спокойствие». Или лемура из мотиваторов - «Я збагоен»).

Спокойное, ровное душевное состояние не характеризуется бездеятельностью, напротив — человек может вести вполне активную жизнь.

Как видим из определения гомеостаза, одним из его критериев является «состояние».

Применительно к психике, «психическое состояние» — это характеристика психической деятельности за некоторый период времени. Она показывает способы протекания психических процессов в зависимости от способов отражения объективной реальности.

Для примера назовём некоторые, всем понятные психические состояния:

Релаксация — состояние покоя. Сон - также относится к психическим состояниям. Утомление. Это примеры нейтральных психических состояний.

Есть отрицательные состояния: угнетенность, апатия, раздражительность.

И положительные состояния: жизнерадостность, вдохновение, интерес, творческий подъём (Муза посетила).

Отрицательные и положительные психические состояния характеризуются ускоренным протеканием психических и физиологических процессов в организме.

Для понимания психологической проблемы нас очень может заинтересовать ещё одно состояние психики: оптимальное рабочее состояние.

Кстати, оптимальное рабочее состояние может являться продолжением состояния спокойствия — то есть обычного, нормального настроения, адекватного восприятия окружающей действительности, когда ничего особо не выводит из равновесия ни в отрицательном, ни в положительном смысле, при этом человек активен и может с интересом заниматься текущей деятельностью.

Оптимальное рабочее состояние характеризуется наибольшей эффективностью.

Другое название оптимального рабочего состояния — оптимальное функциональное состояние. Это значит, что оптимальное рабочее состояние относится не только и не столько к трудовой деятельности, а к деятельности во внешнем мире вообще — это может быть что угодно, фактически любая деятельность. Можно даже сказать, что в таком состоянии лучше и легче делать абсолютно всё — так сказать, «жить в нём».

То есть оптимальное рабочее (функциональное) состояние — это так называемое «ресурсное» состояние, когда несмотря на сложность ситуации или важность поставленных перед человеком задач, он с готовностью и решимостью приступает к их выполнению и реализации, при этом не впадает в ажиотаж и не зацикливается на возможном положительном или отрицательном результате.

Оптимальное рабочее состояние также именуется в психологии состоянием комфорта.

Многим из нас оно знакомо — несмотря на результаты деятельности, в состоянии комфорта даже отрицательный результат не «выбивает из колеи», а бывает наоборот, стимулирует к дальнейшей активной жизни, а если и выбивает, то не сильно и не надолго.

Оптимальное рабочее состояние, или состояние комфорта, является наиболее удобным, результативным, полезным и желательным для любого человека.

Для определения, что же такое психологическая проблема, нам наиболее важно понятие состояния психического комфорта или оптимального функционального состояния.

В каком случае человек будет находиться в состоянии комфорта, равновесия?

А в том случае, когда несмотря на давление внешней среды, постоянно меняющиеся жизненные ситуации, поставленные перед собой объективные или субъективные задачи, человек сохраняет состояние психического комфорта (равновесия), то есть сохраняет оптимальное функциональное состояние вне зависимости от результатов деятельности, либо если это состояние и нарушается, то человек в относительно короткий промежуток времени вновь к нему возвращается, «восстанавливается».

В том же случае, когда предпринимаемые действия не будут давать желаемого результата, и при этом равновесная система (гомеостаз) будет нарушена, организм может включить «устройства», которые будут продолжать работать до восстановления равновесия.

Если же равновесие не будет достигнуто, параметры внутренней среды нарушаются, и организм может начать «болеть». Это не обязательно физиологическое заболевание, может быть и устранимое нарушение психики, например, «бытовая депрессия», апатия, снижение настроения.

Болезненное состояние может сохраняться до восстановления гомеостаза... или гибели организма, то есть может длиться всю жизнь, пусть и не очень счастливую, но долгую.

Длительное болезненное состояние, направленное на восстановление равновесия, обретает характер хронического.

Теперь давайте переведём научный язык, то есть всё вышесказанное, на общечеловеческий.

Для этого рассмотрим названные определения и термины пусть на абстрактном, но наглядном примере:

Допустим, некий человек проснулся, умылся, позавтракал, оделся и отправился на работу. С нормальным настроением, в хорошем расположении духа, настроенный решать все рабочие и личные задачи текущего дня, то есть в оптимальном функциональном состоянии.

И вот он прошёл некоторый путь от дома до работы, и о чудо — небеса разверзлись и хлынул проливной дождь. Ну пусть дождь не хлынул, и небеса не разверзлись — просто пошёл дождик и человек начал мокнуть.

Данная ситуация — дождь — это есть объективный окружающий мир, или условия внешней среды. В нашем примере эти условия ещё и меняющиеся: когда вышел из дома — дождя не было, объективный окружающий мир был одним, а через некоторое время условия изменились — пошёл дождь.

Ну, пошёл дождь и пошёл, промок и промок — перебежками от остановки до остановки, скрываясь под навесами, человек добрался до работы, посмеялся вместе с коллегами над своим внешним видом, рассказал историю, как его вдобавок к дождю обрызгал автомобиль, привёл внешний вид в порядок и пошёл работать. Как вариант, вместо перебежек от укрытия к укрытию — вернулся домой, взял зонт, благополучно добрался до работы и был таков.

Описанное поведение человека — вернулся домой и взял зонт, или промокнув, но добравшись до работы рассказал коллегам какой он растяпа — это есть регуляция поведения на основе отражения человеком условий внешней среды, то есть объективного мира.

На этом небольшом и абстрактном примере мы видим что такое психика, и как она работает.

Также мы видим, что не очень благоприятные условия внешней среды — дождь — маленькое недоразумение, которое не сильно повлияло на нашего героя, до работы он всё-таки добрался, мало того, ещё и посмеялся над произошедшим вместе с дружелюбно настроенными коллегами (как это чудесно, неправда ли? Работать в дружном коллективе), высушил одежду и приступил к работе.

Очевидно, что скорее всего равновесная система, состояние комфорта было нарушено во время случайно начавшегося дождя, однако психика нашего супермена справилась с поставленной задачей, адаптировалась к условиям внешней среды и вернула своего обладателя в состояние равновесия. Адаптационная функция психики рассматриваемого героя справилась с неожиданной задачей выше всяких похвал.

А теперь давайте рассмотрим альтернативную историю — реакцию и поведение человека, который аналогичную ситуация назвал «проблемой».

Итак: некий человек проснулся, умылся, позавтракал, оделся и отправился на работу. С нормальным настроением, в хорошем расположении духа, настроенный на решение всех рабочих и личных задач на текущий день, то есть в оптимальном рабочем состоянии.

Обращаю внимание, что это другой человек. Назовём его второй герой.

И вот наш второй герой прошёл некоторый путь от дома до работы, и о чудо — небеса разверзлись и хлынул проливной дождь. Ну пусть не хлынул, и небеса не разверзлись — просто пошёл дождь.

И вот он стоит, мокнет, воздев руки к небу, и требует от невидимых сил природы ответа: «да какого же ..! Ну не в этот же день, ведь всё же так хорошо распланировано, столько задач! Да ... оно всё конём!» — утверждает наш второй герой. Уже не обращая внимание на летящие из под колес проезжающих автомобилей брызги (а позже на работе он будет рассказывать, как его какой-то м...к окатил волной из лужи) прибывает на работу.

Коллеги не спешат расспрашивать — итак всё понятно, не хватало ещё попасть под его мокрую руку. Дела не идут, всё валится, рабочие задачи в полном объёме не выполнены. И бесконечные вопросы, вопросы...и к самому себе, и к хитрым космическим силам, и к воспитанию, и к генетике: чего ж я за человек такой, надо было прогноз погоды посмотреть, почему зонт не взял, на работе наверняка все смеются надо мной — пришёл как пришибленный кот, мокрый и облезлый.

Справедливости ради надо сказать, что на следующий день вновь засияло солнце, и наш второй герой опять стал весёлым и активным — вернулся, так сказать «в себя». До следующего дождя, снега, зноя или сметающего всё на своём пути ветра.

Может быть, что оба наших героя работают в соседних кабинетах, а вот реагируют на объективный (внешний) мир по-разному, и ведут себя в соответствии с этой реакцией.

Из приведённого примера следует, что функция адаптации психики первого героя справилась с поставленной задачей, а второго — не очень.

В рассмотренном примере на следующий день погода нормализовалась, психика второго участника вернулась в равновесное состояние.

Поэтому, помимо непосредственно такой функции психики, как адаптация, нас также интересует скорость этой самой адаптации.

В зависимости от жизненных ситуаций, нарушающих равновесие системы, восстановление этого равновесия у всех людей происходит с разной скоростью.

Кроме этого, есть такие события, которые хотя и нарушают привычный ход жизни, но человек с ними справляется собственными силами.

И мы знаем, что есть такие ситуации, когда восстановление нормального состояние может занимать очень продолжительное время (не будем их перечислять, думаю читателям понятно о чём речь).

Ну вот и подошло время сказать, что же такое психологическая проблема?

Психологическое проблема — это такое психическое состояние, которое характеризуется нарушением спокойного, нормального состояния психики, выраженным ощущением дискомфорта (мягко говоря), сомнением или неверием в собственные силы и возможности, неспособностью или сниженной способностью управлять собственными реакциями и поведением в постоянно меняющихся условиях внешней среды (объективного мира), либо неспособностью или сниженной способностью управлять собственными психическими процессами (например, эмоциями, мыслями), не связанными с событиями внешней среды, но которые вызвали данное состояние, а также нарушение скорости восстановления состояния психического равновесия.

А теперь кратко: психологическая проблема — это нарушение психического состояния равновесия и комфорта, а также нарушение функции адаптации или скорости адаптации психики человека к изменяющимся условиям внешней среды или «беспричинно» меняющимся условиям внутрипсихических процессов.

Можно сказать, что психологическая проблема — это не только и не столько сама жизненная ситуация, в которой оказался человек, сколько неадекватный (неправильный, неполезный) способ реагирования человека на эту ситуацию и как результат неадекватное (неправильное и неполезное) поведение в ней.

Психологическая проблема как состояние психики зачастую характеризуется общим «отрицательным» состоянием человека, так сказать его «отрицательной направленностью». Я думаю, мало найдётся специалистов, к которым обращались за помощью эдакие оптимисты, перманентно находящиеся в радостном, весёлом настроении (исключение составляют истерии, но это уже вопросы психиатрии).

Предмет работы психолога — помочь человеку восстановить «душевное» равновесие и научить его способам самовосстановления этого равновесия.

Психолог не поможет найти партнёра для брака, не поможет найти работу или заработать деньги, не сможет наставить «на путь истинный» мужа или жену, научить детей уважительно относиться к родителем или родителей любить детей. Это всё — сфера применения сил самого человека. Да о чём речь — психолог не может даже заставить дождь прекратиться!

Другими словами, психолог не может повлиять на жизненную ситуацию человека, решить его жизненную проблему. На неё может повлиять или решить её с тем или иным результатом только сам человек.

Но психолог способен помочь человеку вернуть утраченную психикой функцию адаптации, выявить причины тех или иных нарушений психических процессов, может научить навыкам психической саморегуляции, навыкам адекватного поведения с целью восстановления и сохранения потерянного «душевного» спокойствия, или как говорилось выше — комфорта.

При обращению к психологу следует понимать, что психолог помогает решить не конкретную проблемную ситуацию вообще, а работает с психикой человека, то есть «ремонтирует» очень сложный «механизм», и главное — обучает человека в последующем самостоятельно делать такой «ремонт».

Благодарю за внимание.

При подготовке статьи использована следующая литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2018.

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2017.

3. Основы психологии. Под ред. д.п.н., профессора Фурманова И.А. Минск, 2011.



Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Состояние Височно Нижнечелюстного Сустава - состояние всего тела и психика в целом!!
  • Как получить состояние покоя, и как войти в состояние война.
  • Психическое состояние человека
  • Состояние высокой продуктивности. Новый код, или как играючи получать желаемое состояние?
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • 50-60+. 7 способов, как мужчина может поддержать состояние востребованности и значимости.
  • Что может поведать о хозяине состояние шкафа (Часть 1).
  • Что может поведать о хозяине состояние шкафа (Часть 2)
  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Падшее состояние человека
  • Сверхъестественное состояние человека
  • Первозданное состояние человека
  • Влияние молитвы на психологическое состояние человека.
  • Давайте разберемся, что есть - роскошь: гармоничное общение, большое состояние, эстетство или...
  • Влияние цветов на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
  • Как мысль влияет на состояние человека.
  • Будущее (посмертное) состояние человека
  • Влияние природных циклов на психологическое состояние человека
  • О влиянии звуков/музыки на психологическое состояние человека
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Действие цвета на психику и общее состояние человека
  • Якорение для входа в рабочее состояние.
  • Как не впадать в состояние жертвы в процессе работы над собой
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Онкологическим пациентам: особенности состояния и способы поддержания душевного равновесия.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь