|
Первозданное состояние человекаАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Всё о православной психологии на psyheo.by
О трёх основных состояниях человеческого естества О, первозданное достоинство человека, созданного по Образу и Подобию Самого Творца. О, несказанная слава и величие воплощённых божественной премудростью в человеке бесстрастия, нетления и бессмертия. О, чистота первозданной и благой человеческой души, гармония, красота и совершенство первозданного тела, целомудрие и обретение себя в Боге первозданного ума, как же могло случиться то, что Вы потеряли своё естественное триединое состояние и распались на отдельные части и компоненты тело, душу и дух, а также ум, чувство и волю, потеряв прежнюю гармонию и согласованность и воцарив хаос страстей во всём человеческом существе ? Святоотеческая традиция, как известно из предыдущих глав, рассматривает естество человека не статичным и неизменным, а способным к глубокому качественному изменению (преображению) через призму трёх базовых агрегатных состояний: ниже естественного (падшего или эго состояния), естественного (жертвенного или нравственного состояния) и выше естественного (благодатного или обожѐнного) состояния святости. «Чтоб стяжать правильную христианскую деятельность, с отчётливостью изучим естество человеческое в трёх его состояниях: в состоянии по сотворении, в состоянии по падении, в состоянии по искуплении. Тогда только может быть правильной, душеспасительной, богоугодной деятельность христианина, когда он действует или старается действовать исключительно по законам естества человеческого, обновлённого*» (Святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу) * По законам естества обновлённого обозначает по законам Христовым или по законам Евангелия. Как известно, в каждом из трёх «агрегатных» состояний души (падшем, естественном и сверхъестественном) состояние и действие основных сил души (ума, чувства и воли) различно, что связано с состоянием и соотношением в естестве человека страстей и добродетелей. Наиболее страстным, т.е. подверженным влиянию соответствующих страстей (чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня) является ниже естественное или падшее состояние, которое можно также именовать эго состоянием. Это состояние в настоящее время характерно основной массе человечества, придерживающейся неолиберальной модели мышления. Особенностью падшего состояния является то обстоятельство, наряду со страстями в человеческом существе имеют место и соответствующие добродетели (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, душевная радость, трезвение, смирение, любовь). В то же время, наличие в падшем человеческом естестве страстей, делает падшую природу человека противоречивой, в которой благость соседствует с порочностью, попеременно беря верх над человеком и сводя к нулю действие всех добродетелей. Более того, в падшем состоянии человека эго является доминантой и центром всей личности, делая человеческую природу глубоко порочной, поскольку соответствующие страсти в общем итоге, как качества эго, преобладают над добродетелями. Практически бесстрастным, т.е. свободным от действия страстей является естественное состояние человека, которое можно именовать состоянием Адама, а также жертвенным или нравственным состоянием. Отличительной особенностью естественного состояния является наличие во всём человеческом естестве одних только добродетелей (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, душевная радость, трезвение, смирение, любовь), делающих человеческую природу исключительно благой в её первозданном и целомудренном виде. И наиболее благодатным является сверхъестественное состояние человеческого естества, которое можно в полной мере считать духовным или обо́женным состоянием. Именно это состояние человеческого естиества, именуемое богочеловеческим и благодатным, было явлено людям Самим Спасителем. Особенностью сверхъестественного состояния, как духовного и совершенного, является наличие, кроме добродетелей (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, душевная радость, трезвение, смирение, любовь) и даров святого духа (мудрость, знание, вера, целительство, чудотворение, пророчество, различение духов и др.). Схема состояний человеческого естества
Говоря о трёх состояниях человеческой природы, нельзя обойти вниманием святоотеческое духовное наследие, в котором на основе практического душеведения впервые был проведен глубокий анализ и дано описание каждого из трёх состояний. Рассмотрим более подробно каждое из соотвествующих состояний через призму парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии.
Первозданное состояние человека.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1;26) К большому сожалению современное естествознание, руководствующееся теорией эволюции видов, как определяло, так и определяет человека (разумного) как биологический вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, который является единственным его представителем из живущих в настоящее время. Таким образом, по сей день в сфере научного сознания продолжает существовать совершенно ложное представление о природе человека и человечности, основанное исключительно на материалистическом и эволюционном представлении, рождённом на заре воинствующего гностицизма и примитивного естествознания. Иными словами, руководствуясь только внешней стороной психофизиологии человека, естественная наука как не видела, так и не видит отличий человека от современных человекообразных (обезьян), не считая отдельных анатомических особенностей и степени развития культуры (материальной и нематериальной), обусловленной способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. При этом всё внутреннее душевно-духовное богатство человека и совершенство человеческой души, как сосредоточия силы воли, силы чувственности и силы разумения, как было, так и остаётся за пределами естественнонаучного познания, поскольку относится к категории сверхъестественного и духовного. Как сказал на торжественной процедуре открытия в Москве в 1914 г. Психологического института им. Щукиной епископ Анастасий: «Стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах изучения души вообще и при помощи экспериментального метода в частности. Точному определению и измерению может поддаваться лишь внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа сообщается через тело. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души? Можно ли измерить ее высшие проявления? Кто дерзнет экспериментально исследовать религиозную жизнь духа? Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки» Именно этим обстоятельством, т.е. невозможностью исследования внутренней стороны души, объясняется то, что у естественной науки и научной психологии в частности сегодня отсутствует представление о подлинной тримерной природе человека телесно-душевно-духовной, а имеется представление только о самой грубой и внешней стороне – телесной. В то же время, парадигма нравственно-ориентированной христианской психологии располагает знанием о подлинной природе человека и его первозданном духовно-телесном состоянии, которое можно считать естественным в сравнении с современным состоянием, которое является по существу падшим и противоестественным. «Не изумляйся, возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано всё это: небо, земля, море, солнце, луна, звёзды, гады, скоты, все бессловесные животные» (Св. Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, Т.1) «Кто может достойно оценить благородство этого существа – существа, соединяющего в себе самом смертное с бессмертным и совмещающего разумное с неразумным, представляющего своей природой образец всего творения и потому называемого «малым миром» (микрос космос), удостоенного столь великого промышления Божия, что ради него - всё: и настоящее и будущее. Кто может выразить словами преимущества этого существа ?» (Еп. Немезий Эмесский, О природе человека, Гл. 1) В данном изречении епископа Немезия, сделанном более полутора тысяч лет тому назад, заключён глубочайший духовно-философский смысл, дающий ключ к пониманию природы и назначения человека, поставленного Творцом на границе двух реальностей - материальной и духовной и потому соединяющего в себе земное и небесное, проявленное и непроявленное, конечное и бесконечное, ограниченное и безграничное, временное и вневременное, смертное и бессмертное. «Как малый мир, человек совмещает в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения. В нем есть и растительно-животная жизнь, и животно-душевная вместе с душевно-человеческою, и духовная, исключительно ему принадлежащая и его характеризующая. Их и означают слова: тело, душа и дух. Тело — наш животно-растительный организм, со всеми его отправлениями и потребностями; душа — начало тех внутри нас сознательных явлений, кои начинаются чувственными восприятиями, влечениями и ощущениями и оканчиваются научными построениями, многообъятными начинаниями и предприятиями, произведениями вкуса; дух — орган Богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила.» (Св. Феофан Затворник, Толкования на 1 Сол. 5:23 ) Как мы уже знаем из предыдущих разделов, Образ и Подобие человека Богу, проявляются не во внешнем сходстве, которое исследует естественная наука, а исключительно во внутреннем, т.е. душевно-духовном, поскольку Бог есть Дух и следовательно Образ и Подобие человека Богу проявляются на уровне не тела, а души и духа человека. «образ и подобие Божии не относятся к телу, а к душе» (Св. Феофан Затворник, Внутренняя жизнь) «Образ Бога - самое существо души; подобие – душевные свойства» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т. 2) Как мы помним из трудов святителя Игнатия, троичность ипостасей Бога (Отца, Сына, Святого Духа) проявляется в человеке через соответствие человеческого ума Богу Отцу, рождаемому умом слову и смыслу (логосу) - Богу Сыну, а человеческого нрава (духа) - Святому Духу. Таким образом, именно внутренняя душевно-духовная природа человека является подобием и отражением природы Творца. При этом богатство этой природы во всей её телесно-душевно-духовной тримерии и связи материального с духовным настолько велико и безгранично, что Немезий по праву называет человека малым миром, т.е. микро космосом. По существу речь в данном случае идёт о том, что человеческое существо вмещает в себя или точнее проявляет в себе весь существующий тварный мир, включая все имеющиеся формы жизни (от растительной до животной), выступая его разумным венцом и олицетворением высшего тварного совершенства, наделённого разумом в духовно-нравственном его смысле и понимании. Говоря другими словами, именно потенциал человеческого разума и его творческие возможности делают человека совершеннейшей созидательной (или разрушительной) силой на земле. Под совершенством разума человека подразумевается, прежде всего, нравственный характер человеческого ума, как высшего инструмента отражения и утверждения духовно-нравственного закона (Закона Божьего) через постижение и упорядочивание жизни. Как распорядился человек силой своего разума – это уже другой вопрос. «Человек преуспевает во всякой науке, искусстве и знании, с отсутствующими, по желанию, беседует посредством писем, нисколько не затрудняемый телом, предугадывает будущее; над всеми начальствует, всем владеет, всем пользуется, с ангелами и с Богом беседует, приказывает твари, повелевает демонами; исследует существо Божие, делается домом и храмом Божества посредством добродетели и благочестия» (Еп. Немезий Эмесский, О природе человека, Гл. 1) Таким образом, именно духовно-нравственный ум, отражающий совершенство духовно-нравственного закона (Закона Божьего), может быть отражением человеческого совершенства. В то же время ум, который лишён качества нравственности, а значит и руководящей роли высшего духовно-нравственного закона, нельзя считать олицетворением человечности и человеческого совершенства, поскольку в этом случае человеком довлеет не нравственность и Закон Божий, а страстность и эгоизм. Говоря другими словами, первозданный человек обладал поистине безграничным потенциалом внутренних возможностей, которые должны были по замыслу Творца раскрываться постепенно и носить, вне сомнения, исключительно благой, т.е. духовно-нравственный характер, отвечающий духу Закона Божьего. Таким образом, говоря о возможностях первозданного человека, нужно чётко понимать особенность его ангельской духовно-телесной природы, которой были чужды страсти и эгоизм (самость), как следствия повреждения души в результате грехопадения. Современный человек, олицетворяет собой уже результат глубокого падения и выхода из первозданного целомудренного состояния и поля действия высшего духовно-нравственного закона. Другими словами, возможности современного человека, как повреждённого эгоизмом и страстностью, пребывающего в поле действия закона самости (рационального эгоизма), в сравнении с возможностями первозданного телесно-духовного человека, неизмеримо более ограничены и просто несопоставимы. «Познаем, братия, - первобытное наше благородие, достоинство и преимущество» (Св. Тихон Задонский, Т.5, Письма келейные, Письмо 2) Вот почему в своём воззвании святитель Тихон Задонский прямым текстом говорит о необходимости и важности познания каждым человеком подлинного потенциала своих духовно-нравственных возможностей, которые были присущи и открыты первозданному человеку. Об этом же самом потенциале возможностей и предназаначении говорит и святитель Игнатий: «Человек! Пойми твоё достоинство, взгляни на луга, и нивы, на обширные реки, на беспредельные моря, на высокие горы, на роскошные дерева, на всех зверей и скотов земных, на всех зверей и рыб, странствующих в пространствах воды, - взгляни на звёзды, на луну, на солнце, на небо: всё это – для тебя, всё назначено тебе в услужение» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.2) В этом высказывании святитель Игнатий прямым текстом говорит о том, что по высшему замыслу именно человеку надлежало стать олицетворением Самого Бога на земле. Из Священного Писания известно, что человек был заключительным творением Бога: «Последним из творений Бога был человек не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царём подвластного ему» (Св. Григорий Нисский, Об устроении человека, Гл. 2) Таким образом, человек был венцом Акта творения, который завершал собой творение мира и должен был стать венцом всего тварного совершенства. В данной связи уместно говорить о том, что призвание первого человека состояло не только в богопознании и личном приобщении к Богу, но и в распространении вокруг себя божественной гармонии и благодати, которая через человека должна была изменить и преобразовать всю тварную природу земли. Сложно утверждать о том, что задачей первозданного человека было создание рая на земле, поскольку рай существовал и существует на небе. В то же время можно смело утверждать то, что в задачу первозданного человека входило как минимум недопущение на земле ада. Не будет преувеличением сказать о том, что первому человеку был дан статус распространителя божественной гармонии в мире, стремящегося к достижению в этом процессе божественного совершенства. «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности, и явились Ему подобными по обожению от благодати, через которую совершается всякое сущетворение существующего, и возникновение из не сущих» (Св. Максим Исповедник, Творения, Т.91). «Человек жил на земле, как ангел какой; был в теле, но не имел телесных нужд; как царь, украшенный багряницей и диадемой и облечённый в порфиру, свободно наслаждался он райским жилищем, имея во всём изобилие» (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, Т.1, гл. 8 ) С точки зрения современных психофизиологических представлений о человеке, уже практически невозможно даже вообразить себе то, каким было естество первозданного человека до грехопадения с точки зрения целостного и нераздельного состояния всех сил его души (ума, чувства и воли) в их естественном состоянии. В соответствующих разделах, посвящённых исследованию трёх основных сил души, мы уже частично касались вопроса изменения каждой из сил в результате повреждения эгоизмом. Из Священного Писания и святоотеческого предания известно о том, что первозданный человек в силу непосредственной приобщённости к божественной благодати обладал целым рядом уникальных и поистине непостижимых телесно-духовных возможностей, среди которых бесстрастие, нетление и бессмертие. «Адам сотворён был до того не подлежащим действию ни одной из сотворённых Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием» (Преп. Серафим Саровский. Беседа с Н.А. Мотовиловым. О цели христианской жизни.) Данные сверхъестественные качества первозданного человека не являются мифом, как это может показаться несведущим, а являются естественным отражением духовного состояния человеческого естества, которое можно в свете современных научных познаний соотносить с двойственным квантово-волновым, как способности переходить из грубого материального состояния в квантовое (волновое). Говоря о природе первозданного состояния человеческого естества, можно отметить то обстоятельство, что данному состоянию было присуще качество триединства и гармонии всех трёх частей естества Адама: тело – душа – дух и трёх сил души: воля – чувство - ум, которые находилась в состоянии синергии с соответствующими тварными и нетварными божественными энергиями. Проще говоря, дух, душа и тело Адама были неразрывно соединены друг в друге и поэтому действовали друг через друга, как одно целое и нераздельное духовное тело. При этом ум, чувство и воля также были духовны и триедины в телесно-духовном состоянии «сознаю-чувствую-действую». С известной долей допущения можно говорить о том, что сверхъестественное состояние естества Адама с присущими ему бесстрастием, нетлением и бессмертием было обусловлено именно отсутствием страстности и соответствующих уровней эмоционально-чувственной сферы, столь естественной для современного человека. Отсутствие соответствующих уровней (слоёв) сферы психического бытия, связанных с развитием рационального мышления (интеллекта), а также эмоциональности, делало Адама фактически духовным существом, не имеющим рационального рассудка в современном понятии интеллекта, а имеющим духовный ум сердца. Таким образом, Святой Дух непосредственно и без искажений воздействовал на тела, которое и проявляло поистине удивительные и необъяснимые духовно-материальные свойства. «это чувственное и грубо-вещественное тело делалось будто бы невещественным и духовным, высшим всякого чувства» (Св. Симеон Новый Богослов, Творения, Т.1, Сл.45) В этом состоянии, как уже говорилось, главной задачей первозданного человека было неукоснительное соблюдение высшего духовно-нравственного закона (Закона Божьего), которое и обеспечивало Адаму познание величия и совершенства Создателя. «прославляй своего Создателя, ибо для того ты и создан (человек), чтобы быть достойным орудия славы Божией; и весь этот мир есть для тебя как бы живая книга, которая проповедует славу Божию, и возвещает тебе, имеющему разум, о сокровенном и невидимом величии Божием, чтобы ты познавал Бога истины» (Св. Василий Великий, II Макарий, архиепископ Харьковский, Догматическое богословие, Т. 1) Процесс постепенного восхождения человеческого естества к божественному совершенству путём святости в христианской культуре и традиции носит название «обо̀жения». «Обо̀жение» (theosis) или соединение человека с Богом состоит в подчинении низших и страстных потребностей тела, души и духа высшим добродетелям, имеющим бесстрастный характер, как своего рода устремлённость человека от вещественности к духовности (невещественности). Принципиальным отличием человека от прочих существ, включая и бесплотных (ангелов и духов), было достижение духовного и божественного через материальное, т.е. достижение невещественного (духовного) за счёт использования вещественного (материального). Вот почему место, которое было определено человеку Богом, располагалось строго посредине и на границе двух миров – не проявленного духовного и проявленного материального, а задачей человека было поддержание гармонии между мирами посредством распространения действия Закона Божьего. Схема положения человека в мире
Подобной задачи Богом не было поставлено ни перед кем, один только человек получил такое высокое и ответственное предназначение соединения в себе двух принципиально разных начал и естеств – материального и духовного. «Мы дом Божий по слову пророческому, Евангельскому и Апостольскому» (Преп. Марк Подвижник, Добротолюбие, Т. 1) Вся уникальность первозданного состояния человеческого естества с психологической точки зрения состояла в том, что в этом телесно-духовном состоянии у человека отсутствовала рационально-познавательная и душевная сфера в виде интеллекта (рационального рассудка) , а также уровней соответствующих чувств и эмоций. Иными словами, тот самый чувственно-эмоциональный уровень, определяющий всё богатство ощущений современного человека и составляющий едва ли не смысл его жизни через проявление полной свободы чувств, желаний и суждений, для первого человека был закрытым. Это не говорит о том, что первозданный человек был напрочь лишён воли, чувства и рассудка, но говорит о том, что у него не было именно самостных и разделённых «Я-воли», «Я-чувства» и «Я-рассудка» в их современном эгоцентрическом и рациональном понимании, а было целостное и духовное состояние «Не Я» воли, чувства и ума, обращённых к Богу. Именно отсутствие у Адама своего (личного), т.е. самостного познания мира посредством ума, чувства и воли и делало его уязвимым для искушения. «Я не говорю, что Адаму не следовало пользоваться чувством; ибо не напрасно он обложен был телом, но что не следовало ему преимущественно услаждаться чувственным, и ради чувственного, а следовало, усматривая через чувственные впечатления красоту тварей, востекать к Виновнику ея, и Им услаждаться с изумлением, сугубые имея причины изумляться Создавшему, а не к чувственному прилепляться и тому дивиться, оставя мысленную красоту Создателя. Так должен был действовать Адам».(Преп. Феодор, Добротолюбие, Т.3.Слово умозрительное) Таким образом, уникальностью первозданного человека было соединение в самом себе двух Эдемов (небесного и земного) для утверждения на земле принципа божественности и обеспечения процесса естественного перехода душ в процессе жизнедеятельности из видимого материального мира в мир духовный и невидимый. Говоря другими словами, по замыслу Творца земной мир и жизнь во плоти должны были для первозданного человека служить преддверием вхождения в соответствующее духовное состояние для продолжения бытия уже в ином качестве. «Видимый мир - только приуготовительное предверие обители, несравненно великолепнейшей и пространнейшей. Здесь, как в предверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтобы получить совершеннейшее сходство со своим всесвятейшим, всесовершеннейшим Подлинником, чтобы в красоте и изяществе этого сходства войти в тот чертог, в котором Подлинник присутствует непостижимо, как бы ограничивая Свою неограниченность, для явления Себя Своим возлюбленным, разумным тварям» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, Т.2) Схема естественного состояния человека
Данная схема наглядно показывает, что местом сосредоточения существа первозданного человека является граница соединения двух реальностей материальной и духовной, которые подпадают под действие двух принципиально различных систем знания и парадигм - научной и духовной. Этим и объясняется односторонний взгляд науки на природу человека. Душа человека в естественном состоянии в силу своей целостности и нераздельности, а также органичной связи с Богом (Духом), являлась фактически другим «Я», обладавшим совершенно сверхъестественными (квантово-волновыми) свойствами и возможностями духовного характера, включая мгновенное перемещение на значительные расстояния, прохождение сквозь материальные преграды, исчезновение и появление (дематериализаци) и т.д.. Тело первозданного человека, также будучи органично связано с питающим его Духом (Богом), являлось сосредоточением благодати в виде тварных божественных энергий, а потому имело исключительно правильные (эталонные) формы и отличалось высочайшей устойчивостью к любым видам воздействий, включая болезни, старость и даже смерть. «До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных» (Прп. Макария Великого, Слово 4). Особенность естественного (телесно-духовного) состояния человека было то, что в этом состоянии у человека в принципе не существовало выбора - быть с Богом или без Бога. Для первозданного человека быть без Бога значило вообще не быть. Схема направленности сил души в естественном состоянии
Всё существо первозданного человека имело исключительно благое (добродетельное) в силу отсутствия самости (эгоизма), а также соответствующих страстей и качеств души, которое можно сравнить с состоянием «дитя» или Ангела. Смысл жизни первозданного человека, руководимого Законом Божьим, состоял в накоплении (стяжании) добродетелей и неукоснительном исполнении Закона Божьего для пребывания под покровом божественной благодати и возрастания в духовном совершенстве: «было сочтено, что они стяжевают добродетели собственными своими трудами, принося их Владыке Богу, как собственные дары, и посредством их стараясь достигнуть совершенного образа и подобия Божия и приблизиться к неприступному Богу» (Св. Симеон Новый Богослов, Творения, Т.2) Как уже было сказано ранее, наличие достаточной свободы воли на фоне неискушенности человека в самостоЯтельном познании мира и возможности существования без Бога, стали основанием для поистине трагического события вселенского масштаба, известного сегодня, как антропологическая катастрофа или «грехопадение» первозданного человека. Суть грехопадения с точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии состояла в привнесении в непорочную и целомудренную структуру души первозданного человека чужеродной энергии самости «Я» (эго) в виде возможности «Я-познания» мира посредством развития рационального рассудка и интеллекта. В результате повреждения эгоизмом души первозданного человека, начиная с ума, претерпела глубокие изменения вся система сил души (ума, чувства и воли), что естественно отразилось и на теле человека, которое стало страстным, тленным и смертным. На смену триединому, созерцательному и духовно-телесному состоянию «Не Я», в результате грехопадения пришло гораздо мене совершенное и дебелое, т.е. разделённое эмоционально-чувственное состояние «Я», в котором сами по себе стали существовать Я-сужденя, Я-ощущения и Я-желания. При этом на смену созерцательному духовному уму (нусу) пришёл грубый и примитивный рациональный рассудок (эго ум), который полностью овладел всей когнитивной сферой человека, замкнул на себя все силы души и практически полностью вытеснил из неё остатки иначального духовного «Не Я» сознания. В результате душевно-духовный мир стал для человека закрыт и ограничен лишь одним инструментом – совестью, как глубоко сердечным чувством, а познание материального мира посредством рассудка и логического мышления (интеллекта) получило активное развитие. Таким образом, посредством хитрости и обмана первого человека был приведен в действие поистине чудовищный психологический механизм распада души с переориентацией фокуса и вектора направленности внимания с Бога на самого себя. «Человек согрешил собственно тем, что перенёс центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя» (Св. Феофан Затворник, Путь ко спасению) Как известно из Священного Писания, в результате грехопадения у человека изменилась вся система мировосприятия, повлёкшая за собой изменение подхода к жизни и самой жизни на земле. Из ангелоподобного существа человек стал высшим хищником, ведомым по жизни не духовным сознанием, а рациональным эго рассудком, внедрённым ему падшим ангелом. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3; 6-7) «И открылись глаза у них обоих» в психологическом смысле обозначают не что иное, как активизацию эго ума (рассудка), взамен прежнего «Не я» духовного сознания и восприятия. Комментарий: Остаточные признаки естественного «Не я» сознания можно наблюдать и сегодня у маленьких детей до момента осознания ими самих себя, как личностей. Иными словами, в процессе повреждения самостью целомудренное и духовно-нравственное человеческое естество за счёт активизации «Я-познания», впустило в себя чудовищную силу энергий эго («Я»), как силу эгоцентрации сознания, которая глубоко изменила всю ориентацию сил души, сформировав ту самую послойную (луковичную) структуру психического бытия, которая и была отражена К.Г. Юнгом. Говоря о грехопадении человека, как катастрофе вселенского масштаба, нельзя всё сводить к «ошибке» Создателя, полностью исключая наличие промысла Божьего. Некоторые из отцов не прямо, а косвенно указывают на грехопадение, как на «преждевременное ускорение» процесса познания, которое произошло ранее намеченного срока. «Познание это хранилось, отлагалось, может быть для усовершившихся (совершенных в духе) деланием и хранением рая, - для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно» (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о человеке) Таким образом, говоря о повреждении естественной человеческой природы эгоизмом, правомерно допущение мысли о том, что первозданный человек в силу обилия даров и возможностей, предоставленных ему Богом, не выдержал испытания (искушения) на верность Богу и духовно-нравственному закону. Соблазн самостоятельного познания жизни (добра и зла), вопреки заповеди, оказался для человека непреодолимым. В итоге, впустив в себя мощные и разрушительные энергии самости и эгоизма, первозданный человек утратил свою изначальную чистоту и целомудренность, а вместе с ними прямую и непосредственную связь с Богом. Можно сказать, что активизировав ум «собственный», первозданный человек потерял ум божественный (духовный) и умер для Бога, сделав основой для мировосприятия и познания жизни рациональное мышление, как результат не столько развития ума в его духовно-нравственном виде, сколько повреждения самостью и эгоизмом. Таким образом современное состояние человека и всего человечества является результатом падения души во власть чувств, т.е. страстей и эмоций и представляет собой состояние глубочайшей духовно-нравственной деструкции всех сил и энергий души. «он умер для Бога и стал жить собственным своим естеством» (Преп. Макарий Египетский, Творения, Бес.XII) В этой связи для любого думающего человека не должно быть никаких сомнений, что если существует путь повреждения, деградации и распада души, то непременно должен существовать и способ её восстановления, исцеления и собирания в первозданное состояние. «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты призван» (1. Тим. 6;12) Читать далее >>> Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевич, 2014 г.
Всё о православной психологии на psyheo.by Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|