Сверхъестественное состояние человека

Всё о православной  психологии  на  psyheo.by

Сверхъестественное состояние человека

  «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»              (1 Тим. 3;16)

О, непостижимое  всемогущество  Божье  и  отеческая забота  о  своём   падшем  творении, снизошедшая к  нему  погибающему  от  страстей  во  плоть  для   его  исцеления и  обновления  через  Благовестие (Евангелие).

О, невыразимая  слава  и премудрость  Божья, облекшаяся  ради спасения  погибающих  чад  своих  в  простоту, милосердие и  кротость, которой  не  разглядели и не  приняли  фарисеи, книжники  и  праведники  века  сего, но увидели  все  кающиеся  и  грешники, получившие  залог   веры  и   надежды.

О, безграничная  Любовь Божья к человеку, великой  Жертвой   Христовой  отдавшая  за  грехи рода  человеческого  и  для   его спасения  Сына  Своего  Единородного,   явившего  людям  воочию  славу Божью  в  богочеловеческом  состоянии и  естестве  совершенного Бога  и  совершенного человека.

«Падшим одно спасение – Господь. Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего. Кровью Своей Он омыл грехи наши, благодатью Святого Духа обновил обветшавшее естество наше и сделал нас таким образом гожими для царства Своего небесного.»  (Добротолюбие, Т. 1,  Наставления   святого Макария Великого о христианской  жизни)

Говоря о сверхъестественном состоянии человека, мы по существу касаемся тех принципиальных вопросов  символа веры и христологии, которые имеют прямое и непосредственное отношение к сверхъестественной природе  Иисуса Христа, как Сына Божьего  и  второго Лица Святой Троицы  и связаны с пониманием самого характера соотношения божественного и человеческого в том уникальном  и не  имеющем  аналогов сочетании, которое  можно  определить, как богочеловеческое и сверхъестественное.

Сам термин сверхъестественное имеет множество смыслов  и значений, многие  из которых касаются той  или  иной  стороны  мистического и необъяснимого (рационально) в  виде   многочисленных чудес,  феноменов  и  артефактов, не  поддающихся  естественно-научному пониманию и объяснению.

Суть категории  сверхъестественного, как  в большей  степени  артефактной и мировоззренческой,  сводится  ко  всему, что находится  как бы выше  или  «сверх» физического мира  измерений и представляет  собой   явления  иной  и  более  тонкой  энергийно-информационной  природы  нежели  известная  вещественная  (материальная). 

Таких  фактов (артефактов)  в  распоряжении  человечества имелось и имеется великое  множество  и  нет смысла  перечислять  все  данные  феномены, имеющие отношение к  религии  и вере (нетление, мироточение, явление в  световом виде, левитация,  раздвоение, исчезновение, мгновенное перемещение на  значительные  расстояния и т.д.), составляющие богатейшее наследие  духовной   культуры  всего человечества.

Нас  в данном   случае  будет  больше  интересовать сам  принцип  сверхъестественности применительно к  природе   человека, который  наиболее полно был  явлен  человечеству Иисусом  Христом, как воплощённым Богом,  Самим  Логосом  и  Спасителем человечества,  т.е. не  только  явившим  Собой  сам  артефакт человеческой сверхъестественности, но и давшим  людям  через  Евангелие  метафорическое   пояснение закона  и  природы сверхъестественного.

«Итак, что должно было соделать Богу? Или чему надлежало совершиться, как не обновлению созданного по Образу, чтобы чрез этот Образ люди опять могли познать Бога? А это могло ли совершиться, если бы не пришел Сам Образ Божий, Спаситель наш Иисус Христос? Не могло совершиться это чрез людей, потому что сами они сотворены по образу; не могло – и чрез Ангелов; потому что и они не образы. Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было возсоздать по образу сотворенного человека». (Св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти)

Для  любого думающего  человека  очевидно, что повреждённое  эгоизмом  на самом  глубоком уровне   человеческое существо, утратив  изначальную  связь с Богом, уже никак не могло само восстановить себя до изначального духовно-нравственного состояния, не имея прежней полноты связи с  Духом, не  имея  Образа  для   восстановления, не  имея руководства по восстановлению (спасению) и помощи со стороны Создателя.

«Не имать Дух Мой пребываюти в человецах сих, зане суть плоть» (Быт. 6.3) – т.е. «не может Дух Мой пребывать в этих людях, поскольку  они есть одна  лишь плоть» - СамБог  говорит людям.

Именно по этой   причине  ниспавший   с  Духа  во  плоть  человек  нуждался в духовно-нравственном обновлении своей повреждённой эгоизмом природы  и  обретении утраченного духовного смысла  своего существования  через   совершенный Образ  Божий, как  неподверженный каким-либо изменениям.

«В падении человек потерял свою истинную жизнь и начал жить какою-то иною жизнию, которую надо назвать ложною жизнию, смотря на нее с точки назначения человека. Она, начавшись в главе человеческого рода, разлилась потом во все члены его, так что весь род наш представлял одно огромное, ложно, или неистинно, человечески живущее тело. Очевидно, что для обновления этого в самом корне поврежденного тела человечества, надо отвне влить в него начало истинной человеческой жизни, подобно тому как совершенно испорченное тело человека обновляют перелитием в него крови совершенно здорового организма; надобно, представляя человечество древом, привить его от другого, полного здравой жизни древа, чтобы оно под действием его живительных соков переродилось внутри и начало давать новые, живые отростки; надобно восстать новой главе человечества, новому родоначальнику людей, чтобы, рождаясь от него, или перерождаясь посредством заимствованного от него истинного начала жизни, они в союзе с ним составили новое тело человечества, полное истинной человеческой жизни». (Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения, Ч. 1)

В этом отрывке  святитель Феофан прямым текстом говорит о том, что единственным способом спасения падшего человека и всего человечества от безраздельной власти эгоизма,  было  их обновление от Самого Первоисточника жизни.

«Мы никак иначе не могли бы познать того, что относится к Богу, если бы Учитель наш, Слово, не сделался человеком. Ибо никто иной не мог нам поведать об Отце, кроме собственного Его Слова. Ибо  «кто другой познал ум Господа?  или кто был Его советником» (Рим. 11:34)?» (Ириней  Лионский, Творения, Против ересей, 5, Гл.1)

Таким образом, вочеловечение Бога  Слова  можно считать не чем иным, как актом проявления высшей жертвенной любви  со стороны Создателя  (Бога Отца)  к своему повреждённому детищу и творению  для его спасения. Собственно и не   существует  иного объяснения тому  неоспоримому факту, что именно христианство и его духовно-нравственная  доктрина  кардинальным  образом   изменили лицо  мира  и  определили вектор развития  цивилизации на всю последующую перспективу.

В соответствующих разделах  «О жертвенности»  и «Что такое  нравственность»  суть категории  нравственности и её  влияние на  цивилизационные  доктрины  была  рассмотрена  более подробно.   Иными словами, цель прихода в мир  Самого Бога в человеческом облике совершенно  ясна  и недвусмысленна  – это духовно-нравственное    спасение падшего человека  и  преображение человечества.

«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру». (1.Ин. 4;9)

«ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Лк. 19.10)

Таким образом, только через самого Бога   падший человек мог получить  возможность восстановить разорванную  с Ним  ранее связь  для приобщения  к  благодати  первозданного  человека.

Миссия Спасителя

 

Таинство* боговоплощения  относится к основополагающим догматам христианства, связанным с сочетанием подлинно  Божественной и подлинно  человеческой природ.  Нас  в  данном исследовании будет  больше   интересовать не церковно-догматическая, а  психологическая сторона сверхъестественности, как принцип соотношения материального и духовного, конечного и бесконечного, временного и вневременного, тленного и нетленного, смертного и бессмертного о одном.

 *   Учение о сочетании во Христе двух природ было изложено в 451 г. на IV Вселенском соборе.

Психологические и когнитивные аспекты личности Иисуса Христа,  воплотившего  качества сверхъестественного  состояния  человека, а  точнее Богочеловека, по  сей  день вызывают самые  жаркие   споры  и дискуссии в  среде не  только философов, психологов и учёных, но и самих  богословов.

Собственно, именно Христос воочию явил людям уникальный  и не  имеющий   аналогов  путь духовного  спасения через  покаяние,  совлечение  и распятие  «ветхого» человека  для  раскрытия  потенциала  духовно-нравственных  возможностей «нового».

Христианство  вообще  изобилует  парадоксами,  которые  не   вписываются в  привычную человеческую логику. Одним  из  таких  парадоксов  является  сам  характер  боговоплощения, когда  высщее, сверхъестественное и божественное намеренно нисходит  в  низшее, естественное и человеческое, что противоречит законам  естественной  эволюции, утверждающим, что  любой процесс развития с точки зрения  эволюционной  теории  может иметь только одно направление – от низшего к высшему (от простого к  сложному), а  не наоборот, поскольку обратное  является, деградацией  и «инволюцией», что противоестественно.

Но весь парадокс  Боговоплощения  и христологии  состоит именно  в том, что на примере  Иисуса Христа  человечество впервые сталкивается с поистине беспрецедентным фактом (артефактом) нисхождения высшего и сверхъестественного (божественного) до уровня низшего и естественного (человеческого).

Что ещё более удивительно, на примере  Иисуса Христа мы сталкиваемся не просто с феноменом нисхождения высшего к  низшему, а с феноменом нисхождения  в  виде жертвы любви для  спасения  повреждённого  и погибающего  путём его исцеления через  его  изначальный  и утраченный  им  духовно-нравственный Образ.

Таким образом,  одним  из  парадоксов  парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии   является  то, что  не  человек  эволюционным путём становится  совершенным  «божеством», как думают многие, а именно Бог становится человеком и нисходит  в  мир  материи  и плоти  для спасения своего детища  и творения, павшего от  избытка свободы.

Данный   Акт  жертвенной отцовской любви к человеку, как своему творению, столь велик  по  своим  масштабам, что  осознать его  в  полной   мере  способен далеко не каждый  человеческий  ум.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Ин. 1;14)

«И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». (1. Тим. 3;16)

Таким образом, в природе Иисуса Христа мы имеем дело с уникальным и не имеющим  аналогов сочетанием божественности и  человечности, причём, в  их подлинном  виде.

Вот почему Образ Христа в парадигме нравственно-ориентированной христианской психологии является  не  просто ключевым,  а совершенным  образом  богочеловеческого,  который  связует  естественное (материальное)  и сверхъестественное (духовное)  посредством  душевного (нравственного)  в  одно целое и нераздельное.  

Именно принцип этого уникального сочетания высшего и низшего и составляет главную тайну понимания  природы сверхъестественного.

Дело в  том, что ни до Христа, ни после  Него,  у  человечества  не  было  примеров  столь полного, органичного  и целостного соединения человеческого и божественного и в  лице Спасителя мы имеем  возможность  (в  известных  пределах)  исследовать уникальную  природу сверхъестественного, как союза духовного и материального.

Таким образом,  говоря  о  сверхъестественном состоянии человека,  как  богочеловеческом, можно сказать, что  это состояние  является результатом  соединения  совершенной  божественности с совершенной человечностью.

Как уже  говорилось,  божественное (духовное)  не может  себя   проявить в  человеческом (телесном)  напрямую  и  без  посредничества  душевного (нравственного), которому  нужно естественным образом  взрасти  и созреть, дав  соответствующий плод.

Именно по этой  причине  не  только  христианство, а  все мировые  религии  и духовные доктрины подчёркивают принципиальную  важность аспекта  нравственности для  раскрытия  и  проявления потенциала  духовности.

Говоря  о  боговоплощении,  как сверхъестественном сочетании  духовного и материального (телесного), следует подчеркнуть, что для  столь   уникального  сочетания  божественного и человеческого  имелись, как невещественные т.е. духовные, так  и  вещественные, т.е. телесные предпосылки.

Как известно из Священного Писания (Быт. 3;15) воплощение Бога-Слова произошло через  непорочную  Деву Марию , т.е. осуществилось  по тому же пути, по которому произошло в  своё время падение первого человека Адама через жену.

Божественным сосудом и инструментом  для  непорочного зачатия стала непорочная Дева Мария, на которую и произошло снисхождение Святого Духа, как возвестил ей о том Архангел  Гавриил:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк. 1;35)

Принципиальным моментом акта непорочного зачатия  было то, что оно  осуществлялось  не через совокупление, т.е. не через  обычное  соединение  мужского и женского начал  (сперматозоида  и яйцеклетки), а посредством прямой материализации духа  или прямого нисхождения Святого Духа  в  материю  девственной женской плоти.  

 «И таким образом Она зачала Сына Божия, ипостасную Силу Отца, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския (Ин. 1;13), то есть не вследствие совокупления и семени, но вследствие благоизволения Отца и содействия Святого Духа». (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, Книга 4, Гл.14)

Отвечая всем  скептикам непорочного зачатия, можно сказать,  что  очень  сложно приписывать людям, жившим более 2000  лет тому  назад, столь  основательных  знаний современной  цитологии, перинатологии и генетики для  создания  «мифа»  о непорочном  зачатии,  поскольку  по  мере  развития  науки  выясняется,  что  христология  не только  не противоречит  данным ни одной  из  соответствующих наук, но  опережает  их.

Сам механизм материализации  Святого Духа с последующим оплодотворением  и образованием человеческого эмбриона,  можно  отности  к категории  действительно необъяснимого  с естественнонаучной точки зрения, т.е. к  категории  тех  самых  духовных артефактов, которыми изобилует христианская  традиция. 

Результатом этого тайно- и  священнодействия стало совершенно беспрецедентное и уникальное сочетание в зачатом  естестве духовного  (сверхъестественного)  и телесного (естественного)  одновременно как свойств Святого Духа и качеств  девственной человеческой плоти.

Именно духовное происхождение (Отцовство) Иисуса  Христа, ставшее  основой уникальности и сверхъестественности Его  естества, вызывает наибольшее число споров среди  учёных  и богословов  по  поводу природы  феномена  Богочеловечности.

Связано  это  с  тем,  что факт (артефакт) духовного  Отцовства попросту  разрывает  порочный  круг воспроизводства  падшего человека  и  всего рода  человеческого  через  совокупление с  неизбежным  наследованием  первородного  и  родового  повреждений  в  виде эго ума  и  наследственных наклонностей.

Иными словами, воплощение Христа являет собой  иной - сверхъестественный  принцип появления человека, имеющего и человеческое  и  духовное первородство и потому олицетворяющего собой  не   просто человеческое, а духовно-человеческое.

 Таким образом, уникальность  сверхъестественной природы  Богочеловека  состоит в  том, что являет  собой  сверхъестественный результат  нераздельного  соединения в  одном двух совершенно различных природ и естеств:

- совершенного  божественного (духовного)  и

- совершенно непорочного человеческого (телесного).

Вопрос о том, почему  именно Дева Мария  стала  богоизбранным  сосудом  для  посещения Святого Духа  до сих  пор выпадает  из  контекста многих исследований, а  ответ  заключается  именно в  её  чистоте, праведности и  целомудрии, которым  не  было равных среди прочих. 

Таким образом,  особенностью этого уникального соединения двух естеств и двух природ в  одном  состоянии и стали  уникальные сверхъестественные качества (телесно-душевно-духовные)  Богочеловека  Иисуса Христа, среди которых имели место и  сверхъестественные (божественные) и естественные (человеческие).

Удивительно при  этом то, что сверхъестественные божественные качества Спасителя на  протяжении  Его  земной  жизни нисколько  не  препятствовали проявлению естественных человеческих качеств, и наоборот,  человеческие  качества Спасителя  не ограничивали  потенциала Его божественности.

Единственным и  весьма значимым  с  психологиче ской  точки зрения  обстоятельством можно считать  то, что, несмотря  на  имевщую  место божественность первородства и происхождения Христа,  в  человеческом  аспекте Ему,  как  и любому  человеку,  было нужно  пройти  весь  цикл  естественного человеческого  развития, без  которого  божественность (сверхъестественность)  не   могла  быть  проявлена  Им в  полной   мере.

Говоря  другими  словами,  божественные (сверхъестественные) и человеческие (естественные) качества Иисуса Христа не могли быть явлены Им одномоментно и единовременно  от рождения, а потому  Его человечность  нуждалась  в естественном росте  и развитии для проявлении  потенциала  Его  божественности. 

Данное  обстоятельство обусловлено  тем, что  земная  жизнь, в  отличие  от духовной, имеет  жёсткую  привязку  ко  времени, на  протяжении  которого  и  идёт развитие  любого живого организма  с  раскрытием  всего спектра  человеческого   потенциала, включая  и телесный (физиологический)  и  душевно-духовный (когнитивный).

Именно поэтому Иисусу Христу было жизненно важно и необходимо пройти  на  земле  от рождения  весь путь человеческого, т.е.  онтологического  и социального  (душевного)  развития, включая крещение в Иордане, для того, чтобы во всей полноте  могло  раскрыться  и проявиться  его духовное  совершенство.

Говоря другими словами, в  личности Иисуса Христа, параллельно проявлялись две совершенно различных закономерности, -  вневременная (духовная)  и временная (телесная),  свойственные с одной стороны  высшему, божественному и сверхъестественному (не проявленному), а с другой стороны  низшему, человеческому и естественному (проявленному). 

Если  непроявленное  (сверхъестественное) уже   изначально присутствовало в  Нём, как  духовный  потенциал  божественных  возможностей, то   проявленному  (телесному)  надлежало пройти все  стадии  естественного  развития  (младенец, дитя, ребёнок, отрок, юноша, мужчина) для  раскрытия  всей  полноты Его  когнитивного  и  душевно-духовного  потенциала.

«младенец до трех лет; дитя до 6 лет; ребенок до 9 лет; отрок в 12 лет;  юноша в 20 лет; мужчина в 30 лет, старик в 50 лет» (Преп. Максим Грек,  Слово 45. Семь ступеней человеческого возраста) 

Именно поэтому полнота Его сверхъестественных душевно-духовных возможностей  раскрывалась не  сразу и не  единовременно, а напрямую зависела от полноты  Его человеческого, т.е. социального  и  умственного развития.  Образно говоря,  духовный  потенциал  Спасителя терпеливо ожидал, пока  взрастёт,  созреет и раскроется  в  полной   мере его  человеческий и душевный  потенциал.

Говоря  языком  современной   когнитивной  психологии,  для полноты  проявления  сверхъестественного, необходима  полнота  проявления  естественного. Вот почему  Спасителю, как  и любому   земному  человеку,  требовалось  совершенно конкретное  время  для  развития  когнитивной   сферы  и  личностных  качеств, отвечающих за  идентичность, что не  могло  появиться само собой  из ниоткуда, как  соответствующие когнитивные  центры, синаптические структуры  и навыки, а  нуждалось  в  естественном человеческом и социальном развитии.

Вероятно, именно этим обстоятельством объясняется отсутствие достоверной информации  о детстве, отрочестве  и юности Иисуса Христа, вокруг чего по сей день ходит множество мифов и легенд, пытающихся  отрицать  изначальную божественность природы  Спасителя,  подменяя  её эзотерическим подтекстом «особой» тренировки, позволяющей  любому достигать сверхъестественного состояния.

Думающий человек без труда поймёт скрытый смысл такой  эзотерической подмены, направленной  на  отрицание  подлинной божественности Спасителя и  возвышение  соответствующей эзотерической школы, практики и традиции, следование  которой  якобы  позволяет  достичь столь же  впечатляющих результатов и совершенств, какие  были и у  Спасителя.

Речь идёт о распространённых  мифах и легендах  т.н. «высшего посвящения» юного Христа у египетских жрецов,  персидских магов, индийских йогов, тибетских учителей и  т.д.  и т.п.  Следует ещё  раз отметить, что смысл этих легенд один  и тот же  - превознесение соответствующей  духовной  школы, практики и традиции, как  «истинной» и отрицание  подлинно богочеловеческой природы  Иисуса Христа, которой  в  действительности не  требовалось никакого иного посвящения и «особой»  практики, кроме  неукоснительного сблюдения воли Бога  Отца и крещения и предтечи.

Из книг Нового Завета известно, что о приходе  Спасителя в мир и Его высокой миссии спасения падшего человечества говорили практически  все  пророки  задолго до  известных библейских событий.  Можно сказать, что  весь  Ветхий Завет  насквозь пронизан пророчествами о пришествии  Мессии.  Именно поэтому  после  явления  Спасителя миру, в   числе  вопросов  был и  вопрос, а  Он ли Тот, кому по пророчествам  предстояло прийти в мир с посланием от Отца ?

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? 

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.» (Мф. 11; 2-6)

 Говоря о  проявлениях  сверхъестественности в юные годы Спасителя, в Евангелие есть упоминания о нескольких эпизодах  демонстрации юным Христом поистине удивительных для его возраста умственных качеств, которые  вызывали  интерес, восхищение и недоумение даже у священнослужителей (раввинов).  В укачестве   примера   можно привести эпизод  с  пропажей  12-ти летнего Иисуса  по возвращении  из  Иерусалима  и нахождении  Его  на  третий  день в  храме  среди учителей.

«И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2: 48)

«Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?  Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2:49 - 50)

Двенадцатилетний Иисус в храме среди учителей

Таким образом,  сущностной особенностью  сверхъестественной природы Христа, как богочеловека, было то,  что  после воплощения  (вочеловечения), Он  не утратил  божественности и остался единосущен Богу Отцу по духу, хотя  и непроявленно в   полной   мере.

«Если, согласно с мнением еретиков, Христос после соединения принял одно сложное естество, то Он изменился из простого естества в сложное, и Он не есть единосущен ни с Отцом, который имеет простое естество, ни с Матерью, ибо Она не сложена из Божества и человечества.»  (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, Книга 4, Гл.14)

Таким образом, сверхъестественное состояние человека представляет  собой феномен поистине уникального сочетания высшего (духовного) и низшего (материального)  при  посредстве  растущего и  развивающегося  душевного (тонкоматериального), в  котором   духовное  и материальное  проявляются  максимально  гармонично   и  без противоречий  для  законов существования каждой  из естеств и природ  по отдельности (как божественного, так и человеческого).

Именно душевная (нравственная)  основа человека, формируемая  им по  ходу его когнитивного и социального развития  и является тем соединительным  мостом и связующим  звеном, которое  гармонично соединяет высшее (духовное)   и низшее (телесное). Без  этой  правильной (нравственной) душевной  основы  когниции, как системы прорводников, не  может быть полноценного соединения материального с духовным, как  низшего с  высшим.

Иными словами, во Христе, как  олицетворении идеала нравственности,  имеет место  органичное  воссоединение  духовного и материального  или   не вещественного и вещественного или  вне временного и временного или бесконечного и конечного или  божественного и человеческого,  проявляющее себя  в зависимости от обстоятельств по-разному.

Особенностью сверхъестественного состояния является  то, что в этом  состоянии  человек обладает  уникальной возможностью проявлять себя в зависимости от обстоятельств двояко – и естественно и  сверхъестественно, т.е. и как человек и как Божество. Этим обстоятельством объясняется  противоречивость  сочетания  в  личности Христа  с одной  стороны  сверхъестественных   возможностей  целительства  и  чудотворения на фоне  проявления  удивительной простоты и человечности.

Вопрос  возможности  и принципа сочетания  божественного  и человеческого  по сей день является одним  из наиболее  спорных  и сложных  вопросов  в  современной экзистенциальной  философии и  по нему  до сих  пор идут  активные  дискуссии.  Наше  исследование  данной  темы и проблемы  недвусмысленно говорит о том, что данное   сочетание абсолютно реально и  возможно, но только на  глубоко нравственной основе  и при  посредстве душевного уровня  (этапа), как связующего  моста.

В этом  отношении святоотеческая психология и рассматривает человеческое естество  через  призму не двух, а  именно трёх когнитивных  состояний (телесного, душевного и духовного).

Можно предполагать, что  принципиальным  моментом, определяющим возможность  проявления духовного и сверхъестественного,является  правильная  ориентация именно душевной  структуры, как  тонкоматериальной  и непосредственно взаимодействующей  с Духом (Богом). 

Под душевной структурой  понимается, собственно, сам  человеческий  ум (рассудок) и его характер,  как  наиболее  утончённой  субстанции, граничащей   с  духом.  Именно ум  человека  должен   из  рационального  состояния  («горизонтального»)  трансформироваться  в духовно-нравственное  («вертикальное») состояние для возможности  соединения с  умом божественным  для  принятия благодати Святого Духа. 

 «Ум (Божественный) соединяется с умом (человеческим), как с ближайшим и более сродным, а потом уже с плотью, при посредстве ума между Божеством и дебелостью (человечностью)» (Григорий Богослов, Творения, О вочеловечении, Т,2)

Правильность  ориентации  сил  души  (ума, чувства, воли)  в  соответствии  со святоотеческой  традицией  определяется, прежде   всего, чистотой человеческой души или  отсутствием в  природе   человека  такой  структуры  как  эго («Я»)  со всей  системой  страстей  и порождаемых  ими  эго  качеств.

Иными  словами, основой  для  проявления  сверхъестественности (божественности) является  приведение  сил  души  (ума, чувства  и воли)  в  первоначальное  адамное  состояние за  счёт  устранения  поляризующего влияния эго («Я»)  со  всей   системой  эго  суждений, эго  чувств (эмоций) и эго желаний. Вот  чем  объясняется важность святоотеческого учения о страстях и борьбе  со страстями.

Таким образом, в  сверхъестественном  состоянии  человека  отсутствует  эго и влияние  страстей, в  результате   чего  все  три  силы  души  (ум, чувство и воля), которые  обычно  разделены  в  эго  состоянии,  получают  возможность  вновь  собраться  воедино  в  «вертикально»  ориентированное  состояние  «думаю-чувствую-желаю».

В этом   состоянии  триединства всех сил  души  происходит  удивительный   феномен  «исчезновения»  пристрастного, противоречивого  и эмоционально-чувственного восприятия  реальности, которое  было присуще  эго состоянию, в  котором  ум, чувство  и воля  были разделены  между  собой  и «открытие»  духовного восприятия.

Говоря  другими словами,  в  сверхъестественном  состоянии, как  бесстрастном,   на   человека  уже  не  оказывает  влияния  падшая  душевность, т.е.  чувственность  и эмоциональность.  В результате  человек  как  бы  выходит  из  поля  действия  порочного  закона   эгоизма  и   становится  причастным  поля  действия  высшего  духовно-нравственного закона (Закона  Божьего).   

Можно сказать и о том, что в  сверхъестественном  состоянии человека его ум, чувства  и воля  вновь  обретают свои  изначальные  духовные  качества и направленность к  Богу.

При этом  страстный  человеческий  эго ум  (рассудок, интеллект)  в  сверхъестественном  состоянии  трансформируется  в  духовное  сознание, которым  руководит  не  эго-Я, а  духовный   ум и которое  способно  с лёгкостью проникать  в  суть  любого  материального и духовного вопроса и проблемы.  Вот почему в  сверхъестественном состоянии возможно прямое духовное знание всего и вся, что и демонстрировал Спаситель.

Страстная  и эмоционально обусловленная  чувственность  из   силы  стремления  к  удовольствиям  и развлечениям, в  сверхъестественном   состоянии  вновь  становится силой поддержания  трезвости, ясности, стойкости  и  чистоты человеческого тела  и духа.

Страстная  и  расслабленная  гедонизмом  человеческая   воля  в  сверхъестественном состоянии  вновь становится несгибаемой  силой   устремления  человеческой  души к  Богу. 

В итоге   всё  человеческое   существо в  сверхъестественном   состоянии  меняет  своё  естество  с  «ветхого»  на  «новое»  и  обретает  утраченное  некогда  духовное  качество с  присущими  ему  духовными  «сверх»  возможностями.

Вот, собственно, почему  сознание   человека  в сверхъестественном состоянии    олицетворяет собой  уникальный  и  не имеющий  аналогов  тип  ума  -  ум  духовный, как  наиболее  утончённый,  совершенный  и всепроницаемый, являющийся отражением   божественного  сознания.

Примечание:  Не  следует забывать о том, что  душевное состояние человека, отделяющее падшее  состояние  от   сверхъестественного,  составляет целый  мир  и  отдельную  плоскость  душевного  сознания  и  восприятия в  которой  также не сложно заблудиться и потеряться так  и не  прийдя  к подлинной  духовности и дарам  Святого Духа.

Подводя  некоторый предварительный   итог нашим рассуждениям, можно сказать, что именно ум  падшего  человека  является  главным  объектом трансформации  и преображения  для изменения всей  природы человека.

«Бог-Слово, желая восстановить то, что было по образу Его, сделался человеком. А что есть бывшее по образу, если не ум ? Итак, ужели пренебрегши лучшим, Он воспринял худшее. Он не пренебрег ничем, но воспринял всё, тело, душу, одарённую умом и разумом, также и свойства этих. Ибо живое существо, лишенное одного из этого, не есть человек. Ибо Он весь восприял всего меня, и весь соединился со всем, для того чтобы всему даровать спасение». (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, Книга 3, Гл.6)

Таким образом, в  сверхъестественном   состоянии человека  мы  наблюдаем  полное  восстановление  падшего  человеческого  естества в  гармонии  тела, души и духа   до  изначального  Адамного  состояния.  Именно по этой  причине в  святоотеческой традиции Христа  не  редко  именуют вторым Адамом.

«Первый Адам был создан душой живою, – второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос» (Св. Амвросий  Медиоланский на 1Кор. 15;45 )

«Поэтому Новому Адаму надлежало быть не только Человеком, но и Богом, чтобы Он Сам по Себе был и жизнью, и премудростью, и правдой, и любовью, и милосердием, и вообще всяким благом для того, чтобы привести ветхого Адама в обновление и оживотворение» (Св. Григорий Палама, Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы)

Говоря о сверхъестественном  состоянии человека, следует особо подчеркнуть  важность понимания такой  категории, как  когнитивный порог, т.е   естественный предел  возможностей  восприятия  и осознания  сверхъестественного  обычным  человеком, находящемся в  обычном  состоянии, т.е. падшем.  По понятным  причинам, связанным  с  естественной ограниченностью  возможностей  человеческого восприятия  в нормальном  состоянии, многие проявления  сверъестественности (ума, чувства  и воли) попросту  не   воспринимаются  и  остаются как бы  за  порогом  повседневного  восприятия  и осознания  рядового человека. 

Иными  словами  особенностью  любой   сверъестественности является  то, что  она как бы  естественно  сокрыта  от мира  и  восприятия   падшего человека, который  попросту  не «видит»  сверхъестественности по  той   причине, что  не  обладает  такой  степенью совершенства восприятия. К сожалению и счастью сверхъестественное было, есть и будет  уделом достаточно ограниченной   части человечества, которая намеренно совершенствуется  в  этом  направлении.

Именно по этой причине вопрос естественнонаучного понимания природы сверхъестественного состояния человека и по сей день остаётся во многом  открытым и спорным. Этим же  обстоятельством  объясняется  и тот  факт, что практически  никто из простых  людей  и  даже  близких  не  «видел», т.е. не воспринимал Христа, как  Мессию  и Богочеловека, за  исключением очень  ограниченного круга  духовно «зрячих», а  также одержимых.

«что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!»  (Мк. 5;7) – взмолился  перед  Иисусом одержимый  бесом, увидев  Его в  первый  раз.

Последние научные  данные в области нейропсихологии, связанные  с открытием нейронных  сетей  сознания, как  некой  глобальной  системной  основы  когниции, дают некоторые основания полагать, что по  аналогичному  принципу может  идти соединение ума  человеческого с божественным  сознанием.

Данное обстоятельство о характере  связи  ума  человеческого и божественного  по существу снимает вопрос о противоречии между материально-ориентированным  рациональным рассудком (нижним умом) и бого-ориентированным духовным сознанием (высшим умом).

Это обстоятельство полностью  объясняет и то, что  Христос  когнитивно не мог избежать стадии развития  человеческого ума (когнитивной сферы), как  процесса роста и  структурирования  системы  когнитивных  связей до определённого момента и уровня когнитивной зрелости, когда и произошло  полноценное  соединение человеческого ума  с божественным  в  том  качестве  и состоянии, которое именуется сверхъестественным.

В этой связи правомерно говорить о том, что развитие  внутреннего человека (духовного)  требует определённых  когнитивных предпосылок  и необходимости правильного  умственного  и нравственного развития  внешнего человека (психофизиологического).  При этом любые  попытки  преждевременного раскрытия  духовного потенциала на  неподготовленной   когнитивно  и нравственно  почве  могут приводить к  серьёзным психическим проблемам и отклонениям душевно-духовного характера.

Таким образом, в  сверхъестественном  состоянии  Иисуса Христа, как  богочеловека, мы  можем наблюдать всю полноту  и целостность  проявления телесно-душевно-духовной  тримерии, как  органичного  сочетания естественного и сверхъестественного, создавших из двух естеств одну  сложную Ипостась.

«Существенным же считаем не потому, что два естества соделали одно сложное естество, но потому, что они поистине соединились друг с другом в одну сложную Ипостась Сына Божия, так как в Господе нашем Иисусе Христе мы знаем, конечно, два естества, но одну сложную из обоих  Ипостась» (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, Книга 3, Гл.4)

Таким образом, в  сверхъестественной  природе  богочеловека  одна  одна природа  и  одно  естество  (подлинно  человеческое)  нераздельно  соединилась  с другой    природой  и  другим  естеством (подлинно божественным), образовав  Ипостась  богочеловека.

Таким вот удивительным  и сверхъестественным образом  посредством  ума  божественное всесовершенное, бесконечное, вневременное, нетленное, бессмертное  и вечное  встречается и соединяется с  человеческим несовершенным, конечным, временным, тленным, смертным и преходящим.

Можно сказать, что в этом удивительном  таинстве  и  соединении и заключается суть  духовного спасения в соответствии с  христианской духовной традицией. 

Соединение во Христе двух естеств и природ

 

Говоря о сверхъестественном  состоянии Спасителя,  по  понятным  этическим причинам  мы  не  можем в  полной   мере  судить о  Его  божественном  естестве, но можем (в  известной   мере)  говорить  о  Его человеческом  состоянии.

В данной  связи  одним из характерных свойств сверхъестественного состояния  Иисуса Христа можно считать его безгрешность или полное отсутствие в Нём, какого бы то ни было греха – первородного, родового, личного.

Собственно, именно безгрешностью и  абсолютной  бесстрастностью  Христа  и  объясняется феномен Его сверхъестественности и  наиболее  полного соединения в  Его природе  человеческого  и божественного.

Безгрешность Спасителя  не   является  очередным  «мифом», а  имеет  под собой  совершенно  ясную  антропологическую  основу, которая  чётко  объясняет  причины  отсутствия  у  Иисуса Христа  первородного, родового  и  личного  грехов, а  точнее повреждений.

Отсутствие первородного  повреждения, связанного с развитием  эго, объясняется сверхъестественным характером  непорочного зачатия Христа, в  ходе которого не было совокупления, естественного оплодотворения и  соответствующей  передачи  базовых  родительских признаков  и структур, включая  когнитивные.

Отсутствие  родового  греха, связанного  с  наследственной   передачей  тех  или   иных склонностей и предрасположенностей,  также определялось  духовной   природой Бога  Отца и отсутствием  передачи  соответствующей генетической  информации (по отцовской линии).  В зачатии, как  известно,  в  родительском  смысле  участвало  одного только  женское начало, причём,  в  качестве  девственности, т.е. непорочности, целомудрии и чистоты.

Отсутствие личного греха  было связано с бесстрастной  и  потому  исключительно добродетельной  душевной  природой  Христа,  в  которой  из-за  отсутствия первородного и родового  повреждений полностью отсутствовало страстное  начало, т.е. соответствующие  страсти на  всех уровнях  существа (тело, душа, дух).

Вместе  с  тем, для  сверхъестественной  природы  Спасителя, олицетворявшей не  только совершенную божественность, но и совершенную  человечность,  была   свойственна  тленность  и смертность, присущие  любому   человеку.  Именно это обстоятельство, связанное   с  тленностью и смертностью  человеческой  природы Христа,  и породило  множество мифов  и заблуждений  о Его  и  телесном бессмертии.

Вместе   с  тем, с  духовной  точки зрения, телесное  бессмертие относится не к   «ветхому» (телесному), а  к  «новому» (духовному)  человеку, который  воссоздал  себя   в духе, обретя  новое  духовное  и нетленное тело. «Ветхому»  же  телу в  любом   случае предстоит пройти через совлечение, ветшание  и смерть.  Именно поэтому  и Спаситель до  распятия  и воскресения  имел тленное  и смертное  человеческое  тело.

 «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако смертную и болезненную»  (Св. Григорий Палама. Беседы. Ч. 1. М., 1993 )

 Говоря  о сверхъестественном состоянии человека, нельзя  не   коснуться аспекта   подмены  многими  авторами  и исследователями  духовного  состояния  человека, как  совершенно бесстрастного,  душевным  состоянием, связанным с  наличием богатой  чувственно-эмоциональной  сферы  преимущественно добродетельного характера, обусловленной  взаимодействием соответствующих добродетелей  и страстей  души.

В этом  отношении  многие верующие  люди из числа  новоначальных  и  молодые  священнослужители  именно душевность, т.е.  повышенную  чувственность и  обострённую  эмоциональность в  виде  неравнодушности,  способности к  самопожертвованию, сопереживанию, состраданию, помощи, служению, защите  истины и справедливости  и т.д., принимают за  высокую «духовность».

Вместе  с  тем, названные  качества добродетели, окрашенные  человеческой  эмоциональностью и чувственностью, являются конечно же не духовностью, а  самой  характерной  душевностью, которая  когнитивно, т.е. умственно ещё  очень  слепа, несовершенна и  пристрастна.

Душевность в падшем мире - это очень благое  и светлое состояние души, которое  гораздо  выше  телесного (падшего)  эго  состояния. Вместе  с  тем, душевный   человек – это ещё  очень несовершенный  когнитивно  человек, который  рассуждает  хоть  и нравственно  благими, но  сугубо  внешними  и  вещественными (рациональными) понятиями и категориями, а  потому  ещё  очень далёк  от подлинно  духовного  рассуждения и «видения», свойственного сверхъестественному состоянию.

Таким образом, душевный   человек с  точки зрения святоотеческой  психологии – это социально и нравственно озабоченный  человек  благого  устроения  души, но  это  ещё  преимущественно телесно-ориентированный  человек  рационального ума,  не имеющий духовного  ума, восприятия  и рассуждения  и именно таких  людей среди верующих сегодня   абсолютное  большинство.

 Для  сверхъестественного  состояния, как  духовного,  любая  душевность, т.е. чувственная  эмоциональность совершенно не  свойственна.  Сверхъестественное   состояние  человека  в душевном  плане  можно охарактеризовать, как   исключительно добродетельное  и благое, но  при  этом  совершенно бесстрастное  и чуждое  умилительности и сентиментальности, столь свойственным душевности.

При этом  качество бесстрастия  сверхъестественного состояния  человека  нельзя  ни в  коей мере путать с качеством  бесчувственности. Всё  подлинно человеческое и  в  т.ч.   скорбь, сокрушение и даже  плач доступно  человеку  в  сверхъестественном  состоянии. Всё  отличие  этих  чувственных  проявлений  в  сверхъестественном  состоянии заключается   в  том, что  в  сверхъестественной   чувственности  нет  оттенка  эмоциональной  страстности и пристрастности  с  наличием  внешних  эффектов  и аффектов, поскольку всё  принимается и ощущается   преимущественно  глубоко внутренним  духовным  сердцем  и чувством, а не  внешним телесным.

«Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился». (Ин. 11;33-35)

Любопытно, что и  качество гнева также имеет место  в  сверхъестественном  состоянии, как  гнев праведный, т.е. находящийся  под бдительным  контролем осознанности и любви  и  проявляемый   как крайняя  форма защиты  божественной истины.

Говоря  о сверхъестественном  состоянии человека, нельзя  обойти вниманием вопрос  состояния  человеческого «Я» в  сверхъестественном  качестве, которое  в  падшем состоянии  тождественно эго. 

В сверхъестественном состоянии  человеческое  «Я»  не исчезает  полностью, как  думают многие,  превращая   человека  в  безличностное и «аморфное»  существо, не   имеющее личностной   идентичности. Для  духовного состояния  это было бы   чересчур  грубо и  примитивно. 

В сверхъестественном  состоянии, как интегральном и одновременно «свободном»  от влияния  эгоизма,  «Я»  сохраняется,  но лишь условно, как  способ внешней, т.е.  социальной   идентичности  и  возможности  быть  социальной   единицей, не  отличающейся  внешне  от других людей.  

Что касается  внутреннего  качества  «Я»  в  сверхъестественном  состоянии, то оно  кардинально отличается  от  падшего  эго-Я  тем,  что  оказывается  совершенно иным, т.е.   духовно-нравственным  по  сути  и только  внешне  выглядящим  «Я»  по  форме.

Сверхъестественное  «Я», как  свободное от влияния эго и страстей,  оказывается   не   фиксированным  жёстко,  как  в  телесном  эго  состоянии,  а   как бы  подвижным  и  обладающим  способностью  свободно  перемещаться  внутри личности  от  «Я»  к  «Не я», а  от «Не я»  к состоянию «Мы». 

Иными  словами, в  сверхъестественном  состоянии человек   может  свободно перемещать  локус  и фокус  своего восприятия с  телесного плана «Я»  на душевный   план  «Не я» и далее на  духовный   план «Мы» и наоборот  без  потери  внутренней  координации, тогда как в  падшем (телесном) состоянии  сознание накрепко привязано исключительно к  телесному плану  и эго состоянию «Я».

Таким образом, сверхъестественное состояние человека можно охарактеризовать состоянием внутренней душевно-духовной   свободы и не привязанности к одному  только эго, т.е. «Я» и рацио. Вот каков психологический  смысл фразы  «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8;32)

По этой причине  нет никаких  оснований допускать мысль о том, что  Христос, как богочеловек,  не осознавал   себя личностью у которой  полностью  отсутствовало  человеческое «Я».  Таким образом, наличие  «Я»  в сверхъестественном  состоянии человека  не  связано  с  качеством  эго  и   супер эго,  которое  имеет место в  падшем состоянии.

Аналогично  обстоят дела  и с  вожделевательной   силой  души  (волей), которая   также  имеет  божественное  и  человеческое   проявление  в  сверхъестественном  состоянии,  только  человеческий  характер  проявления   этой   силы  связан исключительно с  естественными и  бесстрастными  потребностями  в  воде, пище, дыхании, отдыхе, сне и других естественных потребностях.

Общий  же  характер  вожделевательной  силы  души в  сверхъестественном  состоянии  находится  в полном соответствии с высшим  духовно-нравственным законом (Законом Божьим), а потому выражается  в служении  Богу  Отцу  и полном подчинении Его  высшей  Воле.  Можно говорить  о том, что в  сверхъестественном  состоянии человека  как бы  отсутствует  качество  «личной»   Я-воли, как  таковой, поскольку сверхъестественная   воля  является  олицетворением даже не столько воли человеческой, сколько воли  божественной, о которой  Христос  неоднократно  говорил  своим  ученикам.

«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». (Ин. 17:4)

Говоря о сверхъестественном  состоянии человека, нельзя  обойти стороной и вопроса   отношения  к  соответствующим «чудесам»  и духовным артефактам, не  имеющим рационального объяснения.

Все  данные  артефакты  и чудеса: целительство, чудотворение,  левитация, духовное  знание  и рассуждение,  раздвоение, возможность исчезновения, способность преодолевать материальные преграды, способность управлять силами  природы, способность мгновенно перемещаться в пространстве, способность изменять облик и другие, описанные в Священном  Писании, Евангелие и святоотеческом  предании, относятся  к т.н.  «новому»  человеку  духовному, но не  к  «ветхому»  телесному  и душевному. 

Именно поэтому  для  телесного и душевного состояний, как  рационально обусловленных,  бессмысленно пытаться  каким-то образом  понимать  и объяснять  данные артефакты, поскольку  они относятся к  области  сугубо  духовных  возможностей  и  состояний, не имеющих рационального  объяснения.

Данные  артефакты, включая  чудеса  воскресения  умерших,  были  воочию  явленны Иисусом Христом  своим  ученикам,  для  подтверждения  своей  подлинной  божественности, как  возможностей славы Святого Духа. 

Одним из свойств  сверхъестественного состояния человека  является возможность перехода  из телесного состояния   в  духовное или  световое, что  Христос  и продемонстрировал  своим  ученикам  во  время  преображения  на горе Фавор.

«…и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». (Мф. 17;2)

Многие ошибочно считают акт преображения  Христа  «естественным» актом одухотворения   человеческого естества Спасителя, но в действительности Христос на горе Фавор явил своим ученикам лишь своё подлинное духовное состояние, как сверхъестественное, которое по существу было и оставалось неизменным  изначально.

Принципиальным качественным отличием  сверхъестественного  состоянии человека, как  благодатного,   от любого другого  нравственного и душевного  состояния,   как добродетельного,  является  наличие  кроме  качеств  добродетели  и  благодатных  даров  Святого Духа, среди которых: по слову Апостола мудрость, знание, вера, целительство, чудотворение, пророчество, различение  духов и  др.

Благодатные  духовные  дары  -   это и есть те  уникальные  духовные способности и возможности  человека, которые  являются  результатом  обо̀жения  человека или  действия в душе человека  благодати Святого Духа, которая  направлена на благо  людям и церкви.

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» (1.Кор. 12:8-11)

Из высказывания Апостола Павла понятно, что все дары душе человека являются результатом действия одного и того же Святого Духа. При этом сам Апостол из всех даров Святого Духа наибольшее значение придаёт дару любви и пророчества:

«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать».(1.Кор. 14;1)

«Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание». (1.Кор. 14;5)

«Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;» (1.Кор. 14;39)

С рациональной  и потребительской точек зрения может возникнуть мысль о том, что наибольшим даром из всех по  видимому является дар чудотворения или целительства, как  проявление  личной силы и могущества, но это ложное представление, основанное на эгоистических суждениях.

 С точки зрения парадигмы нравственно-ориентированной христианской психологии именно дар пророчества, как дар прорицания, предвидения или духовного созерцания грядущих событий  для назидания  ближних и церкви следует считать одним из  величайших и важнейших.

Ценность этого дара, связанного  с духовным  предвидением  сути грядущих событий,  может быть понятна  только с духовной и глубоко нравственной точек зрения.

Духовно-нравственная ценность дара пророчества состоит в том, что он стоит на защите самой  человечности, как   высшей   ценности для Бога и человека.  Вот почему испокон веков именно этот дар, как  дар  сохранения  и  обеспечения  жизни  всего  рода  человеческого, признавался и ценился более всего.

Говоря другими словами, дар пророчества даёт людям и церкви максимально верные жизненные ориентиры  на  будущее  с  вытекающими  из них  стратегиями наиболе  правильных действий (индивидуальных и коллективных).

Посредством непосредственного созерцания будущего, что доступно Духу  Святому,   церковь, как  институт нравственности,  может заранее предвидеть те  или иные негативные тенденции и  события, тем самым,  имея  возможность смягчить  и упредить   их разрушительные и трагические последствия для  всего  общества.

В этой связи можно сказать, что дар духовного пророчества является  поистине  божественным даром сохранения, поддержания и обеспечения  самого дорогого, что может быть у человека – преемственности жизни,  духовной  традиции  и человеческой  культуры. 

Можно заметить, что в этом даре во всей полноте проявляется  истинно христианская любовь к ближнему, забота о ближнем и самом роде  человеческом. Вот почему именно дар пророчества  и любви   является проявлением  подлинной  духовности  и человеческой добродетели.

Именно по этой причине Апостол  Павел  из всех благодатных  даров  Святого Духа приоритет отдаёт именно дарам  любви  и пророчества*. Можно сказать, что именно через  эти  благодатные  дары  и проявляется во всей  полноте суть сверхъестественного состояния человека, как состояния обо̀жения (богоподобия) и  подлинной  святости.

* Дар  прощения  грешникам  их  грехов,  данный   Спасителем  своим  ученикам    после   всех  даров,   в  данном  написании  не  рассматривается, как   выходящий  за  рамки  компетенции  нравственно-ориентированной  психологии  и имеющий  отношение   к  таинствам  и священнодействам. 

Главным же  даром сверхъестественного состояния  человека был, есть и пребудет дар  божественной  любви, как свет миру  и всему сущему.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13:1—8)

 

 Читать далее >>>

Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской  психологии»  К.В. Яцкевич, 2014 г.

 

Всё о православной  психологии  на  psyheo.by



Просмотров: 653
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что является самым важным для любого человека?
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Что можно сказать по голосу человека и как полюбить свой голос
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что говорит одежда человека о его характере?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Как зависит счастье человека от его склада ума?
  • Как же я смог потерять то, что хранить было, в общем, не сложно?! По рассказу солидного человека
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Как сказать, что больше не любишь человека
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Как разлюбить и попытаться забыть человека после его измены и очень некрасивого расставания?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь