|
О состоянии и методологии православной психологииАвтор статьи: Яцкевич Константин Владимирович
Всё о православной психологии на psyheo.by «В течение 15–20 последних лет в нашей стране происходит становление православной психологии – психологии, основанной на православном понимании человека. Нам православная психология представляется как научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию, а также и как прикладное знание.» (Л.Ф. Шеховцова, Православная психология в России, Психологическая наука и образование, 2011 г.) Эти слова Ларисы Филипповны Шеховцовой – доктора психологических наук, профессора кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председателя Епархиального Общества православных психологов Санкт-Петербурга убедительно говорят о том, что христианская и в частности православная психология, как научная дисциплина состоялась. Состоялась она даже не потому, что о ней сегодня много пишут и говорят, регулярно издают книги, готовят специалистов в ряде учебных заведений, а интернет выдаёт более 750 000 ссылок по соответствующим запросам. Она состоялась, прежде всего, с точки зрения верности и неизменности её методологической основы, за которой стоит поистине незыблемое и фунаментальное духовно-нравственное знание о природе человека и мира, владея которым, можно не потерять в повседневном хаосе жизни ориентиров подлинной человечности. Состоялась она потому, что несмотря на все коньюнктурные веяния и тенденции последних лет, связанные с укреплением позиций гедонизма, рационального эгоизма и прагматизма, православнавя психология стоит на неизменно прочном святоотеческом фундаменте нравственности и духовности и даёт единственно верное духовно-нравственное понимание природы человека и цели его существования на земле. Состоялась она потому, что как абсолютно верная система и модель духовно-нравственного знания (парадигма) , она давала, даёт и будет давать абсолютно верный ответ на любой вопрос и вызов времени, на существо и характер любой проблемы, касающейся человеческой личности, её нравственности, человечности, психического и душевного здоровья. Для настоящего времени, отличающегося бурным ростом информационных технологий и средств коммуникации, характерно угрожающе резкое возрастание общего числа психических и душевных проблем, связанных со стремительным нарастанием уровня хаоса в информационной, коммуникативной, когнитивной и эмоциональной сферах. В этой связи парадигма рациональной (секулярной) психологии, в основе которой находится гедонизм, эвдемонизм и принцип «свободы» человеческого эгоизма, оказалась просто не готова выступить неизменным и чистым инструментом соблюдения когнитивной этики и нравственности в ситуации усиливающегося социального, душевного и духовного кризисов. Именно эту роль чистого инструмента нравственного регулирования и упорядочивания психической и душевно-духовной сферы человека и взяла на себя христианская и православная психология, которая сегодня формируется как некое междисциплинарное направление, в котором происходит соединение существующего теоретического базиса научной психологии и практического многовекового опыта психологии святотеческой. Говоря другими словами, на наших глазах рождается даже не столько новое направление психологии, сколько новая парадигма науки о душе, опирающаяся на совершенно иной и целостный антропологический взгляд на человека и его природу. Широкий круг публикаций по данной теме показал огромный интерес многих специалистов к проблеме психологии нравственности и нравственно-ориентированной личности через призму христианских ценностей. Как известно, любую научную дисциплину можно считать состоявшейся только при том условии, если сформулирован ее предмет, метод и категориальный аппарат. В этом отношении христианская или православная психология, уже прошла этапы формирования методологического базиса и парадигмы, а потому имеет в своём распоряжении, кроме святоотеческого опыта, собственный предмет, методологию и соответствующий категориальный аппарат, которые были рассмотрены ранее в разделе «О парадигме христианской психологии». Предметом нравственно-ориентированной христианской психологии является человек и его уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и направленности, в связи с её духовно-нравственным состоянием. Личность (от слов лик, лицо, ипостась), в отличие от психики - это неповторимое и уникальное сочетание в триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей человека, нравственный образ которых определяет всю направленность человека в жизни и весь характер его мыследеятельности. Православная психология - это область знания, базирующаяся на христианской антропологии и святоотеческой традиции, исследующая через призму антропологической катастрофы все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного). Таким образом, христианская или православная психология - это целостная психология человека, как творения Божьего, обладающего по Образу и подобию телом, душой и духом, тогда как секулярная психология – это более однобокая психология человека, как прямоходячего и высшего социального животного, обладающего рассудком. Очевидно, насколько второй сугубо физиологический подход к пониманию природы человека гораздо более ограничен, поверхностнен и ущербен по сравнению с первым духовно-нравственным. В данной связи методологический базис христианской психологии даёт ответ на главный вопрос психологии о том, как соединяются между собой телесное, душевное и духовное и как духовное оказывает влияние на психическое (душевное) и телесное (физиологическое) и почему именно духовное является самым главным в человеческой личности, определяющим всё прочее. «Дух творит форму» (Св. Г. Палама, Триады 1. 2)
Что же такое православная психология и как её можно позиционировать в рамках психологической науки ? Православную психологию сегодня можно позиционировать, как новейшее направление т.н. вертикальной психологии (телесно-душевно-духовной), которая есть большая сущностная психология понимания природы человека во всей его целостности и тримерной полноте тела, души и духа. Православная психология – это не разновидность религиозной психологии, а как уже было сказано в полной мере научное направление, связанное с исследованием феноменов души и духа, которое можно отнести к нравственно-ориентированной и интегративной психологии. Парадигма христианской или православной психологии базируется, прежде всего, на христианской антропологии и эсхатологии, православном катехизисе и святотеческом предании, подкреплённом практическим жизненным опытом большого числа христианских подвижников и монашествующих, и в то же время учитывает все достижения современной психологической науки. Парадигму православной или христианской психологии можно считать фундаментальной системой «вертикального» знания и «вертикальной» моделью изменения личности, которая описывает человека и его свойства не в горизонтальной плоскости одного только эго состояния, а показывает динамический характер вертикального изменения душевно-духовных свойств в процессе перехода от рационального мышления и мировоззрения к нравственному, а от нравственного к духовному. При этом парадигма православной психологии выступает тем когнитивным мостом, который выводит сознание из плоскости извечного конфликта и противостояния материи и духа (науки и религии) и показывает диалектику, а точнее иерархию соотношения и взаимодействия материального, душевного и духовного, как уровней вещественного, тонковещественного и невещественного или областей телесного, душевного и духовного или «когнитивных программ» эго, жертвы, сущности. Можно прямым текстом говорить о том, что той уникальной категорией, как точкой соприкосновения и пересечения «горизонтального» и «вертикального» взглядов на мир, является категория нравственности, имеющая самое прямое и непосредственное отношение к внутреннему состоянию человеческой личности. Образ человеческой нравственности в парадигме православной или христианской психологии – это Богочеловек, Спаситель, Логос, вторая Ипостась Святой Троицы – Иисус Христос, как олицетворение сверхъестественного состояния человека. В этой связи категория нравственности, необоснованно отброшенная парадигмой секулярной психологии и сведённая к общесоциальным «нормам поведения», в парадигме христианской и православной психологии приобретает ключевую роль и становится определяющей качество человеческой личности. Христианскую или православную психологию правомерно называть психологией человеческой нравственности или нравственно-ориентированной человеческой личности, которая и определяет человечность и наиболее правильное состояние человеческой души с точки зрения наличия соответствующих нравственных качеств личности (добродетелей). Понятие нравственности в парадигме православной психологии является своего рода «входной дверью» в мир человеческой души и сердца, поскольку понятие нравственности определяет саму человечность, т.е. отвечает за соответствие человеческой души Образу человеческой нравственности - Христу. Можно сказать, что в парадигме христианской или православной психологии понятие нравственности также важно, как и понятие БИОС-а в современной информатике, определяющее все базовые настройки системы ввода вывода информации. Вот почему нравственность выступает своего рода аналогом «БИОС-а» человечности, отвечающим на институциональном уровне за стремление личности к добродетели посредством механизма совести. Говоря другими словами, именно нравственность и определяет соотношение в личности человека пороков (страстей) и нравственных качеств (добродетелей). Вот почему зная нравственный «БИОС» человека, как систему ценностных установок, можно получать предельно полное и объективное представление о личности и её направленности. Именно поэтому понятие нравственности через призму нравственного богословия и святоотеческого учения о нравственности и лежит в основе парадигмы православной психологии. Как уже было сказано, парадигма православной психологии не только не отрицает психологии научной (академической), но расширяет локус и фокус научного знания по всей вертикали возможностей духовно-нравственного роста человека. Более того, парадигма православной психологии убедительно доказывает бесспорное преимущество иерархичного и «вертикального», т.е. нравственно-ориентированного подхода к жизни над плоским потребительским и рационально-прагматичным, порождающим соперничество, отчуждённость и хаос.
Если парадигму секулярной психологии во всём «богатстве» её бурно плодящихся психологических отраслей, направлений и школ, которых сегодня уже более 400, можно считать психологей отражения и объяснения хаоса, то парадигму христианской психологии, неизменную и единую в своей сущностной святоотеческой основе можно считать психологией отражения и объяснения высшего порядка. Следует отметить, что в наше время, насквозь пронизанное секулярной психологией потребительства, гедонизма и эвдемонизма, для любого человека, пытающегося искренне стать на путь духовно-нравственного спасения и освобождения от власти эгоизма, создаётся целый ряд препятствий и трудностей, связанных с отсутствием руководств и соответствующей научно-обоснованной методологии духовно-нравственного спасения. К сожалению, духовно-нравственный кризис продолжает неуклонно нарастать и углубляться, сея хаос и увеличивая востребованность нравственно-ориентированной и кризисной психологии. В этой связи на современном этапе человеческого развития (а в сущности падения) просто неизмеримо возрастает роль парадигмы и методологии христианской психологии, как научной методологии духовно-нравственного совершенствования и спасения человеческой личности и человеческого сознания от стремительно нарастающих проблем и противоречий. Как уже говорилось, одним из наиболее ужасных следствий повреждения человеческой природы эгоизмом является то обстоятельство, что современный человек, вооружённый интеллектом и рациональным мышлением (эго мышлением), просто не ощущает своей глубокой повреждённости. «Мы не чувствуем, что мы убиты, по общему свойству мертвецов не чувствовать своего умерщвления» (Св. Игнатий Брянчанинов, Слово о чувственном и о духовном видении духов) Именно по этой причине методология христианской психологии является в настоящее время едва ли не единственным инструментом спасения человеческого сознания для выхода из поля эгоизма, потребительства и соперничества, ведущих к усилению противостоянию, вражде и гибели. Говоря о современном состоянии православной психологии и её методологии, приходится с грустью констатировать тот факт, что состояние её на момент написания данной книги является весьма неудовлетворительным и оставляющим желать лучшего. Как уже было сказано, направление православной психологии активно развивается, причём, очень бурными темпами. Но по аналогии с психологией секулярной (рациональной), отражающей тенденции хаоса, это развитие идёт пока ещё также поверхностно, спонтанно, хаотично и во всех направлениях, включая и те, которые не имеют с православием и православной психологией ничего общего. В своём большинстве православной психологией сегодня именуют любые психологические подходы и методы в которых используются христианские термины и понятия. Иными словами, у большинства специалистов психологов существует мнение о том, что православная психология - это та же самая светская психология в которой нужно просто использовать более гуманный и человечный (нравственный) подход к работе с клиентом, а также не использовать откровенно манипуляционных или оккультных техник и технологий и самое главное больше говорить о Боге, употребляя православные термины и понятия. Но это в корне не так, поскольку православная психология - это в корне иной взгляд на человека и мир, который требует глубочайшего внутреннего изменения (преображения) самого специалиста и чему нужно длительное время учиться, лично проходя через соответствующие этапы распятия эгоизма и совлечения «ветхого» человека. Именно поэтому, православная психология – это не психология «рационального» человека, прикрывающегося православными понятиями и категориями в работе, а психология «обновлённого» или «обновляющегося» нравственно и духовно человека, который лично идёт тесным путём духовно-нравственного спасения и помогает в этом другим людям, владея данным опытом и знанием. Если кто-то думает, что православной психологии можно просто «научиться», как и любому другому предмету и рациональному знанию, зазубрив или поняв умозрительно те или иные смысловые конструкции, но не пропустив их через своё сердце, не усвоив их и не сделав практическим руководством в своей собственной жизни, - он глубоко ошибается, поскольку играет в православную психологию. К большому сожалению, в современной православной психологии существует не мало и того, что не имеет к ней никакого отношения - от «православного» НЛП, до заговоров, кодировок и расстановок, причём, всеми возможными способами и методами. Таким образом, не всё из того, что сегодня именуется православной психологий нужно слепо принимать на веру. В этом отношении православной психологией можно считать лишь то, что соответствует по смыслу и духу святоотеческому преданию и учению отцов церкви, как главной практической ценности христианства и святоотеческой психологии. Говоря другими словами, одной из насущных задач парадигмы православной психологии является и задача упорядочивания многочисленных её направлений и течений через призму катехизиса, эсхатологии, апологетики и согласного учения святых отцов Восточной Церкви. Читатель уже наверно обратил внимание на то, что по тексту такие понятия как христианская психология и православная психология используются как синонимы. Вместе с тем, это не совсем так и проблема существования нескольких различных терминов (христианская психология, православная психология, святоотеческая психология) по существу одного понятия также является одной из проблем. В этой связи следует понимать, что мы живём во время активной трансформации сфер индивидуального и общественного сознания. В этой связи многие исходные понятия и ценностные категории именно духовно-нравственного характера, как бы обесцениваются и теряют свой изначальный глубинный смысл, а подменяются более поверхностными и секулярными значениями. В итоге и происходит поляризация исходной сути многих понятий и определений. Не исключением в данном случае является и понятие «науки о душе», в которое в разное время на протяжее более чем 2000 лет разными людьми от Аристотеля до Христиана Вульфа вкладывались совершенно разные смыслы (духовный, душевный, рациональный). Известный российский подвижник протоиерей Валериан Кречетов в этом отношении справедливо отмечал: «Чем дальше люди стали удаляться от Бога, тем больше они удалились и от сущности, которую должно выражать Слово. И слова в разных языках стали все меньше и меньше отражать сущность. То есть остались осколки общих понятий.»(Валериан Кречетов, Проповеди. Воспоминания в 2 т.) Таким образом, для современного секулярного сознания уже практически не существует разницы между категориями христианская, православная и святоотеческая психология, тогда как для христианского сознания, сохранившего связь с традицией, эта разница есть. Под «христианской психологией» по всей видимости следует больше понимать всё же сам образ христианского мышления и мировоззрения в общем смысле, как соответствующий символу христианской веры и христианскому вероучению о спасении. В более узком и дисциплинарном смысле использовать термин «христианская психология» сегодня не совсем корректно, поскольку само христианство давно распалось на множество конфессий и из всех только православие сохраняет в настоящее время связь с исконной традицией, тогда как прочие эту связь потеряли. Это же и ответ на вопрос о том, почему не может быть «католической» или «протестантской» психологии в силу того, что данные конфессии сегодня не имеют и не отражают исконно христианской сути спасения через распятие и совлечение «ветхого» человека. Таким образом, понятие «православная психология» правомерно использовать как синоним понятия христианская психология в современном практическом и дисциплинарном смыслах. В отличие от них, понятие «святоотеческая психология» корректнее использовать тогда, когда речь идёт исключительно о святоотеческой традиции, его духовном наследии и предании, изложенном в многочисленных духовно-аскетических и монашеских трудах. Таким образом, в рамках единой парадигмы психологии нравственности могут существовать различные значения «христианской психологии», каждое из которых несёт свою смысловую нагрузку. Что же касается правомерности использования самого термина «психология» применительно к христианству, то и тут нет никаких проблем и противоречий, если посмотреть на это с сущностной и глубинной точки зрения, а не формальной. Если термин «психология» по существу означает «наука о душе», то нет никаких проблем и противоречий в его использовании по самому прямому назначению для реального исследования такого феномена и явления, как душа, с точки зрения именно христианского подхода и традиции, который не противоречит общим целям познания и науки, несмотря на сверхъестественный характер объекта исследования. Не следует забывать о том, что и сам термин «психология» олицетворяет собой грандиозную научную подмену, произошедшую в конце позапрошлого века, когда изначальное исследование сугубо душевного и духовного, начатое Аристотелем, было впоследстви грубо подменено исследованием телесного, т.е. психофизиологического. Таким образом, понятие «православная психология» имеет полное право на существование, как форма отражения реального явления и феномена, выдержавшего испытание временем.
О структуре православной психологии. Как уже говорилось, в основе парадигмы православной психологии лежит исследование через призму антропологической катастрофы всех закономерностей изменения формирования и развития душевных качеств, свойств и состояний человеческой личности в разрезе трёх базовых состояний (телесного, душевного и духовного). Как мы и говорили ранее, основное внимание в рамках данного подхода будет сконцентрировано на переходе от «телесного» состояния (рационального) к «душевному» состоянию (нравственному). Переход от душевного состояния к духовному в данном написании нами не рассматривается, поскольку носит исключительно сверхъестественный характер. По той причине, что рациональное эго мышление является олицетворением преимущественно атеистического подхода к жизни, то говоря о переходе к душевному состоянию, речь по существу идёт о психологии воцерковления и психологии подготовки к воцерковлению, включая аспекты религиозной психологии и психопатологии. Таким образом, по большому счёту, говоря о православной психологии, речь идёт о формировании душевной психологии, связанной с переходом души из «телесного» состояния к «душевному» (нравственному) через призму соответствующих этапов подготовки, обращения к вере и движения по ступеням духовной лестницы. Как уже говорилось, для современного человека, являющегося носителем рационального сознания, реальный переход от телесного состояния (рационально-потребительского) к состоянию душевному (жертвенному и нравственному) является поистине подвигом и значительным когнитивным и нравственным достижением. Таким образом, говоря о методологической структуре направления православной психологии, можно сказать, что это направление связано, прежде всего, с методологией нравственной трансформации сознания при обращении к вере и взятии на вооружение взамен доктрины эгоизма, нравственной доктрины жертвенности. Данный когнитивный процесс трансформации личности связан с глубоким постижением двух качественных состояний души: - телесного (рационального) – доктрина эгоизма - душевного (нравственного) – доктрина жертвенности, а также тех переходных состояний, которые возникают в процессе воцерковления, как перехода от одного к другому, включая и возникающие кризисные состояния. Структура православной психологии Таким образом, парадигма православной психологии в её научно-практическом аспекте представляет собой методологию последовательного изменения мышления и мировоззрения, связанную с духовно-нравственной трансформацией повседневного и рационального эго сознания. Говоря церковным языком, речь идёт о психологии подготовки к воцерковлению, психологии воцерковления и психологии кризисных ситуаций, возникающих по ходу воцерковления. В данной связи методологический базис православной психологии предполагает с одной стороны глубокое знание психологии самих базисных состояний (эго состояния и жертвенного), а также знание природы тех изменений, которые происходят в душе и когнитивной сфере человека в связи с переходом от одного состояния к другому. Таким образом, методологический базис православной психологии должен, как минимум, включать в себя разделы, связанные с пониманием природы падшего состояния человека (ветхого), искупленного (нового), психологии обращения сознания (метанойи), а также глубокое понимание сути категории нравственности через призму христологии, как базовой и связующей, выступающей красной нитью во всей парадигме. Кроме того, в базисе должны быть отражены аспекты кризисной и практической православной психологии, а также аспекты психологии воцерковления, миссионерской работы и психологии внутрицерковных отношений. В общем виде методологический базис курса православной психологии в настоящее время может включать в себя следующие направления:
Каждый из названных разделов представляет собой по существу широкое поле для теоретической и практической работы. Ядром или стержнем курса православной психологии, вне сомнения, должны быть «Методологические основы православной психологии». Данный раздел должен включать святоотеческое понимание природы человека через призму трёх базовых состояний (телесного, душевного, духовного), святоотеческое учение о душе и её тричастной структуре (ум, чувство, воля), а также святотеческое учение о страстях и Лествице духовной. Структура этого раздела может выглядеть так:
С практической точки зрения наибольший интерес представляет собой именно разделы практической и кризисной православной психологии, поскольку данные направления в настоящее время наиболее всего востребованы и при этом менее всего проработаны методологически. Примерная структура раздела практическая православная психология
Говоря о методологии православной психологии, хочется заострить внимание на психологии воцерковления, как особом разделе, имеющем, если можно так выразиться духовно-психологической характер тесного взаимодействия с церковью и духовником. Данный раздел носит особо деликатный характер, поскольку должен учитывать разграничение компетенции священника и психолога. Дело в том, что в практическом руководстве по спасению сегодня нуждается основная масса воцерковляющихся. В этой связи работа православного психолога не должна идти вразрез работе священника. К сожалению, в силу неразвитости института монашества, а также отсутствия традиции старчества и духовного наставничества в их должном уровне, огромное число людей воцерковляется в наше время и двигается к Богу самостоятельно, т.е. самочинно без душепопечения и руководства на свой страх и риск. В итоге, как показывает практика оказания практической православно-психологической помощи, очень высок процент серьёзных ошибок при самочинном воцерковлении с неизбежными расстройствами и душевными отклонениями, вплоть до серьёзной психопатологии. В этой связи особую актуальность имеет направление «Кризисной православной психологии» через призму религиозной психопатологии, которая отличается от обычной. В связи с тем, что сам процесс изменения сознания и перехода от одного качественного состояния к другому представляет собой очень медленный и длительный процесс, в рамках выше названной методологии с точки зрения состояния готовности когнитивной сферы и имеющихся у человека проблем, имеет смысл говорить о трёх базовых уровнях или ступенях православной психологии:
Психология подготовки к воцерковлению представляет собой по существу широкое поле психологической практики подведения рационального человеческого сознания к нравственности в её подлинном жертвенном виде, а не секулярном и гуманистическом. Это направление по существу можно соотнести с этапом предварительной подготовки когнитивной «почвы» человеческого сознания для посева «семени» духовно-нравственного знания. В настоящее время данное направление активно развивается и уже представлено как направление «православной психологии» и «христианской психологии» и в сети интернет. Психология воцерковления в разрезе трёх ступеней (новоначалия, середины, совершенства) представляет собой, пожалуй, наиболее широкое поле теоретической и практической деятельности, связанной с душепопечением, т.е. оказанием практической помощи людям, ставшим на не лёгкий путь воцерковления в наше время. Данное направление можно метафорично соотнести с этапами взращивания душевных «всходов» для формирования правильной, т.е. нравственно здоровой духовной «культуры». Можно сказать, что основная масса материалов и сайтов в сети интернет, позиционирующих себя как сайты по теме православной психологии, подпадает именно под эту категорию, которая пока ещё не носит целостного и системного характера. Кризисная православная психология или психология кризисных состояний, возникающих по ходу воцерковления, является в настоящее время, пожалуй, одним из наиболее перспективных направлений, где идёт наиболее активное развитие. Именно в этом поле и разделе в настоящее время появляется много, действительно, глубоких и стоящих материалов, соответствующих парадигме православной психологии. Данное направление с метафорической точки зрения можно соотнести с направлением ухода за теми душевными «побегами», которые в процессе роста и созревания подвергаются воздействию тех или иных неблагоприятных условий, а также «вредителей», угрожающих живому «растению» нового человека. Отдельного внимания и рассмотрения заслуживает вопрос профессиональной этики православного психолога и требований, предъявляемых к специалисту, позиционирующему себя, как православный психолог. Практический опыт убедительно говорит о том, что невозможно работать в рамках парадигмы православной психологии специалисту, который сам не воцерковлен, не владеет в полной мере основами катехизиса, христианской догматики и антропологии и не придерживается церковной жизни, а владеет лишь основами общей психологии. Говоря другими словами, этический кодекс специалиста, работающего в рамках парадигмы православной психологии, предполагает безусловное соблюдение православного образа жизни. Таким образом, парадигма православной психологии предъявляет весьма высокие духовно-нравственные требования к специалистам, работающим в данном направлении, в сравнении с аналогичными требованиями, предъявляемыми к светским психологам. Опыт практической работы минского «Клуба и школы православной психологии» при Духовно-просветительском центре Доме православной книги, говорит о том, что из всех проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе православным психологам, главными являются преодоление искушающих помыслов, состояний духовной прелести (воображения) и кризисных состояний в период воцерковления. Говоря о методах работы православного психолога, нельзя не сказать о том, что эти методы принципиально отличаются от методов и модели светской психологии. Отличия заключаются не только в методологии нравственности и этическом кодексе, но и в характере построения и ведения терапевтической беседы, техниках и ответственности за результат терапии души. По существу, многие подходы и методы академической психологии, основанные на рациональном подходе, в настоящее время нуждаются в духовно-нравственной трансформации и глубокой переработке их рациональной эго основы. Создание соответствующих методов и инструментов на основе уже имеющихся в рациональной психологии подходов (гештальт, системные расстановки, транзактный анализ, психоанализ и др.) - серьёзнейшая проблема и перспективная тема в православной психологии. В целом, оценивая возможности православной психологии и её методологии, хочется сказать, что парадигма православной психологии – это идеальный метод для работы именно с кризисными ситуациями и экзистенциальными проблемами, где в настоящее время имеется теоретический, методологический и практический вакуум. Вот, собственно, почему практически вся современная кризисная психология и психотерапия являются полем деятельности преимущественно православных психологов, как нравственно ориентированных. Вопрос разработки профессионального и этического кодекса православного психолога – это особый вопрос, требующий самого пристального внимания. Попытки его создания для специалистов, работающих в рамках нравственно-ориентированной парадигмы, предпринимались уже неоднократно, но следует признать, что до настоящего времени единого и общепризнанного варианта пока не существует Говоря о самой возможности использования православными психологами тех или иных методов, инструментов и технологий рациональной психологии (гештальт, символдрама, расстановки, транзакции, психоанализ и т. д. и т.п.) можно сказать, что это возможно в принципе, но только при условии творческого наполнения соответствующего метода принципиально иным содержанием – православным и духовно-нравственным, а это в высшей степени не простой и творческий процесс. В числе базового метода нравственно-ориентированной христианской психологии можно отметить метод библиодрамы.
Что такое метод библиодрамы ? Библиодрама – это один из базовых методов православной психологии, который основан на драматургическом исследовании события, явления, ситуации или характера через призму библейского подхода, который наиболее целостно отражает всю глубину и полноту события и всех действующих в нём лиц. Говоря другими словами, библиодрама – это метод сущностного исследования события, явления или ситуации с целью поиска истины методом проживания (проигрывания) данного события в свете библейской нравственности, как отражении высшего нравственного закона (Закона Божьего). Таким образом, библиодрама – это своего рода «нравственно-ролевая игра» события или явления жизни по Библии, которая позволяет любое событие, ситуацию, явление жизни или характер рассмотреть под особым углом зрения (локусом восприятия) и в совершенно особом духовно-нравственном свете, отражающем не только поверхностную, но и наиболее глубокую и сущностную его сторону. В этом отношении библиодраму можно в известной мере рассматривать экзистенциальной духовно-нравственной «калькой» или матрицей практически любого человеческого поступка, события, явления и характера, накладываемой свыше и дающей наиболее глубокое и сущностное его понимание с точки зрения духовно-нравственных христианских ценностей. Говоря о библиодраме, следует отметить, что данный метод в значительной мере является произвольным, т.е. открытым для творческого подхода при условии владения духом христианской нравственности и сохранения верности традиции. Иными словами, какого-то единого по схеме и алгоритму метода библиодрамы не существует, а имеет место набор самых различных сцен, сюжетов, эпизодов, упражнений и техник, которые могут носить притчевый характер и применяться в разных контекстах применительно к разным жизненным ситуациям. Как уже было сказано, в основе метода библиодрамы находится текст Священного Писания, как Закона Божьего. Именно поэтому метод библиодрамы можно считать методом интенсивного взаимодействия с Логосом и духовно-нравственным законом. По той причине, что Священное Писание состоит из двух заветов – Ветхого и Нового, существенно отличающихся своим духом, метод библиодрамы может носить, в известной мере, и ветхозаветный и новозаветный характер. Новозаветный характер библиодрамы, как наиболее соответствующий духу Евангелия и времени, по целому ряду обстоятельств является более предпочтительным для современной православной психологи. Суть ролевой игры в методе библиодрамы может сводиться к проигрыванию не только фактического жизненного эпизода или события, а и библейского события или библейской притчи. При этом также происходит мысленное соотнесение «вертикального» локуса восприятия с «горизонтальным» видением жизни (событием, явлением, ситуацией и т.д.), что также способствует «вертикализации» мышления и умения пользоваться «вертикальным» мышлением, как духовено-нравственным. При классическом сценарии библиодрамы для каждой исследуемой ситуации, явления, события, характера выбирается соответствующий библейский сюжет, который в наибольшей степени отражает сущностную сторону исследуемого события. Ключевую роль в методе библиодрамы играет ведущий, выполняющий одновременно функции ведущего и арбитра. Посредством беседы или интервью вначале происходит знакомство с исследуемой ситуацией на «горизонтальном» уровне. Затем с помощью ведущего группа пытается сопоставить и проиграть конкретную жизненную ситуацию в свете «вертикального» восприятия и осознания в свете христианской нравственности. При этом каждый участник пытается отыскать и увидеть свою роль в библейском сюжете. Таким образом, происходит сопоставление личной позиции каждого участника библиодрамы с библейской, как коллективной, которая в своей неизменной логике обнаруживает и обнажает все ошибки и заблуждения каждого участника. При этом происходит не просто осмысление тех или иных ошибок и заблуждений каждым участником, а идёт интенсивный соборный процесс формирования и использования коллективного мнения «Мы», как наиболее правильного понимания ситуации в целом. Можно сказать, что в этом исследовательском процессе естественным образом активизируется локус «вертикального» мышления, с помощью которого любая жизненная ситуация максимально ярко, полно и глубоко. Можно сказать, что в ходе этого коллективного взаимодействия вместе с пониманием того или иного жизненного собыьтия гораздо полнее раскрывается духовно-нравственный смысл самого Священного Писания. Результатом библиотерапии является то, что в ходе неё все участники драматического действия получают уникальную возможность ощутить силу соборного взаимодействия и мышления, которое позволяет гораздо глубже проанализировать любую ситуацию, явление или характер через «вертикальный» локус высшего духовно-нравственного закона. При этом каждый участник библиодрамы получает кроме общего урока и свой сугубо индивидуальный урок библейской и христианской мудрости. Кто-то лучше проясняет для себя ту или иную жизненную ситуацию, кто-то полнее раскрывает тот или иной библейский персонаж, кто-то открывает ещё одну грань нравственного закона, кто-то обнаруживает то или иное заблуждение в понимании логики и смысла библейского сюжета и т.д. В любом случае главным результатом библиотерапии можно считать эффект обогащения души и ума «вертикальным» духовно-нравственным осознанием, способствующим расширению и нравственному очищению ума. Можно сказать, что библиотерапия позволяет каждому её участнику непосредственно и лично прикоснуться своим сердцем к высшему духовно-нравственному закону, а, значит, лично почувствовать силу и мудрость Божьего Слова. Результат библиодрамы зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов, включая в первую очередь умение ведущего осуществлять грамотное руководство процессом. Таким образом, в библиодраме духовно-нравственный закон является той неизменной когнитивной матрицей, которая изначально задаёт правильную направленность всех процессов, формируя общую и индивидуальную духовную составляющую, понятную всем участникам. Структура библиодрамы 1. Определение библейского сюжета (сценария). При этом заранее определяется притча, сюжет или эпизод, с которым может идентифицироваться каждый участник процесса. 2. Организация процесса При этом ведущий помогает участникам определиться с ролью, т.е. принять ее, прочувствовать и прожить в процессе ролевой игры, а также осмыслить полученный опыт. 3. Интеграция смысла Под интеграцией смысла понимается обнаружение внутренней связи между библейским сюжетом, опытом игры и жизненной ситуацией. 4. Установление связи Под установлением связи понимается обнаружение и исследование различных форм зависимости частного и общего, субъективного и объективного, индивидуального и коллективного, внешнего и внутреннего, человеческого и божественного и т.д. 5. Душевно-духовный опыт В процессе библиодрамы каждый из участников имеет уникальную возможность как бы поупражняться в «вертикальном» духовно-нравственном мышлении и восприятии, позволяющем прочувствовать любую ситуацию, событие или характер в разрезе более целостного интегрального подхода, т.е. и с «горизонтальной» и с «вертикальной» точек зрения. Особенностью библиодрамы, как метода, является то, что в ходе неё идёт процесс реального расширения и духовно-нравственного обогащения когнитивной сферы. Вопрос освещения других методов и практик, используемых в парадигме нравственно-ориентированной христианской психологии – тема для отдельного написания. «Благой Господь наш даровал естеству нашему и то свойство, что больной, видя врача, веселится, хотя, может быть, и никакой пользы от него не получит. Свяжи и ты, о досточудный муж, пластыри, порошки, глазные примочки, пития, губки, и при сем небрезгливость, орудия для кровопускания и прижигания, мази, усыпительные зелия, ножи, перевязки. Если мы не имеем сих припасов, то как покажем врачебное искусство?» (Преп. Иоанн Лествичник, Слово к пастырю, Гл.2)
Читать далее >>> Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии» К.В. Яцкевич, 2014 г.
Всё о православной психологии на psyheo.by Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|