|
Парадигма материнства XXI века в современной зарубежной психологииАвтор статьи: Чебан Татьяна Семеновна
Современная парадигма материнства соответсвует сложивщейся исторически патриархальной модели, которая не способствует более эффективному воспроизводству. Эта патриархальная модель была построена на основе гендерного эссенциализма и до сих пор служит его главным целям – разделению приватной и публичной сфер нашей жизни по гендерному признаку. Чтобы обеспечить исполнение женщиной материнских функций и проявления материнских качеств, партиархальное материнство поддерживает в обществе стандарты идеального материнства, где матери, во-первых, должны быть постоянно доступны и, во-вторых, должны постоянно обеспечивать активную, вовлеченную и экспертную заботу о своем потомстве. Ключевые слова: материнство, парадигма, патриархальное материнство, гендерный эссенциализм, идеальное материнство, правовое материнство. В двадцать первом веке, с его безумием и неоднородностью, где смесь модернизма и постмодернизма далеко не безопасна, материнство не может избежать влияния социальных и культурных преобразований. Рассматривая историю развития психологии, накопление и разнообразие психоаналитических теорий о женственности и материнстве, вклад гендерных и междисциплинарных исследований, а также слушая личные истории наших пациенток – все это вместе взятое говорит о том, что за последние несколько десятилетий накопилось много спорных данных, которые бросают вызов ортодоксальному классическому мышлению о роли и функции женщины как матери. В двадцать первом веке матери сталкивают нас, как в клинической практике, так и в области теории, с интересными реалиями, которые, в некоторой степени, подрывают концепцию о традиционном идеальном материнстве. Сегодня в мире существуют весьма разнообразные формы проявления материнской роли и заботы о потомстве: Именно потому, что варианты и условия проявления и развития материнства меняются достаточно быстро, возникает ряд вопросов: *Материнство – (англ. maternity; нем. Mutterschaft) – основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание,рождение, вскармливание ребенка); одна из социальных ролей женщины. *Парадигма - (греч. paradeigma -пример, образец) - совокупностьтеоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации,оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания.
Потому что мы являемся частью одной христианской цивилизации, многие нормы и правила появивщиеся на Западе, очень быстро становятся нормами и в нашем постсоветском пространстве. Западные нормы, касающиеся материнства и женственности на самом деле предлагают ограниченный круг вариантов. Женщины должны обеспечить заботу как о своих мужчинах, оказывая им постоянную эмоциональную поддержку, так и о детях в своей семье, через активное, вовлеченное и экспертное материнство. Несмотря на феминистские попытки изменить существующий идеал о материнской ответственности, определяемый как нормативное и интенсивное вовлечение в воспитание, матери продолжают считаться ответственными за воспитание ребенка на протяжении всей жизни. Это относится и к практике повседневной жизни, и к представлениям о том, как материнство должно "выглядеть". В западной культуре идеальная мать предстает как женщина, которая осуществляет уход за детьми абсолютно естественно, постоянно обеспечивая свое присутствие для осуществления этого ухода, делая это самоотверженно и самоотреченно. От идеальной матери ожидается быть всегда всем для зависящих от нее детей. Этот стандарт материнства оказался исторически достаточно крепким и не допускающим возражений: по крайней мере начиная с эпохи Просвещения, матери были наделены ответственностью за благополучие и образование своих детей. В результате этих неестественных ожиданий, присовокупленных к идеальному материнству, совершенно нормально допустить, что ни одна женщина, даже очень мотивированная, не в состоянии достичь этот идеал. С другой же стороны, именно потому, что ставки настолько высоки, идеальное материнство также ассоциируются и с существующей в нашей культуре традиции порицания, осуждения и обвинения матерей (Malacrida C., 2009). В культуре где предполагается, что женщины обладают природными способностями и всепоглащающей ответственностью заботиться о потомстве, делая это самозабвенно и без ограничений, любой «сбой» (тем более, что он неизбежен) рассматривается как личный, неестественный и аморальный провал. Идеальное материнство включает в себя не только ответственность женщин за взращивание детей, но также за их защиту, в том числе и от своих мужей и партнеров. Женщин, уязвимых перед насилием, скорее всего обвинят за то, что они оказались неспособными жить согласно культурным нормам относительно идеального материнства, предполагающего способность матерей быть защитниками и опекунами против любого вреда, который может быть причинен их детям. Согласно современным культурным нормам, материнство это социальная роль, которая несет в себе значительную моральную ответственность и значимость. Многие западные психологи отмечают, что материнство включает в себя задачи «защиты, опеки, обучения» и готовность к реагированию на потребности детей с «заботой и уважением», - качества, которые, согласно давно сложивщимся стереотипам, считаются основными атрибутами женственности (Tucker S., 2008). Считается также, что женщины, когда они становятся матерями, подвергаются ресоциализации, превращаясь в процессе в тот тип женщин, о которых скажут - «любящие, заботливые, ответственные люди ", тем самым связывая воедино женственность, ответственность и зрелость женщин. Шарон Хейс описывая то, что она называет «идеологией интенсивного материнства», отмечает, что матери в современном мире призваны быть абсолютно всем необходимых для своих детей: круглосуточно доступными, образцами для подражания, бесконечно заботливыми и ориентированными исключительно на детей. Таким образом, матерей, и в современном западном обществе, да и в нашем мире, идеализировали как «естественных воспитателей с безграничными возможностями» (Hays S.,1996). Убеждение, что женщины естественным образом несут ответственность за моральный успех всех членов их семей исходит корнями, как уже было сказано, с времен Просвещения и сохраняется по настоящее время. Паула Каплан, американский психолог и специалист в области психологии женщин, говорит, что в нашем мире "матери либо идеализированны, либо несут вину за все, что идет не так ". Она отмечает, что культурный контекст в котором мы живем подразумевает, что матери не имеют права ошибаться и просто быть человеком, потому что очень много поставлено на карту. Психическое и физическое здоровье детей, а также их будущее – это не только главные цели матери, но и ее исключительная ответственность (Caplan P.J., 2008). Идеология идеального материнства, предполагающая полную ответственность женщины за благополучие своих детей, обычно проявляется неофициально в кругу расширенной семьи, в закрытых женских социальных сетях, но встречается также и в более формальных институциональных сферах. Организации предоставляющие социальные услуги, медицинские, образовательные и правительственные учреждения продолжают считать матерей в качестве основного морального опекуна в современной семье (O’Reily A., 2010). Более того, официальные лица и учереждения нередко высказываются о том, что женщины отвечают и за выбор надежных партнеров, и за регуляцию их поведения. В конечном счете, матери оказываются виновными в любых проблемах происходящих в семье. Кроме того, ряд проявлений материнского поведения и проблем, которые считаются факторами «высокого риска» (т.е. находятся в компетенции органов социальной поддержки и профессионального вмешательства) являются комплексными и общирными, включающими и психологическую дезадаптацию, и неадекватное поведение, и проявление небрежности или недееспособности матерей. Иными словами, матери оцениваются как «опасные» не только на основании своих действий, но и потому что проявляют определенные личные, эмоциональные и психологические черты из-за страха «потерпеть неудачу» и не соответствовать стандартам идеального материнства. В конце концов, в то время как материнство продолжают идеализировать, матери не соответсвующие стандартам (т.е. живущие вне традиционной нуклеарной семьи), матери чьи дети совершают ошибки, и матери не способные предоставить все то, что подразумевает идеальное материнство, остаются в поле пристального внимания, осуждения и вмешательства (Malacrida C., 2009). *Идеальное материнство – культурно обусловленное материнство, предполагающее, что все женщины обладают природными способностями и всепоглащающей ответственностью заботиться о потомстве, подразумевающее полную ответственность женщины за своих детей, свою семью, за их успехи и неудачи. Патриархальное материнство Несмотря на исторические и социальные перемены, преимущественно женщины продолжали осуществлять заботу о детях: как матери, воспитательницы в детских садах и яслях, служанки и рабыни. Материнство, пожалуй, один из немногих всеобщих и стабильных элементов системы полового разделения труда где бы то ни было. Исключительная отвественность женщины за исполнение этой роли обычно не вызывает сомнения, поскольку именно женщина вынашивает ребенка и кормит его грудью, а также потому, что человеческий детеныш требует длительного ухода и выращивания. Это – естественное положение вещей. Так думают социологи. Так думают противники феминизма и многие его сторонники. Поэтому материнство, как исключительная ответственность женщины за воспитание потомства, редко становилось предметом исследований, несмотря на огромное значение этого феномена с точки зрения структуры семьи, системы отношений между полами и полового разделения труда, идеологического взгляда на женщину и на половое неравенство в семье и за ее пределами. Последние три-четыре десятилетия были отмечены большим интересом к исследованию различных аспектов материнства. Большая заслуга в этом принадлежит пионерам психологии материнства, международному движению материнства и развитию исследований в области материнства, как академической дисциплины. Была проделана огромная работа, сделано множество открытий и разработано немало теорий. Несмотря на то, что некоторые из теорий звучат по-разному и порой противоречиво, но в одном их авторы сходятся: так как материнство вопринимается и практикуется в патриархальных обществах, оно продолжает быть ограниченным и репрессивным из многих соображений. Главные из них - обесценивание обществом материнской работы и посвящения, бесконечные задачи обособленного, «приватизированного» материнства и недосягаемые стандарты идеализированного материнства (O’Reily, A. , 2012). Сегодня к патриархальной модели материнства можно отнести следующие характерные черты: Даже поверхностный анализ этой модели сразу обращает внимание на отсутствие в воспитании детей мужчины и полное игнорирование личных интересов женщины. И это неспроста, потому что патриархальная модель материнства складывалась исторически и целенаправленно. Современное материнство продолжает функционировать как патриархальная организация, которое в значительной степени непробиваемо для изменений, потому что построено и стоит на гендерном эссенциализме. *Гендерный эссенциализм – гендерная идеология, которая естественным образом противопоставляет публичную и приватную сферы. Согласно этой идеологии, исполнение материнских функций женщиной является центральной и определяющей характеристикой социальной организации гендера и лежит в основе воспроизводства мужского доминирования, где: Семья становится местом пребывания женщины вследствие ее обязанностей по уходу за детьми. Мужчина тоже участвует в делах семьи, но его преимущественное место – в публичной сфере. Социальные институты и разнообразные формы общественных связей объединяют и ранжируют семейные ячейки и задают правила отношения мужчины в домашней сфере, связывая при этом мужчин друг с другом в системе внесемейных отношений. Социальные институты получают статус согласно нормативным, а потому общественным, а не биологическим или естественным критериям. Поэтому принято считать, что публичная, а не приватная сфера формирует «общество» и культуру – те целенаправленно созданные формы и идеи, котрые ставят человечество над природой и биологией и утверждают политический контроль. Значит, доминирование мужчины в публичной сфере определяет общество как маскулинное. Это наделяет мужчину властью создавать и усиливать институты социального и политического контроля, в числе прочего, и это немаловажно, - над браком как институтом, который утверждает и поддерживает право мужчины контролировать сексуальные и репродуктивные способности женщины. В западном обществе вследствии развития капитализма обострилось деление на семейную и публичную сферы (с одной стороны – семейное воспроизводство и приватная жизнь, с другой – общественное производство и государство). Оно породило суженное представление о семье, определяемое несколькими основными параметрами: это гетеросексуальная пара, в которой женщина исполняет материнские функции и демонстрирует материнские качества, за счет чего воспроизводится система мужского доминирования в следующем поколении (Чодороу Н., 2006). Но эта система была функциональной двести лет назад, когда брак и чадородие были синонимами, особенно для женщин; когда люди жили в расширенных семьях и вели общее хозяйство. За двести лет произошло много перемен: Женщина стала работать почти наравне с мужчиной, но ее положение дома не изменилось. Она по-прежнему единолично несет ответственность за детей. Женщина по-прежнему испытывает на себе половую дискриминацию на рынке труда и половое неравенство в семье. Но почему-то многие из исследователей, озабоченные этим положением вещей, все-таки сконцентрировались на разработке множества теорий и стратегий относительно расширения возможностей и уполномочий матери, вместо того, чтобы бросить вызов и противостоять патриархальному материнству. Сегодня во многих западных странах растет движение за расширение прав и возможностей материнства, что представляет собой открытое противостояние патриархальному материнству или вызов общественному «status quo». Практика «правового» материнства затрагивает семь основных тем: Заключение Мы живем в мире, когда многие женщины ставят под сомнение классическую ортодоксальную формулировку материнства и все более задумываются над своими личными вариантами реализации в материнстве, где будут учтены их интересы, ценности и возможности. Патриархальная модель материнства не представляется более функциональной по ряду причин, в связи с чем, современная культура, которая включает и отцов, должна мудро взять на себя ответственность за репродуктивную работу и помочь женщинам вновь обрести радость материнства. Литература Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|