Парадигма материнства XXI века в современной зарубежной психологии

Современная парадигма материнства соответсвует сложивщейся исторически патриархальной модели, которая не способствует более эффективному воспроизводству. Эта патриархальная модель была построена на основе гендерного эссенциализма и до сих пор служит его главным целям – разделению приватной и публичной сфер нашей жизни по гендерному признаку. Чтобы обеспечить исполнение женщиной материнских функций и проявления материнских качеств, партиархальное материнство поддерживает в обществе стандарты идеального материнства, где матери, во-первых, должны быть постоянно доступны и, во-вторых, должны постоянно обеспечивать активную, вовлеченную и экспертную заботу о своем потомстве.

Ключевые слова: материнство, парадигма, патриархальное материнство, гендерный эссенциализм, идеальное материнство, правовое материнство.

В двадцать первом веке, с его безумием и неоднородностью, где смесь модернизма и постмодернизма далеко не безопасна, материнство не может избежать влияния социальных и культурных преобразований.

Рассматривая историю развития психологии, накопление и разнообразие психоаналитических теорий о женственности и материнстве, вклад гендерных и междисциплинарных исследований, а также слушая личные истории наших пациенток – все это вместе взятое говорит о том, что за последние несколько десятилетий накопилось много спорных данных, которые бросают вызов ортодоксальному классическому мышлению о роли и функции женщины как матери.

В двадцать первом веке матери сталкивают нас, как в клинической практике, так и в области теории, с интересными реалиями, которые, в некоторой степени, подрывают концепцию о традиционном идеальном материнстве. Сегодня в мире существуют весьма разнообразные формы проявления материнской роли и заботы о потомстве:

  • материнство одиноких женщин;
  • материнство, в котором взаимодействие мать-ребенок представляется более чем минимальным (в случае очень занятых, работающих матерей);
  • подростковое материнство, в котором нет истинного понимания материнских функций;
  • материнство в парах гомосексуальных женщин;
  • материнство мужчин, которые берут на себя материнские функции (мужчины-матери);
  • комплексное материнство в различных вариантах, ставшее возможным благодаря новым репродуктивным технологиям;
  • совместное материнство;
  • суррогатное материнство;
  • сублимированное материнство;
  • девиантное материнство и т.д.
  • Именно потому, что варианты и условия проявления и развития материнства меняются достаточно быстро, возникает ряд вопросов:

  • Что представляет собой существующая парадигма материнства, с которой мы вступили в новое тысячилетие?
  • Соответсвует ли эта парадигма реально существующему положению вещей и насколько она способствует воспроизводству материнства в наши дни?
  • Каково быть матерью в современном мире, где парадигма материнства остается неизменной на протяжении многих десятилетий?
  • *Материнство  (англ. maternity; нем. Mutterschaft) – основная биологическая функция женского организма,  направленная на продолжение человеческого рода (вынашивание,рождение, вскармливание ребенка); одна из социальных ролей женщины.

    *Парадигма - (греч. paradeigma -пример, образец) - совокупностьтеоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации,оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания.


    Идеология идеального материнства

    Потому что мы являемся частью одной христианской цивилизации, многие нормы и правила появивщиеся на Западе, очень быстро становятся нормами и в нашем постсоветском пространстве. Западные нормы, касающиеся материнства и женственности на самом деле предлагают ограниченный круг вариантов. Женщины должны обеспечить заботу как о своих мужчинах, оказывая им постоянную эмоциональную поддержку, так и о детях в своей семье, через активное, вовлеченное и экспертное материнство. Несмотря на феминистские попытки изменить существующий идеал о материнской ответственности, определяемый как нормативное и интенсивное вовлечение в воспитание, матери продолжают считаться ответственными за воспитание ребенка на протяжении всей жизни. Это относится и к практике повседневной жизни, и к представлениям о том, как материнство должно "выглядеть".

    В западной культуре идеальная мать предстает как женщина, которая осуществляет уход за детьми абсолютно естественно, постоянно обеспечивая свое присутствие для осуществления этого ухода, делая это самоотверженно и самоотреченно. От идеальной матери ожидается быть всегда всем для зависящих от нее детей. Этот стандарт материнства оказался исторически достаточно крепким и не допускающим возражений: по крайней мере начиная с эпохи Просвещения, матери были наделены ответственностью за благополучие и образование своих детей. В результате этих неестественных ожиданий, присовокупленных к идеальному материнству, совершенно нормально допустить, что ни одна женщина, даже очень мотивированная, не в состоянии достичь этот идеал. С другой же стороны, именно потому, что ставки настолько высоки, идеальное материнство также ассоциируются и с существующей в нашей культуре традиции порицания, осуждения и обвинения матерей (Malacrida C., 2009).

    В культуре где предполагается, что женщины обладают природными способностями и всепоглащающей ответственностью заботиться о потомстве, делая это самозабвенно и без ограничений, любой «сбой» (тем более, что он неизбежен) рассматривается как личный, неестественный и аморальный провал. Идеальное материнство включает в себя не только ответственность женщин за взращивание детей, но также за их защиту, в том числе и от своих мужей и партнеров. Женщин, уязвимых перед насилием, скорее всего обвинят за то, что они оказались неспособными жить согласно культурным нормам относительно идеального материнства, предполагающего способность матерей быть защитниками и опекунами против любого вреда, который может быть причинен их детям.

    Согласно современным культурным нормам, материнство это социальная роль, которая несет в себе значительную моральную ответственность и значимость. Многие западные психологи отмечают, что материнство включает в себя задачи «защиты, опеки, обучения» и готовность к реагированию на потребности детей с «заботой и уважением», - качества, которые, согласно давно сложивщимся стереотипам, считаются основными атрибутами женственности (Tucker S., 2008). Считается также, что женщины, когда они становятся матерями, подвергаются ресоциализации, превращаясь в процессе в тот тип женщин, о которых скажут - «любящие, заботливые, ответственные люди ", тем самым связывая воедино женственность, ответственность и зрелость женщин. Шарон Хейс описывая то, что она называет «идеологией интенсивного материнства», отмечает, что матери в современном мире призваны быть абсолютно всем необходимых для своих детей: круглосуточно доступными, образцами для подражания, бесконечно заботливыми и ориентированными исключительно на детей. Таким образом, матерей, и в современном западном обществе, да и в нашем мире, идеализировали как «естественных воспитателей с безграничными возможностями» (Hays S.,1996).

    Убеждение, что женщины естественным образом несут ответственность за моральный успех всех членов их семей исходит корнями, как уже было сказано, с времен Просвещения и сохраняется по настоящее время. Паула Каплан, американский психолог и специалист в области психологии женщин, говорит, что в нашем мире "матери либо идеализированны, либо несут вину за все, что идет не так ". Она отмечает, что культурный контекст в котором мы живем подразумевает, что матери не имеют права ошибаться и просто быть человеком, потому что очень много поставлено на карту. Психическое и физическое здоровье детей, а также их будущее – это не только главные цели матери, но и ее исключительная ответственность (Caplan P.J., 2008).

    Идеология идеального материнства, предполагающая полную ответственность женщины за благополучие своих детей, обычно проявляется неофициально в кругу расширенной семьи, в закрытых женских социальных сетях, но встречается также и в более формальных институциональных сферах. Организации предоставляющие социальные услуги, медицинские, образовательные и правительственные учреждения продолжают считать матерей в качестве основного морального опекуна в современной семье (O’Reily A., 2010). Более того, официальные лица и учереждения нередко высказываются о том, что женщины отвечают и за выбор надежных партнеров, и за регуляцию их поведения. В конечном счете, матери оказываются виновными в любых проблемах происходящих в семье.

    Кроме того, ряд проявлений материнского поведения и проблем, которые считаются факторами «высокого риска» (т.е. находятся в компетенции органов социальной поддержки и профессионального вмешательства) являются комплексными и общирными, включающими и психологическую дезадаптацию, и неадекватное поведение, и проявление небрежности или недееспособности матерей. Иными словами, матери оцениваются как «опасные» не только на основании своих действий, но и потому что проявляют определенные личные, эмоциональные и психологические черты из-за страха «потерпеть неудачу» и не соответствовать стандартам идеального материнства. В конце концов, в то время как материнство продолжают идеализировать, матери не соответсвующие стандартам (т.е. живущие вне традиционной нуклеарной семьи), матери чьи дети совершают ошибки, и матери не способные предоставить все то, что подразумевает идеальное материнство, остаются в поле пристального внимания, осуждения и вмешательства (Malacrida C., 2009).

    *Идеальное материнство – культурно обусловленное материнство, предполагающее, что все женщины обладают природными способностями и всепоглащающей ответственностью заботиться о потомстве, подразумевающее полную ответственность женщины за своих детей, свою семью, за их успехи и неудачи.

    Патриархальное материнство

    Несмотря на исторические и социальные перемены, преимущественно женщины продолжали осуществлять заботу о детях: как матери, воспитательницы в детских садах и яслях, служанки и рабыни. Материнство, пожалуй, один из немногих всеобщих и стабильных элементов системы полового разделения труда где бы то ни было. Исключительная отвественность женщины за исполнение этой роли обычно не вызывает сомнения, поскольку именно женщина вынашивает ребенка и кормит его грудью, а также потому, что человеческий детеныш требует длительного ухода и выращивания. Это – естественное положение вещей. Так думают социологи. Так думают противники феминизма и многие его сторонники. Поэтому материнство, как исключительная ответственность женщины за воспитание потомства, редко становилось предметом исследований, несмотря на огромное значение этого феномена с точки зрения структуры семьи, системы отношений между полами и полового разделения труда, идеологического взгляда на женщину и на половое неравенство в семье и за ее пределами.

    Последние три-четыре десятилетия были отмечены большим интересом к исследованию различных аспектов материнства. Большая заслуга в этом принадлежит пионерам психологии материнства, международному движению материнства и развитию исследований в области материнства, как академической дисциплины. Была проделана огромная работа, сделано множество открытий и разработано немало теорий. Несмотря на то, что некоторые из теорий звучат по-разному и порой противоречиво, но в одном их авторы сходятся: так как материнство вопринимается и практикуется в патриархальных обществах, оно продолжает быть ограниченным и репрессивным из многих соображений. Главные из них - обесценивание обществом материнской работы и посвящения, бесконечные задачи обособленного, «приватизированного» материнства и недосягаемые стандарты идеализированного материнства (O’Reily, A. , 2012).

    Сегодня к патриархальной модели материнства можно отнести следующие характерные черты:

  • адекватный уход за детьми может обеспечить только их биологическая мать;
  • материнская забота должна предоставляться непрерывно 24 часа в сутки;
  • матери должны всегда ставить интересы детей превыше своих;
  • матери обязаны прибегать к помощи, советам и указаниям экспертов;
  • мать должна быть полностью удовлетворена, реализована и идентифицирована исключительно через выполнение материнских функций;
  • матери обязаны предоставлять своим детям достаточное количество времени, энергии и денег;
  • мать имеет полную ответственность за осуществление своих материнских функций, но не абсолютные полномочия для этого;
  • работа и посвящение матери, направленные на воспитание детей воспринимаются как личная и приватная область жизни женщины, исключающая какие бы то ни было политические вмешательства. (O’Reily, A. , 2012)
  • Даже поверхностный анализ этой модели сразу обращает внимание на отсутствие в воспитании детей мужчины и полное игнорирование личных интересов женщины. И это неспроста, потому что патриархальная модель материнства складывалась исторически и целенаправленно. Современное материнство продолжает функционировать как патриархальная организация, которое в значительной степени непробиваемо для изменений, потому что построено и стоит на гендерном эссенциализме.

    *Гендерный эссенциализмгендерная идеология, которая естественным образом противопоставляет публичную и приватную сферы.

    Согласно этой идеологии, исполнение материнских функций женщиной является центральной и определяющей характеристикой социальной организации гендера и лежит в основе воспроизводства мужского доминирования, где:

  • мать с детьми образуют ядро семейной структуры;
  • семейные связи основаны на приватных отношениях между людьми;
  • считается, что эти связи естественны и биологически заданы.
  • Семья становится местом пребывания женщины вследствие ее обязанностей по уходу за детьми. Мужчина тоже участвует в делах семьи, но его преимущественное место – в публичной сфере. Социальные институты и разнообразные формы общественных связей объединяют и ранжируют семейные ячейки и задают правила отношения мужчины в домашней сфере, связывая при этом мужчин друг с другом в системе внесемейных отношений.

    Социальные институты получают статус согласно нормативным, а потому общественным, а не биологическим или естественным критериям. Поэтому принято считать, что публичная, а не приватная сфера формирует «общество» и культуру – те целенаправленно созданные формы и идеи, котрые ставят человечество над природой и биологией и утверждают политический контроль. Значит, доминирование мужчины в публичной сфере определяет общество как маскулинное. Это наделяет мужчину властью создавать и усиливать институты социального и политического контроля, в числе прочего, и это немаловажно, - над браком как институтом, который утверждает и поддерживает право мужчины контролировать сексуальные и репродуктивные способности женщины.

    В западном обществе вследствии развития капитализма обострилось деление на семейную и публичную сферы (с одной стороны – семейное воспроизводство и приватная жизнь, с другой – общественное производство и государство). Оно породило суженное представление о семье, определяемое несколькими основными параметрами: это гетеросексуальная пара, в которой женщина исполняет материнские функции и демонстрирует материнские качества, за счет чего воспроизводится система мужского доминирования в следующем поколении (Чодороу Н., 2006).

    Но эта система была функциональной двести лет назад, когда брак и чадородие были синонимами, особенно для женщин; когда люди жили в расширенных семьях и вели общее хозяйство. За двести лет произошло много перемен:

  • понятие дом и работа разделились;
  • из семей были вытеснены взрослые дети, бабушки и дедушки, дальние родственники;
  • сократилось участие мужчины в семейной жизни.
  • Женщина стала работать почти наравне с мужчиной, но ее положение дома не изменилось. Она по-прежнему единолично несет ответственность за детей. Женщина по-прежнему испытывает на себе половую дискриминацию на рынке труда и половое неравенство в семье. Но почему-то многие из исследователей, озабоченные этим положением вещей, все-таки сконцентрировались на разработке множества теорий и стратегий относительно расширения возможностей и уполномочий матери, вместо того, чтобы бросить вызов и противостоять патриархальному материнству.

    Сегодня во многих западных странах растет движение за расширение прав и возможностей материнства, что представляет собой открытое противостояние патриархальному материнству или вызов общественному «status quo». Практика «правового» материнства затрагивает семь основных тем:

  • значимость удовлетворения своих потребностей матерями;
  • понимание того факта, что быть матерью не означает удовлетворение всех потребностей женщины;
  • привлечение других людей в процесс воспитания детей;
  • активное обсуждение ожиданий, которые предъявляет общество матерям;
  • противостояние общепринятым ригидным стереотипам относительно родительства;
  • несогласие с исключительной ответственностью матери относительно результатов воспитания;
  • понимание того, что любовь не является едиственным чувством, которое могут испытывать матери по отношению к своим детям. (O’Reily, A. , 2012)
  • Заключение

    Мы живем в мире, когда многие женщины ставят под сомнение классическую ортодоксальную формулировку материнства и все более задумываются над своими личными вариантами реализации в материнстве, где будут учтены их интересы, ценности и возможности. Патриархальная модель материнства не представляется более функциональной по ряду причин, в связи с чем, современная культура, которая включает и отцов, должна мудро взять на себя ответственность за репродуктивную работу и помочь женщинам вновь обрести радость материнства.

    Литература

  • ALIZADE, M. Motherhood in the Twenty-First Century. London: Karnac Books, 2006; 288 p.
  • BROWN, I. Mommy Memoirs: Feminism, Gender and Motherhood inPopular Literature. În: Journal of the Association for Research on Mothering. 2006, volum 8, Nr. 1- 2. p. 200 - 212.
  • CRITTENDEN, A. The Price of Motherhood: Why the Most Important Job in the World is Still the Least Valued. New York: Metropolitan Books, 2010. 336 p.
  • DOUGLAS, S. J.; MICHAELS, M. The Mommy Myth: The Idealization ofMotherhood and How It Has Undermined Women. New York: Free Press, 2004. 400 p.
  • KINSER,A.E. Motherhood and Feminism: Seal Studies. Berkeley: Seal Press, 2010. 212 p.
  • MALACRIDA C. Performing motherhood in a disablist world: dilemmas of motherhood, femininity and disability. International Journal of Qualitative Studies in Education. Vol. 22, No. 1, January-February 2009, p. 99–117.
  • MILLER, J. B. Toward a new psychology of women. Boston: Beacon Press, 1976. 192 p.
  • NICOLSON P. Sources of pregnancy advice for 21st Century women: does (grand) mother still know best? Expert Review of Obstetrics & Gynecology.  November, 2010, v5, i6. p. 637(4).
  • O’REILY, A. 21st Century Motherhood: Experience, Identity, Policy, Agency. New York: Columbia University Press,2010. 398 p.
  • TUCKER, S. Rocking the Boat: Feminism and the Ideological Grounding for the Twenty First Century Mothers’ Movement. În: Feminist Mothering. Ed. Andrea O’Reilly. Albany, New York: Suny Press, 2008. 212 p.
  • ЧОДОРОУ, Н. Воспроизводство материнства. Психоанализ и социология гендера. Москва: Росспэн, 2006. 292 с.
  • Hays, S. The Cultural Contradictions of Motherhood. London:Yale University Press, 1996. 252 p.


  • Просмотров: 645
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Материнство через принятие своей матери...
  • Феномен материнства и его психологические особенности в жизни современной женщины
  • Материнство - предназначение женщины
  • «Материнская грусть» или радость материнства: послеродовый период в жизни женщины.
  • Женщины и материнство в образах богинь Древней Греции
  • как период материнства влияет на жизнь женщины
  • Типы матерей: женщины больше, чем матери
  • 5 основ Счастливого материнства. Когда стоит рожать детей?
  • Идеальное материнство как предпосылка социальной дезадаптации ребёнка
  • Идеальное материнство
  • Материнство: иметь или быть?
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Почему матери убивают своих детей?
  • Синдром Мюнхаузена-Прокси или почему матери убивают своих детей
  • Материнство и основные аспекты его исследования в психологии
  • Искаженное воспитание или первертное материнство.
  • Подводные камни материнства или как не просто быть мамой.
  • Когда материнство не в радость или послеродовая депрессия
  • Материнство как работа
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Как роли женщины, жены и матери убили в тебе уникальную личность!
  • Когда материнство- в тягость.
  • Когда не радует материнство
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Материнство и время
  • Что такое Материнство? Что определяет его готовность?
  • Суррогатное материнство
  • Суррогатное материнство
  • Материнство - естественно
  • Суррогатное материнство. Стикеры.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь