Идеальное материнство как предпосылка социальной дезадаптации ребёнка

В настоящее время претерпевают изменения многие сферы общественной жизни. Преобразуются системы ценностей, трансформируются взгляды людей на то, какой должна быть семья и воспитание детей. Общество движется в направлении гуманизации отношений в существующих институтах, что также нашло своё отражение в детско-родительском взаимодействии. К детям стремятся относиться всё бережнее, заданные социумом нормы обращения с детьми становятся всё более строгими, а подчас трудновыполнимыми и нелогичными. Так, многие родители под благовидным предлогом стараются контролировать все дела их детей: делать с ними уроки до 10 класса, собирать портфель, организовывать их досуг вплоть до совершеннолетия и отдавать с младенчества на всевозможные развивающие кружки и секции. Подобное явление называют «идеальным материнством» или «осознанным родительством», противопоставляя его советскому «невротическому родительству», когда ребёнок с малых лет был предоставлен сам себе, учился самостоятельно удовлетворять потребности и искать развлечения. Именно детоцентризм преподносится психологами и масс-медиа как единственная правильная модель воспитания, несмотря на то, что при такой чрезмерной опеке на родителей переходит и та ответственность, которая должна принадлежать детям. В современном мире родительство становится глобальной жертвой, накладывая на людей, решившихся на рождение ребёнка, множество ограничений. Зачастую, правда, они не приносят ожидаемого результата. Возникает закономерный вопрос - «почему?» Почему чем больше ресурсов вкладываешь в ребёнка, тем меньше получаешь реальную отдачу? Почему осознанность и энтузиазм родителей оборачиваются апатичностью и безынициативностью ребёнка? В данной статье рассматриваются эти и аналогичные вопросы.  

 

  1. РОДИТЕЛЬСТВО В 21 ВЕКЕ.

 

В последние годы всё большее распространение получает такой феномен как «идеальное материнство». Под данным термином подразумевается полная вовлечённость матери в жизнь ребёнка с отречением от собственной личности и возможностей реализовать себя где-либо, кроме материнства. «Идеальная мать» обязана кормить ребёнка грудью чуть ли не до пяти лет, постоянно быть рядом, занимать его чем-нибудь, забывая о своих интересах и о том, что главная задача детства – научить себя занимать самому. Став постарше, ребёнок «идеальной матери» непременно посещает кружки и секции, нередко не соответствующие его возрасту и потребностям. День малыша расписан по минутам. А ведь в раннем детстве ничем не занятое время – необходимая составляющая развития. Именно скука побуждает ребёнка познавать окружающий мир, пробовать что-то новое, воображать и принимать решения. В результате скуки развивается творческое мышление и самостоятельность.

Идеальное материнство как предпосылка социальной дезадаптации реб нка

Ещё более важным атрибутом развития подрастающего человека является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре удовлетворяются потребности ребёнка, которые невозможно реализовать в жизни, появляется понимание того, что такое «понарошку», формируется социальный интерес. Дети, лишённые возможности играть или – что ещё хуже – не научившиеся играть без помощи воспитателей или родителей, испытывают в дальнейшем трудности в социализации и проблемы эмоционального плана. В старшем возрасте таким личностям присущи инфантилизм и отсутствие самостоятельности. В запущенном варианте мы можем говорить даже о социальной дезадаптации таких детей.

Под социальной дезадаптацией в современной психологии понимается несоответствие психологических и социальных качеств требованиям ситуации жизнедеятельности, что в свою очередь приводит к снижению адаптационных возможностей. Это слабое развитие личностных качеств и нарушение процессов взаимодействия с социальной средой. Как пишет исследователь О.Б. Конева, «суть явления социальной дезадаптации – в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребёнка с явлениями окружающей среды, её традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьёй, школой и другими социальными институтами» [3]. Подобные нарушения в старшем подростковом возрасте могут проявлять себя как различные вариации асоциального поведения (наркомания, пьянство, противозаконные действия, сексуальные девиации). Продолжительная социальная дезадаптация приводит к задержке в развитии, высокому уровню тревожности, формированию негативных установок, агрессии, суицидальному поведению.



Социальная дезадаптация – предсказуемое следствие небывалого контроля своих детей и гиперотвественности – непременных атрибутов «идеального материнства», приводящих к искажению системы внутренней регуляции детей. Ведь чрезмерная ответственность и желание контролировать у одних элементов системы обязательно приводит к бесконтрольности, хаосу и отсутствию ответственности у других её элементов. Это закон распределения функций, который действителен для любой системы, в том числе и системы детско-родительских отношений.

2. РОЛЬ ГИПЕРОПЕКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

 

Согласно определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре», гиперопека – это «тип родительского поведения, способствующий формированию чрезмерной зависимости детей от родителей, а затем и зависимому поведению в социальной среде, если в подростковом возрасте индивид оказался неспособным освободится от такой зависимости» [6].

В условиях гиперопеки ребёнок непрерывно находится в состоянии тревоги и неуверенности, которые в норме не свойственны детскому возрасту. В результате формируются такие личностные качества как несамостоятельность, инфантилизм, неадекватная самооценка, возникает психологическое напряжение и состояние выученной беспомощности. В случае гиперопеки происходит вытеснение ребёнка из ситуации развития личности: попытки самоутверждения и сепарации взрослыми не поддерживаются. Таким образом, подрастающий человек становится убеждён в своей неспособности самостоятельно преодолевать трудности.

Почему же именно сейчас гиперопекающий стиль воспитания получает всё большее распространение? Представители существующих психологических направлений дают различные объяснения. Когнитивисты видят причины гиперопеки в повышенной тревожности матери [4, 10]. С позиции неофрейдизма гиперопеку можно объяснить выраженностью у матери невротических потребностей во власти, в любви и одобрении, в честолюбии, в безупречности [11]. Представители гештальтпсихологии рассматривают такой стиль воспитания как закономерность, следующую из трансформации ведущих потребностей у предыдущих поколений. Так, Г. Малейчук в своей статье описывает различия ведущих потребностей у представителей отдельных эпох. Люди, родившиеся после войны, ставили в приоритет материальное благополучие. Их в меньшей степени волновал статус, гораздо важнее было то, чтобы дети были сыты, не нуждались и жили «не хуже других». Следующему поколению уже не нужно было заботиться о выживании, поэтому они были ориентированы уже на удовлетворение социальных потребностей, на общественное признание, достижения. Значимыми становятся репутация и общественное мнение, что проецируется и на детей. Для того же, чтобы ожидания и надежды оправдывались, необходимо постоянно контролировать ребёнка и направлять [5].

Практикующие клинические психологи, использующие в работе с клиентами различные подходы, видят причину гиперопеки в неосознаваемом желании матери удовлетворить своё честолюбие и вызвать всеобщее восхищение [2].

Какой бы ни была причина, «идеальные» родители забывают, что рано или поздно чрезмерно опекаемый ребёнок столкнётся с реальностью. И чем глубже в ребёнке укоренилось в ребёнке убеждение, что весь мир вращается вокруг него, тем сильнее будет диссонанс. Связанные с этим опасения побуждают родителей неосознанно растягивать детство своего ребёнка, а самого ребёнка – искать «свободы» и самостоятельности в альтернативных формах деятельности, таких как разнообразные зависимости, вступление в деструктивные отношения, самоповреждения, рискованное поведение. Существующие исследования подтверждают, что наибольшее количество подростковых суицидов наблюдается именно в образцовых семьях «идеальных» родителей, стремящихся вырастить ребёнка в условиях контроля, гиперопеки и отсутствия нужды [1, 3, 7].

Говоря словами Ю.Б. Вашкевич, «даже травмирующие события не влияют так пагубно на жизненную силу человека, как привычка ждать, что кто-то решит все проблемы»[2, c. 3]. В самом деле, трудно не согласиться с этими словами, глядя на усиливающуюся инфантилизацию современного поколения. Многие родители обвиняют компьютерные игры, социальные сети и гаджеты, забывая между тем о том, что виртуальные миры – единственное место, куда можно сбежать от тотального контроля, получить автономию и признание. Отсутствие у детей желания жить в реальности, приносить конкретную пользу и стремиться к достижениям объясняется и тем, что в ситуации гиперопеки остаются недоразвитыми волевой компонент и целеполагание. Что неудивительно – под постоянным наблюдением родителей ребёнок привыкает только к чётким инструкциям извне и продуманному до мелочей плану своей жизни. При этом неусвоенным остаётся важный опыт самостоятельного разрешения ситуации, построения дружеских отношений и организации досуга. Родители чуть ли не пожизненно сохраняют за собой роль «лобных долей» своего чада, лишая индивида способности мобилизовать своё Я для постановки целей. Если же цели ставятся и достигаются без участия индивида, то результат в итоге обесценивается. По мере увеличения реализованных таким образом целей человек будет всё более чувствовать свою несостоятельность и беспомощность. Обесцениваются жизненные ценности, а иногда и сама жизнь.

 

ВЫВОДЫ

 

Начиная с ранних лет жизни ребёнок оказывается под сильным психосоциальным влиянием семьи, где происходит формирование и становление его личности. Согласно данным существующих исследований, у индивидов, совершающих общественно опасные действия, наблюдается стойкая социальная дезадаптация, которая возникла в результате патологического формирования поведения на ранних этапах социализации в контексте неблагополучной семейной обстановки. Под таковой понимается не только ситуация невовлечённости родителей в жизнь ребёнка, но и напротив – детоцентризм в воспитании, характерный для современной тенденции «идеального материнства». В условиях чрезмерной опеки и контроля ребёнка происходит недоразвитие эмоционально-волевой сферы личности, что приводит к появлению таких качеств как несамостоятельность, инфантильность, безынициативность, высокая тревожность, неадекватная самооценка, а также проблемы в построении дружеских отношений с другими детьми. Продолжительная социальная дезадаптация приводит к задержке в развитии, формированию негативных установок, агрессии, разнообразным зависимостям, суициду.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ардельянова Я. А., Саидов Б. Ш.Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. — 2018. — № 4. — С. 1–5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-usloviya-infantilizatsii-sovremennoy-molodezhi. - Дата доступа: 27.05.2020.
  2. Вашкевич, Ю.Б. 10 признаков того, что Вы – гиперзаботливый родитель, или Чем опасна гиперопека? – 4 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medalvian.ru/zhurnal/10-priznakovgiperopeki/. – Дата доступа: 27.05.2020.
  3. Конева, О.Б. Социально-психологические аспекты дезадаптации личности / О.Б. Конева// Вестник Челябинского гос. ун-та [Электронный ресурс]. – 2012. - № 19. – С.75-79. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-dezadaptatsii-lichnosti/viewer. - Дата доступа: 27.05.2020.
  4. Ладонычева, Н. К чему приводит страх за ребёнка / Н. Ладонычева // Психология эффективной жизни [Электронный ресурс]. – 2020. – Режим доступа: https://psy.systems/post/strax-za-rebenka . - Дата доступа: 27.05.2020.
  5. Малейчук, Г. Инфантильное поколение? / Г. Малейчук // Вестник психологии [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://psychologyjournal.ru/public/infantilnoe-pokolenie/?fbclid=IwAR1g0BKISY-U_cnmRvPpD9xE-2c2bezNdpsxY8WVxon_Yk9tMwGia9W-PDA/ . – Дата доступа: 27.05.2020.
  6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
  7. Писаренко, И. Ребёнка воспитывают как социального инвалида / И.Писаренко // Росбалт [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/piter/2016/11/22/1569202.html . - Дата доступа: 27.05.2020.
  8. Суслова, О.И. Феномен социальной дезадаптации в психологии / О.И. Суслова, Ю.А. Денисова // Саратовский гос.ун-т им. Н.Г. Чернышевского [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2017-03/suslova_denisova_idpo_2017.pdf . - Дата доступа: 27.05. 2020.
  9. Толстых, Н. Почему инфантильность погубит общество / Н. Толстых // РИА Новости [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://mgppu.ru/news/2354. - Дата доступа: 27.05.2020
  10. Фадеева, О. Чем опасна гиперопека? / О. Фадеева // Вестник психологии [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://psychologyjournal.ru/public/chem-opasna-giperopeka/ . – Дата доступа: 27.05.2020.
  11. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза [Электронный ресурс]: монография/ Хорни К.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79805.html.— ЭБС «IPRbooks»


Просмотров: 318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • МАК как инструмент доступа к бессознательному
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Зона доступа к подростку 2 часть
  • Нейротрансформинг. Код доступа к бессознательному VAKD
  • Глазные сигналы доступа в НЛП. Калибровка.
  • Код доступа ДНК, Воля Вселенной
  • Чтение поля. "Код доступа" для помогающего практика
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Ресурс для мамы маленького ребёнка
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • У нашего ребёнка проблемы. Что делать?
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Появились подозрения на нетрадиционную ориентацию ребёнка: что делать и как не навредить?
  • Что делать, если рядом с вами бьют ребёнка
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Иногда мне кажется, что я не люблю своего ребёнка
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • "Зона доступа" к подростку (1 часть)
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Почему маме кажется, что она совсем не спит после рождения ребёнка?
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • Как ненавязчиво контролировать ребёнка и оградить его от опасности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь