|
Идеальное материнство как предпосылка социальной дезадаптации ребёнкаАвтор статьи: Иванова Дарья Александровна
В настоящее время претерпевают изменения многие сферы общественной жизни. Преобразуются системы ценностей, трансформируются взгляды людей на то, какой должна быть семья и воспитание детей. Общество движется в направлении гуманизации отношений в существующих институтах, что также нашло своё отражение в детско-родительском взаимодействии. К детям стремятся относиться всё бережнее, заданные социумом нормы обращения с детьми становятся всё более строгими, а подчас трудновыполнимыми и нелогичными. Так, многие родители под благовидным предлогом стараются контролировать все дела их детей: делать с ними уроки до 10 класса, собирать портфель, организовывать их досуг вплоть до совершеннолетия и отдавать с младенчества на всевозможные развивающие кружки и секции. Подобное явление называют «идеальным материнством» или «осознанным родительством», противопоставляя его советскому «невротическому родительству», когда ребёнок с малых лет был предоставлен сам себе, учился самостоятельно удовлетворять потребности и искать развлечения. Именно детоцентризм преподносится психологами и масс-медиа как единственная правильная модель воспитания, несмотря на то, что при такой чрезмерной опеке на родителей переходит и та ответственность, которая должна принадлежать детям. В современном мире родительство становится глобальной жертвой, накладывая на людей, решившихся на рождение ребёнка, множество ограничений. Зачастую, правда, они не приносят ожидаемого результата. Возникает закономерный вопрос - «почему?» Почему чем больше ресурсов вкладываешь в ребёнка, тем меньше получаешь реальную отдачу? Почему осознанность и энтузиазм родителей оборачиваются апатичностью и безынициативностью ребёнка? В данной статье рассматриваются эти и аналогичные вопросы.
В последние годы всё большее распространение получает такой феномен как «идеальное материнство». Под данным термином подразумевается полная вовлечённость матери в жизнь ребёнка с отречением от собственной личности и возможностей реализовать себя где-либо, кроме материнства. «Идеальная мать» обязана кормить ребёнка грудью чуть ли не до пяти лет, постоянно быть рядом, занимать его чем-нибудь, забывая о своих интересах и о том, что главная задача детства – научить себя занимать самому. Став постарше, ребёнок «идеальной матери» непременно посещает кружки и секции, нередко не соответствующие его возрасту и потребностям. День малыша расписан по минутам. А ведь в раннем детстве ничем не занятое время – необходимая составляющая развития. Именно скука побуждает ребёнка познавать окружающий мир, пробовать что-то новое, воображать и принимать решения. В результате скуки развивается творческое мышление и самостоятельность. Ещё более важным атрибутом развития подрастающего человека является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре удовлетворяются потребности ребёнка, которые невозможно реализовать в жизни, появляется понимание того, что такое «понарошку», формируется социальный интерес. Дети, лишённые возможности играть или – что ещё хуже – не научившиеся играть без помощи воспитателей или родителей, испытывают в дальнейшем трудности в социализации и проблемы эмоционального плана. В старшем возрасте таким личностям присущи инфантилизм и отсутствие самостоятельности. В запущенном варианте мы можем говорить даже о социальной дезадаптации таких детей. Под социальной дезадаптацией в современной психологии понимается несоответствие психологических и социальных качеств требованиям ситуации жизнедеятельности, что в свою очередь приводит к снижению адаптационных возможностей. Это слабое развитие личностных качеств и нарушение процессов взаимодействия с социальной средой. Как пишет исследователь О.Б. Конева, «суть явления социальной дезадаптации – в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребёнка с явлениями окружающей среды, её традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьёй, школой и другими социальными институтами» [3]. Подобные нарушения в старшем подростковом возрасте могут проявлять себя как различные вариации асоциального поведения (наркомания, пьянство, противозаконные действия, сексуальные девиации). Продолжительная социальная дезадаптация приводит к задержке в развитии, высокому уровню тревожности, формированию негативных установок, агрессии, суицидальному поведению. Социальная дезадаптация – предсказуемое следствие небывалого контроля своих детей и гиперотвественности – непременных атрибутов «идеального материнства», приводящих к искажению системы внутренней регуляции детей. Ведь чрезмерная ответственность и желание контролировать у одних элементов системы обязательно приводит к бесконтрольности, хаосу и отсутствию ответственности у других её элементов. Это закон распределения функций, который действителен для любой системы, в том числе и системы детско-родительских отношений. 2. РОЛЬ ГИПЕРОПЕКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Согласно определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре», гиперопека – это «тип родительского поведения, способствующий формированию чрезмерной зависимости детей от родителей, а затем и зависимому поведению в социальной среде, если в подростковом возрасте индивид оказался неспособным освободится от такой зависимости» [6]. В условиях гиперопеки ребёнок непрерывно находится в состоянии тревоги и неуверенности, которые в норме не свойственны детскому возрасту. В результате формируются такие личностные качества как несамостоятельность, инфантилизм, неадекватная самооценка, возникает психологическое напряжение и состояние выученной беспомощности. В случае гиперопеки происходит вытеснение ребёнка из ситуации развития личности: попытки самоутверждения и сепарации взрослыми не поддерживаются. Таким образом, подрастающий человек становится убеждён в своей неспособности самостоятельно преодолевать трудности. Почему же именно сейчас гиперопекающий стиль воспитания получает всё большее распространение? Представители существующих психологических направлений дают различные объяснения. Когнитивисты видят причины гиперопеки в повышенной тревожности матери [4, 10]. С позиции неофрейдизма гиперопеку можно объяснить выраженностью у матери невротических потребностей во власти, в любви и одобрении, в честолюбии, в безупречности [11]. Представители гештальтпсихологии рассматривают такой стиль воспитания как закономерность, следующую из трансформации ведущих потребностей у предыдущих поколений. Так, Г. Малейчук в своей статье описывает различия ведущих потребностей у представителей отдельных эпох. Люди, родившиеся после войны, ставили в приоритет материальное благополучие. Их в меньшей степени волновал статус, гораздо важнее было то, чтобы дети были сыты, не нуждались и жили «не хуже других». Следующему поколению уже не нужно было заботиться о выживании, поэтому они были ориентированы уже на удовлетворение социальных потребностей, на общественное признание, достижения. Значимыми становятся репутация и общественное мнение, что проецируется и на детей. Для того же, чтобы ожидания и надежды оправдывались, необходимо постоянно контролировать ребёнка и направлять [5]. Практикующие клинические психологи, использующие в работе с клиентами различные подходы, видят причину гиперопеки в неосознаваемом желании матери удовлетворить своё честолюбие и вызвать всеобщее восхищение [2]. Какой бы ни была причина, «идеальные» родители забывают, что рано или поздно чрезмерно опекаемый ребёнок столкнётся с реальностью. И чем глубже в ребёнке укоренилось в ребёнке убеждение, что весь мир вращается вокруг него, тем сильнее будет диссонанс. Связанные с этим опасения побуждают родителей неосознанно растягивать детство своего ребёнка, а самого ребёнка – искать «свободы» и самостоятельности в альтернативных формах деятельности, таких как разнообразные зависимости, вступление в деструктивные отношения, самоповреждения, рискованное поведение. Существующие исследования подтверждают, что наибольшее количество подростковых суицидов наблюдается именно в образцовых семьях «идеальных» родителей, стремящихся вырастить ребёнка в условиях контроля, гиперопеки и отсутствия нужды [1, 3, 7]. Говоря словами Ю.Б. Вашкевич, «даже травмирующие события не влияют так пагубно на жизненную силу человека, как привычка ждать, что кто-то решит все проблемы»[2, c. 3]. В самом деле, трудно не согласиться с этими словами, глядя на усиливающуюся инфантилизацию современного поколения. Многие родители обвиняют компьютерные игры, социальные сети и гаджеты, забывая между тем о том, что виртуальные миры – единственное место, куда можно сбежать от тотального контроля, получить автономию и признание. Отсутствие у детей желания жить в реальности, приносить конкретную пользу и стремиться к достижениям объясняется и тем, что в ситуации гиперопеки остаются недоразвитыми волевой компонент и целеполагание. Что неудивительно – под постоянным наблюдением родителей ребёнок привыкает только к чётким инструкциям извне и продуманному до мелочей плану своей жизни. При этом неусвоенным остаётся важный опыт самостоятельного разрешения ситуации, построения дружеских отношений и организации досуга. Родители чуть ли не пожизненно сохраняют за собой роль «лобных долей» своего чада, лишая индивида способности мобилизовать своё Я для постановки целей. Если же цели ставятся и достигаются без участия индивида, то результат в итоге обесценивается. По мере увеличения реализованных таким образом целей человек будет всё более чувствовать свою несостоятельность и беспомощность. Обесцениваются жизненные ценности, а иногда и сама жизнь.
ВЫВОДЫ
Начиная с ранних лет жизни ребёнок оказывается под сильным психосоциальным влиянием семьи, где происходит формирование и становление его личности. Согласно данным существующих исследований, у индивидов, совершающих общественно опасные действия, наблюдается стойкая социальная дезадаптация, которая возникла в результате патологического формирования поведения на ранних этапах социализации в контексте неблагополучной семейной обстановки. Под таковой понимается не только ситуация невовлечённости родителей в жизнь ребёнка, но и напротив – детоцентризм в воспитании, характерный для современной тенденции «идеального материнства». В условиях чрезмерной опеки и контроля ребёнка происходит недоразвитие эмоционально-волевой сферы личности, что приводит к появлению таких качеств как несамостоятельность, инфантильность, безынициативность, высокая тревожность, неадекватная самооценка, а также проблемы в построении дружеских отношений с другими детьми. Продолжительная социальная дезадаптация приводит к задержке в развитии, формированию негативных установок, агрессии, разнообразным зависимостям, суициду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|